Анализ ситуации вокруг проектного поля




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт психологии и образования КФУ

 

 

Учебный проект:

 

OPEN LAB “АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ В АКАДЕМИЧЕСКОЙ СРЕДЕ”

 

 

Состав проектной группы:

Баклашова Т.А., доцент кафедры педагогики высшей школы ИПО КФУ

Руководитель НОЦ педагогических исследований ИПО КФУ

Руководитель сектора практик педагогической магистратуры ИПО КФУ

Внешний рецензент журнала ВАК "Общество: социология, психология, педагогика"

Член редакционной коллегии научного журнала "International Journal of Environmental and Science Education" (Scopus)

H-index:2

Абрамова М.М., старший преподаватель кафедры физики УГАТУ

Младший научный сотрудник НИИФПМ УГАТУ

H-index:2

Ряхова А.Г., ассистент кафедры физики УГАТУ

H-index:1

Саркеева Е.А., ассистент кафедры физики УГАТУ

 

Период выполнения работы над проектом: с 01.09.2016 по 28.12.16.

 

Место и дата защиты проекта:

 

__________________________________

 

«Проект допущен к защите»

 

Руководитель практики от КФУ _________________

 

МП

 

 

Казань - 2016


 

Содержание

1. Введение 3

2. Основная часть: 5

2.1 Актуальность, проблемное поле проекта 5

2.2 Анализ ситуации вокруг проектного поля 8

2.3 Цель проекта 14

2.4 Описание проектного решения 16

2.5 Оценка ресурсов 23

2.6 Описание результатов, возможных рисков и способов их снижения 24

3.Заключение 27

4.Список использованных нормативных документов

и источников информации 28

 


Введение

Первый год обучения в высшем учебном заведении является серьезным испытанием для подавляющего числа студентов. Это обусловлено, прежде всего, фактом появления нового круга обязанностей, а также противоречиями между личными ожиданиями в отношении учебного процесса и реальностью академической среды вуза. В связи с этим, процесс адаптации студенческого корпуса происходит достаточно медленно, и многие трудности психологического порядка преодолеваются обучающимися только ко второму курсу обучения.

Данное обстоятельство приводит к снижению успеваемости по основным предметам обучения (по данным Министерства образования и науки, около1/4 студентов отчисляется из вузов после первого года обучения в силу неудовлетворительных результатов зачётно-экзаменационной сессии).

Вышеуказанные обстоятельства актуализируют проблему адаптации студентов-первокурсников в образовательной среде вуза, а также разработки специализированных целевых программ, обеспечивающих «систему адекватного перехода» в академическую среду, основными задачами которой является создание условий радушного приёма, комплексной поддержки и постепенного средового ассимилирования (средовой подход), без потери собственной уникальности.

При разработке программ, методического инструментария, отборе эффективных педагогических технологий, обеспечивающих эффективность адаптационного процесса студентов, только что зачисленных в вуз, важно учитывать особенности жизни, соответственно психических состояний в этот период и детерминировать их как отдельную категорию в общем контенте студенческого корпуса. Данный период для многих студентов характеризуется: во-первых, разлукой с семьей, отрывом от, привычной для них, домашней среды; во-вторых, переходом к новой академической среде; в-третьих, социальным присоединением к академическому сообществу высшего образовательного учреждения, ощущением себя полноценным его членом.

Профессорско-преподавательскому составу (ППС) необходимо осознавать важность, значимость поддержки студентов со стороны персонала вуза, руководства факультета, семьи для достижения успешных результатов в процессе учения и обучения. Обучающимся важно ощущать свою значимость и ценность. Приоритетом в образовании новичков должно стать установление системы эффективного взаимодействия между разными участниками процесса через совместную деятельность, выступающую в качестве основной силы процесса адаптации студентов.

Действия в отношении создания системы эффективного взаимодействия должны носить целенаправленный, систематический характер и осуществляться всеми непосредственными участниками образовательного процесса образования первокурсников, включая департамент по молодёжной политике вуза.

Приоритетным здесь является формирование активной студенческой позиции через вовлечение в деятельность вуза для приобретения собственного жизненного опыта. Успех в учебе, в развитии личности студента-первокурсника сопряжен с такими понятиями как количество и качество вовлеченности в деятельность.

Практическая реализация системы адаптации студентов-новичков в академической среде вуза сопряжена с проблемой разработки специализированных программ, отбором образовательных, психолого-педагогических технологий, системой оценивания данной деятельности с целью повышения эффективности процесса, а также генерированием качественного научного знания, основанного на действительных результатах адаптации, повышающего академическую репутацию вуза.

Обогащающей силой системы адаптации студентов может стать сетевое взаимодействие с образовательными организациями внутри страны в практическом и научном аспектах, а также международное сотрудничество, имеющие целью преумножение собственного опыта в отношении адаптации студентов первого курса.

Многокомпонентность проблемы адаптации студентов-первокурсников в образовательной среде вуза требует новых подходов, нестандартных решений, особо пристального внимания к практической и эффективной реализации данного процесса. В этой связи представляется целесообразным создание и реализация проекта Open Lab «Адаптация студентов-первокурсников в академической среде».

Основная часть

Актуальность проекта

Обоснование актуальности темы целесообразно начать с генезиса проблемы организации адаптационного процесса в вузе, а также с обзора литературы по проблематике адаптации студентов-первокурсников в академической среде.

Вызовы, с которыми сегодня сталкиваются студенты первых курсов при поступлении в высшую школу, не являются новыми. Этот вопрос волновал умы учёных, педагогов-практиков еще в конце XIX века. Уже тогда профессионалами в области образования осознавалась чрезвычайная важность адекватного перехода в академическую среду недавних учащихся школ. Студенты первого курса рассматривались как особая категория обучающихся, требующая к себе пристального внимания со стороны руководства и ППС высшей школы.

Передовым здесь нам представляется опыт США. В 1888 году Boston College впервые в истории образования организовал для своих первокурсников Ориентационный (адаптационный) класс для новичков, а в 1911 году Read College (Портленд) открыл адаптационные курсы для студентов-первокурсников с раздельным обучением девушек и юношей. Обучение длилось год, общее количество часов составляло около 80 часов в год. Современную форму классы ориентации первокурсников приобрели в 1972 году, после многочисленных студенческих бунтов и переосмысления важности организации специализированного образовательного процесса новичков в высшей школе (University of South Carolina). Для менеджмента университета, его президента важным было привить студентам верное ценностное отношение к вузу, дать возможность приобретения положительного опыта учёбы на первом курсе. Результатом этого явился пересмотр всего контента обучения, технологий организации учебного процесса. Проблема адаптации студентов была возведена в ранг национальной и международной.

Конец XX века ознаменовался ростом конкуренции университетов и высших школ по всему миру. Для привлечения большего количества студентов в свои стены, вузы предпринимали серьезные шаги в отношении организации и популяризации ориентационных, адаптационных программ. Образовательная практика в этой области привела к значительным научным открытиям в области «Education» (согласно Scival). В частности, учёный Гарднер выявил факторы, влияющие на успех и неудачу на экзаменах студентов первого курса обучения. Среди факторов, положительно влияющих на результативность учёбы, особую важность он придавал альтруизму.

Современный этап развития высших школ характеризуется сокращением доходов, стандартизацией образовательного процесса. Вузам приходится предпринимать сверх усилия для сохранения у себя тех студентов, которых им удалось набрать с большим трудом. Руководство и ППС высших учебных заведений по всему миру прекрасно осознают изменение термина «студент-первокурсник» в силу увеличения количества работающих студентов, имеющих семьи, студентов-иностранцев, первокурсников, отличающихся более взрослым возрастом и т.д. Успешные вузы осознают важность трансформации системы адаптации первокурсников для того, чтобы отвечать их реальным потребностям. Немалую роль здесь играет проблема обогащения новичков предметными знаниями, лакуны в которых не позволяют им развиваться дальше.

При анализе потенциала российских высших школ (в том числе федеральных университетов) в отношении системы адаптации студентов-первокурсников в академической среде было выявлено следующее:

· доминанта культурно-массового сектора (студенческие клубы университетов) с охватом активной, талантливой молодёжи, посредством вовлечения их в разные события, мероприятия вуза (Опыт КФУ: для выявления творчески-одарённых студентов и вовлечения их в деятельность творческих коллективов для первокурсников проводятся такие мероприятия, как: «Торжественная встреча студентов 1 курса с администрацией Университета»; Концертная программа для иногородних студентов первого курса, проживающих в Деревне Универсиады; Школа творческого актива «Шаг навстречу»; Концертная программа «Экскурсия по студенческой жизни»; «День открытых дверей Студенческого клуба»; Ежегодный фестиваль «День первокурсника». Опыт УГАТУ: традиционные творческие конкурсы «Взлёт», «Студенческая весна», посвящение первокурсников в студенты, увлекательные шоу «Мистер УГАТУ» и «Мисс УГАТУ», КВН, конкурсы «А ну-ка, парни!» и «А ну-ка, девушки!», «День этикета», танцевальный баттл, большой флешмоб на площади УГАТУ, фотоконкурсы и Фестиваль Безбашенного Рока);

· наличие института кураторства (приоритет: организационная работа с академической группой студентов 1-2 курсов бакалавриата);

· отсутствие вариативных программ адаптации с учётом сроков зачисления студентов-первокурсников в вуз;

· недостаточная вовлеченность в процесс адаптации студентов преподавателей вуза, наставников-старшекурсников, родителей, семей;

· отсутствие специально разработанной эффективной системы адаптации студентов-первокурсников в вузе, их адекватного перехода в новый образовательный контекст.

Компаративный анализ систем адаптации студентов-первокурсников в академической среде, разработанных вузами разных стран мира, позволил детерминировать проблему проекта:

· Каким образом обеспечить адаптацию первокурсников в академической среде отечественного вуза?

Анализ ситуации вокруг проектного поля

Проблема адаптации студентов-первокурсников, отбора содержания и выбора релевантных образовательных технологий находит своё отражение в работах как зарубежных, так и отечественных учёных (Л.Н.Боронина, Ю.Р.Вишневский, С.В.Сергеева, И.В.Щербакова, А.В.Пономарёв, Е.В.Осипчукова, В.П.Кондратова, О.Г.Берестенёва, К.А.Шаропин; P.Wilcox, S.Winn, A.Pitkethly, M.Prosser, M.Yorke, B.Longden, M.L.Upcraft,V.Tinto, J.N.Gardner).

Изучение и анализ передового мирового опыта в области организации системы адаптации студентов-первокурсников позволил нам выявить следующие тенденции её развития:

- гибкость и вариативность программ адаптации с учётом сроков зачисления студенческого корпуса на первый курс обучения в высшую школу;

- универсальный характер содержания адаптационного обучения в вузе;

- вовлеченность в процесс адаптации всех участников процесса (студенты-новички, ППС и менеджмент вуза, наставники, студенты старших курсов, родители);

- многоаспектность ориентационного обучения с информационной доминантой;

- приоритет формирования культуры учения и обучения в академической среде.

Для выявления трудностей, с которыми сталкиваются российские студенты-первокурсники, а также определения их ожиданий, нами было проведено анкетирование, в котором приняли участие студенты первого курса следующих вузов:

· Институт психологии и образования КФУ

· Институт управления, экономики и финансов КФУ

· Уфимский государственный авиационный технический университет.

Общее количество опрошенных составило 153 человека.

Анкета состояла из семи вопросов, представленных ниже:

 

1.Как Вы оцениваете идею организации в начале учебного года «Трёхдневной школы адаптации студентов-первокурсников» (на базе студенческого городка или лагеря), где Вы сможете (в ходе тренингов, игр, бесед, дискуссий, творческих мастер-классов):

- познакомиться со своими одногруппниками, студенческим активом и преподавателями в неформальной обстановке;

- «освежить» свои знания по основным предметам;

- принять участие в психологических тренингах;

- познакомиться с организацией учебного процесса в Вашем вузе;

- узнать всё о социальной жизни студентов вуза (фестивали, концерты, конкурсы, олимпиады, волонтерское, спортивное движение и т.д.).

2. Прошли ли Вы церемонию посвящения в студенты Вашего вуза?

3. Получали ли Вы (от куратора группы, старшекурсников, участников студенческого актива, преподавателей-предметников) подробную информацию об организациях дополнительного досуга, социальной деятельности, волонтерского движения и др., существующих в вузе?

4. Известно ли Вам где находится музей/музеи вашего вуза, его библиотека?

5. Известно ли Вам о порядке получения социальных стипендий, материальной помощи, именных стипендий?

6. Проводились ли у Вас вводные лекции/занятия по каким-либо предметам, которые помогли вам: - снять основные трудности, связанные с недостаточным уровнем знаний - понять, как спланировать свою дальнейшую деятельность?

7. Трудности, которые Вы испытывали в начале обучения в вузе.

 

Результаты, полученные в ходе анкетирования, выявили трудности, с которыми столкнулись студенты на первом году обучения: психологический дискомфорт, связанный с новой средой, новым учебным коллективом (академической группой), новыми преподавателями – 35%; отсутствие умения правильно распределить свое учебное и свободное время – 29%; нехватка знаний по предметам, недостаточная компетентность в предметных областях – 27%; недостаточная вовлеченность в социальные проекты вуза, из-за отсутствия информации о мероприятиях, событиях, молодёжных движениях и т.д. (Рис.1).

Рисунок 1. Основные трудности, возникающие у студентов первого курса

в начале обучения

 

Подавляющее большинство студентов (94% против 6%) положительно оценили идею организации в начале учебного года «Трёхдневной школы адаптации студентов-первокурсников» (на базе студенческого городка или лагеря), позволяющей снять большое количество трудностей первого года обучения в вузе (Рис.2).

Рисунок 2. Результаты ответов студентов на первый вопрос анкеты

 

Лишь 48% из 100% прошли церемонию посвящения в студенты первого курса (Рис.3). Событие, к которому в зарубежных университетах относятся как к святой традиции, охватывающей каждого новичка в вузе, а также их родителей и семьи.

Рисунок 3. Результаты ответов студентов на второй вопрос анкеты

Необходимо отметить, что 30% из опрошенных студентов указали на факт неполучения от куратора группы, старшекурсников, участников студенческого актива, преподавателей-предметников подробной информации об организациях дополнительного досуга, социальной деятельности, волонтерского движения и др., существующих в вузе (Рис.4).

Рисунок 4. Результаты ответов студентов на третий вопрос анкеты

 

Такое же процентное соотношение характеризует ответы на вопрос о порядке получения социальных стипендий, материальной помощи, именных стипендий (Рис.5).

Рисунок 5. Результаты ответов студентов на пятый вопрос анкеты

 

Вводные лекции, имеющие целью снятие основной трудности, связанной с нехваткой информации о вузе, порядке организации учебного процесса, возможностях учебного планирования проводились лишь у 54% опрошенных новичков, 46% не получили этой информации (Рис.6).

Рисунок 6. Результаты ответов студентов на шестой вопрос анкеты

 

Стоит отметить, что 28% студентов не владеют информацией о размещении научной библиотеки собственного вуза, его музеев (Рис.7)

Рисунок 7. Результаты ответов студентов на четвертый вопрос анкеты

 

Анализ результатов анкетирования студентов первого курса позволил выявить противоречие между наличием у студентов потребности в адаптации в академической среде (с целью нейтрализации психологического дискомфорта, формирования умения правильно распределить свое учебное и свободное время, компенсации нехватки универсальных знаний по предметам, а также недостаточной вовлеченности в социальные проекты вуза из-за отсутствия информации о мероприятиях, событиях, молодёжных движениях и т.д.), их заинтересованности в ориентационной деятельности и отсутствием специально разработанной эффективной системы адаптации студентов-первокурсников в вузе, их адекватного перехода в новый образовательный контекст.

Цель и задачи проекта

Вышеуказанное противоречие, обоснование актуальности темы проекта позволяют сформулировать цель проекта OpenLab:

способствовать успешной адаптации студентов-первокурсников в академической среде вуза посредством реализации теоретических и экспериментальных исследований в области адаптации студентов-первокурсников в академической среде вуза и разработки системы адекватного перехода в новый образовательный контекст.

Задачи проекта:

OpenLab «Адаптация студентов первокурсников в академической среде» позволит решить следующие задачи:

· планирование, организация и проведение теоретических и экспериментальных компаративных психолого-педагогических исследований в области ориентационного обучения, адаптации студентов-первокурсников в академической среде вуза (в рамках САЕ КФУ «Учитель XXI века) с целью генерирования качественного научного знания и повышения конкурентоспособности вуза;

· приобщение и вовлечение студентов и аспирантов КФУ (УГАТУ), вузов-партнеров к научно-практическим исследованиям в области Education (согласно SciVal);

· повышение публикационной активности сотрудников «OpenLab» КФУ (УГАТУ), вузов-партнеров в международных рецензируемых журналах, в том числе индексируемых в базах данных «Web of Science»,«Scopus»;

· обеспечение эффективного взаимодействия студентов и аспирантов КФУ (УГАТУ) с зарубежными и российскими учеными мирового уровня, использование их опыта, навыков и знаний для достижения признания, проводимых научных психолого-педагогических исследований на мировом уровне;

· практическое внедрение результатов научно-экспериментальной работы в учебный процесс (разработка и внедрение вариативных программ адаптации студенческого корпуса первокурсников; отбор образовательных психолого-педагогических технологий к практическому использованию в контексте ориентационного обучения; оценка эффективности работы системы адаптации студентов-первокурсников).

Проект представлен следующими блоками (Рис. 8):

Рисунок 8. Основные блоки проекта OpenLab «Адаптация студентов-первокурсников в академической среде»

Таким образом, содержательный блок являет собой основной контент деятельности OpenLab. Процессуальный блок сопряжён с технологиями организации научно-исследовательского и образовательного процессов. Оценочный блок позволяет произвести качественную и количественную оценку деятельности OpenLab, измерить её отрицательный/положительный эффект. Научный блок является доминирующим с основным приоритетом производства качественного научного знания на основе экспериментальной работы, обладающего непосредственной практической значимостью для построения системы адаптации студентов-первокурсников в академической среде.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: