Тема: Объекты торгового оборота и средства их индивидуализации




Основным объектом ТО являются товары, материальные предметы, отчуждаемые на материальной основе. В широком смысле это все что может быть предметом возмездных сделок, в том числе предприятия и рабочая сила. В КП термин товар имеет более узкое значение – это лишь движимые вещи. Сюда не вкладывается интеллектуальная собственность, тепло, энерго, водоснабжение, недвижимость.

Правовой режим товаров устанавливается следующими способами:

· Определение правомочий статуса продавца и покупателя

Коммерческие организации имеют больше возможностей в торговом обороте, чем некоммерческие, организации со спец. правоспособностью зачастую вообще не могут участвовать в торговом обороте.

· Оформление порядка приобретения и отчуждения товаров. В этой связи нужно различать

§ Товары не изъятые из оборота

§ Ограниченные (драгоценные металлы)

§ Товары, изъятые из оборота (ткани, органы)

· Введение лицензирования деятельности по реализации и производству товаров, т.е. установление разрешенного порядка осуществления такой деятельности на основании ФЗ от 08.08.01 №128 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Законодательные ограничения

· Антимонопольные ограничения. Сделки по приобретению в собственность, пользованию, владению основными производственными средствами и (или) нематериальными активами балансовой стоимостью более 20% активов, могут подлежать контролю со стороны ФАС(ст. 28 ФЗ «О защите конкуренции»)

· Корпоративные ограничения – сделки по приобретению, отчуждению имущества на определенную сумму балансовой стоимости в процентном соотношении к активам хозяйственного общества могут квалифицироваться как крупные сделки и требовать предварительного одобрения совета директоров (общего собрания акционеров участников)

· Налоговые ограничения – по общему правилу для целей налогообложения принимается цена товара, указанная сторонами в сделке. Если сделка между взаимозависимыми лицами (когда доля участия организации в другой более 20%). Борьба с трансфертным ценообразованием. Внутрикорпоративная цена в рамках группы лиц и цена, по которой этот товар отпускается третьим лицам. Также налоговые органы вправе проверять цены в бартерных сделках, а также случаях, когда происходит 20%е колебание цены, применяемой по идентичным товарам в пределах непродолжительного периода. (ст. 40 НК РФ)

Все товары классифицируются по целям использования:

· Потребительского назначения (продовольственные, промышленные, товары краткосрочного использования, товары длительного пользования)

· Производственного назначения (основные оборотные, вспомогательные, основные и вспомогательные материалы)

Правовой режим денег

Они относятся к родовым, делимым, заменяемым вещам. Это всеобщий эквивалент для имущественного оборота, но в некоторых обстоятельствах деньги могут быть самостоятельным объектом. Договор займа, кредит, многие банковские сделки.

Официальная денежная единица – российский рубль. Он обязателен к применению по всем собственности во все платежи РФ.. Монопольное право на эмиссию имеет банк России. Введение других денежных единиц и суррогатов запрещено.

Иностранная валюта – объект, ограниченный в обороте, поэтому расчеты в иностранной валюте допускаются в режиме, установленном банком России. Разрешается использовать иностранную валюту при расчетах между экспортерами и импортерами за услуги предприятий связи, при выплате комиссионного вознаграждения, покупке валюты через банки и т.д.

Особые правила использования иностранной валюты в денежных оборотах связаны:

· Согласно ст. 317 ГК РФ валюта обязательства может устанавливаться в иностранных (условных) денежных единицах, но исполнение обязательства должно производиться в рублях.

Следует различать валюту долга и валюту платежа. Исключение – договор розничной купли продажи, цена указывается в рублях. Кроме того стоимость покупки рекламирования также указывается в рублях, а при необходимости и в валюте.

Особый правовой режим установлен для безналичных денег, находящихся на банковских счетах и депозитах. Они могут квалифицироваться не как вещи, а как права требования клиента к банку. В этом случае титул собственника приобретает банк, так как безнал рассматривается как таблица регистрации обязательств в денежной форме одной стороны перед другой. Существует и другая точка, что безнал это форма существования денег,, следовательно передача денег банку не меняет вещных прав на них и деньги остаются родовыми вещами, выделяемыми по количественному показателю.

Мировая практика показывает, что постепенно наличность уходит в прошлое, меняется и само понятие правовой природы денег. Особым видом применяемых в современной торговле денег являются кредиты и денежные суррогаты. Называть их деньгами можно с большой долей условности. В первую очередь это средство обмена. В отличие от национальной валюты представляют обязательства не государства, а отдельных лиц. Сегодня кредитными деньгами можно считать чеки, векселя банковские карточки. Не входят в понятие кредитных денег банковские вклады ибо кредитные деньги должны быть неразрывно связаны с осуществлением расчетов, а депозитные счета, вклады имеют накопительный характер, приносят своим вкладчикам проценты инее предназначены для производств расчетов. Образующиеся в торговом банковском прокате чеки следует считать суррогатами. (от латинского взамен, вместо)

Во многих странах они практически приравнены к местной валюте (США), где расчеты можно производить чеками.

п.1 ст 75 К – официальная денежная единица – рубль. Введение других денежных единиц и денежных суррогатов запрещено. Денежные суррогаты это частные средства обращения и с юридической точки зрения не могут считаться деньгами ибо служат средством погашения денежных обязательств.

Ценные бумаги

Могут служить самостоятельным объектом торгового оборота, те которые являются товарораспределительными документами (коносаменты, складские свидетельства).

Другие ЦБ имеют сопутствующее значение. Они предоставляют владельцу право управления в коммерческих организациях, содействуют расчетам за товары (вексель, чек) или позволяют формировать заемный капитал 9обигация, вексель). Не все товарораспорядительные документы являются ценными бумагами (накладные на перевозку грузов железнодорожным или автомобильным транспортом).

Классификация ценных бумаг

· По основанию выпуска

§ Эмиссионные – акции, облигации, которые закрепляют собственность имущественных прав, а также неимущественных, различаются выпусками, имеют равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска независимо от времени приобретения бумаги. Неэмиссионные бумаги (чеки, векселя, коносаменты) закрепляют индивидуальный объем прав, выпускаются в индивидуальном порядке и оформляют конкретную сделку.

§ Неэмиссионные – чеки, векселя. Закрепляют индивидуальный объем прав. Выписываются не в массовом порядке, а в индивидуальном. Оформляют конкретную сделку.

· По способу обозначения управляющего лица

§ Предъявительские – чеки, облигации. Здесь не упоминается уполномоченное лицо. Для передачи прав достаточно вручения другому лицу.

§ Именные – акции, облигации, чеки, векселя. Указывается конкретное лицо, которое может осуществлять право по ценной бумаге. Права передаются путем уступки права требования (цессии)

§ Ордерные – чеки, векселя. Указано лицо, которое может осуществлять права по ценной бумаге самостоятельно, либо назначить своим распорядителем другое уполномоченное лицо. Права передаются путем индоссамента.

· Содержание удостоверенного права.

§ Денежные – векселя, чеки – право владельцу на получение определенной денежной суммы

§ Товарные (коносаменты, складские свидетельства) – удостоверяют право владельца на товары

§ Корпоративные (акции) – предоставляют права владельцу по управлению в обязательстве.

В последнее время в торговой практике стали использоваться производственные ценные бумаги. Это американское понятие, которое у нас четкого определения не имеет, но крупнейшие российские компании торгуются на фондовой бирже именно в форме производственных ЦБ., депозитарных расписок.

Депозитарная расписка — документ, удостоверяющий, что ценные бумаги помещены на хранение в депозитарий в стране эмитента акций на имя банка-эмитента расписок из страны обращения расписок, и, таким образом, дающий право владельцу расписки получать выгоды от иностранных ценных бумаг, являющихся базовым активом расписки. Производственная ценная бумага определяет право ее держателя на какой-либо базовый актив, которым могут быть эмиссионные ценные бумаги, основные средства, товар на складе, в пути. Производственная ценная бумага это финансовое средство, чья стоимость зависит от стоимости других средств. Наше законодательство предусматривает два вида ценных бумаг – абцион эмитента, позволяюший своему владельцу купить в определенный срок или при наступлении определенных обстоятельств не более 5% различных акций эмитента по определенной в абционе цене

Второй вид – российская депозитарная расписка – это именная ценная бумага, не имеющая номинальной стоимости, удостоверяющая право собственности на определенное количество акций (облигаций) иностранного эмитента и закрепляющая право ее владельца требовать от эмитента получения взамен расписки соответствующего количества ЦБ и оказания услуг соответствующих осуществлением прав, предоставленными ЦБ.

Средства индивидуализации

· Производственная фабричная марка – это словесный описательный способ индивидуализации товара, штамп, представленный на товаре (упаковке), позволяющий установить(отличить0 производителя товара.

Включает полное и сокращенное фирменное наименование предприятия – изготовителя и его адрес, сведения о качестве товара и ссылки на стандарты, технические условия.

Производственная марка не регистрируется и применяется независимо от товарного знака.

· Товарный знак словесное, изобразительное, объемное или иное условное обозначение товара (группы товаров), используемое для его отличия от однородных товаров других изготовителей.

Использование товарного знака возможно только после его регистрации в Патентном ведомстве. Процедура регистрации довольно длительная. Сейчас срок регистрации составляет более одного года. Правообладателями могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели. После регистрации правообладателю выдается свидетельство на товарный знак, которое действительно в течение 10 лет. По истечении срока действия свидетельства оно может продляться неограниченное количество раз.

Исключительные права владельца товарного знака распространяются лишь на те товары, которые указаны в соответствии с классами международной классификации Товаров и услуг на оборотной стороне свидетельства.

Существует два способа передачи прав на товарный знак:

· Лицензионный договор

· Договор об отчуждении исключительного права на товарный знак

Эти договоры подлежат государственной регистрации в Патентном ведомстве, без которой они недествительны. Отличительная черта лицензионного договора – обязанность лицензиата обеспечивать соответствующее качество производимых им товаров, на которые он поместит товарный знак требованиям к качеству, установленным лицензиатом, то есть правообладателем знака.

Существует два типа лицензионного договора:

· Простая лицензия – правообладатель знака может заключать лицензионные договора на этот знак с другими лицами

· Исключительная лицензия – правообладатель обязуется больше никому не передавать права на использование товарного знака

С согласия правообладателя товарного знака возможно заключение сублицензионного договора. (ст. 1238 ГК РФ).

Организация, основная деятельность которой оказание услуг, выполнение работ может зарегистрировать знак отличия.

Бренд – не имеет определения в нашем законодательстве. По своему содержанию это понятие более широкое чем товарный знак. Использование и продвижение бренда представляет в РФ и за рубежом целую концепцию – брендинг. Они обычно имеют визуальную форму. Это не только картинка, но и персонаж рекламного ролика. Он должен вызывать у потребителя ряд определенных ассоциаций. По сути это система, связывающая товар с его характеристиками, товарный знак, его образ в сознании потребителя и концепцию производителя, продавца по отношению к своему товару, товарному знаку, потребителю.

Наименование места происхождения товаров используется, если особые свойства товара определяются характерными для этого географическими особенностями, где он производился, а также природными условиями и (или) людскими факторами.(Адыгейский сыр, минеральная вода Есентуки)

Существуют наименования, так давно вошедшие во всеобщее употребление, что большинство потребителей не ассоциирует их с товарами, изготовленными в конкретной географической области. (шампанское – вид игристого вина производимый в провинции Шампань, вид бренди в городе Коньяк)

Свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения товара действует в течение 10 лет. Оно может неоднократно продлеваться при условии подтверждения того, что товар по прежнему производится в границах соответствующего географического объекта. (ст. 1531 ГК РФ). Наименование места происхождения может быть зарегистрировано одновременно несколькими лицами.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: