Понятие и сущность права.




Право –это система общеобязательных,нормативных предписаний или правил поведения,которыеустанавливает и реализует государство. Право выражает интересы общества, регулирует наиболее значимые общественные интересы, предоставляет субъективные права и возлагает юридические обязанности.

 

Признаки права:

 

1) государственно-волевой характер, который характеризует право как выразителя государственной воли общества, которая обусловлена экономическими, национальными, духовными, природными и другими условиями его жизни;

 

2) нормативность. Право осуществляется как государственная воля в правовых предписаниях, которые проявляются в реальной жизни в виде системы официально признаваемых, действующих в государстве юридических норм;

 

3) взаимозависимость права и государства, которая обнаруживается как при применении мер государственного принуждения в определенных правом случаях, так и при создании гарантированности правовых норм государством;

 

4) общеобязательность – выражается в том, что все принятые в государстве правовые нормы направлены в адрес неопределенного количества лиц и обязательны для выполнения всеми под страхом наказания за их нарушение;

 

5) формальная определенность. Право как общественная воля реализуется в форме официальных юридических актов, установленных государственной властью, и содержат предписания, устанавливающие границы свободы субъектов права.

 

6) системность и иерархичность, упорядоченность, которая состоит в том, что нормативные акты применяют не изолированно, а в комплексе, в котором акты взаимодействуют, а также дополняют друг друга;

 

7) регулирующее воздействие, которое реализуется через предоставление субъектам не только некоторых субъективных прав, но и возложение на них юридических обязанностей;

 

8) установление и обеспечение государством, так как оно имеет право на монополию правотворчества, все же другие субъекты правоотношений могут лишь принимать участие в правотворческой деятельности с разрешения государства + применяется государственное принуждение.

 

В субъективном смысле правом называют обеспеченную законом меру возможного поведенияграждан или организаций, которая нацелена на достижение целей, связанных с удовлетворением их интересов.

Субъективные права находятся в тесной связи с возможностями или свободой поведения, принадлежащих лицам, субъектам, как бы «прикрепленными» к субъектам. От этого и произошло название субъективных прав. Субъективные юридические права, в том числе и обязанности, и ответственность, появляются и действуют на основе законов, общеобязательных норм.

Юридическое пространство жизни общества обусловливается тем, что наряду с категорией субъективного права существует объективное право.

Основная особенность объективного (позитивного) права как основы юридических прав и обязанностей состоит в том, что оно является нормативным образованием. Другими словами, оно состоит из юридических норм, из которых складывается право определенной страны (объективное право составляют конституция, законы, подзаконные акты, правовые обычаи и т.д.).

 

Подходы к сущности права:

 

I. В советское время существовал классовый подход к определению сущности права. Право определялось как возведенная в закон воля экономически господствующего класса. О.Э. Лейст указывает на недостатки классового подхода:

 

1. классовый подход позволяет раскрыть сущность права конкретной общественно-экономической формации. Используя классовый подход, можно говорить о сущности рабовладельческого, феодального, капиталистического, социалистического права, выделять существенные черты права, свойственного определенной формации. Вместе с тем есть сущностные черты права, которые свойственны ему вне зависимости от общественно-экономической формации, в развитии права имеет место преемственность, которую классовый подход проследить не позволяет.

 

2. классовый подход позволяет раскрыть не столько сущность, сколько причины возникновения права

(расслоение общества на классы) и содержание права (возведенная в закон воля господствующего класса).

 

1) Второй подход к определению сущности права строится на перечислении юридически значимых признаков права. Такой подход называется юридическим позитивизмом. Это теория, обосновывающая формально-догматическую юриспруденцию, рассматривающая форму права в отрыве от содержания. Основные черты классического юридического позитивизма: отрицание естественного права. Нет дуализма между правом (идеальное) и законом (позитивный, исходящий от власти).

 

Естественное право считает, что закон неправовой, если нарушает естественные права.

 

Главный принцип позитивизма – право то, что исходит от государства и нет никакого иного права => право=закон.

2) отрицание сущностной и аксеологической оценки права.

 

Аксеология – наука о ценностях. Гегель или Маркс спрашивают, что дает право, например, классу трудящихся, в чём его сущность, кому служит право (трудящимся или эксплуататорам)? Юридический позитивист таким вопросом никогда не задается. У него есть творческая задача: ты юрист, напиши мне конституцию, которая нужна текущей власти. Юридическому позитивисту нет разницы, кому служит закон.

3) формально догматическое рассмотрение права

 

4) субъективное право – результат установленный государством нормы. То, что государство назовет право, и есть право. Права есть у человека, т.к. ему их дало государство, нет абстрактных, данных свыше естественных прав. Государство захочет и лишит.

 

5) отрицание международного права, религиозного права.

6) государство – субъект права.

В XX веке позитивизм смягчается:

1) Формально-догматический метод теперь не единственный (социологический, некоторые философские);

 

2) Смягчение императивного характера (раньше суверен не связан ничем, теперь – суверен связан своими законами);

 

3) Воспринимается международное право.

 

Но, с точки зрения О.Э. Лейста, юридический позитивизм не позволяет раскрыть сущности права, т.к. не исследует предпосылки возникновения, историю развития, цели и задачи права, вне поля юридического позитивизма остаются социальные конфликты.

 

III. Сторонники аксиологического подхода к определению сущности права рассматривают право с философских позиций как общечеловеческую ценность, как воплощение добра, справедливости и гуманизма.

В рамках аксиологического подхода выработано множество аксиологических, субстанциональных определений права, которые связаны с теорией естественного права. Юрист Др. Рима Цельс: право есть наука о добром и справедливом; Русский философ Вл. Соловьев: право есть минимум нравственности, т.к. право есть принудительное требование реализации минимального добра или порядка, не допускающего известных проявлений зла. Современный теоретик права Лившиц: право есть нормативно закрепленная справедливость, Нерсесянц: право есть мера свободы и справедливости.

 

4. О.Э. Лейст считает, что классовый подход, юридический позитивизм, аксиологический подход не достаточно приемлемы для определения сущности права. По его мнению, И. Кант определил самый правильный метод определения сущности права. И. Кант считал, что сущность права не может быть постигнута методами практической юриспруденции или даже теорией права. Сущность права постигается философией права. Для постижения сущности права не следуетрассматривать право ни как волю, возведенную в закон, ни как зло, ни как выражение добра, справедливости

 

и гуманизма. Сущность права состоит в том, что оно – факт общественной жизни, постигаемый философией права в связи с определением места человека в обществе и в связи с его взаимодействием с другими лицами и их объединениями.

 

Основные концепции права:

Ø Естественно-правовая (Аристотель, Цицерон, Гроций, Спиноза, Гоббс, Локк, Руссо, Монтескье, Радищев)

– право есть совокупность естественных прав человека, которые принадлежат каждому от рождения (на жизнь, на достоинство, на свободу); источник права не в законодательстве, а в самой человеческой природе.

Ø Историческая школа права (Гуго, Пухта, Савиньи) – право – историческое явление, возникло и развивалось постепенно и стихийно; право – прежде всего, правовые обычаи, нет универсального права, а есть право конкретных исторических эпох.

Ø Нормативистская теория (Новгородцев, Кельзен) – представление о праве, как о пирамиде норм, где на самом верху находится основная суверенная норма, где каждая нижшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы; право – сфера должного, а не сущего;

Ø Материалистическая теория права (Маркс, Энгельс, Ленин) – право есть возведенная в закон воля господствующего класса;

Ø Психологическая теория (Петражицкий, Росс) – право есть правовые эмоции личности; Право – такое состояние психики, при котором лицо осознает свой долг (пассивно-атрибутивное свойство права) и свое правомочие на исполнение обязанностей другим лицом (активно-атрибутивное свойство права).

Ø Социологическая теория (Иеринг, Еллинек, Муромцев, Паунд) – право как явление возникшее не только по повелению государства, но и за счёт иных факторов + отвергали естественное происхождение каких-либо естественных прав. Социолог не работает с идеальным абстрактным правом, а работает с реальным правом. Акцент на исследование динамических свойств права. Противопоставление живого права и закона, который может быть и мёртвым.

Ø Либертатная теория (Нерсесянц) - различает понятия «право» и «закон». Право - нормативное выражение принципа формального равенства, под которым, в свою очередь, подразумевается единство трех компонентов:

• равной для всех нормы и меры;

• свободы;

• справедливости.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: