Государственный орган: понятие, классификация.




Первичным и важнейшим структурным элементом механизма государства является орган государства. Государственный орган — это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.

Государственный орган -это юридически оформленное,организационно и хозяйственно обособленноезвено государственного аппарата, состоящее из государственных служащих, наделенное государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства.

 

Признаки:

1. государственные органы формируются по воле и инициативе государства и осуществляют свою деятельность от имени государства; Хотя орган и обладает определенной самостоятельностью, автономией, он служит частью единого механизма государства

2. государственные органы выполняют строго определенные, установленные в законодательном порядке виды деятельности, соблюдая при этом определенные процедуры, которые также регламентируются, как правило, законом;

3. каждый государственный орган имеет юридически закрепленные организационную структуру; территориальные масштабы деятельности; специальное положение, определяющее его место и роль в государственном аппарате; порядок его взаимоотношений с другими органами и организациями.

4. государственный орган наделяется государственно-властными полномочиями(!), которые выступают в качестве наиболее существенного признака государственного органа. Практическое выражение государственно-властные полномочия находят:

-в издании государственными органами от имени государства юридически обязательных нормативных и индивидуальных актов;

-в осуществлении ими наблюдения за строгим и неуклонным соблюдением и исполнением требований, содержащихся в данных актах;

-в обеспечении и защите данных требований от нарушений путем применения мер воспитания, убеждения, разъяснения и поощрения, а в необходимых случаях - также путем применения мер государственного принуждения.

5. Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из бюджета).

6. орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.

 

Классификация государственных органов:

1. Юридический источник их легитимности:

-Первичные: органы, устанавливаемые для непосредственного выполнения задач и функций государства: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, суды, прокуратура, полиция;

-Вторичные (производные): органы, учреждаемые для обеспечения функционирования органов, перечисленных выше.

К ним относятся: Администрация Президента РФ, аппараты палат Федерального Собрания, Правительства, высших судебных органов РФ).

 

2. По действию в пространстве:

-федеральные государственные органы распространяют свое действие на всю территорию РФ: ГД, Правительство РФ.

-деятельность органов субъектов РФ распространяется только в границах данного субъекта.

 

3. По длительности действия: постоянные и временные (например, в связи с введением чрезвычайного или военного положения).

 

4. коллегиальные (ГД) и органы, представленные одним лицом (Президент).

 

5. принцип разделения властей: законодательные; исполнительные; судебные.

 

6. Объем властных полномочий. Высшие и местные. Высшие органы государства наиболее полно олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего государства. Местные органы государства функционируют в административно-территориальных единицах, их полномочия распространяются только на эти регионы.

 

7. широта компетенции: общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов. Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то, одной функции, одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции).

8. Выборные и назначаемые

Законодательные государственные органы -это выборные,коллегиальные,представительные органыгосударственной власти, наделенные исключительным правом принятия законов как актов, обладающих высшей юридической силой. Выборность, коллегиальность, представительность - фундаментальные принципы организации законодательных органов. Основной функцией законодательных органов является принятие законов. Обозначаются они общим родовым термином «парламент». Расцвет парламентаризма приходится на период становления и развития буржуазного государства. Именно тогда сложился круг его основных полномочий: принятие законов, утверждение бюджета, контроль над правительством в форме запросов и обсуждения его деятельности, выражение (вотум) доверия или недоверия и т. д. Парламенты в большинстве стран мира состоят из нижней и верхней палаты. Однопалатные парламенты существуют в небольших странах (Дания, Финляндия). Верхняя палата нередко служит своеобразным противовесом обычно более демократичной нижней палате.

 

Исполнительные государственные органы -это органы,назначение которых заключается в том,чтобы исполнять требования, содержащиеся в законах, а также обеспечивать исполнение законов гражданами

их объединениями, имеют оперативную самостоятельность.

Правительство обычно состоит из главы правительства (премьер-министра, председателя совета/кабинета министров, первого министра), его заместителей и членов правительства, которые возглавляют отдельные центральные ведомства государственного управления (министерства, департаменты) и именуются министрами, секретарями, статс-секретарями.

В унитарном государстве образуется одно правительство. В федеративном государстве существуют правительство общефедеральное и правительства членов федерации. Правительства бывают однопартийные и коалиционные. В первом случае в них входят представители одной партии, во втором — двух или нескольких.

По всем вопросам своей компетенции правительство издает правовые акты (указы, декреты, постановления, распоряжения), которые обязательны к исполнению.

Свою многостороннюю деятельность правительство осуществляет через многочисленные органы государственной администрации — министерства, ведомства, комиссии и т. д. Министерства и другие ведомства обрастают сложным, громоздким и разветвленным чиновничье-бюрократическим аппаратом, образующим основу механизма государства.

центральные, местные.

органы общей компетенции, специальной компетенции

 

Судебные органы -это суды,т.е.органы государственной власти,которые уполномочены закономосуществлять правосудие и некоторые другие судебные функции (конституционный надзор; контроль за законностью и др.). Основные особенности:

 

-только суды, и никакие иные органы, уполномочены осуществлять правосудие;

-деятельность судов детально регламентируется законом.

Органы прокуратуры(Марченко выделяет). Прокуратура призвана осуществлять надзор за точным иединообразным исполнением законов органами государства и гражданами.

 

Глава государства. Разделенная на три ветви государственная власть не перестает быть единой и суверенной: у нее единый властеобразующий источник — народ, она выражает единые коренные интересы населения страны. Поэтому самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти не абсолютна, а относительна. Глава государства призван обеспечивать согласованное функционирование этих органов в интересах единой властной воли народа и достижения общегосударственных целей. В современных государствах глава государства, по общему правилу, является единоличным: в конституционных монархиях — монарх, в республиках — президент.

Монарх в силу конституционных постановлений или сложившихся традиций обладает рядом прав в отношении парламента: созыва сессий, роспуска (обычно нижней палаты), назначения членов верхних палат (там, где это принято), утверждения и опубликования законов. Он назначает (или утверждает) главу правительства и министров, но с учетом мнения фракций партийного большинства или коалиций фракций парламента. Формально он считается верховным главнокомандующим и представляет страну в международных отношениях. Но фактически эти полномочия осуществляются правительством (или министром).

В большинстве современных стран главой государства является президент, избираемый либо населением, либо парламентом, либо путем особой избирательной процедуры. Президент принимает иностранных дипломатических представителей, назначает послов в другие государства, в ряде стран ратифицирует (утверждает) международные договоры и соглашения, является верховным главнокомандующим вооруженными силами. В некоторых странах президент имеет право распускать парламент, отказать в одобрении закона, передать его на вторичное рассмотрение парламента.

В парламентарных и президентских республиках роль и полномочия президента различны. В парламентарных республиках президент — малоактивная фигура во внутренних делах, заслоненная главой правительства, в руках которого сосредоточена реальная власть. Например, роспуск парламента в таких государствах, хотя и оформляется указом президента, осуществляется по решению правительства; для назначения правительства требуется согласие парламента. Акты президента не имеют силы без подписи главы правительства или министра, к ведению которого относится предмет акта. В президентских республиках президент — центральная политическая фигура. Так, президент США наделен Конституцией широкими полномочиями, является одновременно главой государства и правительства. Он возглавляет громадный государственный аппарат. Только на высшие федеральные должности президент назначает «по совету и с согласия» Сената. Он издает указы по различным вопросам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: