Марксистская ортодоксия и философия прогресса рабочего класса




Актуальность этих тезисов очевидна и, с учетом времени написания и оригинальности, может посрамить некоторые из сегодняшних анализов. Но можно поставить и несколько вопросительных знаков. Коммунисты Советов до сих пор продолжают придерживаться классической марксистской схемы развития, а, в конечном счете, философии прогресса как развития производительных сил. Это заметно по сомнительной определенности, с которой они приписывают всей совокупности крестьянских классов (в России, Китае и Третьем мире в целом) только и исключительно мелкобуржуазно-капиталистическую позицию, что – по крайней мере в таком общем и абстрактном виде – весьма сомнительно. Далее, это представление об историческом прогрессе покоится на столь же абстрактной концепции рабочего класса, которая проявляется особенно в катастрофальных представлениях о западноевропейской революции. Здесь пробивается схематизм, который зачастую был общим для леворадикальной марксистской ортодоксии и для социал-демократии.

В прямой связи с критикой большевизма коммунисты Советов разработали детальную систему коммунистического способа производства, сердцевина которого – управление производством и планирование в соответствии с демократией Советов. Эта система изложена в «Основных принципах коммунистического производства и распределения» (1930 г.). Здесь становятся видны пределы позиции коммунизма Советов. Госсоциализму-госкапитализму они противопоставляют продуманную систему производства и воспроизводства, которая на уровне чистой экономики должна доказать возможность советско-демократического планирования без закона стоимости. Но эта система настолько оторвана от живых классовых отношений и внутренних структурных процессов в рабочем классе, что в ней нет ничего живого, кроме мысленной конструкции органов управления и планирования. В ней выражен, в конечном счете, характерная для исторических «авангардов» рабочего движения позиция квалифицированных рабочих, для которой коммунизм – это всего лишь вопрос экономической организации и должен, поэтому превзойти по компетентности в вопросах организации и управления менеджерский капитализм. Концепция коммунистов Советов далека от коммунистической критики труда, она лишь продолжает спор о технико-экономической эффективности систем планирования. Как и реформистская политика, концепция коммунистического «способа производства» у коммунистов Советов – ни что иное, как введение политической демократии в процесс труда, который сам по себе не ставится под вопрос. Этот взгляд квалифицированных рабочих в его классической социалистической форме пал вместе с развитием капитализма. Но он снова и снова повторяется в различного вида теориях о «производственной демократии» и «самоуправлении», носители которых принадлежат чаще всего к квалифицированному управленческому персоналу капиталистического производства.

Соединение классовой борьбы, развития производительных сил и революции, как оно сформулировано в предложенном коммунистами Советов варианте марксистской ортодоксии, не подтверждается историческим ходом классовых движений и боев в западноевропейских метрополиях. Эти критические моменты необходимо помнить, учитывая исторические и теоретические пределы критики большевизма коммунистами Советов. Это не умаляет их вклада, а яснее показывает, над чем еще предстоит работать.

 

Статья М. Райнлендера была опубликована в немецкой газете «ак», § 352, 10 марта 1993 г. и приводится здесь с небольшими сокращениями. Она содержит также некоторые элементы либертарной критики в адрес «коммунизма Советов».

 

 


 

ИЗ ДОКУМЕНТА «КОММУНИСТОВ СОВЕТОВ» «ПРИНЦИПЫКОММУНИСТИЧЕСКОГО РАБОЧЕГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА» (1922 г.) [22]

 

Третий Интернационал

1. Третий Интернационал – это российское порождение, порождение Российской коммунистической партии. Он был создан для того, чтобы поддержать российскую революцию, т.е. революцию частично социалистическую, частично буржуазную.

2. Благодаря двойному характеру российской революции, поскольку Третий Интернационал призван поддержать как пролетарскую, так и буржуазную российскую революцию, то есть благодаря двойственному характеру его цели, сам Третий Интернационал стал организацией частично пролетарской, частично буржуазной.

3. Постольку он призывал к революции, к экспроприации капиталистов, он был пролетарской организацией по ликвидации капитализма; поскольку же он продолжал придерживаться парламентаризма, профсоюзов, диктатуры партии или вождей, он был буржуазной организацией, созданной для того, чтобы поддерживать и строить капитализм. Ведь парламентаризм, профсоюзы и диктатура партии или вождей ведут не к коммунизму, а к сохранению капитализма.

4. Третий Интернационал был, таким образом, с самого начала частично контрреволюционной организацией.

5. Эта организация привела затем и в европейских странах не к победе, а к поражению пролетариата.

6. Когда с февраля 1921 г. удерживающая диктатуру над Россией большевистская партия перешла к капитализму, она вскоре вынудила Третий Интернационал вернуться к капитализму, и Третий Интернационал стал с лета 1921 г. на деле полностью капиталистическим и буржуазным. Он отказался от революции и стал стремиться только к реформам, его целью стало построение капитализма.

7. Поскольку в России должен быть построен капитализм и поскольку он не может быть построен без восстановления и строительства европейского капитализма, Третий Интернационал вынужден был отказаться от революции и вернуться к реформизму, то есть выдвинуть целью строительство капитализма.

8. Поэтому, чтобы строить капитализм, Третий Интернационал - как и российская, ныне капиталистическая большевистская партия - ныне связывается с европейскими капиталистическими правительствами и европейским капиталом, чтобы строить капитализм в России, и со 2-м и 2 1/2-м Интернационалами для строительства европейского капитала.

9. Цель Второго, Второго с половиной и Третьего Интернационалов, таким образом, та же, что у капиталистических государств и правительств. Единый фронт этих трех Интернационалов есть единый фронт с капитализмом.

10. Поскольку капитализм находится в смертельном кризисе и все еще не видит выхода, Советское правительство и Третий Интернационал предлагают себя на роль его спасителей.

11. Поэтому Третий Интернационал, как и российская большевистская партия превратились в совершенно контрреволюционные, предающие пролетариат организации. Он является таким же, как и Второй и Второй с половиной Интернационалы.

12. Подобно тому, как пролетариат всех стран является средством в руках социал-демократических, буржуазных и реакционных партий для того, чтобы сохранить, построить капитализм и распространить его по всему миру, и передать правительство и власть этим партиям и их вождям, точно так же пролетариат служит средством для Третьего Интернационала для достижения той же цели. Его цель – не революция, не освобождение пролетариата, а собственная власть в буржуазном государстве и рабство пролетариата.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: