Общественной палаты Российской Федерации




Рекомендации

по итогам круглого стола на тему:

«Опасное погружение». Актуальность первичной профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ) среди детей

(показ тематического мультфильма)»

г. Москва 8 сентября 2017 года

 

 

Общественной палатой Российской Федерации (далее – Общественная палата) по инициативе Комиссии Общественной палаты по вопросам благотворительности, гражданскому просвещению и социальной ответственности проведен круглый стол на тему: «Опасное погружение». Актуальность первичной профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ) среди детей (показ тематического мультфильма)» (далее – круглый стол, мероприятие).

В круглом столе приняли участие члены Общественной палаты, члены общественных палат субъектов Российской Федерации, представители Департамента здравоохранения города Москвы, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав субъектов Российской Федерации, антинаркотических комиссий субъектов Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Общественного совета при Федеральной службе исполнения наказаний, организаций в сфере социального обслуживания и социальной защиты, медицинских организаций, в том числе лечебно–профилактических, научных организаций, образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, в том числе военных образовательных организаций, телеканалов, кинокомпаний и мультипликационных студий, общественных организаций и общественных объединений, общественные эксперты.

Участниками круглого стола в ходе обсуждения отмечена важность приобщения детей к культуре здорового образа жизни с малых лет, их воспитания в соответствии с духовно-нравственными принципами.

Воспитание и первичная профилактика являются, по мнению участников круглого стола, важнейшими составляющими образовательного процесса.

Среди причин, которые препятствуют обеспечению эффективной профилактической работы, отмечены:

1) нечеткость системы межведомственного взаимодействия системы медицинских организаций, образовательных организаций, социальных организаций по работе с семьями и детьми, молодёжью, организаций социальной защиты, организаций физической культуры и спорта, организаций, оказывающих услуги в сфере туризма, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав субъектов Российской Федерации и общественных организаций;

2) отсутствие во многих общеобразовательных организациях и дошкольных образовательных организациях программ профилактики употребления психоактивных веществ (далее – ПАВ);

3) низкий уровень компетенции специалистов в сфере профилактики употребления ПАВ среди детей и учащейся молодёжи и подготовки таких специалистов;

4) игнорирование лицами, уполномоченными на проведение профилактических мероприятий, в своей личной жизни основ и принципов здорового образа жизни, свободного от употребления любых интоксикантов, что приводит к обратному эффекту и недоверию со стороны аудитории, циничному отношению к проблеме;

5) отсутствие координации волонтёрской антинаркотической деятельности и профилактики употребления ПАВ;

6) острая нехватка социальной рекламы, пропагандирующей отрицательное отношение к потреблению табачных изделий, алкогольной продукции, наркотических веществ и ПАВ, в средствах массовой информации (телевидение, радио, периодические печатные и интернет– издания и др.), информационно–телекоммуникационной сети «Интернет», на рекламно–информационных площадях (светодиодные экраны и видеотабло, билборды, информационные стенды в подъездах жилых домов, дворовых площадках, на остановочных комплексах, в общественном транспорте, культурных и досуговых центрах, медицинских, социальных и спортивных организациях, организациях культуры и т.д.), кинотеатрах (перед показом фильмов) и др.

Вместе с тем участниками круглого стола в ходе обсуждения отмечены такие, всё чаще встречающиеся, псевдопрофилактические приёмы, как методы манипуляции сознанием с целью вовлечения детей и молодёжи в алкоголизацию в повседневной жизни.

В настоящее время существует серьёзная проблема участия организаций, связанных с алкогольной индустрией (производство, реализация, реклама алкогольной продукции и др.), в создании, организации и проведении антиалкогольных образовательных или профилактических программ (мероприятий). Содержание подобных программ противоречит определению профилактики злоупотребления ПАВ, содержащемуся в Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 28 февраля 2000 года № 619. Такие программы являются псевдопрофилактическими и направлены на стимулирование интереса к алкогольной продукции среди детей и молодёжи.

Зачастую пользователь (потребитель) не обращает внимания и не задумывается над содержанием и скрытым посылом той или иной информации. Современное общество принято называть «сверхинформированным», поскольку оно развивается в среде, чрезвычайно насыщенной информацией. Осознанный анализ объёма информации не осуществляется потребителями ввиду дефицита времени.

Типичным примером может послужить ситуация, при которой специалист, занимающийся профилактикой зависимостей, при посещении одной из средних школ обнаружил на стене плакат с информационным посылом: «До восемнадцати лет детям запрещено покупать алкоголь». Впоследствии выясняется, что такие плакаты распространяются по школам дистрибьюторами организации – производителя алкогольной продукции в этом городе. В процессе обсуждения с директором и учителями школы было выяснено, что они не расценивали данный плакат в качестве скрытого метода манипуляции сознанием учеников с целью вовлечения их в алкоголизацию. Эта ситуация подчеркивает важность осознания и вычисления псевдопрофилактических приёмов, как методов манипуляции сознанием с целью вовлечения молодёжи в алкоголизацию. Специалисты в области профилактики и маркетологи организаций – производителей алкогольной продукции подтверждают наличие псевдопрофилактических антиалкогольных программ, реальной целью которых является вовлечение молодёжи в алкоголизацию. Особенно широко данные программы продвигаются алкогольными компаниями в регионах. Современная молодёжь не осознает, что подвергается приёмам манипуляции сознанием, в частности, псевдо-выбору, что является фактором риска ранней алкоголизации.

Проведённые исследования показали, что подавляющее большинство испытуемых как в возрасте 12 – 15 лет, так и более старшего возраста – 18 – 22 лет, не осознают, что находятся в состоянии псевдо-выбора – одного из психологических приёмов манипуляции сознанием.

Участниками круглого стола рассмотрены результаты опроса, проведённого активистами Общероссийской общественной организации «Общее дело». Был проведен опрос прохожих на улицах, при этом были показаны наклейки из программы «Пивной дозор» и задан вопрос: «Кто их распространяет и с какой целью?». Никто из опрошенных не ответил, что это делают алкогольные компании. Подавляющее большинство опрошенных ответило, что это делается для защиты детей. Однако подобные масштабные псевдопрофилактические программы программируют детей на употребление ПАВ, и об этом, в первую очередь, должны знать родители.

В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761, в качестве меры по развитию политики формирования здорового образа жизни детей и подростков предусмотрено ограничение (вплоть до полного запрета) скрытой рекламы табака, алкогольной продукции, привлекающей внимание детей и подростков. Несмотря на это, видеоклипы, развлекательные программы, современные сериалы (прежде всего, молодёжные) содержат в изобилии сцены употребления алкоголя. Скрытая реклама алкоголя направлена, прежде всего, на детей и подростков Количество скрытой рекламы алкоголя в информационно–телекоммуникационной сети «Интернет», на телевидении и в кино вызывает непонимание и неприятие у подавляющего большинства граждан нашей страны.

Острая проблема подросткового алкоголизма в России, несомненно, должна решаться на разных уровнях, в том числе и с использованием средств профилактики.

Просвещение, раскрытие психологических основ приёмов манипуляции и запрет скрытой рекламы алкоголя позволят человеку избежать ошибок, которые в юном возрасте могут быть роковыми.

Актуальным является использование профилактических видео продуктов для детей и молодёжи.

Анкетирования несовершеннолетних, осуждённых за совершение насильственных и корыстных преступлений, показали, что около 80% из них находились в момент совершения преступления в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

По данным Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка около 90% детей в детских домах в нашей стране – дети родителей, лишённых родительских прав в связи со злоупотреблением алкоголя.

В соответствии с исследованиями Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) потребление более 8 литров чистого спирта в год на душу населения ведёт к необратимому вырождению этноса. Согласно данным ВОЗ уровень потребления алкоголя в 2016 году в России составил 14 литров на душу населения. Этот показатель выше данных Министерства здравоохранения Российской Федерации – 10,3 литра на душу населения (доклад «Об итогах работы Министерства здравоохранения Российской Федерации в 2016 году и задачах на 2017 год»), так как при расчете ВОЗ делит количество всего выпитого в стране алкоголя на количество граждан старше 15 лет, а Министерство здравоохранения Российской Федерации – на всех россиян.

Вместе с тем уровень потребления алкоголя всё ещё очень высок и серьёзно снижает не только качество жизни в России, но и оказывает самое пагубное влияние на демографические показатели, здоровье новорождённых детей и трудоспособного населения, духовно-нравственный и интеллектуальный уровень граждан, число совершённых преступлений, экономику, угрожая безопасности государства в целом.

Цель программы «Здоровая Россия – общее дело», разработанной Общероссийской общественной организацией поддержки президентских инициатив в области здоровьесбережения нации «Общее дело», – активно способствовать осуществлению приоритетных направлений Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря
2009 года № 2128–р, Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа
2014 года № 1618–р, Основ государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября
2014 года № 2403–р, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683, Концепции демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2017 года № 1298–р.

Необходимость системного продвижения профилактических мер требует определения наиболее эффективных путей координации усилий органов государственной власти федерального и регионального уровней, общественных организаций и общественных объединений, профессионального и бизнес-сообществ. Возрастает роль локальных инициатив на уровне муниципальных образований и образовательных, медицинских организаций, учреждений культуры и спорта, организаций по работе с семьей, детьми и молодёжью, межведомственных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав субъектов Российской Федерации.

 

На основании вышеизложенного, Общественная палата Российской Федерации рекомендует:

 

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации совместно с Правительством Российской Федерации рассмотреть возможность разработки и внесения в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, предусматривающих:

1. Дополнение Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171–ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» нормой, устанавливающей запрет на участие юридических или физических лиц, индивидуальных предпринимателей, аффилированных с алкогольной индустрией (производство, продажа, продвижение, реклама и др.), в организации, создании и проведении антиалкогольных образовательных или профилактических программ (мероприятий).

2. Внесение в Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38–ФЗ «О рекламе» следующих изменений:

2.1. Дополнение пункта 2 статьи 7 абзацем следующего содержания:

«Не допускается демонстрация наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в том числе растений, относящихся к таковым, процесса их потребления, а также любые другие мотивирующие к их употреблению действия в аудиовизуальных произведениях, включая теле– и видеофильмы, в театральных представлениях, зрелищных мероприятиях, в радио–, теле–, видео– и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю, в информационно–телекоммуникационной сети «Интернет» и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в том числе растений, относящихся к таковым, процесса их потребления, а также любые другие мотивирующие к их употреблению действия.

Исключения составляют случаи, когда такое действие показывает явно негативное и разрушающее последствие их употребления, и появление такого эпизода согласовано уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере оборота за наркотическими веществами.»;

2.2. В статье 21:

2.2.1. Пункт 6 дополнить абзацем следующего содержания:

«Не допускается демонстрация алкогольной продукции, процесса потребления алкоголя, а также любые другие мотивирующие к употреблению алкогольной продукции действия во вновь созданных аудиовизуальных произведениях, включая теле– и видеофильмы, в театральных представлениях, зрелищных мероприятиях, в радио–, теле–, видео– и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация алкогольной продукции, процесса потребления алкоголя, а также любые другие мотивирующие к употреблению алкогольной продукции действия.

Исключения составляют случаи, когда такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла и появление такого эпизода согласовано федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Указанные исключения не распространяются на произведения, представления, программы, предназначенные для детей, а также на случаи, когда в таких эпизодах участвуют дети, молодежь, государственные служащие, медицинские работники, работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, сотрудники правоохранительных органов.»;

2.2.2) пункт 7 дополнить абзацем следующего содержания:

«При демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле– и видеофильмы, теле–, видео– и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация алкогольной продукции, процесса потребления алкоголя, а также любые другие мотивирующие к употреблению алкогольной продукции действия, вещатель или организатор демонстрации должен обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления алкоголя непосредственно перед началом и во время демонстрации такого произведения, такой программы.».

 

Министерству образования и науки Российской Федерации, Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству культуры Российской Федерации, Министерству спорта Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, Федеральному агентству по делам молодежи, руководителям субъектов Российской Федерации рассмотреть возможность использования в воспитательной работе с детьми и молодёжью и профилактике употребления ПАВ среди населения методических материалов, разработанных, согласованных и успешно апробированных Общероссийской общественной организацией поддержки президентских инициатив в области здоровьесбережения нации «Общее дело», которые направлены на нравственное воспитание, мотивируют на ведение осознанного, созидательного, ответственного, активного здорового образа жизни, свободного от употребление интоксикантов, в том числе Программы для проведения интерактивных занятий «Здоровая Россия – общее дело» и профилактических фильмов «История одного обмана», «Секреты манипуляции. Алкоголь», «Секреты манипуляции. Табак», «Наркотики. Секреты манипуляции», «5 секретов настоящего мужчины», «Тайна природы женщины», мультипликационные фильмы сериала «Команда Познавалова» «Тайна едкого дыма», «Опасное погружение», социальные ролики и др. (материалы представлены на сайте https://metodic.obshee–delo.ru/, https://общее–дело.рф/video/, https://общее–дело.рф/materials/).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: