Консультации по выпускной квалификационной работе с указанием относящихся к ней разделов




СМинистерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный университет
промышленных технологий и дизайна»

ВЫСШАЯ ШКОЛА ПЕЧАТИ И МЕДИАТЕХНОЛОГИЙ

Кафедра графики

Допустить к защите

Заведующий кафедрой_______________________

"____"__________________20 г.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(пояснительная записка)

на тему Рекламно-графический комплекс

для Пулковской обсерватории

 

Исполнитель - студент учебной группы 6-ГИД-7

(группа)

Клавдиева Валерия Константиновна

(фамилия, имя, отчество, подпись)

Руководитель выпускной квалификационнойработы

доцент Евменова Анастасия Анатольевна

(ученая степень, звание, фамилия, имя, отчество, подпись)

Консультанты:_______________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Нормоконтролер_____________________________________________

 

Санкт-Петербург


Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный университет

промышленных технологий и дизайна»

 

ВЫСШАЯ ШКОЛА ПЕЧАТИ И МЕДИАТЕХНОЛОГИЙ

Кафедра графики

Утверждаю:  
Заведующий кафедрой  
Г. Б. Лавренко  
«2» сентября 2016 г.  

ЗАДАНИЕ

На выпускную квалификационную работу

Студенту Клавдиевой Валерии Константиновне

1. Тема выпускной квалификационной работы:

Разработка дизайн-проекта: «Рекламно-графический комплекс для Пулковской обсерватории»

 

Утверждена приказом ректора от

 

Срок сдачи студентом законченной выпускной квалификационной работы

8 июня 2017 г.

 

Исходные данные по выпускной квалификационной работе

а) История Пулковской обсерватории;

Сайт Главной Астрономической Обсерватории РАН.:https://www.gao.spb.ru/russian/history/

б) Материалы к подготовке концепции проекта:

1. Кимберли Э. Геометрия дизайна. Пропорции и композиция — Санкт-Петербург: Питер, 2014. — 112 с.: ил.

в) Материалы к подготовке визуальной подачи информации:

Крам Р. Инфографика: визуальное представление — Санкт-Петербург: Питер, 2015. — 384 с.: ил.

г) Материалы по созданию рекламно-графическогокомплекса:

1. Айдентика [Текст]: [динамика, образ, типографика, цвет, иллюстрация и паттерн — Москва: GreyMatter, 2014. — 509.

2. Глейзер Д. Дизайн. Разработка проектов — Санкт-Петербург: Питер, 2014. — 247 с.: ил., цв. ил.

3. Краузе Д. Разработка логотипа: Большая книга дизайнерских идей, подходов и концепций — Санкт-Петербург: Питер, 2013. — 271 с.:цв. ил.

4. Эйри Д. Логотип и фирменный стиль [Текст]: руководство дизайнера / Дэвид Эйри; [пер. с англ. В. Шрага, Л. Родионова]. — 2-е изд. — Санкт-Петербург: Питер, 2016. — 224 с.: ил., цв. ил.

д) Материалы по подбору шрифта:

1. Крейг Д. Шрифт и дизайн: современная типографика — Санкт-Петербург: Питер, 2016. — 176 с.: ил., цв. ил.

2. Феличи Дж. Типографика. Шрифт, верстка, дизайн — Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2014. — 474 с.: ил.

 

4. Перечень подлежащих разработке в выпускной квалификационной работе вопросов или ее краткое содержание

а) подготовка элементов рекламно-графического комплекса

1. Фирменный блок (фирменный знак + логотип);

2. цветовая гамма;

3. фирменный шрифт;

4. фирменные паттерны;

5. знаки визуальной коммуникации;

6. подготовка деловой документации;

7. подготовка рекламно-имиджевой продукции;

8. подготовка сувенирной продукции

б) пояснительная записка:

· дать обоснование выбранной концепции дизайн проекта

· в основной части указать все технические параметры верстки, названия гарнитур шрифта и принципы иллюстративного оформления печатной продукции

 

Перечень иллюстративно-графического и

Для подготовки рекламно-графического комплекса для Пулковской обсерватории было подготовлено 2 вида визитных карточек, 2 вида конвертов, 3 вида бланков, фирменная папка; также были сверстаны 3 брошюры, 3 афиши, 3 флаера, билет, календарь. Было нарисовано большое количество иконок и иллюстраций в векторном формате.

 

Консультации по выпускной квалификационной работе с указанием относящихся к ней разделов

Консультации по выполнению оригиналов иллюстраций

13 февраля 2017 г. доцент А.А Евменова ___________

(подпись)

 

Консультации по верстке и выбору шрифта

25 апреля 2017 г. доцент Д.И. Петровский ___________

(подпись)

 

7. Дата выдачи задания 2 сентября 2016 г. Руководитель ВКР_____________________

(ф.и.о.,подпись)

 

 

Задание принял к исполнению, о процедуре проверки текста выпускной квалификационной работы на основе системы «Антиплагиат» извещен.

 

_____________________ ___________________

подпись студента (дата)

РЕФЕРАТ

 

Пояснительная записка содержит 90 с., 14 источников, 3 прил.

Работа состоит из 3 разделов, введения, заключения.

 

ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ, КОНЦЕПЦИЯ, ФИРМЕННЫЙ ЗНАК, ЛОГОТИП, ФИРМЕННЫЙ ЦВЕТА, ФИРМЕННЫЙ ШРИФТ, ФИРМЕННЫЙ ПАТТЕРН, НОСИТЕЛИ ФИРМЕННОГО СТИЛЯ, ДЕЛОВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ, РЕЛАМНО-ИМИДЖИВАЯ ПРОДУКЦИЯ, СУВЕНИРНАЯ ПРОДУКЦИЯ

 

Целью выпускной квалификационной работы является анализ существующего и формирование нового рекламно-графического комплекса (или фирменногостиля) для Главной (Пулковской) астрономической обсерватории Российской академии наук.

Создание нового фирменного стиля направлено на формирование запоминающегося имиджа, представления обсерватории не только как научного закрытого центра, но как площадки для городского образовательного досуга. Создание единого цельного имиджа и образа способствует утверждению серьезного статуса данного центра в научных кругах, а также привлечение потенциальных посетителей.

Для создания фирменного стиля необходимо выполнить следующие задачи:

1. Продумать концепцию фирменного стиля для данного учреждения.

2. Провести анализ целевой аудитории, анализ уже существующих аналогичных фирменных стилей.

3. Создать на основе проведенных исследований базовые элементы, формирующих фирменный стиль: фирменный блок, состоящий из логотипа и фирменного знака, палитру фирменных цветов, фирменные шрифты, набор фирменных паттернов, фирменную графику.

4. Подготовить перечень носителей фирменного стиля: деловую документацию, рекламно-имиджевую продукцию и сувенирную продукцию.

 

По результатам проделанной работы представлены составляющие рекламно-графического комплекса для Пулковской обсерватории: фирменный блок, фирменный шрифты, цвета и паттерны, нарисованы иллюстрации в фирменной графике. Подготовлены образцы носителей фирменного стиля.


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................................

1.1 Формулировка темы...........................................................................................................

1.2 Цель разработки выпускной квалификационной работы..............................................

1.2.1 Специфика научных и культурных центров как объектов дизайна.............

1.3 Актуальность выбранной темы. Востребованность на рынке......................................

1.4 Целевая аудитория..............................................................................................................

 

ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИЯ И СТРУКТУРА ПРОЕКТА........................................................

1.5 Описание темы...................................................................................................................

1.6 Концепция проекта............................................................................................................

1.7 Структура проекта..............................................................................................................

1.8 Аналоги...............................................................................................................................

1.8.1 Прямые аналоги..................................................................................................

1.8.2 Непрямые аналоги..............................................................................................

1.8.3 Аналоги иллюстраций........................................................................................

1.8.4 Аналоги графических элементов......................................................................

1.8.4.1 Фирменный блок.......................................................................................

1.8.4.2 Иконки, пиктограммы, инфографика......................................................

 

ГЛАВА 2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ РЕКЛАМНО-ГРАФИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА..................................................................................................

2.1 Выполнение эскизов....................................................................................................

2.1.1 Поиск формы изображения................................................................................

2.1.2 Эскизы фирменного знака..................................................................................

2.2 Фирменный блок..........................................................................................................

2.3 Цветовая гамма............................................................................................................

2.4 Фирменный шрифт......................................................................................................

2.5 Фирменные паттерны..................................................................................................

2.6 Деловая документация................................................................................................

2.7 Рекламно-имиджевая продукция................................................................................

2.8 Сувенирная продукция................................................................................................

2.9 Инструментарий (компьютерные технологии).........................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................................

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ А. Аналоги

ПРИЛОЖЕНИЕ В.Эскизы

ПРИЛОЖЕНИЕ С. Подача на защиту


 

ВВЕДЕНИЕ

1.1 ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ

Тема моей выпускной квалификационной работы — рекламно-графический комплекс для Пулковской обсерватории.

Полное название обсерватории — Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория Российской академии наук, сокращённое — ГАО РАН. Она является основной астрономической обсерваторией Российской академии наук.

Научная деятельность обсерватории охватывает практически все приоритетные направления фундаментальных исследований современной астрономии: небесная механика и звёздная динамика, астрометрия (геометрические и кинематические параметры Вселенной), Солнце и солнечно-земные связи, физика и эволюция звезд, аппаратура и методика астрономических наблюдений. В штате обсерватории состоят научные сотрудники, кандидаты и доктора наук. У обсерватории есть две действующие наблюдательные станции: Кисловодская горная астрономическая станция и станция ГАО РАН обсерватории Кампо-Императоре.

С 1990 года обсерватория входит в состав охраняемого ЮНЕСКО объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников», в том числе, кладбище Пулковской обсерватории.

Согласно Указу Президента Российской Федерации № 275 от 2 апреля 1997 года Пулковская обсерватория включена в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Это очень интересное, а главное уникальное место. У обсерватории богатое прошлое и динамично-развивающееся настоящее. В стенах известной не только в России, но и за рубежом обсерватории бурлит научная жизнь, там происходит постоянная интеграция работников науки со всего мира. Однако много людей, не относящихся к науке, желает попасть в стены обсерватории, на экскурсии, на лекции, взглянуть на эту «кухню» изнутри.

На сегодняшний день, цельного и в полном объеме, фирменного стиля (или другое наменование «Рекламно-графического комплекса», примечание: два этих термина идентичны и будут использоваться в тексте всей дипломной записки)уПулковскойобсерватории нет.Есть сайт, и то, что условно можно назвать знаком — изображение здания Пулковской обсерватории. Во время проведения, на территории этого научного центра, фестиваля «Пулковский меридиан» (осень 2016 года), распространяласьпечатная продукция с единым стилем оформления. Однако это все не имело никакого отношения к обсерватории. Данный дизайн был придуман исключительно для разового использования на время фестиваля. До сих пор такой масштабный и важный научный объект остается без продуманной концепции, без узнаваемого знака и логотипа.Фирменный стиль необходим не только для привлечения посетителей, для создания узнаваемого и запоминаемого образа, но и для того чтобы заявить о себе в научных кругах. О других важных свойствах фирменного стиля поговорим в следующем подразделе.

 

1.2 ЦЕЛЬ РАЗРАБОТКИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Целью моего проекта является создание нового образа Пулковской обсерватории. Средством формирования образа служит создание фирменного стиля.

Создание фирменного стиля — неотъемлемый атрибут любой успешной современной компании. Разработка фирменного стиля в сочетании с высоким качеством производимой продукции/услуг создаёт великолепный имидж фирмы, продвигая её на рынке, и таким образом, способствуя постоянному повышению интереса к выпускаемым ею продуктам, именно через фирменную символику происходит важный процесс продвижения компании, бренда.

В практике маркетинга цель создания фирменного стиля — выделить из массы конкурентов, привлечь внимание потребителей, сформировать впечатление у потребителя. Именно эти пункты я попыталась реализовала в ходе своей выпускной квалификационной работы.

Фирменный стиль — это набор графических, цветовых, словесных, звуковых, дизайнерских, типографических постоянных элементов (или констант), которые обеспечивают визуальное и смысловое единство товаров или услуг, всей информации, исходящей от фирмы, а также ее внешнего и внутреннего оформления. Как никогда ранее, фирменный стиль компании становится объектом значительных материальных вложений, символом деловой репутации и качества, к которому компания планомерно движется многие годы. Но одновременно он становится и лицом компании, ее внешним обликом, по которому о ней судят социальное окружение и широкая общественность. Фирменный стиль — это сильное средство формирования имиджа компании, а также определенный «информационный носитель», идентификатор, так как компоненты фирменного стиля помогают потребителю находить товары и предложения конкретных компаний, формируя у него положительное отношение к конкретной компании, заботливо облегчившей ему процесс поиска информации или выбора товара. По существу, фирменный стиль — это основа коммуникационной политики компании, весомая составляющая продвижения и одно из важнейших средств конкурентной борьбы за потенциального покупателя.

Главные задачи (то для чего создается фирменный стиль) следующие.

1. Идентификация. Фирменный стиль позволяет потребителю опознать компанию (товар, услугу) по некоторым признакам.

2. Формирование доверия. Если потребитель однажды убедился в качестве продукции или услуг, то это доверие будет в значительной степени распространяться на всю остальную продукцию данной фирмы. Помимо этого, само по себе наличие фирменного стиля уже вызывает доверие.

3. Продвижение. Наличие фирменного стиля в значительной степени повышает эффективность продвижения. Кроме того, все объекты, содержащие элементы фирменного стиля компании, сами по себе уже являются рекламой, то есть инструментом продвижения.

Цель фирменного стиля заключается в закреплении в сознании потребителей положительных эмоций, особой узнаваемости. Таким образом, наличие фирменного стиля косвенно гарантирует высокое качество товаров и услуг, поскольку оно свидетельствует об уверенности владельца в положительном впечатлении, которое производит его компания на потребителя.

Все вышесказанное это общие теоритические вещи. На практике для Пулковской обсерватории с моей стороны следующие пункты должны быть реализованы:

- Создание единого узнаваемого логотипа и фирменного знака

- Создание узнаваемых элементов оформления, элементов навигации

- Создание ряда печатной и сувенирной продукции, как носителя фирменного логотипа в целях рекламы

И все эти задачи необходимо реализовать для Пулковской обсерватории. Создание фирменного стиля необходимо и позволит решить проблемы сразу по нескольких пунктам:

- Утвердить статус Пулковской обсерватории в научных кругах (на внутреннем и на международном уровне)

- Привлечь внимание посетителей, рассказать многим о том, что Обсерватория является еще и образовательно-развлекательным центром.

- Привлечь внимание общественности к данному объекту, так как в последнее время появляется много угроз для самой обсерватории со стороны градостроительных структур, которые посягают на ее территории.

 

1.2.1 СПЕЦИФИКА НАУЧНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕНТРОВ КАК ОБЪЕКТОВ ДИЗАЙНА

Долгое время культурные и научные центры в нашей стране не рассматривались как объекты, которым необходим фирменный стиль. Сегодня многие учреждения культуры/науки практические отсутствуют в городском медиапространстве и зачастую это связано с непониманием тенденции развития рынка культурных услуг, а так же с тем, что учреждения не используют современные маркетинговые технологии для построения правильного позиционирования своего имиджа. Такая ситуация ведет к потере интереса аудитории [1].

Стремление поднять авторитет учреждений культуры в глазах общества и повысить их популярность диктует необходимость расширения коммуникаций. В этой связи все большее значение приобретает работа по формированию общественного мнения и позитивного имиджа каждого конкретного учреждения культуры. [1]. Фирменный стиль и визуальная айдентика здесь — эффективные инструменты продвижения деятельности современных культурных центров в информационном поле крупного города. Построение фирменной стилистики способствует самоидентификации и устойчивому развитию подобного учреждения.

И в последние годы многие учреждения науки и культуры поняли эту необходимость и поспешили исправить ситуацию. Культурные центры Москвы приняли единую стилистику для того, чтобы жителям было удобнее ориентироваться и находить такие центры. Некоторые университеты уже поняли такую необходимость, в качестве примеров можно привести санкт-петербургский университет ИТМО, или тюменский университет.

 

1.3 АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ. ВОСТРЕБОВАННОСТЬ НА РЫНКЕ

В последние годы на территории больших городов России стало невероятно модно самообразование и саморазвитие. Модные молодежные журналы, всевозможные гиды по развлечениям предлагают своим читателям не просто развлекательный, а образовательный досуг. Это всевозможные лекции, мастерские, мастер-классы, выставки и прочее. Жителям городов предлагают образовательные курсы по истории искусства, по истории и теории моды, по кинематографу; курсы по основам создания музыки, кулинарные курсы, уроки ораторского мастерства, а так же всевозможные программы в области научных дисциплин: физика, химия, программирование.

Повсеместно можно прочитать замечания «ходить в музее стало модно». 2014 год стал годом культуры в Российской Федерации, именно этот год стал отправной точкой для развития здоровой тенденции «быть образованным». Именно тогда зародились традиция на образовательные мероприятия и с каждым годом только крепнет.

Ко всему прочему, сейчас невооруженным глазом можно заметить тенденцию обращения к прошлому нашей страны. Сейчас заговорили о культурных истоках нашего современного общества. О том, чем может гордится наша страна, а именно эпоха научного и культурного подъема СССР. Это киноискусство, сельское хозяйство, градостроение, изобразительное искусство и конечно же промышленность, наука, инженерная мысль, в частности космос.

Вспомним самое знаменитое из космической программы СССР — первый полет человека в космос. В истории сложно найти подобные прецеденты. Гагарин реализовал многовековую мечту человечества. Аполет "Востока"стал демонстрацией удивительной, непревзойденной "технологии прорыва", практическим воплощением модернизации. Но почему эти обращения к прошлому, к героям и событиям стали так важны? Оказывается сегодня наша страна, через двадцать лет после распада Советского Союза, по-прежнему находится вмучительном поиске своего "я". И в этом самоопределении помогает осознание простых и понятных всем символов.

Стоит ли говорить, что в такой обстановке создание фирменного стиля для Пулковской Обсерватории будет своевременно? В этом учреждении сливаются сразу две остро важные для современного человека темы: саморазвитие/самообразование для городских жителей и тема космоса. Преподнесение обсерватории как центра образовательного полезного досуга вызовет невероятный интерес, сделает ее популярным городским объектом, будет производить исключительно положительное впечатление.

 

1.4 ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ

Сейчас становится все больше и больше развлекательно-образовательных проектов для молодежи (и не только). Обсерватория открыта для тех, кто хочет в любом возрасте учиться, развиваться. Таких людей сейчас все больше и больше, что несомненно радует. Но кто именно эти люди? Для того чтобы правильно составить стратегию создания фирменного стиля необходимо определить целевую аудиторию.

При составлении портрета целевой аудитории следует всегда держать в голове следующую мысль: «целевая аудитория — это группа людей / клиентов, которая стремится удовлетворить ту потребность, которую решает наш продукт». Другими словами, наша условная компания продает определенный товар; данный товар решает конкретную потребность людей; значит нам необходимо найти людей, которые имеют данную потребность; эти люди будут вашей целевой аудиторией.

Я создаю фирменный стиль прежде всего для привлечения посетителей на образовательные лекции, экскурсии, мастер-классы, фестивали в Пулковскую обсерваторию. Соответственно можно составить следующую схему: потребность людей в досуге — решение проблемы: образовательный досуг в обсерватории.

Из этого вытекает что целевая аудитория будет широкой, и все потребители очень разные.

На практике компании все же ориентируются на широкую целевую аудиторию, ограничивая ее рамками дохода, возраста, ценностями. Затем широкую целевую аудиторию компании разделяют на несколько групп по модели потребительского поведения, описывая каждую группу уже более подробно (используя поведенческие характеристики и выраженность потребности потребителя). В дальнейшем для каждой группы потребителей в рамках широкой целевой аудитории разрабатываются отдельные продукты, отдельные рекламные сообщения и стратегии работы с клиентами.

Следует начать описание с социально-демографических параметров Этот научный комплекс для посещения будет интересен людям практически всех возрастов. Проводятся экскурсии и развлекательно-образовательные лекции для учеников начальной и средней школы (6 — 12 лет), экскурсии для семейного отдыха (взрослые 25 — 40 лет), лекции и фестивали на которые приходит молодежь (16 — 25 лет), приходят на экскурсии, фестивали люди и более старшего возраста (40 —70 лет).

Пулковская обсерватория желает вести научно-просветительскую программу для людей совершенно различного достатка. Мероприятия проводимые на ее территории должны быть доступны людям любого социального статуса и платежеспособности. Это и родители с детьми, и пенсионеры, и школьники.

Получается, что для посещения обсерватории нет ограничений по возрасту, все зависит от уровня сложности информации на проводимых лекциях, экскурсиях, но здесь потребитель сам выбирает подходящие для него/для своего ребенка мероприятия.

Пулковская обсерватория находится на территории города Санкт-Петербурга, однако в большом отдалении от центра города, у южной его границы. По географическим параметрам посетителей можно описать как жителей города Санкт-Петербурга, так и ближайших пригородов. Жителям этих территорий не составляет труда приехать самим или же с детьми в обсерваторию и потратить там день или пол-дня на экскурсию/лекцию фестиваль, поскольку на дорогу у них не уйдет много времени. Для жителей более отдаленных городов Ленинградской области это будет затруднительно.

Изучение целевой аудитории это больше задачи маркетолога. Полное исследование проводится для того, чтобы точно определить ценообразование, рекламу, коммерческие предложения, контент, сформулировать грамотный оффер,определить триггеры для влияния и мотивации клиента,выяснить основные каналы продвижения (интернет, ТВ, наружная реклама и прочее). Мне же необходимо было выделить целевую аудиторию для того чтобы понять кому будет адресован посыл фирменного стиля.

Из всего что мы выяснили про целевую аудиторию элементы фирменного стиля обсерватории должны быть понятны для людей всех возрастов, любого социального статуса. И для описания научных схем, для навигации в моем фирменном стиле необходимо будет использовать систему символов, пиктограмм. Унифицированныепиктограммы понятны всем, и взрослым и детям. Дело в том, что пиктограммы, считываются уже на подсознательном уровне. Это своего рода информация накопленная в человеческом сознании веками. Еще удобство пиктограмм в том, что они зачастую могут заменять собой текст. Это тоже крайне удобно для подачи информации детям. Один символ, например известный всем «смайл» может заменить собой текст и настроить на определенную эмоцию. Если добавлять иллюстрации, то они тоже не должны быть сложными в опознавании того, что именно на них изображено.


 

ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИЯ И СТРУКТУРА ПРОЕКТА

 

1.5ОПИСАНИЕ ТЕМЫ

Пулковская обсерватория это уникальное место, с огромным багажом истории. Для того чтобы понять важность и значительность этого места необходимо окунуться в историю основания обсерватории.

Первая российская астрономическая обсерватория Петербургской академии наук была основана в 1725 году и располагалась на верхних этажах Кунсткамеры.До1839 г.Академическая обсерватория в Санкт-Петербурге оставалась наиболее крупной в России. Однако использование превосходных астрономических "снарядов" в полную силу оказалось невозможным из-за помех, связанных с расположением Обсерватории внутри быстро растущего города. Поэтому с 1760 г. в Петербургской Академии наук неоднократно ставился вопрос о перенесении Обсерватории в место, более благоприятствующее точным астрономическим наблюдениям.

В1827 г.Петербургская Академия наук приняла решение о создании новой астрономической обсерватории, поручив академику Е. И. Парроту составление проекта и финансовой сметы на строительство загородной астрономической обсерватории близ Царского Села; для этой работы был приглашён и директор Дерптской обсерватории В. Я. Струве, избранный почётным членом Петербургской Академии наук в 1826 г. В. Я. Струве стал сооснователем и первым директором этой обсерватории.Из возвышенностей около Санкт-Петербурга наивыгоднейшая для сего предмета была бы вершина Пулковской горы «по причине обширного горизонта, коим она владеет».

Действительно, зелёные поля и луга, окружённые в то время густыми лесами, предоставляли исключительно благоприятные условия для устройства астрономической обсерватории, полностью защищая её от пыли проложенных вблизи больших дорог. Гряда возвышенностей, называемая ныне Пулковскими высотами, состоит из трёх холмов и расположена к югу от Санкт-Петербурга. На восточном холме высотой над уровнем моря 39.9 м в настоящее время располагаются поля деревни Шушары. Обсерваторию было решено строить на центральном холме, высота которого достигает 74.9 м над уровнем моря; высота западного холма, называемого "Глиняная горка", достигает 66.6 м.

Император определил функции В. Я. Струве как директора строящейся Обсерватории и назначил А. П. Брюллова архитектором строительства, одобрив выбор места расположения будущей обсерватории и сделав распоряжение о передаче Академии наук земельного участка площадью 20.5 десятин (22.40 гектара) с указанием: "Ближе одной версты от южной границы этого участка не вести никакого другого строительства без разрешения директора Обсерватории".

Торжественное открытие 160 лет тому назад (19 (7) августа 1839 г.) Николаевской Главной астрономической обсерватории, известной как Пулковекая обсерватория, стало выдающимся событием в жизни не только России и Санкт-Петербурга, но и всей научной общественности мира и оказало неоценимое влияние на развитие мировой астрономической и геодезической науки.

С момента открытия новой обсерватории начинается новый этап развития практической астрономии в России связан с именем академика Василия Яковлевича Струве и с точными астрометрическими наблюдениями.

В стенах Пулквоской обсерватории была проведена колоссальная научная работа, которая продолжается и по сей день. В Пулкове была разработана общепринятая до настоящего времени методика астрометрических наблюдений с целью определения точных положений звезд. Применение этой методики позволило повысить точность позиционных наблюдений в Пулкове в 3 - 5 раз по сравнению с достигнутой в то время ведущими обсерваториями мира (Гринвичской и Парижской).

Пулковские абсолютные каталоги положений звезд, составленные и опубликованные под руководствомВ.Я. Струвеи его последователей, принесли Пулковской обсерватории мировую славу, что нашло отражение в титуле "астрономической столицы мира", данном Пулковской обсерватории еще в XIX в. американским астрономом БенджаменомГулдом. Эти каталоги легли в основу всех создаваемых в XIX иXX вв.фундаментальных координатных астрометрических систем. Кроме того, в Пулкове созданы каталоги относительных собственных движений звезд и галактик на основе фотографических наблюдений.

Исследования академикаА.А. Белопольскогои его учеников снискали мировую славу астрофизическим исследованиям Пулковской обсерватории. В Пулкове еще в конце прошлого — начале этого века проведен целый ряд исследований, приведших к выдающимся астрономическим открытиям: определение скорости вращения больших планет, экспериментальное подтверждение фрагментарности колец Сатурна, фундаментальные исследования звезд с переменными лучевыми скоростями, исследования дифференциального вращения Солнца, обнаружение неодновременности затмения в двойных звездных системах типа алголей - эффект Тихова-Нордманна, астрофизические исследования планеты Марс, доказательство быстрого вращения звезд ранних спектральных классов, осмысление эволюционного значения этого факта.

Установлены фундаментальные для гелиофизики экспериментальные факты: протуберанцы и корона являются действительно солнечными образованиями, а не артефактами наблюдений, форма короны связана с фазой 11-летнего солнечного цикла. Проведены первые отечественные наблюдения солнечной короны вне затмения и начаты ее регулярные наблюдения. Впервые обнаружено холодное свечение гелия и ионизованного кальция в высокотемпературной плазме короны. По данным многолетних наблюдений открыт второй максимум (мощности) в 11-летнем цикле активности Солнца, так называемый максимум Гневышева. На основе наблюдений первой советской стратосферной солнечной обсерватории, разработанной и созданной ГАО, обнаружены фотосферные гранулы диаметром меньше200 км.

На сегодняшний день научная деятельность обсерватории охватывает практически все приоритетные направления фундаментальных исследований современной астрономии: небесная механика и звездная динамика, астрометрия (геометрические и кинематические параметры Вселенной), Солнце и солнечно-земные связи, физика и эволюция звезд, аппаратура и методика астрономических наблюдений.

Располагает серьезным арсеналом астрономических инструментов:

- 26-дюймовыйрефрактор(D=650мм, F=10413 мм). Установлен в 1954 году.

- известный всем Большой пулковскийрадиотелескоп(БПР) Построен в 1956 году.

- Горизонтальный солнечный телескоп (АЦУ-5) (D=44.0 см, фокус Ньютона F=17.5 м, фокус Кассегрена F=64 м). Установлен в 1965 году. Один из крупнейших солнечных телескопов в Европе.

- Нормальный астрограф (фотографический телескоп D=330 мм, F=3467 мм, гид D=250 мм, F=3650 мм). Изготовлен братьями Полем и Проспером Анри в 1885 году, установлен в Пулковской обсерватории в 1893 году.

- Зенит-телескопФрейберга-Кондратьева (ЗТФ-135) (D=135 мм, F=1760 мм).

- Зеркальный астрограф ЗА-320М (D=300 мм, F=3200 мм, поле зрения 27’x27'). Введён в строй в 1997 году.

- Пулковский меридианный автоматический горизонтальный инструмент им. Л.А. Сухарева (МАГИС).

Пулковская обсерватория активно поддерживает международное сотрудничество. ГАО РАН в настоящее время проводит совместные научные работы в рамках подписанных договоров и соглашений о научно-техническом сотрудничестве с 20 иностранными учреждениями в Великобритании, Испании, США, Дании, Италии, Бельгии, Германии, Японии, Финляндии, Греции и других стран.

 

Территория Пулковской обсерватории довольно обширная. На ее территории находятся главное здание (с телескопом внутри главной башни), отдельно стоящие здания с некоторыми инструментами (например для 26-дюймового рефрактора построено отдельное здание), отдельно стоящие инструменты (например БПР) и парк.

На территории проводятся экскурсии, лекции, фестивали. Посетителям проводят экскурсии по территории обсерватории, по главному астрономическому музею, показывают инструменты и даже приглашают понаблюдать в телескоп. Во время фестивалей территория разбивается на различные зоны, на которых происходят различные активности: сцена с концертом, фуд-корт, научные лектории, показы фильмов. Во время проведения лекция задействуются залы в главном здании, куда приглашают слушателей.

Соответственно, для успешного функционирования одним из пунктов при создании фирменного стиля должна быть элементы навигации по территории обсерватории. Должны хорошо быть обозначены таких важный мест как кассы, кафе, лектории.

 

1.6 КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА

Пулковская обсерватория является уникальным учреждением на территории, где проводятся астрономические наблюдения, изучения, записи, расчёты. Богатая история обсерватории насчитывает более ста лет, непременно основной ее функцией остается научная деятельность, направленная на изучение и развитие астрономии как науки. Предлагаемая мною концепция рассматривает обсерваторию как платформу для знакомства человека с миром космических исследований. Ключевая миссия концепции скорее просветительно-образовательная, а уже только потом развлекательная. Важно показать человеку насколько интересно изучение космоса, его красоту, и а также его математическую точность — физические законы и закономерности которые непосредственно влияют и на нашу с вами жизнь и существование, определяют полностью жизнь вселенной. Космос человеком пока не изучен и на одну десятую, однако постепенно мы постигаем его тайны, с каждым разом открывая все новое и интересное. Итоговые тезисы развития концепции фирменного стиля: красота космоса, подчиненность законам физики.

При продумывании как именно должен выглядеть фирменный стиль для Пулковской обсерватории необходимо учитывать для кого и что именно мы будем предлагать.

В разделе «Целевая аудитория» мы выяснили, что Пулковская обсерватория будет предлагать свои услуги для всех возрастов. А предлагать она будет образовательно развлекательную программу. Значит в самих элементах фирменного стиля тоже будет научная информация. Необходимо сделать та<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: