Общая характеристика программы




Пояснительная записка

Учебная программа по русскому языку разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной по русскому языку (М.: Просвещение),примерной программы начального общего образования по русскому языку и в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, а также на основе адаптированных программ, разработанных Р. Д. Тригер, Ю. А. Костенковой, С. Г. Шевченко, Г. М. Капустиной и другими авторами, учитывая их методические позиции и конкретные рекомендации к обучению школьников с ЗПР и ориентируясьна требования ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Цели изучения курса «Русский язык» в начальной школе:

Для языка и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• социокультурная - формирование коммуникативной компетенций учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи обучения:

• развитие речи, мышления, воображения у школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

• овладение умениями писать й читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и тексты-повествования небольшого объема;

• развитие нравственных и эстетических чувств;

• воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Овладение учебным предметом «Русский язык» представляет большую сложность для учащихся с ЗПР. Это связано с недостатками фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, бедностью словаря, трудностями порождения связного высказывания, недостаточной сформированностью основных мыслительных операций и знаково-символической (замещающей) функции мышления.

В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:

 формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;

 формировать умения и навыки каллиграфии, грамотного и безошибочного письма;

 уточнять, расширять и активизировать словарный запас путем расширения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;

 развивать связную устную и письменную речь (формировать и совершенствовать целенаправленность и связность высказываний, точность и разнообразие лексики, внятности и выразительности речи);

 формировать интерес к родному языку, навыки учебной работы;

 формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка);

 удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения переносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

 способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление типичных для младших школьников с ЗПР недостатков сферы жизненной компетенции;

 содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.

Общая характеристика программы

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Уроки спланированы с учетом знаний, умений, навыков по предмету, которые формируются у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения.

На первый план выдвигаются раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет Использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учи-теля и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.

Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.

Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.

В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для Чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы.

Разделы учебника «Русский язык. 3 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные и разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются й другие задачи: речевого развития учеников, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).

В программе также выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, ин-формационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т. д.

Основные формы и виды контроля знаний, умений и навыков: входной контроль; текущий — в форме устного фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных проверочных работ в рубрике «Проверь себя», диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ; итоговый — итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.

Содержание программы

Мир общения. Повторяем — узнаем новое.

Собеседники. Диалог. Культура устной й письменной речи. Текст.

Развитие речи (далее - Р.Р.). Обучающее изложение (1).

Контрольная работа (далее - К.Р.). Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием (стартовый).

Язык — главный помощник в общении.

Звуки и буквы. Слог, ударение. Девять правил орфографии. Прописная буква в именах собственных. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Проверяемые и непроверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова. Непроизносимые согласные. Разделительные твердый и мягкий знаки (ь, ь). Удвоенные согласные. Право-писание буквосочетаний жи—ши, ча —ща, чу—щу, чк, чн, щн. Перенос слова. Что рассказало слово. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Многозначные слова. Слово и его значение. Словосочетание. Предложение. Главные члены предложения. Предложения с однородными членами.

Р.Р. Обучающее изложение (1). Сочинение по рисунку (1).

К.Р. Контрольный диктант № 2 по теме «Девять правил орфографии» с грамматическим заданием. Контрольный диктант № 3 по теме «Предложение» с грамматическим заданием.

Состав слова

Корень. Корневые орфограммы. Приставка. Суффикс. Окончание и основа. Как образуются слова.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы и антонимы. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы.

Части речи и их значение. Числительное. Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки. Согласные звуки. Разделительный мягкий знак.

Р.Р. Обучающее изложение (1).

К.Р. Контрольный диктант № 4 по теме «Состав слова» с грамматическим заданием.

Части речи

К.Р. контрольное списывание (1)..

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Собственные и нарицательные имена существительные. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Число имени существительного. Род имен существительных. Мягкий знак (ъ) после шипящих на конце имен существительных. Изменение имен существительных по падежам. Падежи имен существительных. Разбор имени существительного как части речи.

Р.Р. Сочинение-описание (1). Обучающее изложение (2).

К.Р. Контрольный диктант № 5 по теме «Имя существительное» с грамматическим заданием. Контрольный диктант № 6 по теме «Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имен существительных» с грамматическим заданием. Контрольный диктант № 7 по теме «Изменение имен существительных по падежам» с грамматическим заданием.

Местоимение

Местоимение какчасть речи. Личные местоимения.

Р.Р. Редактирование текста (1).

Глагол

Глагол как часть речи. Изменение глаголов по временам. Времена глаголов. Неопределенная форма глагола. Изменение глаголов по числам. Изменение по родам глаголов прошедшего времени. «Не» с глаголами. Разбор глагола как части речи.

Р.Р. Обучающее изложение (1). Сочинение (1).

К.Р. Контрольный диктант № 8 по теме «Глагол» с грамматическим заданием.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в тексте. Изменение имен прилага-тельных по родам, числам и падежам. Разбор имени прилагательного как части речи.

Р.Р. Сочинение-описание (1). Обучающее изложение (1).

К.Р. Контрольный диктант № 9 по теме «Имя прилагательное» с грамматическим заданием.

Повторение и систематизация изученного материала в 3 классе

Слово. Предложение. Текст. Повторение изученных орфограмм.

К.Р. Контрольный диктант № 10 с грамматическим заданием (итоговый). Контрольное списывание (1).

Место предмета в учебном плане

На изучение предмета «Русский язык» в 3 классе отводится 170 часов в учебный год (5 часов в неделю).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: