Стратегия (инновационные направления) современного образования или осмысление «главных» проблем его развития




Развитие образования в современной об­становке предполагает не просто развертывание и углубление исследова­ний, ориентированных на определенные исторические изменения. Это было характерно для научного роста в предыдущие периоды. Ныне возникла острая необходимость выработки новой стратегии и определе­ния на ее основе главных направлений деятельности ученых педагогов и психологов с учетом степени и глубины кардинальных подвижек, прин­ципиально изменивших человеческое сообщество, где сформировалась специфическая ситуация, которая обусловлена:

1. Глобальным общемировым кризисом и многоплановыми структурными преобразова­ниями. Они проявляются во всех областях жизнедеятельности людей и ставят огромное число проблем, вызывая интеллектуальное, духовное, эмоциональное, физическое напряжение человека.

2. Изменениями, которые произошли в экономической, техно­логической, социальной, культурной сферах собственно российского об­щества, характер, уровень и глубина которых свидетельствуют о разру­шении базовых основ того мира, в котором мы жили совсем недавно.

3. Зримо фиксируемыми изменениями самого современного человека, его жизненных ритмов, пространства деятельно­сти, отношений между людьми, между поколениями людей.

Благодаря мощному воздействию средств массовой информации, рас­ширению контактов, в частности, в результате миграционных процессов, человек по-новому воспринимает, понимает, открывает мир, который он сам и изменил, и сам в нем изменяется

Это проявляется в разных сферах и на разных уровнях существования человека - физиологическом, психологическом, социальном, объективно приводя к повышению активности людей, их более глубокой рефлексии на окружающих и на себя, что отражается в перестройке ментальности, смене целей, ценностей, ориентации индивидов.

Изменения эти фиксируются в системе разных наук, в том числе - в психологии, педагогике, социологии и др. В результате открываются но­вые характеристики человека и как личности, и как субъекта деятельно­сти. Но только характеристики, а не реальные его определения.

Отсюда в познании современного человека, возможностей его разви­тия, саморазвития остается много проблем - непознанных и непонятных. И это несмотря на то, что о современном человеке сейчас пишут и гово­рят многие ученые, фиксируя, например, и у детей, и у взрослых недоста­ток ответственности, повышенную тревожность, агрессивность, качест­венные изменения в межличностных, межгрупповых отношениях, в от­ношении к различным обстоятельствам жизни и прочее. И все же следует признать, что до сих пор не определен объем и характер происшедших изменений, не выявлены все тонкости и особенности развития именно современного человека, потенциал его способностей и возможностей как деятельного субъекта.

Данное обстоятельство настоятельно требует осмысления новых образовательных концепций, расширения исследований, выявляю­щих закономерности психического, социального, личностного развития человека в ходе состоявшегося выхода его в открытое всемирное про­странство, в том числе и через интернет, что изменяет характер и обще­ния, и деятельности, и сознания, и мышления, и речи, а также всю струк­туру образовательного взаимодействия.

Возникла насущная потребность системной организации целенаправ­ленного поиска приоритетных направлений и проблем современного образования.

Первое направление (проблема) связано с тем, что в отличие от прежде преобла­давшей в гуманитарных, общественных науках тенденции, когда человек рассматривался в соотнесении с различными сторонами жизни - оцени­вались его возможности как производительной силы, определялись сред­ства, владея которыми человек действует, овладевает знаниями, техни­кой, в качестве ведущей пришла (при сохранении, конечно, и названной тенденции) проблема самого человека - и как существа биологического в общей универсальной эволюции, и как носителя социального, и как тво­рящего особый мир культуры, как главного действующего лица истори­ческого прогресса.

Поэтому сейчас актуализировались не просто задачи аккумуляции и мобилизации всех знаний о человеке, но потребность в специальном изу­чении, понимании специфики именно современного человека, в том чис­ле осмыслении особенностей его функционирования, условий сохранения его устойчивости в весьма неустойчивом обществе, что открывает воз­можности для дальнейшего продвижения исследований в раскрытии сущности человека и как носителя развития, и как организующего начала в этом развитии.

Второе направление (проблема) состоит в изучении самого процесса развития. Проблема развития является одной из наиболее сложных и, по сути, по­стоянно актуальных в философии, социологии, биологии. В образовании и в психологии эта проблема объективно выступает как кардинальная. Практически все работы педагогов и психологов, связанные с изучением человека, направлены не только на выявление конкретных закономерно­стей, определенных изменений на разных возрастных этапах, но и на рас­крытие общих принципов развития. Вместе с тем, следует признать, что у нас до сих пор остаются недостаточно теоретически проработанными и экспериментально изученными процессуальные характеристики, струк­тура, эволюционные формы изменений, механизмы и движущие силы прогресса в становлении человека как личности.

Их исследование напрямую связано с третьим направлением (проблема) исследований, ориентированных на решение такой важнейшей проблемы, как соотношение в личностном развитии человека биологического и социального.

Являясь одной из наиболее острых и актуальных, эта проблема выступает, с одной стороны, разделительным барьером по мировоззренческим основаниям; с другой - обусловливает понимание, определение, оценку развития человека как личности, условия и возможности целенаправленного влияния на этот процесс.

Необходимо отметить, что в настоящее время данная проблема приобретает иной смысл, чем двадцать и даже десять лет назад.

Сегодня педагоги, психологи и возрастные физиологи должны стремиться к определению не приоритетов социального и биологического, выявлять реальное действие социального на биологическое.

Отсюда вычленяется четвертое направление (проблема) психолого-педагогических работ, предполагающее поиск новых резервов личностного становления и возможностей оптимизации воспитательных влияний различных социальных институтов, при вычленении и учете, во-первых, наличия в процессе развития периодов особой открытости человека определенным общественным воздействиям и, во-вторых, внутренней его готовности принятия их и самореализации в них.

В связи с тем что психологические, социально-психологические изме­нения человека прослеживаются сейчас исключительно выпукло, мы про­сто обязаны принять в качестве первостепенной следующую задачу: вы­яснить и прописать норму психического, личностного развития совре­менного человека, прежде всего, ребенка, живущего сейчас, сегодня и ка­чественно отличающегося не только от того «Дитя», которое описывали Ушинский и другие великие педагоги прошлого, но даже и от ребенка 60-70-х годов двадцатого, только что завершившегося, века.

Предстоит, в частности, установить особенности влияния на когнитив­ную и мотивационно - потребностную сферу личности современных лю­дей социальных, культурологических факторов, того психологического климата, который создается сегодняшней действительностью. При этом необходимо определить, во-первых, в какой степени сохранились базовые личностные установки, психические новообразования, присущие опреде­ленным возрастам; во-вторых, как соотносятся устойчивые характеристи­ки этих возрастов с теми особенностями, которые приобретаются в со­временной конкретно-исторической ситуации; в-третьих, выяснить, яв­ляются ли новоприобретения структурообразующими в личностном раз­витии или лишь фиксируют процессы временного порядка.

Пятое направление (проблема) аккумулирует работу по научно-философскому определению Детства и как особого состояния социального развития, и как особого слоя общества. При этом педагогам и психологам важно не только вы­явить закономерности развития Детства, но и установить их направлен­ность, динамику, интенсивность изменений, приводящих к появлению новых характеристик. Предстоит создать большие проблемные полотна, аккумулировать иерархизированную систему показателей, позволяя улавливать все то новое, что происходит в пространстве Детства.

Здесь остро необходима и глубинная корректировка периодизации со­временного Детства как научной основы модернизации системы образо­вания.

При этом предстоит, во-первых, выявить сензитивные возможности психического развития в каждом возрастном периоде онтогенеза (не только к развитию речи и мышления, но и к развитию потребностно - мотивационной сферы личности, произвольного поведения, способностей и пр.), во-вторых, установить предельные возрастные и индивидуальные возможности детей, подростков в усвоении знаний, формировании навы­ков, умений (что необходимо, в частности, для определения способов преодоления учебных перегрузок детей); в-третьих, определить условия развития творческих способностей, т.е. потенциальных возможности растущего человека (что позволит обоснованно решать проблемы дифференцированного обучения, воспитания, профессионального самоопределения); в-четвертых, раскрыть «резервы» психического развития современного ребенка, пути их накопления (в том числе и возможности ускорения психического развития путем введения компьютерной техники и информатики в учебно-воспитательный процесс школы).

Шестое направление (проблема) связано с организацией интенсивного поиска новых критериев «взросления» растущих людей, определением степени, характера их действия. При этом вычленяется важность изучения нескольких образующих такого взросления: во-первых, раскрытие органических предпосылок становления человека как личности; во-вторых, определение характера и особенностей воздействия социальной среды и систем воспитательных воздействий как условий личностного развития; в третьих, анализ содержания и закономерностей процесса развития человека как личности и как субъекта действия; в-четвертых, выявление условий, специфики и механизмов осуществления индивидуализации и социализации в современном мире.

Седьмое направление (проблема) предполагает проведение целенаправленных исследований, направленных на выявление путей, форм и методов организации дифференцированного обучения детей, подростков, юношества, возможностей построения учебного процесса в средней школе по индивидуальным учебным планам, определения педагогических, методических, психологических оснований модернизации системы образования - общего и профессионального.

Восьмое направление состоит в разработке научных оснований и принципов построения многоплановых и многоуровневых форм развертывания отношений взаимодействия взрослых и детей. Эта проблема обостряется в силу многих обстоятельств, в числе которых нарастающее отчуждение между взрослыми и детьми, которые существенно повзрослели с одной стороны, с другой - по ряду параметров углубился их социальный инфантилизм. При этом индивидуально локально-разорвано они взрослеют не личностно, не субъектно, а лишь в плане показного поведения. Исследование данной проблемы необходимо для установления путей укрепления преемственности поколений. Тем более что сегодня имеет и нарастает опасность деструктирования всей системы культурно-исторического наследования.

Речь здесь идет не о проблеме «отцов и детей» в ее привычной оценке, а о широком социокультурном плане взаимодействия поколений, что требует разработки и новых методов анализа сложнейших процессов взаимоотношений людей не только по вертикали: дети - взрослые, моло­дые - пожилые, но и по горизонтали: различные социальные группы, структуры, общности.

Девятым направлением (проблема) выступают исследования в сфере акмеологии, в основе которых лежит феномен акме (состояние подъема, вершины проявления развития человека как личности, профессионала и граждани­на), направленные на выявление структуры, характера, специфики, форм выражения и условий оптимизации такого свойственного только челове­ку явления, как потребность и возможность самоосуществления, заклю­чающаяся в способности быть действенным субъектом, творческие уси­лия которого принимаются обществом и необходимы ему.

Десятое направление (проблема) связано с тем, что в современной ситуации рез­кого обострения обстановки во всем мире выявляется не только много­гранность и чрезвычайная сложность, но и малая изученность характери­стик этнических общностей, изменяющихся, усложняющихся их взаимо­отношений, а также тесно взаимосвязанная с этим острейшая проблема профилактики этно- и ксенофобии, воспитания толерантности. Отсюда актуализируется задача развития этнопедагогики и этнопсихологии, раз­работки, в частности, психолого-педагогических основ воспитания у де­тей, подростков, юношества личностных качеств, аккумулирующих в единстве лучшие черты конкретного этноса, российского народа в целом и общечеловеческих ценностей.

Одиннадцатое направление (проблема) состоит в специальном изучении коллек­тивного, распределенного сознания, обобщенного интеллекта, ставшего результатом того, что благодаря вхождению в интернет и учащиеся, и учителя могут получать новые знания одновременно. Однако у них раз­ная скорость их приобретения, разное восприятие, разная реакция.

Современный информационный взрыв кардинально изменил про­странство нашей жизни, систему отношений, общения, в том числе и ор­ганизацию образовательного процесса. Известно, что сегодня весь специ­ально подаваемый растущему человеку материал (от учебных предметов до нравственных установок), как бы широк он ни был, и как бы ни стара­лись родители и преподаватели, находится в одном русле со значительно большим потоком свободной информации, поступающей с экранов теле­визоров, компьютера, из интернета, печатных СМИ, разнопланового об­щения со сверстниками и взрослыми. Эта неотсортированная информация - не управляемая, не ранжируемая, прессингует детей, подростков, юношей (девушек), оказывает неоднозначное, порой и отрицательное воздействие на характер их развития.

Между тем у нас, во-первых, все еще доминирует греческая модель обучения, суть которой - передача знаний от учителя к учащимся, сидящим напротив этого учителя, модель, дополненная в эпоху просвещения учебной книгой. Во-вторых, большинство школьных учителей и вузовских преподавателей сформировалось в определенной системе мышления, связанной в основном с четко организованной информацией, получаемой через утвержденные программы, рекомендованные книги. Информация же, поступающая к ним сейчас через телевидение и другие источники, накладывается на уже сформировавшуюся у них устойчивую систему знаний и взглядов.

Что касается молодых людей, то они попадают в своего рода ножницы когда знания, получаемые от учителя, из учебника, перекрываются потоком хаотичной информации, идущей, прежде всего, от СМИ. Причем эта информация, не имеющая структурно-содержательной логической связи подаваемая не системно, а бисерно, не просто не вписывается в рамки стационарного образования, но представляет собой качественно иной тип, где, в частности, принципиально меняется сочетание зрительного и слухового восприятия.

Совершенно ясно, что мы имеем дело с объективным процессом, воздействие которого будет нарастать.

Поэтому исследования педагогов и психологов должны быть направлены на то, чтобы, во-первых, определить психологические условия сочетания существующего информационного прессинга и организованной системы образования детей, молодежи; во-вторых, осуществить поиск психологических оснований процесса обучения в современных условиях, требующих раскрытия путей, возможностей выработки у школьников студентов избирательного отношения к информации, умения ее ранжировать в процессе самостоятельного присвоения знаний; в-третьих, наработать теоретически обоснованные и экспериментально проверенные рекомендации, как, где и до каких пределов должна осуществляться компьютеризация обучения, чтобы работа учащихся с компьютером не снижал инициативности их мысли, не обедняла деятельности их творческого воображения и в то же время не уводила от реального мира, способствуя более интенсивному развитию у них качеств активных субъектов познания, труда и общения.

Особым, двенадцатым направлением (проблема) выступает разработка науч­ных - психологических, психолого-дидактических основ построения учебников и учебных книг нового поколения, выявление их взаимосвязи с новейшими информационными технологиями, включая интернет. При этом важно определить возможности функционального действия учебной книги в нынешних условиях прессинга современной информационной среды.

Тринадцатым направлением (проблема) выступает проблема времени. В тра­диционной педагогике рассматривалось устойчивое время - в семье, школе, внешкольной сфере. Но ныне учащийся получает разнообразную информацию вне ранжированного времени. Поэтому важно определить: первое - как сейчас дифференцируется время школьника и студента; вто­рое - каким образом можно и нужно его использовать (в разных возрас­тах) и третье - как удержать весь накопленный потенциал знаний. Это тем более важно потому, что идею разнообразия свели к безобразию - не вариативности, а разорванности, что особенно болезненно ощущается в гуманитарной области.

Четырнадцатое направление (проблема) связано с тем, чтобы, выявляя опти­мальные сроки обучения в школе, устанавливать не только чему и как учить детей, но, главное, определять психолого-педагогические условия и механизмы, сущность, структуру учебной деятельности младших школь­ников, раскрывая, чем отличается она у подростков, а чем у старшекласс­ников, памятуя, что основной смысл учебной деятельности состоит в том, что она побуждает и научает учиться, научает самого обучаемого нахо­дить знания.

При этом важно не только раскрыть новые способы усвоения, при­своения знаний, стимулирования интереса учащихся к познанию, форми­рования познавательных потребностей, но и установить, каким должен быть молодой человек на выходе во взрослую жизнь - не только какими знаниями, умениями, но и какими личностными качествами он должен обладать. То есть педагоги и психологи должны ответить на вопросы - на основе чего и что именно сегодня надо формировать, развивать в ребенке, подростке, чтобы через ряд лет он стал полноценным субъектом челове­ческого сообщества.

Пятнадцатое направление (проблема) состоит в том, чтобы, опираясь на ис­следование подвижек в развитии личности, раскрыть возможности усиле­ния эмоционально-волевой стабильности растущих людей, с одной сто­роны, а с другой - восстановления критериев нравственности внутри дет­ского сообщества, что представляет чрезвычайно важную и тонкую задачу, связанную с определением путей формирования духовного здоровья ребенка, его жизненных смыслов. В этом отношении педагогам и психологам предстоит сосредоточить усилия на разработке теоретических, экспериментально-эмпирических основ воспитания, постоянно противопоставляя их и выводимые из них технологии тем сторонам в теперешней действительности, которые негативно влияют на молодежь, обедняя нравственность, нанося ущерб духовности.

Здесь предстоит, в частности, определить действие, воздействие новых молодежных субкультур, новых социальных связей ребенка, при раскрытии условий и механизмов канализирования их влияния и актуализации развития духовных начал, в том числе и психолого-педагогической поддержки саморазвития, самореализации растущего человека. Именно педагогам и психологам - исследователям предстоит определить те формы деятельности, которые позволят молодым людям и осознать свою значимость, и адекватно отнестись к оценкам других.

Шестнадцатое направление (проблема) исследований составляет работа по определению социальных механизмов поддержания духовного и физического здоровья детей. Именно здоровья, а не только изучения степени нездоровья - инвалидности, различных патологий, задержек и отклонений. В этом плане необходим комплексный труд педагогов, методистов, психологов, физиологов, так как речь идет не просто о характере учебной грузки, особенностях организации образовательного процесса, отношениях учителей и учащихся, специфике применения новых технологий, а о поиске возможностей оздоровления школьной среды в целом. Ибо ее неблагополучие ведет к нарастанию личной тревожности учащихся, дидактогенным неврозам, психическим отклонениям, снижению интеллектуального потенциала детей, развитию пограничных состояний.

Особой проблемой выступает здесь эмоциональная неустойчивость самих педагогов-практиков, что отражается и на школьниках. В медицине и в психологии существует термин «ятрогения», означающий негативное действие слова на состояние здоровья человека. Так вот, травмирующие аспекты речевого поведения учителей - это тоже важная тема для психолого-педагогических исследований.

Тема, решение которой тесно взаимосвязано с семнадцатым направлением (проблема) - определением специфики личности и деятельности современного учителя, процессуальных особенностей его развития. И хотя имеется много работ, посвященных выявлению путей формирования готовности к профессии педагога, к сожалению, значительно меньше исследованы возможности и критерии достижения педагогической зрелости. Здесь необходим дифференцированный подход, связанный как с установлением возрастных, половых и иных различий, так и со сложным сочетанием традиций и пер­спективных новаций в системе педагогического образования.

Восемнадцатое направление (проблема) связано с поиском путей принципиально новой постановки школьной психологической службы - не как «скорой помощи» при возникновении сложных ситуаций, а как составной части образовательного процесса. Речь идет об особой психолого-педагогической деятельности, предполагающей новый уровень отноше­ний и требующей развернутых теоретических разработок и эксперимен­тальных поисков, необходимых для выработки четких позиций и адек­ватных приемов.

Наряду с решением данной проблемы необходимо в более широком плане определить теоретические основания и структурировать оказание многоплановой психолого-педагогической помощи людям разных воз­растов в связи с ростом нервно-психических, в том числе посттравмати­ческих, расстройств, что особо актуализирует вопросы создания систе­мы действенной психологической и социально-педагогической реаби­литации.

Девятнадцатым направлением (проблема) выступает определение эффективных и неожиданных путей противодействия наркомафии с ее разветвленной, хорошо отлаженной и хорошо оплачиваемой сетью.

Уместно вспомнить, как боролись в США с курением - удалось убедить людей, прежде всего молодых, что курить не только вредно, главное не это (кто из подростков реагирует, тем более, получая кайф, на вредно - не вредно), главное - это не модно.

Сегодняшняя задача, остро вставшая перед педагогами и психологами, состоит в следующем: как внушить (косвенно, понятно, на бессознатель­ном уровне) подросткам, юношам, девушкам, что употреблять наркотики не модно, или найти другой, но обязательно работающий, а не провоз­глашаемый метод в общей системе определения условий профилактики и коррекции отношений личностного развития, преодоления разных форм тревожности, жестокости, агрессивности, химических зависимостей.

Двадцатым (проблема) по порядку, но важнейшим по сути выступает направле­ние, связанное с изучением условий и механизмов формирования ценно­стной базы растущих людей, их нравственных установок и достойных че­ловека ориентаций, при выявлении условий, путей нивелирования квази­потребностей, квазиинтересов детей, подростков, юношества

Особую значимость приобретает исследование возможностей и меха­низмов преодоления инфантилизма, духовной опустошенности, тревожности растущих людей, поддержка и развитие их социально значимых инициатив гражданско-патриотической направленности.

В этом плане педагогам и психологам исключительно важно поставить и решить проблему будущего в развитии человека как личности. Известно, что в предшествующие времена, еще 20-30 лет назад, тема будущего в системе образования, особенно воспитания, была достаточно действенным моментом. Дети, в основной своей массе, и мечтали, и представляли кем они будут, кем станут, когда вырастут, то есть у растущих людей активно формировалась установка на будущее, структурированная, имеющая пространство.

Сейчас же, судя по имеющимся данным, такая установка наличествует у весьма ограниченного числа подростков, юношей, девушек. И то, как правило, она связывается не с их интересом, потребностью, а с достаточно размытым представлением о возможности благополучной, зажиточной жизни. При этом зачастую интересы молодых людей и ожидание будущего расходятся.

Представляется необходимым выделить проблему будущего, включив ее в исследование тем, связанных с вопросами развития интересов, ценностей, потребностей, мотивов, т.е. инъектировать в процесс обучения воспитания компонент ожидаемого будущего.

Круг «главных» проблем и направлений в исследовании развития современного образования, конечно, не ограничивается названными выше, он значительно шире. В настоящее время перед учеными открывается многомерное пространство новых проблем, новых тем, настоятельно требующих и глубинного осмысления, и значительного расширения эмпирической деятельности. Например, по вопросам раскрытия особенностей основных познавательных процессов - восприятия, памяти, мышления у детей разных возрастов, раскрытия их общих и специальных способностей, развития детской одаренности, или по основам реабилитации детей с особыми нуждами, а также по проблеме психологической поддержки беспризорных ребят, социальных сирот, и по многим, многим другим проблемам, ждущим своего решения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: