Зачем молиться за усопших?




Зачем нужны церковные записки,

Ипочему

Церковь молится за умерших

 

В храм заходит человек,подаёт записки, ставит свечи. И уходит.А«на небе» должны услышать егомолитву и помочьему. Так ли всё просто?

Для начала разберемся, как возникли церковные записки.

С V века в храмах стали появляться поминальные ди́птихи. Так называли две соединённых наподобие открытки пластины (из дерева, металла или камня).Существовало 5 видов диптихов, скажем лишь о двух видах: одни представляли собой «списки христиан, куда обыкновенно помещались имена местного епископа и иных архиереев, а также клириков и других членов общины», другие — «списки усопших христиан, содержавшие имена преставившихся местных епископов, а также епископов других, в особенности близлежащих, епархий, пресвитеров, диаконов и всех вообще клириков местной общины, скончавшихся православных государей, мирян, оставивших по себе добрую память»[2].Заметим также, что «включение в диптих имени клирика или мирянина было знаком церковного признания его христианских добродетелей» [2].

Впоследствии поминальные диптихи стали называть сино́диками. В настоящее время в синодики обычно вносятся имена христиан для временного поминовения (в течение 40 дней, года).

Ещё один вид диптиха — домашний помя́нник. Это маленькая книжка, в которой написаны имена живых и усопших родных, друзей, знакомых, обидчиков и неприятелей. Христианин читает свой помянник во время домашней молитвы; также в небольших приходах верующие подают свои «диптихи» для поминовения в алтарь. Кроме того, можно самому читать свой помянник в то время, когда священник возглашает молитву о живых и усопших христианах.

В ХХ веке, когда увеличился уровень грамотности среди крестьян и рабочих (по сравнению с XIX столетием),в храмах Русской Православной Церкви распространились разовые помянники — записки. Человек пишет имена на листке бумаги, подаёт его в свечной киоск,за богослужением совершается молитва о тех, кто упомянут в записке,после чего листок с именами сжигается.

Как «действует» записка?

Когда мы подаём записки в храм, мы просим Церковь помолиться о ком-либо вместе с нами (не вместо нас!). Мы вместе со священниками и мирянами, кающимися грешниками и святыми, ангелами и Пресвятой Богородицей — все мы составляем живой организм Церкви, голова которой — Иисус Христос.

Клетки тела живы, пока к ним по кровеносной системе поступает питание. Мы живы духовно, пока соединяемся с Богом в Таинстве Причащения. Не раз в год, а постоянно, потому чтодуше эта пища жизненно необходима.

Странно — просить Церковь о молитве за наших близких, но при этом не молиться самим.Порой, кстати, мы не молимся, потому что пытаемся услышать свою записку. Но, по большому счету, не так уж и важно, прочитали её вслух, или нет. Господь знает имена тех, о ком мы хотим помолиться, и смотрит, молятся ли наш разум и наше сердце. Священноисповедник Афанасий (Сахаров, 1887—1962) говорит о том, что «возношение имён имеет в виду, главным образом, напомнить НАМ, о ком мы должны молиться, и через то подвигнуть нашу любовь к ним на молитвенный труд ради них, на совершение добрых дел в память их ».Как видим, «действенность» поминовения не зависит от количества поданных записок и суммы пожертвования за них.

Цены на записки

Наша лепта необходима для содержания храма (на отопление, электричество, жалование священнослужителям, хору, дежурным). Однако это не значит, что при отсутствии денежных средств человек не может подать записку. В свечном киоске её должны принять в любом случае.

Кого можно писать в церковной записке?

Во время проскоми́дии (первая часть Божественной литургии) из просфор вынимают частицы, поминая Пресвятую Богородицу, чины всех святых (пророки, апостолы, мученики и др.), живых и усопших христиан (в том числе тех, чьи имена указаны в записках). Частицы просфор выкладывают на специальном блюде —ди́скосе, в центре которого лежит просфора, называемая Агнцем, она символизирует Христа. А расположение частиц на дискосе символизирует Церковь Христову. Поэтому на проскомидии поминают только тех людей, которые вошли в Православную Церковь через таинство Крещения.

На молебен и панихиду можно подавать записки о членах Католической Церкви и Церквей Реформации.

В записках «об упокоении» нельзя указывать имена тех, кто сознательно совершил самоубийство.

 

 

Зачем молиться за усопших?

«Православная Церковь с древнейших времен верует, что возможно изменение загробной участи тех, кто умер в покаянии, но не принес достойных плодов покаяния.

Уже в ветхозаветные времена существовал обряд преломления хлеба на гробах в память об умершем (Исх. 16:17; Втор. 26:14). В Вар.
3:4—5 содержится молитва о прощении грехов усопших: "Господи Вседержителю, Боже Израилев! Услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою... Не вспоминай неправд отцов наших" […]

В возможности изменения загробного состояния умерших нас убеждает то, что усопшие принадлежат вместе с нами одному и тому же Телу Христову. Конечно, сами они не могут изменить своего состояния, но Христос имеет "ключи ада и смерти" (Откр. 1:18). Поэтому возможно изменение их состояния по молитвам Церкви, ибо Господь сказал: "если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю..." (Ин. 14:13).

Он же говорил о возможности отпущения грехов в будущей жизни: "если же кто скажет наДуха Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем" (Мф. 12:32).

Молитвы за усопших — не только религиозный долг, но и естественная потребность человеческой души, поскольку они являются выражением нашей любви. Поэтому молитвы за усопших имеют значение не только для самих умерших, но и для живых, ибо, по слову св. Иоанна Дамаскина, "всякий подвизающийся о спасении ближнего сперва получает пользу сам, потом приносит оную ближнему, ибо не неправосуден Бог, чтобы забыть дела"»[1].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: