Этика взаимоотношений и общения со слепоглухими» (институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала всероссийского общества слепых «РЕАКОМП».




1. «Этика взаимоотношений и общения со слепоглухими» - это методическое пособие, выпущенное совместно с институтом профессиональной реабилитации и подготовки персонала всероссийского общества слепых «РЕАКОМП» в Москве в 2006 году (было переиздано в 2007 году) следующими авторами:

§ Сироткиным Сергеем Алексеевичем, кандидат философских наук, за­ведующий сектором реабилитации слепоглухих Института профес­сиональной реабилитации и подготовки персонала ВОС "РЕАКОМП", председатель Совета по работе со слепоглухими при ЦП ВОС, прези­дент МООИ Общество социальной поддержки слепоглухих "Эльви­ра", председатель комиссии по деятельности слепоглухих при Евро­пейском Союзе Слепых (EBU), вице-президент Европейского Союза Слепоглухих (EDBU)

§ Смирновой Ольгой Ивановной, генеральный директор ЗАО "Центр реабилитации неслышащих "ОТОФОН", член Совета по работе со слепоглухими при ЦП ВОС

2. В пособии рассматриваются основные понятия слепоглухоты, типичные психологические и социальные трудности, возникающие при контактах и общении с инвалидами по зрению и слуху, анализи­руются этические проблемы взаимоотношений со слепоглухими, предлагаются способы и практические советы по поведению в раз­личных ситуациях по отношению к слепоглухим. Особое внимание уделяется способам и средствам общения со слепоглухими, вопро­сам слухопротезирования, что имеет важное значение в коммуника­тивной реабилитации слепоглухих.

 

 

3. Пособие состоит из:

 

· 4 частей, каждая из которых включает в себя несколько попунктов;

· 2 приложений;

· Списка литературы.

В пособии показаны проблемы этики взаимоотношений, возникающие в сфере общения слепоглухих со зрячеслышащими, инвалидами других ка­тегорий и с себе подобными. Анализируются пути выхода из социальной изоляции людей с сочетанными нарушениями зрения и слуха через изме­нение отношения общества к слепоглухим и пропаганду средств и способов общения с ними.

В области социальной реабилитации и обслуживания слепоглухих при­нято опираться на функциональное (не медицинское) определение слепо глухоты, базирующееся на внешних, клинических и социальных проявле­ниях сочетанных нарушений зрения и слуха. Вариант такого определения предложили скандинавские страны. Его приняли многие страны мира как официальное определение слепоглухоты, которое приобрело название скандинавского.

Скандинавское определение слепоглухоты можно изложить таким об­разом:

" Слепоглухота — это уникальная инвалидность, обусловленная сочетанными глубокими нарушениями зрения и слуха, и вызывающая особые проблемы, отличные от тех, которые порождаются отдельно слепотой или глухотой. К данным проблемам в первую очередь относятся трудности в об­щении с окружающими людьми, во взаимодействии с окружающим миром, его изучении, в доступе к информации".

В настоящее время в скандинавских странах пересматривается и уточ­няется это определение — с целью ориентации государств на помощь лю­дям, признанным слепоглухими, средствами социальной и технической ре­абилитации. Предлагается примерно такое обновленное определение сле­поглухоты:

"Слепоглухота является отдельной инвалидностью. Слепоглухота — это комбинация инвалидности по зрению и слуху, которая ограничивает воз­можность полного участия в жизни, что требует компенсации от общества средствами технологий, специальных служб и создания доступной среды".

 

4. Варианты классификаций слепоглухоты:

По типу сочетания и степени потери зрения и слуха можно выделить пять сенсорных групп слепоглухих:

1) Полная (тотальная) слепота плюс полная глухота. Соответственно, группа тотально слепоглухих;

2) Практическая слепота (светоощущение, силуэтное или "туннельное" зрение) плюс полная или практическая глухота (различение отдельных зву­ков, шумов, отсутствие речевого диапазона), или наоборот — группа прак­тически слепоглухих;

3) Слепота (полная или практическая) плюс тугоухость III-IV степени (может слышать и частично понимать громкую речь на близком расстоянии или через слуховой аппарат) — группа слабослышащих слепых;

4) Слабовидение (остаточное предметное зрение — по I-II группе инва­лидности) плюс тотальная или практическая глухота — группа слабовидя­щих глухих;

5) Слабовидение плюс тугоухость — группа слабовидящее — слабос­лышащих.

Другой характерной особенностью контингента слепоглухих является разнообразие способов и языка общения с окружающими людьми и рече вого мышления. В основу классификации слепоглухих по этому признаку следует положить прежде всего язык общения и речевого мышления. По данному критерию можно разделить слепоглухих на две речевые группы:

1) Словесно-речевая группа, так называемая группа "словесников". У этих слепоглухих ещё до потери ими слуха сложилась — в условиях относи­тельной сохранности слуха — обычная (словесная голосовая и/или письмен­ная) речь, грамматически и нередко литературно правильно оформленная. Благодаря именно сохранности этой обычной речи и вербального мышления (чем позже по возрасту теряется слух, тем прочнее сохраняется речь) слепо-глухие "словесники" могут свободно общаться с окружающими людьми и понимать их, хоть и при помощи специальных средств общения, компенси­рующих невозможность слухового восприятия речи (таких, как слуховые ап­параты, письмо на бумаге или на ладони, ручная азбука глухих, брайль).

2) Жесто-речевая группа — "жестовики". Основным языком являются жесты — язык, который обычно складывается до наступления слепоглухоты, также, естественно, в условиях врожденной или ранней глухоты и нор­мального или слегка сниженного зрения. Этот язык принципиально отлича­ется от словесного языка (больше, чем тот от любого иностранного) по ти­пу речевого мышления, имеющего тесную связь с зрительно-простран­ственным восприятием окружающего мира. У него другая "грамматика" и "синтаксис", которые требуют высокой квалификации для адекватного пе­ревода на словесный язык. Поэтому слепоглухие жестовики сталкиваются с неизмеримо большими трудностями в общении с окружающими людьми, чем слепоглухие словесники, так как возможности взаимопонимания меж­ду ними и окружающими резко ограничены из-за отсутствия общего языка.

 

5. Известно, что такое недоразвитие анализаторов, как слепоглухота, чаще всего обусловлено наследственным фактором (врожденная патология).

Некоторые синдромы, включающие слепоглухоту:

§ Синдром Ушера;

§ Синдром Маршалла;

§ Синдром Коккейна;

§ Синдром Ваарденбурга;

§ Синдром Альстрема.

6. Историю обучения и реабилитации слепоглухих обычно начинают с мо­мента возникновения первых попыток обучения и воспитания слепоглухих детей. Принято считать началом истории тифлосурдопедагогики 1837 год, когда выдающийся американский тифлопедагог и общественный деятель Самуил Гридли Хоув (1801-1876) в Бостонском институте слепых Перкинса впервые занялся обучением речи восьмилетней тотально слепоглухонемой девочки Лоры Бриджмен (1829-1889).

Вторым этапом в истории тифлосурдопедагогики считается обучение всемирно известной слепоглухой с 19 месяцев, тоже американки Элен Келлер (Helen Keller, 1880-1968). Опыт обучения этой слепоглухой уникален и интересен тем, что обучение и воспитание тотально слепоглухонемой с очень раннего детства дало поразительные по тому времени результаты: Элен Келлер смогла получить высокое интеллектуальное и личностное ра­звитие, она стала активным общественным деятелем и писательницей, оставившей ощутимый след и в жизни общества и в развитии системы об­учения и реабилитации слепоглухих.

Носителем второй эпохи развития системы обучения и воспитания сле­поглухих в истории тифлосурдопедагогики обычно называют Россию. При­чём было несколько этапов развития российской тифлосурдопедагогики:

1). 1909-1941 годы — в Санкт-Петербурге, где до революции было соз­дано попечительское общество о слепоглухонемых, в одном из приютов бы­ла создана первая группа таких детей, которая в разное время меняла ме­сто нахождения — вплоть до Отофонетического института (впоследствие Института уха, горла и носа). Результаты обучения слепоглухих в этой груп­пе и психологические наблюдения за их развитием описаны в научных тру­дах главного руководителя этой школы, выдающегося тифлосурдопсихолога А.В. Ярмоленко (1900-1976);

2). 1923-1937 годы — в Харькове, где была организована при школе сле­пых группа-клиника слепоглухих детей под руководством профессора И.А. Соколянского (1889-1960), которого принято считать основоположником советской тифлосурдопедагогики. Именно ему принадлежат новые идеи и методические разработки по обучению слепоглухих (как правило тоталь­ных). Это из его клиники вышла известная слепоглухая учёная и писатель­ница, кандидат педагогических наук, кавалер ордена Трудового Красного Знамени Ольга Ивановна Скороходова (1911-1982), которую иногда назы­вали советской Элен Келлер. Опыт харьковской школы отражен в многочи­сленных научных и публицистических статьях, в том числе самого И.А. Со­колянского, О.И. Скороходовой, А.И. Мещерякова и многих других;

3). 1947-1960 годы — в Москве, где продолжал свою работу после поч­ти 10-летнего перерыва И.А. Соколянский в Институте дефектологии АПН РСФСР. Он пригласил к себе и свою харьковскую воспитанницу О.И. Скоро-ходову. Вокруг Ивана Афанасьевича складывалось новое, московское ядро ученых-последователей и тифлосурдопедагогов. Среди них особо выде­лился будущий продолжатель дела И.А. Соколянского, яркий научный руко­водитель и организатор всей последующей работы в области обучения и воспитания слепоглухих — доктор психологических наук А.И. Мещеряков (1923-1974);

4). 1961 — по настоящее время — в Сергиевом Посаде, где создан пер­вый в России крупный центр по обучению, воспитанию и реабилитации сле­поглухих детей и молодёжи, а также начали появляться группы слепоглухих в других школах.

7. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ:

Главная проблема в общении со слепоглухими - это выбор специфических средств общения со слепоглухим. А людям, специально не подготовленным к общению со слепоглухими, просто не из чего выбирать. Ведь их нужно специально изу­чать. Однако, этого далеко недостаточно для полноценного общения со слепоглухими!

8. Разные точки зрения, суждения о слепоглухих, их проблемах:

Небезынтересно и важно знать, как воспринимают слепоглухих окружа­ющие разных категорий, непосредственно ими не занимающиеся; как они представляют себе решение их проблем. Приводим высказывания и раз­мышления некоторых авторов.

Денискина В.З.,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: