«Нет проблем, которых мы не смогли бы решить вместе,
и очень мало проблем, которые могли бы решить поодиночке».
(Линдон Джонсон, президент США)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана педагогом дополнительного образования С.В. Мироновой на основе «Программы социального менеджмента» (редакция Дорофеевой М.А.) и «Программы молодежного образовательного лагеря «Городская школа актива» (авторы:Курнаева О.А, Миронова С.В, Этвеш М.Э, Москвин С.Н, Свидетельство об отраслевой регистрации разработки № 2699).
В проект «Переулок Возможностей» входят коммуникативно-одаренные подростки, как правило, лидеры по собственной инициативе и желанию.
Такие подростки играют роль социального катализатора, который помогает объединиться сверстникам и увидеть общую социально значимую перспективу.
Если подобный тип молодых людей не будет иметь педагогического управления, то они могут спровоцировать объединение молодежи на криминогенной, общественной основе. Но заложенный в них большой потенциал образного мышления постоянно требует выхода. Поэтому возникает необходимость включение коммуникативно – одаренного подростка в позитивную социально направленную деятельность. Одной из задач Государственной программы «Патриотического воспитания граждан Российской федерации на 2006 – 2010 год» обозначено формирование социально – активной гражданской позиции. Поэтому возникает необходимость включения подростков в позитивную социально направленную деятельность. В связи с этим очень важно формирование проектной культуры молодежи и активной социальной позиции. Выстраивание системы партнерских отношений и реализации молодежных инициатив как инструмента резонанса. Что и дает занятие подростков социальным проектированием.
Основные виды деятельности:
- самоуправление (самоорганизация, самопознание, самоопределение, лидерские технологии)
- социальное проектирование
- добровольчество.
Основные формы организации занятий:
Ценностью данной программы является целенаправленное формирование компетенций у учащихся:
· способность брать на себя ответственность;
· участвовать в совместном принятии решений;
· уважать других;
· овладевать новыми технологиями;
· уметь общаться на деловом языке;
· способность к самообразованию.
Цель: включение школьников в практики создания новых социальных форм организации клубной жизни и в процессы развития районного и городского сообщества.
Задачи:
1. конструктивный перевод подростковой активности и творческого потенциала в эффективную коммуникацию и социально-значимую деятельность;
2. формирование навыков эффективной коммуникации и организации в команде;
3. выявление креативных и организационных возможностей школьников;
4. формирование позитивных социальных установок и интересов школьников.
5. создание прецедентов включения подростков в процессы городского развития.
Формы проведения занятий:
· Лекции, беседы, семинары;
· Деловые игры, тренинги;
· Консультации, презентации;
· Проектирование, мозговой штурм.
Тренинг на знакомство и сплочение - Формирование первичного информационного поля в группах участников.
Технологическая игра «Проектировочный пасьянс» - Знакомство с обобщенной структурой социального проекта.
Технологическая игра«Суперпроект» - Приобретение навыков создания реализуемого проекта на примере знакомой деятельности.
Тренинг «Конструктивное общение» - Приобретение и поддержка норм конструктивного общения.
Мозговой штурм - Метод сбора идей участников по выявлению проблем современной молодежи.
Мини лекция «Социальное партнерство» - Развитие представлений о социальном партнерстве в рамках совместной деятельности.
Тренинг «Ценности» - Соотнесение личностных, групповых и общественных ценностей.
Тренинг «Креативное мышление» - Поиск решения современной проблемы по выбору подростков творческим, нестандартным способом.
Мини лекция «Финансовое и ресурсное обеспечение проекта» - Приобретение навыков оценки собственных ресурсов.
Игра «Экспертиза » - дает возможность проектантам самим поработать над положением конкурса проектов, определить критерии оценки, разработать форму заявки, провести экспертизу нескольких проектов в рамках заданной роли и вынести решение. При работе с «чужими» проектами игра заставляет глубже и вдумчиво посмотреть на «свой »проект.
Консультации по проектам - Развитие критического отношения участников к своим проектам.
При организации учебно-воспитательного процесса используются следующие методы:
§ Метод поощрения;
§ Метод стимулирования.
План мероприятий
№ | Название мероприятия | Сроки | Место проведения | Ответственный | Краткое описание | Результаты (в отчет) |
Открытие проектной школы «Переулок Возможностей» | 15.09 | СП Олимп | Миронова С.В. | - Знакомство с методом проектирования – деловая игра «Проект здесь и сейчас». - Знакомство с людьми, успешными в проектной деятельности. - Награждение участников благотворительного мероприятия «Вовка - морковка» | - Формирование коллектива участников школы – 15 человек - распространение информации о СП Олимп и ЦТиР № 1 - Выстраивание партнерских отношений с НКО – 2 организации - повышение мотивации участников для занятий в школе | |
Еженедельные занятия в проектной школе | Сентябрь - май | СП Олимп | Миронова С.В. | - Самоуправление (самоорганизация, самопознание, самоопределение, лидерские технологии) - Социальное проектирование - Добровольчество - Освоение культурного пространства города | - Развитие творческого потенциала участников - обучение проектной деятельности - получение основных знаний о добровольчестве и привлечение к 6 благотворительным мероприятиям - знакомство с организациями, учреждениями и местами реализации своих возможностей для подростков | |
Конкурс проектов«Территория 2020» | 23-26.09; март | Миронова С.В. | - Разработка проектной идеи - Защита проекта | - Разработка проекта для дальнейшей реализации - привлечение партнеров и ресурсов | ||
Акция «Тепло добрых рук» | 12.09 – 15.10 | СП Олимп | Миронова С.В. | - Подготовка и организация акции в клубе и школах участников проектной школы - подготовка вещей - передача вещей перинатальному центру | - распространение информации об акции, о СП Олимп и ЦТиР № 1 и проектной школе в 5 школах района - сбор носочков и шапочек - Выстраивание партнерских отношений с 2 организациями | |
Конкурс проектов «Помогать просто» Центра социальных программ РУСАЛа | Ноябрь, апрель | Миронова С.В. | - участие в проектном семинаре - разработка и подача проекта на конкурс | - Разработка проекта для дальнейшей реализации - привлечение партнеров и ресурсов | ||
Красноярская ярмарка книжной культуры | ноябрь | Миронова С.В. | - участие в городском мероприятии, организация работы площадки СП Олимп | - получение опыта интерактивной деятельности участниками проектной школы - распространение информации о СП Олимп и ЦТиР № 1 | ||
Конкурс по распределению путевок | Декабрь, май | СП Олимп | Миронова С.В. | - получение информации о конкурсе - составление портфолио участников, оценка собственного успеха и результатов - подготовка документов на конкурс | - повышение мотивации участников для социально-значимой и проектной деятельности - подача документов на конкурс – на 1-2 человека | |
Фестиваль «Дети детям» | январь | Миронова С.В. | - получение информации о фестивале - разработка и организация форм участия - участие в мероприятии | - распространение информации о СП Олимп и ЦТиР № 1 - получение опыта интерактивной деятельности участниками проектной школы - повышение мотивации участников для социально-значимой и проектной деятельности | ||
Конкурс проектов Российский патриотический фестиваль | февраль | Миронова С.В. | - получение информации о фестивале - разработка и организация форм участия - участие в мероприятии | - распространение информации о СП Олимп и ЦТиР № 1 - получение опыта интерактивной деятельности участниками проектной школы - повышение мотивации участников для социально-значимой и проектной деятельности | ||
Открытый благотворительный конкурс «ПРЕОДОЛЕНИЕ» БФ М. Прохорова | март | Миронова С.В. | - участие в проектном семинаре - разработка и подача проекта на конкурс | - Разработка проекта для дальнейшей реализации - привлечение партнеров и ресурсов | ||
Весенняя неделя добра | апрель | Миронова С.В. | - получение информации о ВНД-2018 - разработка и организация форм участия - участие | - распространение информации о СП Олимп и ЦТиР № 1 - получение опыта интерактивной деятельности участниками проектной школы - повышение мотивации участников для социально-значимой и проектной деятельности | ||
Конкурс проектов экологический марафон «Зеленая волна» ОК РУСАЛ | май | Миронова С.В. | - участие в проектном семинаре - разработка и подача проекта на конкурс | - Разработка проекта для дальнейшей реализации - привлечение партнеров и ресурсов | ||
фестиваль «Люди, меняющие мир» | май | Миронова С.В. | - получение информации о фестивале - разработка и организация форм участия | - распространение информации о СП Олимп и ЦТиР № 1 - презентация результатов деятельности |