Индивидуальные групповые массовые




Основные формы социально-культурной деятельности

 

Успех деятельности клубного учреждения зависит от того, насколько интересно и разнообразно содержание его деятельности. Содержание деятельности определяется:

 

· интересами и запросами аудитории;

 

· событиями, происходящими в стране и за рубежом;

· спецификой развития и проблемами региона, в котором находится клубное учреждение;

· обычаями и традициями, бытующими в данной местности;

· знаменательными и памятными датами в жизни общества;

 

· календарём государственных праздников;

· годовым кругом народных праздников;

 

· уровнем профессионализма работников клубного учреждения, его материально - технически-ми и финансовыми возможностями.

 

Содержание деятельности должно обязательно облекаться в определенную форму.

 

Форма работы клубных учреждений -это способ реализация их деятельности,а также способы иприёмы организации клубной аудитории.

 

Массовые формы работы предполагают включение в действие большого числа участников (народного гуляния, балы, маскарады, шоу, дискотеки и др.).

 

При использовании различных форм работы необходимо учитывать одно непременное условие:

Форма должна соответствовать содержанию,чтобы оно могло раскрыться наиболее полно.

 

Средства -это инструменты,с помощью которых осуществляется социально-культурная деятель-ность, своеобразный «механизм» доведения содержания деятельности до аудитории. В неразрывной связи с формами и средствами находятся методы.

 

Методы -это пути достижения поставленной цели,способы и приёмы практической реализации де-ятельности. Первая группа методов, используемая при осуществлении культурно - досуговых про-грамм - это так, называемые родовые методы, которые включают в себя: метод иллюстрирования, метод театрализации, метод игры. Предназначение этих методов - предельно донести информацию, заложенную в программе, добиться эмоционального восприятия действия и включить в него аудито-рию. Можно обратиться к самым современным формам, методам и средствам работы, использовать всё многообразие средств, но если не знать во имя чего и в какой логической последовательности действовать, то в итоге вряд ли можно достигнуть положительного результата.

 

Цель: Возникновение и диалектика развития термина«культурно-досуговая деятельность»,обос-нование его родовых методов, форм и средств. Взаимосвязь теории культурно - досуговой деятель-ности с историей общественно - просветительного движения в России, современными зарубежными социально - педагогическими и досуговедческими теориями.

 

Задача: Взаимосвязь и взаимоотношение понятий«культура», «досуг», «просвещение», «творче-ство», «отдых», «развлечение», «методика культурно - досуговой деятельности».

 

Формы как способ реализации содержания деятельности учреждений культуры

 

К числу важнейших компонентов методики культурно - досуговой деятельности относятся фор-мы деятельности учреждений элементов функционирования учреждения культуры, компонент куль-турно - досуговой деятельности.

 

Термин “форма” употребляется в различных смыслах. Форма (вообще) - устройство, структура, внешнее выражение чего - либо, система организации чего - либо.


Содержание деятельности должно обязательно облекаться в определенную форму. Формы рабо-ты клубных учреждений - это способы и приёмы организации клубной аудитории.

 

По способам реализации содержания клубной деятельности мы различаем лекции и беседы, дис-путы и вечера вопросов и ответов, дискотеки и шоу - программы и т.д.

 

ФОРМЫ

 

 

индивидуальные групповые массовые

 

Индивидуальные формы:

 

- Беседы: в обыденном смысле - литературная или театральная форма устного или письменного об-мена в разговоре между двумя и более людьми; - в философском и научных смыслах - специфиче-ская форма и организация общения, коммуникации. Традиционно противопоставляется монологу.

 

Основные исторические основания беседы находятся в философских приёмах, обнаруживаемые в классической греческой и индийской литературе, в особенности в античной риторике, логике и со-фистики. Помимо осуществления коммуникации беседы может быть использован в художественных целях (в литературе, кино), для передачи философских идей (например, диалоги Платона - «Федон», «Пир»), для обучения иностранному языку (как упражнение). В XIX в., потеряв почти полностью со-прикосновение со своей основой и поддержкой в риторике, понятие беседы появляется вновь, транс-формируясь в работах критиков культуры, таких как Михаил Бахтин и Паулу - Фрейре, богословов, таких как Мартин Бубер, а также, в сущности, смягчая борьбу с атомизацией и социальным отчуж-дением человека в массовом индустриальном обществе.

 

- Консультации: объяснение, разъяснение каких либо понятий. Ответы на вопросы.

 

Групповые формы:

 

- Лекции: устное систематическое и последовательное изложение материала, по какой - либо про-блеме, методу, теме вопроса и т. д. Является элементом лекционно-семинарской формы обучения, практикуемой преимущественно в старших классах средней школы и в высшей школе (где эта форма является основной в процессе обучения). Лекция, как метод обучения, относится к словесным мето-дам обучения и может применяться при классной - урочной системе обучения. В средней школе лек-ции обычно практикуются при изложении нового довольно объёмного и достаточно сложного мате-риала с использованием приёмов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе приучения их к конспектированию излагаемого материала. Механизм восприятия лекции вы-глядит следующим образом: воспринимается информация, затем в сознании происходит её анализ, после чего информация снова выражается словами (в виде конспекта лекции). Конспект является уже продуктом мышления учащегося, что требует от него значительного умственного напряжения. Кро-ме того, на протяжении лекции возбуждаются одни и те же участки коры головного мозга, в резуль-тате чего уровень восприятия может понизиться.

 

- Встречи: это хорошая возможность организовать людей в определённом месте, пообщаться, обсу-дить и проанализировать ситуации, проблемы и успехи.

 

- Тренинги: метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и соци-альных установок.


Массовые формы:

 

- Праздники: день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь. День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. Выходной, нерабо-чий день. День радости и торжества. День игр и развлечений. Праздник является особым элементом в структуре социального времени. Главная функция праздника - социокультурная интеграция той или иной общности людей. Разные праздники осуществляют разные виды интеграции. Праздничный спектакль любого уровня строится по образу семейного праздника, при этом делаются попытки уси-лить интеграцию социокультурных полей, приблизить управляющих к управляемым, главу государ-ства к народу. В общем, сплотить ту или иную социальную общность. Цель государственных празд-ников - сплочение граждан вокруг официальных лидеров. Государственные праздники бывают двух уровней: организуемые самими властями и индивидуальные. Второй уровень, это когда государ-ственный праздник сливается с индивидуальным и люди устраивают застолья. В случае первого уровня праздник просто становится дополнительным выходным. Религиозные праздники обеспечи-вают интеграцию всех членов данной церкви вокруг ее руководства. Семейные праздники выполня-ют функцию сплочения членов семьи и родственников. Важную роль в праздничных ритуалах играет потребление. Оно выражается в застолье, подарках и специальной праздничной одежде. Формирова-ние общества потребления превращает бизнес в ключевого участника праздничного дискурса. Праздник - это инструмент маркетинга. К тому же, праздник выполняет важную функцию релакса-ции. Праздник делает перерыв в рутинизированной жизни человека.

- Семинары: форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся (студенты, стажёры) об-суждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя. Преподаватель в этом случае является координато-ром обсуждений темы семинара, подготовка к которому является обязательной. Поэтому тема семи-нара и основные источники обсуждения предъявляются до обсуждения для детального ознакомле-ния, изучения. Цели обсуждений направлены на формирование навыков профессиональной полеми-ки и закрепление обсуждаемого материала. Семинары - эффективная форма подготовки инженерных и научно - педагогических кадров в ВУЗах. Научные семинары - в научных коллективах традицион-ная форма повышения квалификации, ознакомление с работами коллег, форма коллективного, пуб-личного рабочего обсуждения научной информации коллегами для формирования компетенции участников коллектива в объёме новых знаний, методов, для оптимизации взаимодействия по проек-там и программам. В лучшем случае семинар проводится с представлением материалов в доступе до семинара, когда доклад содержит только краткую, реферативную, обзорную форму, задавая тему об-суждений. Собственно семинар есть перенос предметных кулуарных обсуждений в публичную фор-му семинара, который может сниматься на видео или протоколироваться.

 

Используются, в основном, в работе школ, студий, народных университетов. К групповым формам работы относятся, прежде всего, клубные объединения - это кружки и коллективы самодеятельного художественного творчества, а также мероприятия, носящие камерный характер (вечера - кафе, дис-куссионные формы, литературно - музыкальные и поэтические вечера и т.п.)

 

Понятие формы применительно к деятельности учреждений культуры также иметь различное значе-ние. Прежде всего форма является выражением содержания культурно - досуговой деятельности. Под формой понимают также структурное оформление отдельных документов (форма плана, форма сметы доходов и расходов, форма статического отчета о деятельности учреждения культуры, форма афиши и т.п.) и, наконец, формами называют способы организации культурно - досуговой деятель-ности.

 

Под формами - программами культурно - досуговой деятельности следует понимать способы и при-емы организации людей в учреждении культуры, по месту жительства в целях доведения до них определенного содержания.

 

В зависимости от характера аудитории и средств воздействия формы культурно - досуговой деятель-ности делятся на массовые, групповые и индивидуальные. Формы - программы культурно - досуго-


вой деятельности - не существуют сами по себе. По отношению к содержанию форма - программа носит зависимый характер.

 

Каждое средство воздействия требует соответствующих форм организации людей. Отмечая зависи-мость форм и их правильное использование, в свою очередь, имеют большое значение. Формы - про-граммы обладают известной самостоятельностью, они могут оказать и оказывают обратное влияние на содержание деятельности. От выбора форм часто зависит результат деятельности.

 

Содержание деятельности должно обязательно облекаться в определенную форму. Формы работы клубных учреждений - это способы и приёмы организации клубной аудитории.

 

В зависимости от способов организации клубной аудитории формы бывают индивидуальные, груп-повые и массовые. Индивидуальные формы - это беседы, консультации и др. К групповым формам относятся, прежде всего, клубные объединения, кружки и коллективы самодеятельного художе-ственного творчества, а также мероприятия, носящие камерный характер (вечера - кафе, дискуссион-ные формы, литературно - музыкальные и поэтические вечера и т.п.)

 

Массовые формы работы предполагают включение в действие большого числа участников (народ-ные гуляния, балы, маскарады, шоу, дискотеки и др.).

 

При использовании различных форм работы необходимо учитывать одно непременное условие:

форма должна соответствовать содержанию, чтобы оно могло раскрыться наиболее полно.

 

Форма не может изолированно от содержания. В зависимости от характера аудитории и средств воз-действия формы культурно - досуговой деятельности делятся на массовые, групповые и индивиду-альные. Формы - программы культурно - досуговой деятельности - не существуют сами по себе. Их выбор обусловливается содержанием и средствами. По отношению к содержанию форма - программа носит зависимый характер.

 

Каждое средство воздействия требует соответствующих форм организации людей. Отмечая зависи-мость форм - программ культурно - досуговой деятельности - от содержания и средств воздействия, следует иметь в виду, что выбор форм и их правильное использование, в свою очередь, имеют боль-шое значение. Формы - программы обладают известной самостоятельностью, они могут оказать и оказывают обратное влияние на содержание деятельности. От выбора форм часто зависит результат деятельности.

 

Выбранная форма программы влияет на отбор содержания, а содержание, в свою очередь, лепит форму. Форма - это способ существования содержания.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: