Валерий Демин - Тайны русского народа: В поисках истоков Руси 18 глава




 

Камень латырь и город Алатырь// Известия Отделения языка и словесности Академии наук. 1914. Т.XIX. Кн.2). Однако возражения основываются на традиционных ползуче-эмпирических методах анализа индоевропейских и околоиндоевропейских языковых связей без учета возможности макроэтимологического анализа и вскрытия глубинных языковых пластов, таких, например, как взаимосвязь между корнями "лат" - "лад" - "лед". В этомсмысле слово Алатырь напрямую связано с исконно народным космическим понятием Лад. Само понятие "алтарь" ни в коем случае не является позднехристианским, а имеет древнее происхождение, корни которого уходят в гиперборейские времена (об этом, в частности, свидетельствует однозначная привязка Алатырь-камня к легендарному острову Буяну - смутномувоспоминанию о гиперборейской прародине). Священный камень не терпел глумления: как известно, былинный удалец Васька Буслаев поплатился за неуважение к святыне: решил перескочить через нее не передом, а задом - "да расколол свою буйную голову иостался лежать тут до веку".

 

С небесно-огненно-световой стихией связаны еще два древнерусских Божества - Перун (рис. 104) и Стрибог (рис. 105). Оба знамениты необычайно: первый - какнаиболее упоминаемый (и проклинаемый) в дошедших письменныхисточниках; второй - по поэтическим строкам "Слова о полку Игореве" о ветрах, Стрибожьих внуках, что веют с моря стрелами на храбрые полки Игоревы. Отсюда делался поспешный вывод, что Стрибог - он и есть Бог Ветра. Однако "Слово" не даетоснований для такого прямолинейного заключения. Безымянный автор именует Ветры внуками Стрибога, то есть он является только прародителем, хотя и связан с буревой и молниевой стихией.

 

Настоящий же Бог грозы, грома и молнии - Перун, классический Бог-громовник, русский аналог Зевса-громовержца.

 

Как верховное Божество дохристианской Киевской и Новгородской Руси Перун считался также покровителем князя и его дружины, принимая на себя одновременно и функции Бога войны.

 

Не стоит тешиться заблуждением, что вера в Перуна сама собой сошла на "нет" после того, как Владимир Святой повелел разрушить все языческие святилища, а деревянное изваяние Перуна бросить в Днепр. Еще в XIV веке священнослужители продолжали жаловаться: "Но и ныне по сукраинам молятся ему, проклятому Богу Перуну"28. А у болгар почитался и в XVIII веке: во время засухи для вызывания дождя практиковалось некое языческое действо с ряжением молодежи и хождение по домам с пением, прославляющим Перуна в надежде, что он как владыка грозы, молнии и грома ниспошлет на страждущую землю долгожданный дождь.

 

Бог войны известен в древнеславянском пантеоне и под другими именами, упомянутыми различными латинскими авторами. У некоторых славян (оборитов, моравцев, словаков) это был, к примеру, Радегаст (рис. 106), и по внешнему виду и посвоему прямому назначению очень близкий Богу войны древнихгерманцев и скандинавов.

 

Одним из верховных Божеств и родоначальников древнерусских и древнеславянских Богов был Род - прародитель мира и человека, Божество всей природы и плодородия. Он олицетворял Космическую Жизнь во всем богатстве оттенков. Человеческий род ведет свою родословную от верховного Божества - Рода. Имя владыки мира было настолько смыслозначимым, что по сей день живет в русской речи. Как Бог Род породил все живое и неживое во Вселенной и саму Вселенную, так слово (корень) "род" породило целую семью однокоренных понятий, имеющих непреходящее значение для русских людей: "родина", "природа", "народ", "род" (семья, племя, династия), "родня", "родичи", "порода", "родник", "родить", "рожать", "урожай".

 

Какого-либо антропоморфного изображения бога Рода не сохранилось. Изображение объектов и их атрибутов, близких по функциональному назначению к функциям древнеславянского Бога Рода, возможно, осталось в многочисленных скульптурах, мелкопластичных поделках и амулетах, в форме мужских и женских гениталий, имеющих непосредственное отношение к половой жизни и продолжению рода. Кроме того, Родом считалась некая внутренняя духовная и генетическая связь между близкими и дальними родственниками. Бог Род - хранитель родственных уз ивыразитель семейной любви и пламенного братства (рис. 107). Онже - распорядитель Книги судеб, откуда поговорка: "Что на роду (Родом) написано - того не миновать никому!".

 

Как уже говорилось, в процессе длительного исторического развития общие в прошлом слова и корни подвергаются в различных языках значительным изменениям. Сплошь и рядом наблюдается чередование или утрата гласных или согласных звуков. Однако даже по прошествии многих тысячелетий в языках давным-давно разделившихся народов, живущих подчас далеко друг от друга, общая лексическая основа легко узнаваема - особенно есливыстраиваются этимологические цепочки или составляютсясравнительно-объединенные словеснокорневые гнезда. В этом легкоубедиться при этимологическом анализе имени Род. Обратимся ксанскриту и древнеиндийской мифологии. В прямом звучании здесьнетрудно обнаружить близкие по смыслу слова: Родаси (rуdas-i), - Богиня, олицетворяющая молнию (жена Бога Рудры); rуd-as - "небо и земля" вместе взятые; roda - "вопль" (от боли), ср.: "роды", сопровождающиеся криком.

 

Абсолютные лексические и семантические совпадения обнаруживаются и при обращении к древнегреческой мифологии. Разные античные авторы по-разному сообщают о детях всесильного владыки морей Посейдона, названных совершенно по-русски: дочь Рода - от нереиды Амфитриты (Аполлодор 1, 4, 6) и сын Род -от самой Афродиты (Диодор Сицилийский IV, 6). Для эллинов этобыла такая давняя давность, что они не помнили ничего, кромеимен да некоторых важнейших генеологических связок. Так, Родастала супругой Бога Солнца Гелиоса и нарожала ему кучу детей,да еще дала свое имя одному из самых островов Средиземноморья- Родосу.

 

Но нас-то здесь в первую очередь волнует другое: явно досредиземноморское и абсолютно полное совпадение эллинских и проторусских Божеств, поименованных Родами. Не приходится сомневаться, что их корни уходят в глубины общих этнокультурных пластов. В таком случае к той же эпохе следует отнести и их родителей - Посейдона, Афродиту, Амфитриту. Здесь воображениеспособно разыграться необычайно. Но пора и ему дать успокоение.

 

Другой разительный пример - вдохновитель постройки Вавилонской башни и властитель нерасчлененных народов - Немврод. Так как в конечном счете он явился виновником утратыэтнической однородности и единого праязыка, Данте в "Божественной комедии" обрек его на вечные муки и поместил вколодце гигантов в 8-м круге Ада. Библия упоминает о нем оченьглухо и называет Нимродом; в самом сюжете о вавилонскомстолпотворении он вообще не присутствует. Агада (ветхозаветныеустные предания евреев) сообщает, что Нимроду достались понаследству кожаные одежды Адама и Евы. Вообще же он был внуком Ноя и сыном Хама. Самые подробные сведения о Немвроде дает Иосиф Флавий в "Иудейских древностях". В русских апокрифах он звался еще короче - Неврод. С точки зрения археологии языка иреконструкции смысла не может не вызвать интереса второй слог в имени ветхозаветного патриарха, понятный без перевода и объяснений. Вряд ли это случайное совпадение, на чем тотчас же начнут настаивать ученые педанты. Перед нами опять лишний аргумент в пользу былой общности языков и культур.

 

Фонетические трансформации в процессе развития и дифференциации языков привели к чередованию гласных "о", "а", "у" и согласных "д" и "т" (какие из них были изначально первичными, определить чрезвычайно сложно). В результате корень "род" превращался в новые лексические основы "руд" и "рад", последняя же фигурировала в форме "рат". В итоге получаем целый набор на первый взгляд разрозненных, но на самом деле взаимосвязанных понятий. Корень "руд" легко просматривается в слове "руда". В прошлом оно означало "кровь" ("От чего кровь-руда наша?" - спрашивается в Голубиной книге). От негообразовались слова: "рдеть" ("краснеть") и "рдяный" ("алый"). Всанскрите также четко просматривается понятие rudhira ("кровь"; "красный", "кровавый"). Но главное - в ведийскомконтеоне действует свирепый бог Рудра - носительразрушительного начала во Вселенной, супруг богини Родаси ипредтеча великого Шивы.

 

Корень "рад" лежит в основе таких слов, как "радость", "рада" ("совет"), "радетель" (от "радеть" - "заботиться"), "радуга", "радение" ("страдание", в том числе "коллективноерелигиозно-обрядовое действие"), "радуница" (древнейший обычайпоминания умерших на могилах). Сюда же примыкают древнерусскиеимена Радомысл, Радогост, Радим (производное от Радимир).

 

Последний явился родоначальником восточнославянского племени радимичей. Ср. также: наименование древнего литовского княжеского рода - Радзвиллы и южнославянские женские имена Рада, Радмила. Современное имя Родион греческого происхождения: считается, что оно ведет свое происхождение от названия средиземноморского острова Родос; но, как только что было продемонстрировано, в основе этого наименования лежит общеиндоевропейский корень "род" - как и в названиибалканского горного массива Родопы. Из древнегреческой мифологии известно также имя Радаманта - сына Зевса и Европы,самого справедливого из всех людей. Он же - сопрестольник Крона, как именует его Пиндар, - царствует на Островах Блаженных, "овеваемых веяньями Океана (Ледовитого), гденескончаемо длится "золотой век".

 

В санскрите слова со значением "радости" находим в словах с глухим согласным звуком на конце ("д"ъ"т"): rata ("удовольствие", "наслаждение"); rati ("радость", "наслаждение", "покой"); (Рати - супруга Бога любви Камы); ratha ("радость", "наслаждение"). Одновременно rathaозначает "воина (сражающегося на колеснице)", "воителя" и "героя". Это значит, что русские слова "рать" и "ратник" берутначало отсюда и из общего для них и санскрита источника.

 

Какие же выводы следуют из краткого этимологического экскурса и исторических аналогий? Прежде всего обнаруживаются мифологические пары противоположных по функциям Богов Рудра и Родаси: разрушительного космического начала, с одной стороны; Рати - вместе с Камой выражающая радость и любовь, каквселенские силы, с другой стороны. Фонетические трансформацииобщей лексической основы "руд"""род"""рад"""рат" и стоящие заней значения содержат намек на древнейшее миросозерцаниеарийских и доарийских племен. Цепочка взаимосвязанных понятий: "небо и земля"""рождение человека и родовые узы" - главнейшиеиз всех человеческих связей. Носителями всех названных качеству древних индийцев оказываются генетически и этимологическиродственные боги: Рудра, Родаси, Рати.

 

В древнерусском и древнеславянском пантеоне находим аналогичные созвучные имена Богов со сходными или смещенными функциями: Род и рожаницы - женские ипостаси, Рода (при общемкорне "род" в результате чередования согласных "д" перешло в "ж"). Более подробные сведения о роли рожаниц сохранились вюжнославянском фольклоре. Так, по сербским верованиям, засудьбу ребенка отвечают четыре рожаницы: первая - Поренут,охраняет ребенка, пока он находится во чреве матери; вторая - Злата Баба [интересно сопоставить ее с русской северной Златой Бабой и Златогоркой Святогорова былинного цикла. - В.Д.], помогает при родах; третья - Жижа, покровительствует ребенку во время кормления грудью; четвертая- Жива, прядет ему жизненную нить, которую обрезает неумолимая Морзана29.

 

Итак, исходя из версии, что древнеславянское верховное Божество - Род является естественным продолжениемпротоарийских верований (развитием которых у древних индийцевстала ветвь Рудра (в дальнейшем ставшем ипостасью Шивы) - Родаси), - попробуем определить смысловые характеристики и возможные функции древнерусского первобога. Главные эпитеты Рудры в Ригведе - этого "рыжего кабана с заплетенной косой", который "сверкает словно яркое солнце, словно золото": "блистающий", "свирепый", "буйный", "убивающий"; далее, если исходить из значения слова raъdrб (относящийся к Рудре): "страшный", "ужасный", "дикий", "необузданный", "гневный"; сюда же можно присовокупить и значение других однокоренных слов: "кровавый", "вопящий".

 

Надо полагать, большую часть перечисленных свойств следует отнести и к богу Роду. Но Род, как и его прообраз - Рудра (в дальнейшем трансформировавшийся в Шиву), не есть носитель одних лишь негативных (разрушительных и угрожающих) качеств. Верховное космическое существо, почитаемое как хранитель самого святого в жизни рода, не может носить один лишь отрицательный заряд. Во все века, у всех народов такое Божество - средоточие необузданных сил хаоса и упорядочивающих потенций Космоса. Оно- в одном лице: ужас и радость, кара и милость, раздор и согласие, разрушение и созидание. Неспроста исходноесанскритское слово rуd-as, однокоренное имени русскогобога, означает "небо и землю вместе взятые". Следовательно, и Бог Род (олицетворявший крепость и благополучие проторусских племен) не мог не выполнять тех функций, которые вытекают из значения однокоренных слов: "радетель", "радость", "рада" ("совет", "согласие"). Вместе с тем все эти качества не есть нечто безжизненно вялое: радеть (заботиться) и достигать согласия можно и жесткими методами, а радость нередко бывает буйной. Точно так же акты, связанные с продолжением рода, также представляют собой неистовство и буйность как кульминацию эмоционального напряжения.

 

Как верховное Божество (что присуще всем без исключения мифологиям) Бог Род неизбежно выступает в форме космического жизнепорождающего начала. Космос - это всегда рождение иустойчивая преемственность в связях. Человеческая жизнь во всеммногообразии ее отношений - неотъемлемая частица Космоса,повторяющая его законы. Родовые узы - главное, что всегдапозволяло человеку утвердить себя как человека, приобрести опыти навыки, сохранить традиции, обычаи, зачатки идеологии иморали. Бог Род - та незримая сила, которая скреплялаотношение близких и дальних родственников и задавала ориентирыповедения. Родственные узы - не только сиюминутные отношениямножества лиц, живущих повсюду в данный момент. Родственные узы- временная категория, опрокинутая в прошлое и спроецированная в будущее.

 

Хранителем этой объективной временной преемственности поколений и выступает Бог Род. Как и другие аналогии Божества индоевропейцев, он несет ответственность за весь процесс космического зарождения и, главное, за ту генетическую упорядоченность сменяющих друг друга поколений, без которой вообще немыслимо устроение общественной жизни. Отсюда космизм как представление о закономерной упорядоченности всех сфер общественной жизни распространялся на политические, правовые и нравственные отношения. Такой подход и понимание неизбежно обнаруживаются во всех социально-этических концепциях древности, в том числе и получивших письменное закрепление -от Законов Ману и Артхашастры до Кодекса Юстиниана и Русской Правды.

 

Неизменными спутниками главного древнего Божества русского народа - Бога Рода выступают Рожаницы (рис. 108). Они олицетворяют женское животворящее начало и почитались в народе, начиная с позднего Каменного века, откуда дошли их глиняные изображения. В дальнейшем - практически до наших дней - сохранились обычаи чтить рожаниц. Раньше им приносились символические дары, устраивали в их честь массовые рожаничные трапезы, изображали рожаниц различными способами, в том числе и с помощью вышивки. Традиции вышивки, орнамента, узоров передавались от поколения к поколению точно так же, как и русская речь, устный фольклор, хозяйственные навыки. В стилизованных, хотя и весьма натуралистических вышитых изображениях рожаниц воспроизводится процесс родов - жизненно важный акт продолжения человеческого рода и одновременно великое таинство природы (рис. 109). Отсюда космический смысл всего связанного с рождением и сотворением. Отсюда же дожившее до ХХ века сближение рожаниц со звездами.

 

Рожающая женщина - повсеместно распространенный сюжет, встречающийся в Старом и Новом Свете. Достаточно упомянутьнайденную в Малой Азии (Чатал-Хююк) глиняную статуэтку рожающейбогини (VI тысячелетие до н.э.), а также изображение рожающейсеверной женщины (Х - ХII вв.) (рис. 110) или ацтекской богини (XIV в.) (рис. 110-а), скульптурное изображение которойвоспроизведено на знаменитой фреске Диего Риверы и т.п. Культрусских рожаниц неразрывно связан с общечеловеческим культом Великой матери, повсеместно распространенным по всему Древнему миру. Прообразы Великой матери встречаются во всех древнейших цивилизациях, включая протославянскую (рис. 111), и уходят в самые глубины человеческого прошлого - вплоть до палеолита.

 

Символика Великой кормящей матери просматривается в гипертрофированных женских признаках (особенно грудей) многочисленных каменных статуэток, найденных на территории Евразии (рис. 112). Каждая из таких "венер" -обобщенно-собирательный символ женского естества - деторождения и детокормления. В дальнейшем символикаматеринского начала претерпела изменения. Была канонизирована, к примеру, многогрудость, что нашло свое законченное воплощение в классическом образе Артемиды Эфесской (рис. 113).

 

Важным для понимания жизнетворящих функций Бога Рода и рожаниц является истолкование космогонических мифов - и вчастности индоевропейских - как обобщенного опыта половойжизни, процесса зачатия и родов. С этой точки зрения космогониявообще сродни эмбриогонии, поэтому каждый человек носит в себеподсознательные сведения о собственной эмбриональной жизни,появлении на свет в процессе родов, а космогонический миф даетлюдям возможность косвенным образом снова пережить - черезмакроскопическую проекцию - свое прошлое внутриутробноесостояние и соответствующие ощущения30.

 

Перенос на Космос выводов из житейского сексуального опыта- это лишь одна сторона проблемы. Вторая же состоит в том, что в космическо-небесных силах видели и первоисточник сексуальной энергии - мужской и женской. В наибольшей степени данный аспект был развит в тайных оргиастических мистериях и ритуалах, а впоследствии получил отражение в многочисленных трактатах о любви - китайских, индийских, японских, арабских и т.п. По канонам христианским половая любовь всегда считалась чем-то греховным, требующим очищения и жесткой регламентации. Однако в народных традициях, несмотря на преследования со стороны церкви и властей, оставалась неискоренимой языческая вера в тайные, главным образом - небесные силы, которые якобы и обусловливали всю гамму любовных чувств, управляя ими как в положительном, так и в отрицательном направлении. Александр Блок, написавший о поэзии русских заговоров и заклинаний главу для "Истории русской литературы", называл это постоянным ощущением древней души любовного единения с природой31.

 

В народном сознании таинственная и правящая всем миром сила - могучая и которой "нет конца" - связывалась в основномс понятным каждому образом огня (пламени), его качествами ипроизводимыми им действиями: "ажги ты, сила могучая, ее кровьгорючую, ее сердце кипучее на любовь к полюбовному молодцу".

 

Стихия огня, скрывающая в себе все потенции любви, теснейшим образом сопрягается с силами небесными. "Зажечь горячую кровь и ретивое сердце", чтоб кипели они да горели, можно лишь встав "под утреннюю зорю, под красное солнце, под млад месяц, под частые ярые звезды". (При этом поминается и древняя Прародина мировых цивилизаций с полярной горой Меру посреди Вселенной: "Под частыми ярыми звездами стоит гора белокаменна..."32

В представлении многих народов Небо - не только часть или полное выражение Космоса, но и активная сторона космогонического или теогонического процесса. В большинстве древних культур Небо имело мужское обличие (редкое исключение- древнеегипетская мифология, где Небо - Нут - женского рода), оно наделялось мужской потенцией и представлялось с ясновыраженной мужской атрибутикой. В связи с распространенными сказаниями о браке Земли и Неба Млечный путь представлялся фаллосом Небесного Бога. Так, древние греки полагали, что Млечный путь - гигантский фаллос Бога Урана. Отголоскомобщеарийских воззрений может служить русская народная сказка из сборника "Русских заветных сказок" А.Н.Афанасьева о волшебном кольце, благодаря которому фаллос героя вытягивается на семь верст и достигает неба33. Аналогичные мотивы обнаруживаются в символике погребальных курганов, где наряду с отдельными небесными светилами воспроизводится весь Млечный путь в виде гигантского детородного члена (рис. 114).

 

Впрочем, имеются и другие объяснения и соответственно народные наименования Млечного пути. У индоевропейских народов со времени, зафиксированного в Гомеровой "Одиссее", небесная река из звезд именуется Повозкой (или Возом, или Телегой). Названий Млечного пути множество и у каждого народа - самыеразные, только в польском языке их зафиксировано около сотни. Усеверных народов Млечный путь - Лось, хотя у финно-угорскихсуоми, карелов, мордовцев, марийцев, коми, удмуртов, манси -это Путь Птиц (Путь Диких Гусей, Журавлиная Дорога). Унекоторых славянских народов Млечный путь именовался точно также: Гусиная (Журавлиная) дорога. Тюрки, арабы, иранцы, армяне,албанцы, венгры и балканские славяне именовали Млечный путь - Дорогой, устланной соломой, тунгусские народы - Лыжным следом, чукчи и коряки - Пыльной рекой; корейцы - Серебряной рекой; китайцы, японцы, вьетнамцы - Небесной рекой и т.д.

 

Укоренившееся в современном русском языке и обиходе название Млечного пути несомненно сопряжено с древними мифологическими представлениями о сказочной Молочной реке или благословенной стране, где текут молочные реки (Беловодье).

 

Интерес Голубиной книги к вопросу о происхождении утренней и вечерней зари обусловлен тем, что в общеарийской мифологической традиции зори представлялись плодом соития Неба и Земли (сама заря, то есть покраснение неба, воочию демонстрировала такой процесс соития).

 

В славянской и всей индоевропейской культуре особенно развит и распространен был культ утренней Зари (рис. 115), предвозвестницы дневного света (рассвет). По древнеиндийской традиции Утренняя заря (богиня Ушас) - дочьнеба. В славянском фольклоре утренняя заря зовется Оком (или окном) Божьим. "Зори утренни от очей Господних", -подтверждает Голубиная книга. Отсюда понятна однокоренная родственность слов "заря-зори" с лексическим гнездом: "взор"; "зоркий"; "зрак", "зреть", "позор", "зариться". Иначе: слова, означающие небесный или огненный свет (ср.: "зарево"), родственны словам со смыслом "видеть-глаз".

 

В русском языке и народно-поэтических воззрениях понятия "зари-зорьки" относятся к числу наиболее стойких и укоренившихся: от ласкательного эпитета "зоренька ясная" и сказочных имен Заря-богатырь, Иван-Зорькин (ср. также кличку животных - Зорька) до древнейших присловий и заговоров.

 

Владимир Даль приводит пример подобных народных представлений. Так, о Солнце говорили: "По заре зарянской катится шар вертлянский - никому его не обойти, не объехать".

 

Сохранился также текст заговора, с которым нагая бабка обносит нагого младенца вокруг бани. "Заря, зарина, заря скорина, возьми с раба Божия младенца зыки и рыки дневные и ночные". По народным повериям, жизнь ребенка с момента рождения зависит от животворящей силы зари.

 

У восточных славян и русских Утренняя Заря, прогонявшая Ночь, считалась Девой-воительницей, Победительницей Тьмы и одновременно - Матерью Солнца, которое она в прямом смыслерожала каждый божий день, подобно тому, как птица сносит яйцо.

 

Такое представление восходит к самым глубинам протоарийского мировоззрения, впоследствии расщепившегося на самостоятельные, но во многом перекрещивающиеся индоевропейские мифологии. Рудиментами первичного миросозерцания (в Ригведе оно представлено концентрированно в виде Богини Утренней Зари - Ушас) можно считать такие русские сказочные образы, как Ненаглядная Красота, Марья Моревна, Царь-Девица, которые первоначально, как доказал А.Н.Афанасьев, были тождественны Богине Утренней Зари.

 

В фольклоре сохранились и другие осколки древнейшей общеиндоевропейской мифологемы: Заря - мать, Солнце - сын илидочь. "Без утренней зорюшки солнышко не взойдет", - гласитпословица. В Архангельской губернии записан заговор, обращенныйк ночному небу и утренней заре: "Заря-зорница, красная девица,сама мати и царица, светел месяц, часты звезды... Среди ночиприди ко мне хоть красной девицей, хоть матерью-царицей". Вновгородской Хлудовской псалтири конца XIII века естьминиатюра: огнеобразная дева несет в руках Солнце, имя ее, какгласит подпись, "Зоря утрьняя"34.

 

Представление о жизнедарящей роли зари уходит своими корнями в самые глубины протоиндоевропейских верований. В Ригведе собрано около 20 гимнов, посвященных Богине утренней зари Ушас - создательнице света, воспламеняющей своими лучами Небо, своего отца, с которым Богиня находится в кровосмесительном браке (слияние зари и неба воспринималось как акт совокупления). Ушас олицетворяет вечный свет, который был, есть и будет и если исчезает ночью, то на время; Ушас - гарантего неизбежного возрождения (в этом смысле в Ригведе она именуется "знаменем бессмертия").

 

Отзвук имен светозарных Божеств слышится в культурах разных эпох и народов: пророк Заратуштра (греч. Зороастр); женские восточные имена - Зара, Зарема, Зарина. Были попыткисблизить с общеиндоевропейскими корнями "зор - зар" (ср. укр.зирка - заря) имя древнеегипетского бога Осириса (Озириса),истолкованного как Зарид, т.е. Озаренный или Осиянный.

 

Взаимодействие между индоевропейской и семитско-хамитской культурами и мифологиями на разных отрезках исторического развития бесспорно. Бесспорны также древние контакты между этносами. Так, статуэтка Осириса была найдена в Томской области (а статуэтка Амона - в Пермской области)35. Что касаетсягенеологической связи, то следует отталкиваться от подлинного древнеегипетского звучания имени бога Осириса. В европейские языки вошел его древнегреческий эквивалент, который на древнеегипетском языке прочитывается как Усир (это при том, что в древнеегипетском письме гласные звуки отсутствуют).

 

Если сближать смысловое значение Осириса с озаренностью, то тогда напрашиваются и некоторые фонетические параллели: древнеегипетское имя Усир созвучно с древнеиндийским Ушас, а последнее приводит к русскому "ужас", что объяснимо только в том случае, если исходить из общеизвестных функций Бога Осириса как владыки Царства мертвых, царя Преисподней и главного судии на Страшном суде. Все становится на свои места, если вспомнить, что зори бывают как утренние, так и вечерние: первые приносят нарождение дневного света, а последние - его смерть. Можноподобрать еще одно объяснение тому на первый взгляднеобъяснимому факту, почему имя Богини Утренней Зари - Ушаспревратилось в русский "ужас": это - инцест (кровосмесительныйбрак) дочери с отцом - ужасное и преступное прелюбодеяние сточки зрения развитых родовых отношений.

 

Космическую сущность любви, о чем писали многие мыслители Запада и Востока, - в лапидарной форме выразил Данте: "Любовь,что движет солнце и светила". В русском народном мировоззрении (как и в мировоззрении других народов) обнаруживается инойаспект данной темы: сам человек оказывается сыном или дочерьюнебесных светил, тем самым образуя с ними небесно-космическуюсемью.

 

Впечатляющим носителем жизнетворящего начала природы выступает хорошо известный древнерусский и общеславянс-кий Бог- Ярило (рис. 116), олицетворяв-ший мужское естество и весеннее плодородие. Имя Ярилы, воплощавшего яростноедетородное (сексуальное) начало, одновременно сливалось с понятием "яркий", "яр", "яровой" (весенний). В конечном счете и сам Бог и его имя восходит к гиперборейским временам общеиндоевропейской этнической нерасчлененности и сопряжено с именем и функциями Бога Гермеса ("ярого месяца", о чем уже говорилось в предыдущей главе).

 

Весенний праздник Ярилы, доживший до ХХ века и детально описанный этнографами, по существу являлся исторически трансформированным на славянской почве хорошо известного дионисийского культа с непристойным органистическим действом. Аналогичным образом непременным атрибутом русского Ярилы был подчеркнут большой фаллос, сделанный из полена, а само празднество завершалось имитацией полового акта. В данной форме он является отголоском тех далеких древнеиндоевропейских верований, в соответствии с которыми для достижения плодородия и получения высокого урожая требовалось оплодотворить женщину на вспаханном поле.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: