Теоретические предпосылки и методологические принципы гуманистической социологии




Гуманистическая традиция отказывается считать социальные науки, прежде всего социологию, свободными от ценностей и оценочных суждений. Ее представители уверены, что социология не занимает нейтральную позицию по отношению к социальной реальности. Напротив, социологи должны активно вмешиваться и влиять на развитие общества и решение социальных проблем. Их профессиональный долг видится в том, чтобы, используя научные данные и научный инструментарий, помогать тем слоям общества, которые находятся внизу социальной пирамиды и лишены возможности активно влиять на изменение общества, активно участвовать в принятии важных управленческих решений, касающихся этого общества, например в определении социальной или семейной политики. Социологи гуманистической ориентации не должны ограничиваться созданием абстрактных теорий и поиском эмпирических знаний, которые обогащают исключительно самую науку. Социологические знания имеют явно выраженную практическую ориентацию. В этом смысле социология не может быть <искусством для искусства>. Она должна быть наукой для людей.

Конечный результат гуманистической социологии видится ее представителям в установлении и укреплении не любого общества или социального порядка, а такого устройства и такого порядка, который соответствует принципам справедливости и идеалам гражданского общества. Социальная критика несправедливого устройства общества является таким же научным приемом социолога, как и изучение эмпирической реальности.

Гуманистическая социология в большей степени ориентирована не на количественные методы сбора данных, которые отвечают идеалам позитивистски ориентированной социологии, а скорее на качественные методы анализа социальных фактов. В этом смысле ей лучше всего соответствует так называемая интерпретативная перспектива социологии.

Интерпретативная перспектива в социологии делает упор на двух моментах: а) на микросоциологии и б) понимании социального взаимодействия. Оба принципа тесным образом связаны с понимающей социологией.

Понимающая социология сформировалась в конце ХIХ - начале ХХ в. как враждебное позитивизму направление. Она ведет свое происхождение от идей философии жизни и неокантианства. Основополагающую идею понимающей социологии сформулировал Вильгельм Дильтей (1833-1911), разграничивший природу и общество как чуждые друг другу сферы бытия. Общество создается бесконечной игрой человеческих взаимодействий и представляет собой духовное начало.

Поскольку природа и общество так сильно отличаются друг от друга, различными должны быть и методы их познания. Для природы больше подходят те приемы причинно-следственного и статистического объяснения, которые давно применяются в физике и других естественных дисциплинах. В социальном познании необходимы иные процедуры: интроспекция - самонаблюдение, благодаря которому человек заглядывает внутрь себя и изучает поток своего сознания; сопереживание, или понимание, благодаря которому мы можем заглянуть внутрь другого человека, поставив себя на его место и пережив то, что в данный момент переживает он; культурологический анализ - интерпретация духовных символов и объектов.

Методом, соответствующим предмету гуманистической социологии, является, по Знанецкому, аналитическая индукция.

В отличие от проблемно-ориентированной социологии, видящей свою задачу в разрешении дезорганизованных ситуаций, гуманистическая социология свое поле активности видит во всем обществе, претендуя на равноправное участие и партнерство в определении общественных целей вместе с политикой, церковью и большим бизнесом.

Опираясь на новые знания о сущности человека и исходя из задач социологии как общей платформы, требование гуманистической социологии реализуется в трех направлениях.

Первое направление (которое относится к ее теоретической обоснованности) подчеркивает гуманистический предмет социологии, единство изучения ценности и нормы, а также изучение политических, экономических и культурных условий общества, как изменчивых категорий, являющихся частью исторического процесса. Стремление теоретически обосновать гуманистическую социологию объединило большую группу социологов, в числе которых следует назвать Бергера, Козера, Гласа, Стога.

Эта задача социологии проистекает из понимания, что человек больше, чем простой исполнитель заданных ролей, он определяет смысл и выбирает ценности. Это не только психологический феномен отношения индивида и общества, последствия его велики и для общества, и для индивида. Поэтому гуманистическая социология должна определить, в какой мере специфические ценности и институты, базирующиеся на этих ценностях, способствуют или препятствуют формированию хорошего общества.

В целом этот метод, как считает Знанецкий, является вполне приемлемым для исследования социальных явлений в структурном (стационарном) и процессуальном (динамическом) отношениях. Причем, будучи принципиально различными по своему предметному содержанию, в онтологическом аспекте, науки о природе и науки о культуре отвечают одним и тем же методологическим критериям. То есть Знанецкий уверен, что гуманистическая социология располагает возможностями возвысится в познавательном отношении до естественных наук, не натурализируя при этом общественной жизни.

Гуманистическая социология, другое значительное течение в социологии, в отличие от радикальной социологии, настаивает на противопоставлении себя установленному порядку и социологии консенсуса (которая не только одобряет этот порядок, но и способствует его сохранению и воспроизводству), выступает открыто с требованием признать новую роль и значение человека в общественной системе. Исходной позицией этой социологии является измененное понимание сущности и начального смысла человеческого существования. Она считает, что человека нельзя исследовать как объект, как вещь, о которой исследователь собирает данные; он является мыслящим и чувственным существом. Гуманистическая социология отвергает точку зрения, будто способность действия человека ограничена простой и пассивной ролью признания целей и исполнения заданий по сохранению системы. Человека характеризует прежде всего то, что он самостоятельно и свободно творит, использует разнообразные возможности и тем самым, освобожденный от навязанных целей и ценностей, реализует и открывает свою свободу. Гуманистическая социология в отличие от социологии, занятой исследованием человека в качестве объекта и репрессивной природой общества, игнорирует возможности человека и его творческий потенциал, имеет иную направленность.

Гуманистическая социология, другое значительное течение в социологии, в отличие от радикальной социологии, настаивает на противопоставлении себя установленному порядку и социологии консенсуса (которая не только одобряет этот порядок, но и способствует его сохранению и воспроизводству), выступает открыто с требованием признать новую роль и значение человека в общественной системе. Исходной позицией этой социологии является измененное понимание сущности и начального смысла человеческого существования. Она считает, что человека нельзя исследовать как объект, как вещь, о которой исследователь собирает данные; он является мыслящим и чувственным существом. Гуманистическая социология отвергает точку зрения, будто способность действия человека ограничена простой и пассивной ролью признания целей и исполнения заданий по сохранению системы. Человека характеризует прежде всего то, что он самостоятельно и свободно творит, использует разнообразные возможности и тем самым, освобожденный от навязанных целей и ценностей, реализует и открывает свою свободу. Гуманистическая социология в отличие от социологии, занятой исследованием человека в качестве объекта и репрессивной природой общества, игнорирует возможности человека и его творческий потенциал, имеет иную направленность.

С, обусловливает неизбежность ее специализации. Все большее число социологов приходит к выводу о необходимости разработки обобщающей социологической теории. Резкой критике подвергаются натуралистические, позитивистские теории. Растет интерес к гуманистической социологии, феноменологии, историческому методу и междисциплинарным исследованиям.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: