Валерий Демин - Тайны русского народа: В поисках истоков Руси 13 глава




 

Не вдаваясь далее ни в содержание трактата Плутарха, ни в перипетии древнеегипетской мифологии, - отметим лишь двепараллели с русским фольклором, свидетельствующие об общихкорнях славянской и эллинско-египетской мифологии. Перваянапрашивающаяся сама собой аналогия между Гермесом-Тотом -творцом календаря и русским владыкой годового цикла, чей образсохранил Владимир Даль. В народном представлениикалендарно-упорядоченная стихия представала в виде волшебного Старика-годовика с его световыми птицами. В передаче Владимира Даля народные поверья о хозяине циклического времени предстают в следующем варианте. "Вышел старик-годовик. Стал он махать руками и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз - и полетели первые триптицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз - и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы. А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая - черная. Махнет птица раз - станет светлым-светло, махнет другой - станет темным-темно". Столь причудливым образом трансформировался образ верховного Бога - творца мирового круговорота - в народном сознании.

 

Вторая аналогия связана с историей Осириса. Злой Сет изготовил красивый сундук по росту Осириса и обманным путем принудил брата лечь в этот гроб; крышка была немедленно захлопнута, и Осирис оказался не в силах поднять ее. Этот сюжет с сундуком и крышкой удивительно совпадает с русской былиной о смерти в каменном гробу богатыря Святогора. К тому же и имена обоих мифологических героев восходят к общему доиндоевропейскому корню, означавшему "Свет-сияние": Осирис - (Осиянный) - Свето(гор).

 

Функции Гермеса-Яра однозначно прослеживаются у русского Ярилы - весеннего языческого Божества с гипертрофированноподчеркнутыми мужскими половыми признаками (подробнее см. во 2-й части). Русский Ярила олицетворял Солнечное Божество, в то время как его прообраз - эллинский Гермес в поддающемсярасшифровке значении - прежде всего Лунный Бог. Вопрос о солнечных и лунных Божествах в известной мере неисчерпаем. В Древнем Мире Луна по своему значению нередко опережала Солнце. Еще Плутарх отмечал: "Солн-це из созвездий второе после Луны"99. Измерение времени и биологических циклов по фазам Луны было столь же жизненно важно, как и его измерение по суточному (кажущемуся) движению Солнца и смене дня и ночи. Соответственной была роль лунных и солнечных Богов. В Двуречье, к примеру, главенствовали первые, в Египте - вторые.

 

Астрально-космическая сущность Гермеса, его далеко не первое место в Олимпийском пантеоне свидетельствуют, что в эллинской идеологии на каком-то этапе произошла смена приоритетов. Лунные Божества никогда полностью не утрачивали своего значения, но на передний план постепенно выдвинулись Солнцебоги в лице всесильного Гелиоса и могучего стрелометателя Аполлона. Есть свидетельства, что Горгона Медуса изначально выполняла лунные функции, а ее отсеченная голова символизировала Луну100. В этом смысле победа над Медусой Персея - сына Солнечного света (Золотого дождя, - обличия Зевса, ниспавшего на Данаю) - демонстрировала торжество солнечного культа над лунным.

 

Отголоски доиндоевропейских и древнеарийских лунарных обычаев и ритуалов известны в среде русского народа во все времена его истории. Повсеместно бытовало поверье: если к растущему Месяцу вынести или вывести ребенка, тот непременно тоже станет лучше расти (судя по всему, дети при этом распеленовывались или обнажались). Лунарная регламентация хозяйствования и быта проникала во все поры народной жизни, что расценивалось официальной церковью, как рецидивы язычества и проявление многобожия. Начиная с расцвета русской грамотности в XI - XII веках, сохранилось множество гневных запретов на сейсчет и предреканий кары небесной. Вот одна из таких церковныхинвектив XVII века, касающихся Месяца: "Мнози неразумнычеловецы, опасливым своим разумом веруют в небесное двизание,рекше во звезды и в месяц, и разчитают гаданием, потребных радии миролюбивых дел, рожение месяцу, рекше - молоду; иние жусмотряют полного месяца, и в то время потребнаи своясотворяют; иние ж изжидают ветхаго месяца... И мнози неразумниичеловецы уверяют себе тщетною прелестью, понеже бо овии дворыстроят в нарожение месяца; инии же храмины созидати начинают внаполнение месяца; иние же в таж времена женитвы и посяганияучреждают. И мнози баснословием своим по тому ж месячномугаданию и земная семена насаждают и многие плоды земныяустрояют..."101

Наряду с упомянутым гаданием по Месяцу и согласованием с лунными фазами больших и малых дел - с тех же самых временсохранилось челобитная, в которой доносится царю о разных видахидолопоклонства, в том числе и о прямом поклонении Месяцу (новолунию), что влекло за собой жесточайшие последствия -вплоть до смертной казни, не говоря уже о полном набореизощренных пыток. Однако, вопреки всем усилиям и репрессиямвластей и церкви, "неразумны человецы", как и во времена Лунного Бога Гермеса, продолжали действовать в соответствии с тем, что месяц посулит или подскажет, опираясь тем самым на установки древней запретительно-разрешительной магии. Среди земледельческих табу хорошо известны запреты сеять или сажать во время новолуния. В эту же пору запрещалось рубить деревья -особенно для постройки (иначе быстро все сгниет). Напротив, резать скот и колоть свиней рекомендовалось в полнолуние102. Кстати, и в наши дни, в полном соответствии с древними лунарными поверьями, публикуются так называемые лунные календари, справочники и таблицы, где садоводам и огородникам по дням расписываются рекомендации по посадке, уходу и сбору урожая любых сельскохозяйственных культур в зависимости от фаз Луны. С научной точки зрения даваемые советы обычно объясняются силами тяготения, хотя это всего лишь часть возможных объяснений. Необходимо учитывать всю сумму космических факторов, связанных с лунными фазами, - как явных, так искрытых.

 

Дедовские, идущие от арийских и доарийских времен обычаи и верования продолжали методично передаваться от поколения к поколению. Еще недавно смоленские крестьянки, становясь лицом к молодому Месяцу, обращались к нему, быть может, с теми же самыми словами, что и их пра-, пра-, пра- (и так до сотого или трехсотого поколения) прабабки: "Месяц, Месяц молодой! Табе рог золотой, табе на увеличенье, а мне на доброе здоровье!" Даже опара для блинов считалась подвластной Месяцу. И на сей счет сохранилось заклинание, считалось, что без него опара не поднимется, а блины не получатся: "Месяц, ты Месяц, золотые твои рожки! Выглянь в окошко, подуй на опару". И вообще, по стойкому представлению, Месяц от нарождения до полнолуния обеспечивает счастливые дни и особенно - на самой ранней фазе.

 

Подобное поверие существует и поныне: кто в шутку, а кто и всерьез по-прежнему полагает, что если только что народившемуся месяцу показать "денежку", то непременно прибудет или увеличится богатство. И тотчас же на ум вновь приходит Гермес (протославянский Яр Месяц) - покровитель торговли и богатства.

 

Возможно, что в отдельных случаях вообще не было жесткой дифференциации солнечных и лунных функций. В ту отдаленную эпоху, когда индоевропейские и другие народы представляли единое целое по языку, культуре и верованиям, Гермес-Яр олицетворял космическое сексуальное начало, реализующееся в энергии солнечного, лунного и звездного света и соответствующее мужской половой потенции. Вот почему многочисленные мегалитические символы Гермеса - гермы-фаллосы разбросаны повсей территории Евразии, а сексуальная магия, связанная с Луной (Месяцем), еще до недавнего времени сохранялась в практикечукотских шаманов. Среди разнообразных заклинаний и обрядов,описанных Владимиром Германовичем Богораз-Таном (1865 - 1936), пожалуй, глубже других поникшего в первобытные пласты палеоазиатской мифологии, - есть и такой. Для придания своиммагическим действиям особой силы и неотвратимости шаман должен был раздеться донага, выйти из яранги ночью при лунном свете и обратиться к ночному светилу со следующими словами: "О, Луна! Я показываю тебе тайные части своего тела. Прояви сожаление к моим гневным помышлениям. Я не имею от тебя тайн. Помоги мне..." Заклинания сопровождались экспрессивной жестикуляцией. Приводится и чукотский рисунок голого шамана, молящегося Луне103.

 

Исходя из сексуально-эротических функций Гермеса, его имя сохранилось в русском языке в виде ненормативного слова, образованного от первого слога греко-латинской вокализации имени Бога - Hermes (Хер). В немецком языке, напротив,получила закрепление властительно-господствующая сторонанекогда единого для германских и славянских народов понятия: внемецком языке слово Herr означает "господин".

 

Одновременно имя Гермеса входит и в само название народа - "германцы" и в обобщенное наименования страны - Германия. В современном русском обиходе так же до сих пор сохранились именагреческого происхождения, образованные непосредственно от имени Гермеса: [Г]Ермолай (переводится "народ Гермеса") и устаревшее Гермоген (переводится: "ведущий происхождение от Гермеса").

 

Славяне не утратили памяти и собственно о Боге Гермесе. Отголосками древнейших верований может служить, к примеру, практикующийся и поныне среди сербов и болгар обряд вызывания дождя, известный как похороны Германа. Герман -славянизированное имя Гермеса, - представляет собойизготовленную по магическому рецепту глиняную куклу снесоразмерно большим фаллосом - неотъемлемым атрибутом Гермеса. Символические похороны итифаллической фигуры сопровождаются всеобщим оплакиванием: считается, что обилие слез непременно обернется обилием дождя104.

 

Но Гермес оставил о себе и другую память - не менее великую и столь же вещественно ощутимую.

 

Гермес-камнеохранитель, как уже отмечалось, неразрывно связан с рукотворными каменными изваяниями, рельефами и сооружениями, а также с нанесенными на них символами и знаками. Поэтому загадочные лабиринты (спирали) и пирамиды из камней (северные современницы или предшественницы египетских, мексиканских и юкатанских пирамид) однозначно увязываются с личностью (или образом) Гермеса с учетом поправок на время его существования и деятельности в тех или иных регионах. Скорее всего, просветительские функции Гермеса и его имя в различных трансформациях передавались от поколения к поколению. И тот Гермес-Яр Гиперборейский, чьи следы или символы сохранились на Севере в виде спиралевидных лабиринтов и миниатюрных пирамид,- не тождественен абсолютно (в физическом воплощении, времени жизни и фонетически-звуковом произнесении имени) Гермесу-Тоту Египетскому, причастному и к великим пирамидам, и к средиземноморским лабиринтам, и к тому тайному знанию, которое распространилось по всему миру.

 

Спиральные изображения - рисованные или рельефные - не обязательно воспринимать исключительно как плоскостные.

 

Спираль-лабиринт может представлять собой объемный конус: ее витки уходят вниз, чтобы сойтись в общей точке. Если смотреть на такую объемную спираль сверху и со стороны широкого витка, то общая картина представится в виде проекции - плоскостнойспирали. С другой стороны, если взглянуть на объемную конусообразную спираль сбоку, то ее очертания будут соответствовать герметическому знаку, прообразом которого стал спиралевидный жезл Гермеса - кадуцей. Почему понятие "лабиринт" связано с Гермесом? Потому что, по мнению исследователей-языковедов, слово "лабиринт" - не толькодогреческого, но и доиндоевропейского происхождения. Labra означает "камень", а камень - первосимвол и олицетворение Гермеса. Отсюда, кстати, попавшее в русский язык через Византию и сохранившееся по сей день название "лавра" - "монастырь [построенный из камня]". Labra означает также и "пещеру"; следовательно, наименование Киево-Печерская лавра соединило в себе оба древнейших смысла - "пещеру" и "камень".

 

Следы герметического тайного знания обнаруживаются в самых невероятных местах и самым немыслимым образом. Так, имя матери Гермеса - титаниды Майи - в санскрите звучит как mayaи означает: 1) "силу волшебства", "магию", "колдовство"; 2) "иллюзию", "обман" (и колдовство, и обман - главные качества Гермеса). Интересно также, что в дальнейшем Майя - как положительная магическая сила и иллюзия одновременно - продолжает играть богородческие и боговоспитательные функции:древняя и современная индийская традиция знает целых трех Май: 1) Майю (воплотившуюся в Дургу) - воспитательницу Кришны; 2) Майю (воплотившуюся в Рати) - жену Бога любви Камы; 3) Майю -мать великого Будды. Естественно, в этих образах Майи нетрудно уловить глухие отголоски прежних доиндоарийских смыслов, сближающих современные верования с незапамятными общими воззрениями.

 

Тайные герметические знания сохранились и в русской культуре, начиная с ее народных истоков. Что такое безобидный рефрен русских сказок "Близко ли далеко, низко ли высоко"? Это переосмысленная в народном сознании знаменитая формула "Изумрудной скрижали" Гермеса Трисмегиста: "То, что внизу, подобно тому, что вверху, а то, что вверху, подобно тому, что внизу"105. Точнее, и у народной присказки, и у средневекового герметического текста был один общий древнейший источник. В дальнейшем общее и тайное знание трансформировалось следующим образом. В виде рефрена "Ни далеко - ни близко; ни высоко -ни низко" (общеславянский вариант первичной магической формулы)оно вошло в фольклор. При этом рассказчик и слушатели понятияне имели о происхождении и первоначальном смысле, которыйпредполагал (и содержал) ответ на поставленный вопрос: "нивысоко и ни низко, а все - едино суть: все вещи произошли от Единого и через посредство Единого". С другой стороны, переходя от жреца к жрецу, от мага к магу, от человека к человеку, от народа к народу и от эпохи к эпохе, тайное древнейшее знание дошло до нас в виде лапидарного герметического текста "Изумрудной скрижали", имеющей несомненные параллели с великой китайской "Книгой перемен" ("И цзин") и некоторыми даосскими трактатами. Аналогичные мысли содержатся и в Упанишадах: Неподвижное, единое, оно - быстрее мысли <...>

Оно движется - оно не движется, оно далеко - оно же близко, Оно внутри всего - оно же вне всего.

 

В Гиперборее пересеклись пути Гермеса и Аполлона Гиперборейского. Точнее, с Гипербореи, собственно, и начиналась история их взаимоотношений. Потому что не успела титанида Майя разродиться будущим покровителем всех интеллигентов, колдунов, воров и торговцев, - как он тотчас же украл пятьдесят коров изстада Аполлона106 (хорош же был в ту пору Аполлон -скотовладелец и скотопас). Вора он нашел с помощью гадания.

 

Несмотря на отчаянные запирательства, Аполлон разоблачил сводного брата и пошел на мировую только при посредничестве отца Зевса. Ради окончательного примирения Гермес в обмен на коров подарил Аполлону, лиру, которую сам придумал и сделал, натянув струны на пустой панцирь черепахи. Но и это еще не все. Гермес стал пасти коров, полученных от Аполлона, и изобрел свирель, чтобы не было скучно. Новый музыкальный инструмент тотчас же приглянулся Аполлону и он принялся его выпрашивать. Гермес согласился отдать свирель в обмен на золотой жезл и обучение искусству гадания. Сделка состоялась, и Аполлон передал секреты и искусство гадания младшему брату (Аполлодор, III, 10, 3,). Таким образом, действительным отцом магии является Аполлон, а Гермес всего лишь его восприемник.

 

Вообще же то, что известно современному читателю об Олимпийских Богах, является на 99 процентов результатом позднейших литературных обработок и конъюнктурных переосмыслений. Уже Гомер практически ничего не знал об истинном генезисе эллинских Богов, принимая их такими, какими они представлялись во время его жизни. Эллины вообще во все времена удивительно равнодушно относились к своей первоначальной истории и практически ничего достоверного не знали ни о собственных глубинных корнях, ни об исходе из мест прежнего пребывания. Даже Солон - один из самых выдающихсягосударственных деятелей и основоположников эллинскойцивилизации - вынужден был расспрашивать египетских жрецов оранних этапах жизни собственного народа. А те ему попеняли: "Ах, Солон, Солон! Вы, эллины, вечно остаетесь детьми, и нетсреди эллинов старца!... Все вы юны умом,...ибо умы ваши несохраняют в себе никакого предания, искони переходившего изрода в род, и никакого учения, поседевшего от времени"107.

 

Классическая поэма Гесиода "Теогония" ("О происхождении Богов") кое-что проясняет, но скорее в виде намеков, создавая в целом символическо-аллегорическую картину мира Олимпийских небожителей. Истину можно установить лишь на основе исторических и мифологических сопоставлений (то есть путем углубления в доэллинскую историю и анализа всей системы индоевропейской и пограничных с ней мифологий). Системный анализ и раскодирование образов-символов приводят к качественно иным результатам, нежели те, что известны по "Илиаде" и "Одиссее" и тем паче - по позднейшим суррогатам.

 

Не имея ни цели, ни возможности анализировать с этой точки зрения всю систему Олимпийских мифологических образов, продолжим рассмотрение лишь тех из них, что имеют явное отношение к предыстории Прото-Руси - точнее даже, техтерриторий, где впоследствии образовалось Российскоегосударство и закрепилось русское народонаселение. Несколькотысячелетий назад из этих мест на юг мигрировали предкиэллинов, унеся с собой мифологические предания и образы,которые когда-то во многом были общими для всех индоевропейскихнародов, но в дальнейшем развивались вполне самостоятельно,обрастали разного рода литературными подробностями ипоэтическими преувеличениями, - все более отрываясь отпервичных корней, уже практически забытых ко времени Гесиода и Гомера. Итак, что же получается в "сухом остатке", если попытаться выявить глубинный смысл и функции Бога Гермеса (в том виде, как его знала нерасчлененная индоевропейская этническая общность)? Английский знаток античной мифологии Роберт Грейвс (1895 - 1986) считает, что Гермеспервоначально даже не был Богом, а всего лишь "тотемной силой фаллического каменного столба или пирамиды. Такие столбы отмечали центр, вокруг которого исполнялись оргаистические танцы"108.

 

Сохранились и скупые свидетельства античных авторов, в частности - Цицерона в трактате "О природе Богов" (III, 23; 59- 60), что Эрос (первый из Богов, появившийся из Мирового космического яйца - так считали орфики) на самом деле был сыном Гермеса. Добавим, как уже указывалось, что культ Гермеса Фаллического был распространен практически на всей территории Западной и Восточной Европы, включая места расселения славянских и проторусских племен.

 

На Руси поклонение срамным частям человеческого тела и связанные с ними обычаи и высказывания всегда преследовались официальной церковью как грубый языческий пережиток. Однако вовсе не архаичными или относящимися незнаемо к каким временам предстают эти, оказывается, весьма распространенные еще сравнительно недавно обряды, уходящие своими корнями в глубины матриархата и патриархата, - в тексте древнерусскоготолкования Слова св. Григория Богослова "О том, како поганисуще языци кланилися идолам". Обругав по-матерному "эллиновокаянных" за то, что те поклонялись фаллосам, и помянувнедобрым словом болгарских богомилов за аналогичный грех, -русский комментатор не забывает и про соотечественников, тожене слишком отстававших от греческих и болгарских греховодников: "Словене же на свадьбах въкладываюче срамоту и чесновиток введра пьют"109.

 

Сексуально-эротическая символика свадебного обряда в далеком и недалеком прошлом зачастую приобретала подчеркнуто натуралистические формы. Вопреки церковным и нецерковным запретам, архаичные ритуалы существовали несмотря ни на что. Так, в белорусских деревнях чуть ли не до середины нынешнего века практиковался свадебный "столбовой обряд". Суть его в совершении некоторых ритуальных действий "у столба" внутри избы; деревянный столб в данном случае как раз и имитирует фаллос110.

 

Фаллический смысл имеет и знаменитый Збручский идол, найденный в Прикарпатье (река Збруч - приток Днестра). Это -настоящая славянская герма, со всеми необходимыми атрибутами (рис.85). Четырехликость - одно из ипостасей Бога Гермеса,известная как в натуральной (рис.86), так и в символическойформе. Это обусловлено тем, что Гермес как покровительпутников, паломников и путешественников олицетворял и четырестраны света, и четыре направления пути, и перекресток четырехдорог. Вот почему классическая герма, устанавливаемая обычно наперекрестках, была обтесанной с четырех сторон. Потому-точетырехгранен и Збручский идол.

 

Символические герметические памятники найдены повсюду в Восточной Европе. При раскопках близ утраченной Десятинной церкви в Киеве в начале нынешнего века был обнаружен каменный жертвенник Гермеса с четырьмя характерными выступами (рис.87)111. Этот исключительно интересный и важный в историко-культурном отношении памятник был, к сожалению, вскоре вновь засыпан, так как находился на месте частного владения. Когда же спустя полвека археологи попытались вновь раскопать алтарь, то обнаружили только бесформенную груду из глыб песчаника. В виде древнейшего украшения миниатюрный черырехлопастный символ найден также в Прикамском регионе, в настоящее время он хранится и экспонируется в археологической коллекции Государственного Эрмитажа.

 

Северные мотивы навевает и название родины Гермеса - Аркадии, исторической местности в Древней Греции,олицетворявшей счастливую страну (невольно напрашиваетсяаналогия с другой "счастливой страной" - Гипербореей).

 

Современное имя Аркадий, образованное от названия этой страны, во всех объяснительных словарях так и переводится - "счастливый". В действительности же корень здесь совсем иной. Тонкий знаток и известный популяризатор античной культуры Фаддей Францевич Зелинский (1859 - 1944), глубокоисследовавший проблему герметизма и генезис самого Гермеса, отмечает, что историческая Аркадия, символом которой считалась высочайшая гора со снеговой вершиной - Киллена, была странойсуровой, с продолжительными и многочисленными зимами, с горами, покрытыми дремучими лесами, где водились дикие звери, особенно медведи. Последним якобы она и обязана своим именем Arkadia - от греч. arkos = arktos -медведь112.

 

Между прочим, астрономы рассчитали, что 100 000 лет назад расположение звезд в созвездии Большой Медведицы было иное: своим очертанием оно напоминало не "ковш", а именно медведя, причем - медведя белого, арктического, вытянувшего морду кмедвежонку (рис. 86а).

 

Однако представляется, что сближение названия страны Аркадия с понятием "медведь" - лишь часть истины, если учесть,что медведи бывают не только бурые, но и белые, северные.

 

Неспроста и главные созвездия Северного полушария именуются Большой и Малой Медведицей; последнюю Вергилий в "Георгиках" называет Гиперборейской (III, 381). А Пиндар прямо увязывает Аркадию с землями, что "за спиной у ледяного Борея", то есть с Гипербореей. Вспомним, кстати, что и Рене Генон предлагал в качестве одной из возможных реконструкций самоназвания Гипербореи - Медвежья земля.

 

Все эти медвежьи сюжеты из легендарной предыстории имеют глубокие архаичные корни, в которых сплелось реальное и мифическое: Аркадия и до-Аркадия, Зевс и Лето, Аполлон и Артемида, холодный Север и Девкалионов потоп, кровавые человеческие жертвоприношения и ритуальное людоедство, массовое истребление людей и тотемическое оборотничество. Начнем с того, что родоначальником аркадского племени считается Аркад (Аркас)- сын Зевса и нимфы Каллисто, входившей в ближайшее окружение Артемиды и давшей, как и все, обет безбрачия. Но воспитала Аркада, как сообщает Аполлодор, нимфа Майя - мать Гермеса, обитавшая, как мы помним, в северных краях. По существу Аркадстал жертвой инцеста, так как Каллисто была правнучкой Зевса: тремя поколениями ранее он вступил в любовную связь с Ниобой и стал отцом Пеласга - легендарного предводителя пеласгов,народа, переселившегося на Балканы задолго до появления там эллинов. Этноним "пеласги" образован от слов, означавших либо "аист" (тотем!), либо "море", либо то и другое. По имени легендарного племени назван и полуостров Пелопоннес, куда к своим дальним родичам впоследствии пришел Аркад, дабы научить пеласгов хлебопашеству и шерстопрядению и дать новое имя местности - Аркадия.

 

История пяти поколений от Ниобы до Аркада окрашена в кровавые тона. Первая трагическая жертва в этом скорбном ряду- Ниоба (Р. Грейвс переводит ее негреческое имя как "снежная"- еще один прототип русской Снегурочки). От законного супруга Ниоба имела многочисленное потомство (античные авторы называютцифру от 12 до 20 детей). Но неосторожно оброненное слово по поводу малодетности нимфы Лето привело в необузданную ярость ее детей: Аполлон и Артемида хладнокровно расстреляли из лука всех сыновей и дочерей Ниобы, и та, не перенеся горя, обратилась в каменный столб (отголосок миропредставления людей Каменного века и одно из первых объяснений происхождения менгиров). Вне всякого сомнения, здесь налицо отголоски древнейшей доэллинской истории, наглядно демонстрирующей нравы тех времен. Судьба Ниобы - лишь первый акт разыгравшейся трагедии. У ниобида Пеласга был сын Ликаон - человек коварный и нечестивый. Он стал царем и от 50 разных жен прижил множество сыновей и нимфу Каллисто, она-то и родила от Зевса - своего прадеда - легендарного Аркада. Однажды, желая испытать владыку Олимпа, Ликаон велел зарезать мальчика и попытался накормить Зевса жаркоем из его собственного сына. Громовержец распознал кровавую ловушку, испепелил нечестивца, превратил его в волка, а сына Аркада воскресил.

 

В наказание же за нанесенное оскорбление и за все людские грехи разгневанный Зевс решил заодно уничтожить человеческий род и ниспослал на Землю ужасающий потоп. После него, по распространенной версии, уцелел лишь сын Прометея Девкалион и его жена Пирра: титан-богоборец научил их, как построить "ковчег", а потом возродить человечество. Одним из детей Девкалиона был Эллин - родоначальник четырех древнегреческихплемен - эолийцев, дорийцев, ионийцев, ахейцев. Впрочем,позднейшие мифологи явно сгустили краски: жизнь на Землеполностью истреблена не была, и, пока Девкалион возрождалчеловечество в одном месте, в другом, явно полностью непострадавшем от потопа, Аркад просвещал потомков Пеласга изакладывал основы аркадской культуры. За его матерью Каллистотакже по пятам следовала беда. Артемида не простила ей потерюдевственности (между прочим, чтобы обманным путем овладетьнимфой, Зевс принял облик Аполлона, так что вопрос: чей насамом деле сын Аркад - остается открытым). В свою очередь, Гера, как всегда, принялась преследовать очередную пассию своего любвеобильного супруга. Чтобы защитить возлюбленную, Зевс обратил нимфу в медведицу. Но это помогло ненадолго: однажды ее чуть не убил на охоте собственный сын Аркад, а вскоре Каллисто настигла стрела мстительной Артемиды. Окончательная же точка была поставлена Зевсом: он отправил мать и сына на небо, превратив их в созвездия Большой и Малой Медведицы (по другой версии, Аркад стал Арктуром - самой яркойзвездой Северного полушария). Круг замкнулся: мать и сын вернулись на Полярную Прародину.

 

Итак, Arktos имеет смысл более глубокий и явно указывает на Север, в Арктиду (не совпадавшую с современной Арктикой, а просто означавшую Северную территорию). Вполне возможно, что эллины, переселившиеся на Балканы, назвали новую страну в память о былой Прародине. Наподобие того, как первооткрыватели новых земель и первопоселенцы новых местностей в сравнительно недавнее время давали наименование в честь старых земель и городов: Новая Зеландия, Новый Орлеан, Новый (Нью)-Йорк и т.д.

 

На северное местоположение Перво-Аркадии указывает и древнеаркадский космогонический эпос, сохранившийся в герметических текстах. Здесь упоминается былая жизнь аркадцев в условиях долгой северной ночи, непрерывно длящейся месяцами, когда "ночь непрестанно текла, не сменяясь дня появленьем". Оказавшись в Средиземноморье, аркадцы - выходцы из Аркта - незабыли о приполярных особенностях дня и ночи, хотя и не моглидать этому феномену правильного объяснения. Согласно аркадскоймифологии, именно Гермес, а не кто-то другой, являетсяродоначальником всего человечества.

 

На Аркадию перенесен был и эпитет "счастливый" в память о счастливой Гиперборее-Арктиде, истинной родине Гермеса. Именно эта страна не раз поминается в позднейших герметических текстах, но уже в связи с послепотопными временами, когда Север в результате мировой катастрофы оказался скованным льдом и Аркт стал именоваться "ледовитым". Гермес знал об этом: Знал, что бесплодна там почва, корой ледяною покрыта, И неспособна взрастить человеческий род...



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: