Норма права –общеобязательное,формально определенное правило поведения,установленное либосанкционированное государством, обеспеченное авторитетом государства, возможностью государственного принуждения и направленное на урегулирование общественных отношений.
Признаки нормы права:
1. Общеобязательный характер – распространяется на неопределенный круг лиц;
2. Формальная определенность – выражается в письменной форме в официальных документах;
3. Связь с государством – устанавливается государством и обеспечивается мерами государственного воздействия;
4. Представительно-обязывающий характер – представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей;
5. Многократность применения и длительность действия;
6. Строгая иерархичность и соподчиненность по отношению друг к другу;
7. Охрана норм права государством.
Структура нормы права:
1) Гипотеза является частью юридической нормы, которая указывает на фактические жизненные обстоятельства, при которых норма может быть осуществлена в конкретных правоотношениях. Она определяет время, место, субъектный состав и др., при наличии которых у лиц появляются юридические права и обязанности.
Виды гипотезы:
- В простых гипотезах указывается какое-то одно обстоятельство, через которое осуществляется юридическая норма.
- В сложных гипотезах указываются два и более условий реализации нормы в конкретных отношениях.
- В альтернативных – действие нормы связано с одним из нескольких условий
Абстрактная гипотеза концентрирует внимание на общих,родовых признаках условий действия норм,неуказывая на частные конкретно-определенные жизненные обстоятельства.
Казуистическая же гипотеза связывает реализацию правовой нормы со строго определенными частнымислучаями.
2) Диспозиция – основная регулирующая часть правовой нормы, которая включает само правило поведения, взаимные права и обязанности участников правоотношения. Диспозиция подразумевает под собой модель правомерного поведения.
Виды:
Управомочивающие диспозиции определяют правовое положение субъектов,в рамках которого они вправедействовать по своему усмотрению. Участники общественных отношений используют операторы волевого поведения – слова «может», «имеет право», «вправе». Управомочивающие диспозиции характерны для норм гражданского права и предоставляют гражданам, иным лицам определенные права: право на материальное обеспечение по старости, на труд, на получение заработной платы и др.
Обязывающие диспозиции обязывают субъекты совершать необходимые действия по реализациипредоставленных прав в конкретных отношениях. Здесь используются операторы волевого поведения в обязывающих диспозициях: «обязан», «должен», «подлежит». Эти диспозиции характерны для норм административного и уголовного права.
Запрещающие диспозиции обязывают воздерживаться от совершения определенных противоправныхдействий. Для этого пользуются операторами волевого поведения: «запрещается», «не допускается», «не может», «не вправе».
По степени определенности диспозиции выделяют:
1. Абсолютно-определенные – исчерпывающе формулируют правила поведения (каждый обязан платить налоги).
2. Относительно-определенная – устанавливая правило поведения, дает возможность уточнить его в каждом конкретном случае в пределах нормы (права покупателя, которому продан товар ненадлежащего качества: обменять, вернуть, уменьшить цену).
3. Бланкетные – отсылают к правилу поведения, содержащемуся в других актах.
3) Санкцией называется такая часть правовой нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия физического, имущественного, морального, психологического характера, которые возникают в случае нарушения диспозиции данной нормы.
Существует следующая классификация санкции правовых норм: 1) уголовно-правовые санкции; 2) административно-правовые санкции; 3) дисциплинарно-правовые санкции; 4) гражданско-правовые санкции. По степени определённости санкции подразделяются на:
· абсолютно определённые — категорическое значение санкции;
· относительно определённые — орган, применяющий норму, может применять различные варианты в пределах санкций (например, от 3 до 15 лет лишения свободы);
· альтернативные — правоприменительным органам представлено право по своему усмотрению определить наиболее целесообразный вид ответственности (либо штраф, либо лишение свободы) (неопределённые санкции для современного права не характерны);
· факультативная санкция - это санкция, предусматривающая дополнительное наказание;
· кумулятивная санкция - это применение сразу нескольких санкций (накопление).
Данная структура присуща нормам-правилам поведения. Но кроме них, существуют нормы-принципы и нормы-дефиниции, в которых указанная структура отсутствует.
Виды норм права:
По характеру регулируемых отношений: нормы материального права и нормы процессуального права
По отраслям: нормы ГП; нормы УП; нормы ЗП и т.д.
По субъекту правотворчества: нормы, исходящие от государства (органы государственной власти), нормы, исходящие от гражданского общества (сельский сход, референдум)
По характеру содержащихся предписаний: управомочивающие; обязывающие; запрещающие
По времени действия: постоянные; временные
По месту действия: РФ (нормы общего действия); Субъектов РФ (нормы ограниченного действия); Нормы местного значения (локальные нормы).
По кругу лиц: Общие и Специальные (на ветеранов, учащихся, инвалидов, военных и т.д.)
По методу правового регулирования: Императивные (категорические, строго обязательные предписания, не допускающие какого-либо отступления от трактовки); Диспозитивные (возможность выбора варианта поведения); Поощрительные; Рекомендательные (обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения).
По функциям, социальной роли:
учредительные (нормы-принципы) - отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества.
регулятивные (нормы — правила поведения) - направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей,
охранительные (нормы — стражи порядка) - фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов,
обеспечительные (нормы-гарантии) - содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования,
декларативные (нормы-объявления) - включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления,
дефинитивные (нормы-определения) - формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий,
коллизионные (нормы-арбитры) - призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями,
оперативные (нормы-инструменты) - устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия.
По юридической силе: Нормы законов; Нормы подзаконных актов.
Способы изложения элементов норм права в статьях НПА:
1) прямой (элемент нормы права прямо излагается в статье);
2) бланкетный (элемент нормы права выражен в самой общей форме, отсылая к другим нормативным правовым актам (без указания на конкретную норму, где можно найти недостающие сведения), к определённым отраслям права и даже к «действующему законодательству» (при бланкетном изложении элемента нормы права он остаётся неопределённым);
3) отсылочный (элемент нормы права полностью не излагается, вместо этого содержится отсылка на конкретную статью того же нормативного правового акта).
4)
Таким образом, правовая норма имеет естественно-исторические истоки, социально обусловлена и является продуктом человеческой деятельности. Она отражает соответствие между мерой свободы индивида и свободой общества, выступает в качестве модели и регулятора общественных отношений. Правовыми можно считать нормы, которые:
ü исторически сложились и дожили до наших дней в виде обычаев, традиций, прецедентов, не противоречащих общегуманистическим идеалам и признанных государством;
ü исходят непосредственно от общества (страны), территориального образования и выражают волю всего населения или его большинства, т. е. нормы, принятые путем всенародного голосования (референдума), предусмотренного конституцией;
ü изданы легитимными органами государства, избранными или назначенными в соответствии с конституцией, и не противоречат международно-правовым актам
ü закреплены в договорах, заключенных между субъектами права в соответствии с действующим законодательством и общепризнанными принципами и нормами международного права.