Как же определялось государство на различных этапах его развития?




 

1. Аристотель (384—322 гг. до н.э.): государство — «самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся и ни от кого другого не зависящее».

2. Макиавелли (1469—1527) определял государство через общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов.

3. Жан Боден (1530—1596) рассматривал государство как «правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства».

4. Томас Гоббс (1588—1697), сторонник абсолютистской власти государства — гаранта мира и реализации естественных прав, определял его как «единое лицо, верховного владыку, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты».

5. Джон Локк (1632—1704) представлял государство как «общую волю, являющуюся выражением преобладающей силы», т. е. большинства граждан, «входящих в государство». Он рассматривал государство в виде совокупности людей, соединившихся в одно целое под началом ими же установленного общего закона.

6. В немецкой литературе, например, оно определялось как «организация совместной народной жизни на определенной территории и под одной высшей властью» (Р Моль); в других — как «союз свободных людей на определенной территории под общей верховной властью, существующей для всестороннего пользования правовым состоянием» (Н. Аретин); в третьих — как «естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка» (Л. Гумплович).

7. В российской литературе: государство как «объективный факт нашей планеты» представляется в виде «социального явления кооперативного выполнения» за счет населения и для населения страны непременных условий проявления и развития индивидуальной жизни. Государство определяется и как организованное общение людей, связанных между собою духовной солидарностью и признающих эту солидарность не только умом, но поддерживающих ее силою патриотической любви, жертвенной волей, достойными и мужественными поступками.

8. после 1917 г.: государство в России представлялось как «особая организация силы», «организация насилия для подавления какого-либо класса» - в строго классовом смысле.

9. начиная с 1985 г.: Государство вновь пытаются определять в качестве организации или института «всех и для всех». Довольно типично при этом определение понятия государства, в котором оно рассматривается как «единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом» - тоже крайность (Марченко).

Государство (Марченко) -организация политической власти,необходимая для выполнения каксугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества.

Государство (Алексеев С.С.) - это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

 

Признаки государства:

1. наличие выделенного из общества и стоящего над ним аппарата власти и управления из особого слоя людей – публичная власть. Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т. е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат).

2. наличие аппарата принуждения. Он состоит из особых отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции, разведки, контрразведки, всякого рода принудительных учреждений (тюрьмы, лагеря и т.п.).

3. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах, разделение населения по территориальным единицам. Под территорией государства обычно понимается пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть. Составными частями территории государства являются следующие пространства и приравненные к ним объекты.

4. Суверенитет заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости. Верховенство государственной власти внутри страны обозначает: а) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны; 6) ее прерогативы (государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон); в) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, полиция или милиция, тюрьмы и др.). Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.

5. Неразрывная связь государства и права. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.

6. Займы и налоги.

7. Символы, памятные даты, атрибуты.

 

Сущность государства.

Сущность государства — смысл, главное, глубинное, основное его качество, которое определяет его содержание, назначение и функционирование. Основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Вопрос о сущности государства — это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.

 

Т еория элит: народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества — элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.

Т ехнократическая теория: властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.

Названные теории страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа.

Д емократическая доктрина: первоисточником и первоносителем власти является народ, государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.

Марксистская теория: политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая сущность государства как машины (орудия), посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т. е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение.

НО! Марченко: В отечественной юридической литературе нередко высказывается мысль,согласно которой вгосударстве необходимо выделять несколько сущностей. И при этом называются общечеловеческая сущность, общесоциальная сущность, классовая сущность.

 

НО у любой вещи, не исключая государства, одна сущность. Другое дело, что в каждый конкретно-исторический период сущность государства, государственная власть могут иметь преимущественно узкоклассовый или даже узкопартийный характер, демократическую или теократическую природу. Но во всех названных случаях государство будет оставаться по своей сущности организацией политической власти.

 

Изменяется ли сущность государства по периодам? НЕТ, даже при самых решительных изменениях в обществе и государстве оно не перестает быть по своей сущности организацией политической сувереннойвласти.

Само существование государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных, в том числе противоречивых сил. Классовость отошла на второй план, перестала доминировать, на первое место вышла общесоциальная сторона. Такое государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении социального компромисса, на управлении делами общества.

Анализ сущности государства требует учета обоих начал. На государство и его сущность наряду с общесоциальным и классовым началами оказывают сильное влияние национальные и даже националистические факторы. Иногда государственная власть оказывается в руках узкой группы, клана либо отдельных лиц, выражает их интересы, но такая власть обычно камуфлирует свои интересы, выдает их за общесоциальные и общенациональные.

 

Факторы, определяющие сущность государства:

1. Социальный фактор. Современные общественные системы, некоторые из которых определяют как индустриальные, постиндустриальные, не знают социальных классов (в их марксистском и не только в марксистском понимании). Их социальная структура чрезвычайно подвижна, включает в себя такие явления, как народ, нация, народность. Разумеется, велика роль личности, межличностных отношений, индивидуальных и групповых интересов. Такого рода особенности современных развитых социальных структур уже не позволяют характеризовать природу и сущность государства как исключительно классового явления.

2. Экономический фактор. Сам тип экономической системы может отвести государству роль только "ночного сторожа" или считать государственную собственность единственной или доминирующей.

3. Политический фактор. Велико воздействие на государство, его функциональные институциональные стороны политических идеологий, которые, как известно, могут иметь самую различную направленность - от крайне реакционной, националистической до демократической. Политические процессы как составляющая фактора могут принять предельно радикальные выражения - волнения, восстания, революции.

4. Культурный фактор. Одной из центральных идей культуры является идея достоинства личности, понимания человека как высшей ценности. Именно в этой своей части культура ориентирует государство в его формах, деятельности на человека, его материальное благополучие, безопасность, духовное развитие.

3. Суверенитет государства: понятие и содержание.

 

Суверенитет - верховенство внутри страны и независимость на международной арене.

 

Верховенство проявляется в способности государственной власти самостоятельно издаватьобщеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан.

 

Независимость государства выражается в способности государства независимо от других государствформировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику.

 

Суверенитет есть непосредственное выражение самостоятельности государства по отношению кобществу в целом, составляющим его социальным классам, группам, сословиям.

Суверенитет политико-юридическое свойство государственной власти, означающее ее верховенство внутри страны и независимость во внешнеполитической сфере, также полноту законодательной, исполнительной и судебной власти.

Суверенитетом обладают государства независимо от величины их территории, количества населения и общественного строя. Уважение суверенитета государства - основной принцип международного права и международных отношений, закреплен в Уставе ООН.

 

 

ЗАЧЕМ? Без самостоятельности,без суверенитета государство не смогло бы реально реализовать своеназначение.

 

История:

 

Понятие «суверенитет» было введено Жаном Баденом (1530-1596 гг.) По Бадену, «Суверенитет - это абсолютная и полная власть государства на своей территории». Однако в то время каноническое право признавало верховную власть только за римским папой. И только в 1648 году в документах Вестфальского мира - признание светских суверенных прав за всеми европейскими государствами.

 

В настоящее время данное понятие претерпело определенные изменения, поскольку суверенитет государства на своей территории ограничивается международным правом во всех случаях. Например,когда-

 

то право на объявление войны являлось исключительной компетенцией данного государства, в настоящее же время объявление одним государством войны другому государству является тяжким международным преступлением.

В современности, благодаря развитию межгосударственных отношений (ООН, ЕС, СНГ) – изменилось понятие суверенитета. При сохранении самостоятельности и независимости во внутренних и внешних делах страны участницы международных органов признают их верховенство по отдельны вопросам внутренней жизни и международных отношений: права человека, экология, безопасность. Это воплощение идеи ограниченного суверенитета на новой, демократической основе. РФ добровольно ограничила свой суверенитет тем, что указала в Конституции: «если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора».

 

Суверенитет государства стремится быть абсолютным, т.е. неограниченным. Но в мире всегда существовали государства с формальным или ограниченным суверенитетом.

 

Формальный суверенитет -юридически и политически провозглашается,а фактически неосуществляется.

Частичное ограничение суверенитета может быть:

 

Принудительное ограничение суверенитета может иметь место по отношению к побежденному в войнегосударству со стороны государств-победителей.

 

Добровольное ограничение суверенитета допускается самим государством по взаимной договоренности сдругими государствами, например, ради достижения определенных, общих для всех них целей.

 

Необходимо отличать государственный суверенитет от:

 

1. Суверенитет народа означает его верховенство в решении коренных вопросов организации своей жизни—общественного и государственного строя, основных направлений развития внутренней и внешней политики, экономических установлений и осуществления полного и всестороннего контроля за деятельностью всего государства.

2. Суверенитет нации -ее возможность и способность определять характер своей жизни,осуществлять своеправо на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

 

***В 2000 под эгидой ООН была создана «Международная комиссия по вопросам вмешательства и государственного суверенитета». В своем докладе комиссия указывает, что суверенитет не только предоставляет государствам право «контролировать» свои внутренние дела, но также налагаетнепосредственную ответственность по защите людей,проживающих в пределах границ этих государств. В докладе также высказывается мнение о том, что в том случае если государство не способно защитить людей

 

— будь то из-за отсутствия возможностей, либо из-за отсутствия воли, — ответственность переходит к широкому международному сообществу.

Форма государства.

 

Форма государства всегда выступает как непосредственное выражение его сущности и содержания. Прирассмотрении формы государства важно иметь в виду, что форма государства, так же как его сущность и содержание, никогда не оставалась неизменной (а там, где сущность государства (вопрос №1), Марченко пишет, что сущность государства не изменяется по историческим периодам, а здесь – уже изменяется!).

 

Форма государства характеризует единство формы правления, формы государственного устройства и государственно-политического режима. Каждый из элементов может развиваться самостоятельно.

 

***Форма государства всегда имеет непосредственную связь с государственной властью.

 

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ -способ организации государственной власти, включающий порядокобразования и деятельности высших и местных государственных органов, порядок взаимоотношений их друг

 

с другом и с населением.

Аристотель:

 

Правильные формы правления Неправильные формы правления
1. Аристократия (власть благородных); 1. Олигархия (власть богатых);
2. Демократия (власть народа); 2. Охлократия (власть толпы);
3. Монархия; 3. Тирания.

 

Критерии определения формы правления:

1. Способ передачи власти (наследование или путём выборов);

 

2. Ответственность высших органов государственной власти перед населением (в монархии глава государства не несет юридической ответственности, в отличие от главы государства в республике);

 

3. Разграничение властных полномочий между органами государственной власти.

 

 

1. Монархическая -источником власти и ее носителем является монарх – принцип единоличности.

 

Отличительные признаки монархии:

 

1) Единоличным главой государства является монарх, который получает свою власть по наследству и пожизненно;

 

2) Монарх юридически безответственен (отстранить монарха от власти невозможно).

 

Ø Абсолютная - государство, в котором монарх является единственным высшим органом в стране и в его руках сосредоточена вся полнота государственной власти (Саудовская Аравия, Оман). Особой разновидностью является теократическая монархия (Ватикан).

Ø Дуалистическая - государство, в котором монарх обладает всей полнотой исполнительной власти, а также имеет часть законодательных и судебных полномочий. Представительный орган в таком государстве существует и осуществляет законотворческие функции, но монарх может наложить абсолютное вето на принимаемые акты и по своему усмотрению распустить представительный орган (Иордания, Марокко).

Ø Парламентская (ограниченная, конституционная) - государство, в котором монарх является лишь данью традиции и не обладает какими-либо существенными полномочиями. Государственное устройство в такой монархии строится на принципе разделения властей (Великобритания, Япония, Дания).

2. Республиканская -источником власти объявляется народ, а ее носителем — выборныегосударственные органы: принцип коллегиальности:

 

Отличительные признаки республиканской формы правления:

 

1) Всегда существует несколько высших органов власти, при этом полномочия между ними разделены таким образом, что один орган независим от другого (принцип разделения властей);

 

2) Главой государства является Президент, который осуществляет свою власть от имени народа;

 

3) Выборность на определённый срок главы государства, парламента и ряда других верховных органов государственной власти. Все выборные органы и должности должны избираться на определённый срок;

4) Высшие органы власти и должностные лица несут ответственность перед населением, которая может быть выражена в следующем:

 

- они избираются на определенный срок, по истечении которого полномочия могут не продлеваться;

 

- возможно досрочное прекращение полномочий.

 

Ø Президентская - государство, в котором наряду с парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент, парламент при этом какого-либо значимого влияния на правительство оказывать не может — здесь наиболее полно раскрывается принцип разделения властей (США, Эквадор).

Ø Парламентарная - государство, в котором верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламент формирует правительство и вправе в любой момент отправить его в отставку. Президент в таком государстве не имеет каких-либо существенных полномочий (Израиль, Греция, ФРГ).

Ø Смешанная республика — в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства, которое формируется президентом с обязательным участием парламента. Таким образом, правительство несет ответственность одновременно и перед президентом, и парламентом страны (Украина, Португалия, Франция).

 

***Нетипичные (смешанные) формы правления:

 

· Монархия с республиканскими элементами («республиканская монархия», выборная) —такаямонархия имеет главный республиканский признак — систематическую выборность главы государства, однако им не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из нескольких монархов — правителей составных частей федерации. (Подобная нетрадиционная форма правления имеется в ОАЭ и Малайзии)

 

· Республика с монархическими элементами («монархическая республика», суперпрезидентская) —в современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым свойственен важнейший элемент монархии — несменяемость главы государства. Глава государства в такой республике может формально избираться, может назначаться, но реально народ в формировании главы государства участия не принимает. Кроме того полномочия такого главы государства не ограничены, он является пожизненным правителем, более того возможна передача власти по наследству. (Индонезия, Югославия, КНДР, Туркменистан при Ниязове, Гамбия).

 

· Теократическая республика (исламская республика) — особая форма республики,где правитмусульманское духовенство, сочетает в себе основные признаки традиционного исламского Халифата и признаки современного республиканского строя. В Иране в соответствии с Конституцией 1979 г. главой государства является Рахбар — высшее духовное лицо, которое не избирается населением, а назначается специальным религиозным советом (Совет экспертов), состоящим из влиятельных богословов страны. Исполнительную власть возглавляет избираемый президент, а законодательную — однопалатный парламент (Меджлис).

 

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА —внутреннее деление государства на составныечасти, система территориальной организации государства. характер взаимоотношений между частями государства, центральными и местными органами.

Виды:

- Простая форма (унитарное государство);

 

- Сложная форма (федерация,конфедерация).

 

Не относятся к формам государственного устройства межгосударственные объединения, содружества и сообщества государств.

 

1. Унитарное государство

 

Отличительные признаки унитарного государства:

 

1) Вся полнота государственной власти сосредоточена на уровне государства в целом, территориальные части не имеют самостоятельности;

2) Органы государственной власти строятся в виде единой иерархичной системы с подчинением одному центру (законодательный орган имеет однопалатную структуру);

3) Одноуровневая система законодательства (существует единая конституция на уровне всей страны);

4) Наличие единого гражданства.

 

Ø Простое унитарное государство —в составе нет автономных образований,территория такогогосударства либо вообще не имеет административно-территориального деления (Мальта, Сингапур), либо состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Словакия, Алжир).

Ø Сложное унитарное государство —имеет в составе одно или несколько автономных образований,которые различаются на:

§ Территориальная автономия —определённая часть унитарного государства в местекомпактного проживания какой-либо народности, сложившаяся в силу исторических, географических или иных особенностей, которой передано право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности. Например, возможность формирования своих высших органов власти, принимать свои законодательные акты, вводить национальный язык наравне с государственным (Дания, Азербайджан, Франция, Китай).

§ Экстерриториальная автономия —право самостоятельно решать часть вопросовгосударственной важности предоставлено этническим меньшинствам (например, в Словении таким правом пользуются итальянское и венгерское меньшинства, в Македонии — албанское).

 

Также в зависимости от степени подчинения административно-территориальных единиц унитарного государства центральным органам власти выделяют:

 

Ø Централизованное унитарное государство —строгая субординация органов местного самоуправления,которые формируются из центра, их самостоятельность незначительна (Монголия, Таиланд, Индонезия).

Ø Децентрализованное унитарное государство —органы местного самоуправления самостоятельноформируются и управляются населением, органам центральной власти они прямо не подчинены, но подотчётны (Великобритания, Швеция, Япония).

Ø Регионалистское государство —сильно децентрализованное унитарное государство,в котором всеадминистративно-территориальные единицы являются автономными образованиями и наделены довольно широкими полномочиями. Они имеют больше самостоятельности в решении государственных вопросов, в чём прослеживается некоторое их сходство с субъектами федерации. Такая форма в настоящее время встречается только в четырёх странах: Италия, Испания, Шри-Ланка, ЮАР.

 

2. Федерация —сложное,союзное государство,части которого являются государственнымиобразованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.

 


Отличительные признаки федеративного государства:

 

1) Предметы ведения и полномочия разделены между государством в целом (федерацией) и его составными частями (субъектами федерации), существует также совместная компетенция по отдельным вопросам;

 

2) Двухуровневая система органов государственной власти, в соответствии с которой отдельно существуют федеральные органы и органы субъектов федерации (парламент на уровне федерации имеет двухпалатную структуру — верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, кроме того субъекты также формируют свои местные парламенты);

 

3) Двухуровневая система законодательства;

 

4) Наряду с общефедеральным гражданством у субъектов федерации, как правило, есть возможность устанавливать собственное гражданство.

 

По способу образования субъектов федерации выделяют:

 

Ø Территориальная федерация (административная)—федеративное государство,в котором всесоставляющие его субъекты образованы по географическим, историческим, экономическим и иным особенностям (США, Бразилия, Мексика).

Ø Национальная федерация —федеративное государство,составные части которого разделены понационально-лингвистическому критерию на основе проживающих в них различных народов. (Бельгия, Индия, в прошлом СССР и Югославия).

Ø Национально-территориальная федерация (смешанная)—федеративное государство,в основуформирования которого положен и территориальный, и национальный принципы образования субъектов (Россия).

 

По способу образования самой федерации выделяют:

Ø Конституционная федерация —федерация,образованная в результате децентрализации унитарногогосударства, в основе которого лежит специально принятая конституция (Пакистан, Индия).

Ø Договорная федерация (союзная) —федерация,образованная в результате объединения независимыхгосударств на основе союзного договора (США, ОАЭ, СССР).

Ø Смешанная федерация (конституционно-договорная)—государство,в котором процессыдецентрализации и объединения протекают параллельно, в результате чего в основе государства лежат одновременно как договорный, так и конституционный способы образования федерации (Россия).

В зависимости от правового статуса субъектов федерации выделяют:

 

Ø Симметричная федерация —субъекты обладают равным объёмом полномочий и у них у всеходинаковое правовое положение в рамках федерации.

Ø Асимметричная федерация —федерация,в которой одни субъекты имеют более высокий статус,чемдругие и, как следствие, обладают большим объёмом полномочий.

Ø Симметричная федерация с элементами асимметрии —связано с наличием в составе федерацииразличных автономных образований.

В зависимости от соотношения объёма полномочий федерации и её субъектов:

 

Ø Централизованные —федерация обладает большим объёмом полномочий,определённых достаточноподробно, чем субъекты.

Ø Децентрализованные —определён достаточно подробно круг полномочий субъектов,все иныеполномочия по остаточному принципу являются федеральными.

В зависимости от характера связи федерации и её субъектов:

 

Ø Дуалистические —в конституциях определяются только вопросы исключительного ведения отдельнофедерации и субъектов

Ø Кооперативные —кроме вопросов исключительного ведения федерации и субъектов,такжеопределяются вопросы их совместного ведения.

 

*** Конфедерация —временный союз государств,создаваемый для достижения политических,экономических, культурных и прочих целей. Является переходной формой государства, в дальнейшем или же преобразуется в федерацию, или же снова распадается на ряд унитарных государств (как это стало

 

с Объединённой Арабской Республикой и Сенегамбией). В своё время конфедерациями были Конфедеративные Штаты Америки (1776—1789), Германия (1815—1867), Швейцария (1815—1848). В настоящий момент в качестве конфедерации с определённой долей условности можно рассматривать Союзное государство России и Белоруссии. Современная Швейцария, согласно Конституции, формально продолжает называться конфедерацией, хотя фактически это уже давно федеративное государство.

 

Признаки конфедерации:

 

1) Составные части являются суверенными государствами, обладающими всей полнотой государственной власти;

 

2) Каждое союзное государство имеет собственную систему органов власти и вооружённые силы, на уровне конфедерации образуются лишь высшие координирующие органы;

 

3) Каждое союзное государство имеет собственную конституцию и систему законодательства, на уровне конфедерации может приниматься своя конституция, но единого законодательства, как правило, не создаётся (любое решение единого конфедеративного органа требует утверждения каждым государством-членом);

 

4) Нет единого гражданства конфедерации;

5) Каждое государство имеет право выхода из конфедерации при достижении своих целей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: