ПРИМЕРЫ ОПИСАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ИГР




ПОДВИЖНЫЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ

(технология подготовки)

 

Подвижные оздоровительные игры являются одним из основных средств физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста. Такие игры можно применять, в том числе, и в вожатской работе в ДОЛ, так как они не требуют специальной физической подготовки детей, оказывают благоприятное влияние на их рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также формирование правильной осанки.

Для того, чтобы правильно организовать и провести подвижную оздоровительную игру, вожатому необходимо следующее:

I. Изучить:

1). Теоретические основы подвижных оздоровительных игр (определение, где можно применять подвижные игры, классификация подвижных игр и задачи, решаемые при их проведении);

2). Основы методики применения подвижных оздоровительных игр (от чего зависит выборы игры, задачи проводящего игру, подготовка к проведению игры, организация играющих, руководство процессом игры, подведение итогов, особенности проведения игр-эстафет; методики проведения подвижных игр с детьми младшего, среднего и старшего школьного возраста; соревнования по подвижным играм).

II. Подготовить:

1). Описания подвижных оздоровительных игр, включая игры для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, а также игры-эстафеты. Описания целесообразно выполнить по следующему образцу:

ОБРАЗЕЦ

Название игры

(возраст детей, для которых проводится игра)

Педагогические задачи, решаемые в этой игре:

1. Оздоровительная: перечислить, что будет происходить с организмом ребенка, играющего в эту игру;

2. Воспитательная: перечислить, какие физические и морально-волевые качества развиваются и воспитываются в этой игре;

3. Образовательная*: перечислить, какие двигательные навыки закрепляются или совершенствуются, а также то, какие тактические действия разучиваются.

* Образовательная задача не является необходимой и обязательной для выполнения в деятельности вожатого, однако, иметь общее представление о ее содержании вожатому полезно.

Инвентарь: перечислить инвентарь или оборудование, которые нужны для проведения игры.

 

Подготовка площадки к игре, ход игры Распределение времени (Т) Методика проведения
       

В первой колонке «Подготовка площадки к игре, ход игры», чертим схему исходного положения игры с условными обозначениями. Например, для игры «Белые медведи»:

 


- Белый медведь на льдине

- Медвежата

- Руководитель

Ниже, под рисунком, описываем ход игры.

 

Во второй колонке «Распределение времени (Т)» расписываем игру по времени:

T общ. = 15 мин. – вся игра длится 15 минут;

T от постр. до начала = до 2-х минут – время построения группы и перестроения в исходное положение начала игры, время показа и рассказа хода игры;

T игры = 11–12 минут – время самой игры;

T подвед. итога = 30 секунд – время подведения итогов игры.

 

В третьей колонке «Методика проведения» описываем методику проведения игры, то есть «КАК я провожу игру?»:

1. Как я привлекаю к себе внимание детей, как строю игроков?

2. Как я объявляю название игры?

3. Как я выбираю водящих, капитанов, помощников или делю на команды?

4. Как я перестраиваю игроков в исходное положение начала игры?

5. Как я рассказываю и показываю ход игры?

6. Как я рассказываю игрокам, кто побеждает в игре?

7. Как я рассказываю и показываю правила игры?

8. Как я руковожу игрой: за чем слежу во время игры. Как я подсчитываю очки, как меняю водящих и т.д.?

9. Как я предупреждаю об окончании игры?

10. Как я подвожу итоги игры?

Отвечая на эти вопросы, вожатому следует написать от своего лица все команды, которые нужно подавать для построения и перестроения игроков, все фразы, которые нужны для объяснения хода игры, правил и подведения итогов игры, учитывая возраст играющих детей.

Методическая литература

1. Былеева Л.В. Русские народные игры / В 2-х ч. – М.: Сов. Россия, 1988.

2. Былеева Л.В., Коротков И.М., Климкова Р.В., Кузьмичева Е.В. Подвижные игры: Учебное пособие для ВУЗов и ССУЗов физической культуры. – М.: СпортАкадемПресс, 2002.

3. Глейберман А.Н., Кузин В.В., Полиевский С.А. 500 игр и эстафет / под ред. В.В. Кузина и С.А. Полиевского. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 304 с.

4. Игры и развлечения (в двух книгах) / Составитель Фирсова Л.М. – М.: Молодая гвардия, 1989-1990.

5. Курысь В.Н., Баршай В.М., Стрельченко В.Ф. Подвижные игры. – М.: Издательство «Омега-Л», 2012. – 352 с.

6. Страховская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. – М.: Новая школа, 1994.

ПРИМЕРЫОПИСАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ИГР

«Птицы и клетка»

(возраст детей: 5–6 лет)

Педагогические задачи, решаемые в игре:

1. Оздоровительная: укрепления здоровья, профилактика плоскостопия.

2. Воспитательная: развитие координации, ловкости, быстроты; воспитание целеустремленности, смелости, решительности, внимания, воли к победе, дисциплины.

3. Образовательная: навык бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве; взаимодействие с партнером (командой) и соперником.

Инвентарь: спортивная площадка, музыкальный центр, свисток.

Подготовка площадки к игре, ход игры Распределение времени (Т) Методика проведения
  Одна половина играющих, взявшись за руки, образует круг – «клетку», другая – «птицы», располагаются свободно по внешнему кругу.   Ход игры: Под музыку галопа или марша внутренний круг (клетка) двигается шагом или припрыгивая вправо, а птицы подскоками – влево, вытянув руки в стороны, подражая полёту птиц. По сигналу руководителя клетка останавливается и играющие поднимают соединённые руки вверх. Музыкальное сопровождение меняется, исполняется полька. Птицы начинают пробегать под руками в клетку и выбегать из неё, припрыгивая и приплясывая. Руководитель неожиданно даёт второй сигнал (свисток), музыка прекращается и клетка «закрывается». Игроки внутреннего круга приседают и опускают соединённые руки вниз. Птицы, оказавшиеся в клетке, считаются пойманными. Они берутся за руки с игроками внутреннего круга. Таким образом, клетка расширяется. Игра возобновляется и продолжается, пока все птицы не будут пойманы. Затем играющие меняются ролями. Выигрывают птицы, которые были пойманы последними.   T общ. = 15 мин.   T от постр. до начала = 2 мин   T игры = 11-12 мин   T подвед. итога =30 сек. 1. Ребята! Встаньте в одну шеренгу. Подравняйте носочки, опустите руки, смотрим на меня. 2. Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Птицы и клетка». 3. Мне нужно выбрать водящих. Я сделаю это с помощью считалочки. 4. За направляющим на середине площадки, водящие образуют круг. Неводящие становятся за кругом. 5. Водящие берутся за руки. Неводящие поднимают руки и изображают птиц. Под музыку водящие двигаются влево, неводящие – вправо. Когда музыка переключается, водящие останавливаются и поднимают руки вверх, неводящие начинают забегать в клетку и обратно. По свистку водящие опускают руки и приседают, кто не успел выбраться из клетки, те считаются пойманными и становятся водящими. 6. Выигрывают те, кого поймали последними. 7. · Пойманными считаются те, кто не успел выбежать из клетки по сигналу ведущего. · Клетка может захлопываться только по сигналу ведущего, если раньше, то птицы считаются непойманными. · Если в момент сигнала птица окажется под руками играющих (голова у неё внутри клетки), она считается пойманной, если голова у неё снаружи, то свободной. Все птицы во время исполнения второй мелодии (польки) должны обязательно пробегать клетку. Птицы, не делающие этого, считаются пойманными. 8. Водящие не должны опускать рук раньше времени. Очки подсчитываются по количеству птиц, пойманных на первом, втором и последующих этапах игры. Водящих меняю, когда все птицы будут пойманы. 9. Играем последний раз и меняемся ролями. 10. Лучшими считаются те, кто пойманы последними, остальные – молодцы, старайтесь в следующий раз больше.

«К своим флажкам»

(возраст детей: 7–8 лет)

Педагогические задачи, решаемые в игре:

1. Оздоровительная: профилактика плоскостопия, укрепления здоровья

2. Воспитательная: развитие координации, ловкости, быстроты; воспитание целеустремленности, смелости, решительности, внимания, воли к победе, дисциплины.

3. Образовательная: навык бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве; выбор места, взаимодействие с партнером и соперником.

Инвентарь: флажки, свисток.

 

Подготовка площадки к игре, ход игры Распределение времени (Т) Методика проведения
Играющие, разделившись на несколько групп (по 5–6 человек в каждой), становятся в кружки. В центре каждого кружка становится дежурный (один из группы) с флажком в руке, отличающимся по цвету от других   Ход игры: все играющие, кроме стоящих с флажками, по сигналу руководителя разбегаются по площадке и становятся лицом к стене (если играют в помещении) или закрывают глаза. В это время дежурные с флажками тихо меняются местами. Руководитель даёт сигнал: «Все к своим флажкам!» и играющие открывают глаза и быстро бегут к своему флажку, опять образуя кружок вокруг своего дежурного с флажком. Выигрывает группа, построившаяся в кружок первой. T общ. = 15 мин.   T от постр. до начала = 2 мин.   T игры = 11-12 мин   T подвед. итога = 30 сек. 1. Ребята! Встаньте в одну шеренгу. Подровняйте носочки, опустите руки, смотрим на меня. 2. Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «К своим флажкам». 3. Мне нужно выбрать команды. Я просто разобью вас на равные части. 4. На середине вокруг дежурных образуют круг. 5. По сигналу играющие закрывают глаза и отворачиваются от дежурных. Дежурные тихо меняются местами. По сигналу руководителя: «Все к своим флажкам!» играющие открывают глаза и быстро бегут к своему флажку, опять образуя кружок вокруг своего дежурного с флажком. 6. Выигрывают те, кто раньше построился в кружок. 7. · Играющим нельзя открывать глаза или поворачивать голову лицом к стене до сигнала «Все к своим флажкам!». Если игрок откроет свои глаза преждевременно, то его группа проигрывает. · Дежурные обязано должны менять свои места. Если они этого не делают, то победа их группе не засчитывается. 8. Нужно, чтобы раньше времени не отрывались глаза, а также, чтобы дежурные менялись местами. Подсчет очков: сколько раз команда соберётся раньше других. Дежурные меняю, когда после каждого хода. 9. Играем последний раз. 10. Лучшей считается та команда, которая большее количество раз становилась первой.

 

«Эстафета с палками и прыжками»

(возраст детей: 9–10 лет)

Педагогические задачи, решаемые в игре:

1. Оздоровительная: профилактика плоскостопия, укрепления здоровья.

2. Воспитательная: развитие координации, ловкости, быстроты; воспитание целеустремленности, смелости, решительности, внимания, воли к победе, дисциплины.

3. Образовательная: навык бега, навык прыжков, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве; выбор места.

Инвентарь: гимнастические палки.

 

Подготовка площадки к игре, ход игры Распределение времени (Т) Методика проведения
  Все играющие делятся на две равные команды. Каждая команда выстраивается в колонну по одному, и обе колонны становятся параллельно на расстоянии 3–4 метра одна от другой. Перед колоннами проводится начальная черта (стартовая). На расстоянии 10–15 метров от начальной черты против каждой колонны ставят по стойке или кладут по какому-либо предмету (набивному мячу и т.п.) на площадке можно воткнуть в землю флажки.   Ход игры: первые игроки в колоннах получают гимнастические палки. По сигналу преподавателя игроки с палками бегут до установленного против них предмета, огибают его, возвращаются к себе в колонну, подают второй конец палки очередному игроку. Держась за концы палки, оба игрока опускают её вниз и в таком положении, двигаясь вдоль своей колонны, проводят палкой под ногами всех играющих, которые перепрыгивают через неё. Первый игрок остаётся в конце колонны, а другой с палкой бежит до конечной цели, огибает её и возвращается в свою колонну. Здесь он подаёт один конец следующему очередному игроку и так же проводит палкой под ногами всех играющих в его колонне и остаётся в конце, а партнёр бежит к конечной цели и т.д. Игра заканчивается, когда все играющие примут участие в пробежке с палкой. Палка опять возвращается к игроку, начавшему игру, и он поднимает её вверх. Выигрывает команда, набравшая больше количество очков. T общ. = 15 мин.   T от постр. до начала = 2 мин   T игры = 11-12 мин   T подвед. итога = 30 сек. 1. Ребята! Встаньте в одну шеренгу. Подравняйте носочки, опустите руки, смотрим на меня. 2. Сейчас мы с вами проведем эстафету с палками и прыжками. 3. Мне нужно выбрать команды. Я просто разобью вас на равные части. 4. В две колонны становись. 5. По моему сигналу игроки с палками бегут до установленного напротив них предмета, огибают его, возвращаются к себе в колонну, подают второй конец палки очередному игроку. Держась за концы палки, оба игрока опускают её вниз и в таком положении, двигаясь вдоль своей колонны, проводят палкой под ногами всех играющих, которые перепрыгивают через неё. 6. Выигрывают те, кто набрал наибольше количество очков. 7. · При проведении палкой под ногами, проносящим нельзя отрывать от неё рук. · Начинать игру каждому можно только не заступая за стартовую черту. · Обязательно нужно обогнуть конечный предмет. · За каждую ошибку команда получает штрафное очко. Палки в игре можно заменить прыгалками. 8. Слежу, чтобы все правила выполнялись чётко, иначе вычитаю баллы. 9. Играем последний раз. 10. Лучшей считается та команда, которая набрала наибольшее количество баллов.

«Яблоко»

(возраст детей: 7-10 лет)

Педагогические задачи, решаемые в игре:

1. Оздоровительная: укрепление мышечного корсета, профилактика плоскостопия.

2. Воспитательная: развитие координационных и двигательных качеств – ловкости, внимания, быстроты; воспитание дисциплинированности.

3. Образовательная: закрепление бега по кругу, приседание.

Инвентарь: игра проводится на спортплощадке или в зале.

 

Подготовка площадки к игре, ход игры Распределение времени (Т) Методика проведения
  - игроки   - ведущий     T общ. = 15 мин.   T от постр. до начала = 2 мин   T игры = 11-12 мин   T подвед. итога =30 сек. 1. Внимание! В одну шеренгу стройсь, равняйсь, смирно! 2. Ребята, сегодня мы с вами поиграем в игру, которая называется «Яблоко». 3. Для игры нам нужен один ведущий. Есть ли желающие? Сделайте шаг вперед (как правило, среди детей найдется желающий) если нет, то можно провести первый раз самому вожатому. 4. Для начала, нам необходимо сделать красивый и ровный круг; возьмитесь за руки и давайте образуем ровный круг. Молодцы! 5. А теперь послушайте ход игры: ведущий стоит в центре круга и произносит следующие слова – «Яблоко, яблоко, спелое яблоко, оно с ветки упадет, кто из нас его найдет?» во время этих слов, играющие (те, кто образует круг) бегут по кругу, взявшись за руки. Как только произнесено последнее слово, все игроки должны остановиться и присесть на корточки, не делая ни одного шага. Тот, кто упадет или сделает хотя бы один шаг, выходит из игры. Далее пробуем пробежаться по кругу и присесть. Если возникают сложности, еще раз объясняю ход игры. 6. Внимание! Выигрывают те, кто в конце игры останется в кругу. 7. А сейчас внимание: играющие, бегущие по кругу, не должны расцеплять руки. Если пара расцепила руки, то выходит из игры тот, кто отпустил правую руку. Останавливаться можно только после последнего слова водящего. Тот, кто сделает это раньше, также выбывает из игры. Итак, начнем. Взялись за руки, подравняли круг. 8. Во время игры я слежу за точностью выполнения правил игры, чтобы при беге дети держали дистанцию (во избежание столкновений).


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: