Общие признаки и различия устойчивых и неустойчивых групп 2 глава




Выслушав рассуждения школьников, учитель обратит внимание на то, что ни картина, ни поэзия, ни танец, ни музыка не нужны для поддержания физической жизни человека: ведь ими не будешь ни сыт, ни согрет. Это духовная культура, и именно она дает нам пищу для ума и сердца. Когда нам грустно или весело, мы включаем музыку, соответствующую нашему настроению, берем с полки томик стихов любимого поэта, читаем строки, запавшие в душу, идем в картинную галерею или открываем любимую книгу — все зависит от пристрастий и возможностей. Кому не знакомо ощущение полета, желание громко, так, чтобы слышали все, запеть любимую мелодию? Есть такое слово — «созвучно». Именно оно определяет назначение той части культуры, которую принято называть духовной. Созвучно чему? Конечно же нашим мыслям, чувствам, нам самим. В свою очередь, материальная культура призвана обеспечить нашу человеческую жизнедеятельность: дать необходимое тепло, домашний уют, помочь в выполнении необходимой работы, обеспечить возможность передвижения товаров, услуг, людей и т. д.

Подведя итог этой части разговора о культуре, необходимо выяснить, что общего между поэзией и паровозом, почему такие совершенно разные вещи подпадают под одно понятие — «культура». Отведя не более 2 мин на подготовку ответа, учитель предлагает школьникам начать обсуждение связи материальной и духовной культуры, в процессе которого необходимо установить, что общим является не только то, что все это создано человеком, но и то, что в любом человеческом творении соединены духовное и материальное начала: человеческая мысль, представления человека о добре и зле, о прекрасном и безобразном и т. д. Таким образом, в процессе обсуждения понятия «культура» в школьных тетрадях должна появиться запись о том, что культура — это творение человека, объединяющее материальное и духовное начала.

Далее следует объяснение нового материала, в процессе которого школьники заполняют таблицу:

Потребности человека Сферы общественной жизни
Материальные Духовные Материальные Духовные
Потребности в пище, крове, одежде, защите и безопасности Стремление к истине, познанию, красоте, добру, благу Хозяйство (экономика), политика, право Философия, религия, мораль, искусство, наука и образование

В конце урока проводится обсуждение (если работа проводилась в группах, то необходимо дать время на первоначальное обсуждение в группах) и уточнение выполненного задания.

Ответы на вопросы и задания к § 19 учебника

6. Рассматривая производство различных продуктов и услуг, экономику делят на промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь, энергетику и т. д.

В последнее десятилетие в нашей стране развиваются (или сохраняются) добывающие отрасли, производство предметов потребления, продуктов питания.

Все еще находятся в упадке машиностроение, производство наукоемкой продукции и качественных предметов потребления, высокотехнологические отрасли.

Политические события, вызвавшие распад Советского Союза и образование на территории бывших союзных республик независимых государств, как полагают многие политологи и подтверждают объективными данными социологи, привели к разрушению единого экономического комплекса нашей страны и к многочисленным проблемам в экономике новых государств. Как показала жизнь, почти все они не в состоянии успешно развиваться экономически без восстановления нарушенных связей.

7. В первом случае причиной перенесения новолетия с весны на осень стала религия. Во втором — политика Петра I, который пытался сделать в России все, «как в Европе».

8. Все вместе члены общества определяют его нравственное состояние в целом. Это состояние отражается на всех сторонах общественной жизни — духовной сфере, экономике, праве, политике. Поэтому верховная власть в стране в определенном смысле обусловлена тем, каково в этой стране общество, каков сам народ.

Конечно, есть и диктатуры, репрессивные режимы, захваты и оккупации одних народов или стран другими. В этом случае можно говорить о глубоком расколе общества или о ситуации, когда в стране идет борьба нескольких обществ или наций за контроль над государственной властью.

 

1 Слово «феодализм» (feodalite) появляется во Франции в ХVII в. для обозначения ленного права; в науку термин «феодализм» был введен французским историком Франсуа Гизо (1787—1874), одним из создателей домарксовой теории классовой борьбы. Он дал политико-правовое определение понятия «феодализм»: соединение верховной власти с землевладением, вассальная иерархия.

2 От слова «континуум (от лат. continuum — непрерывное), термин, используемый в математике, естествознании и философии.

3 Это задание есть в рабочей тетради.

4 Именно такое объяснение понятию «социальная роль» дают школьники в начале обсуждения.

5 См. рассказ в рабочей тетради.

6 Нежелательно задавать вопросы перед чтением, так как, во-первых, в них есть определенная заданность, которая может обусловить одинаковость восприятия; во-вторых, рассказ очень небольшой (дан с сокращениями) и ситуация легко запоминается. Кроме того, выразительное чтение поможет создать добрую, дружественную атмосферу на уроке.

 

 

Глава 3. ЭКОНОМИКА

§ 20. Что такое экономика

Цель урока: а) раскрыть назначение экономики и взаимосвязь потребностей и развития экономики; б) показать, что человек является центром экономической жизни.

Наилучшей формой организации урока будет групповая работа учащихся.

Данная тема, при всей ее сложности, не является абсолютно новой для учащихся. Думается, что этот учебный материал дает возможность систематизировать уже имеющиеся у школьников знания, полученные на уроках истории. Эти знания могут стать опорой для усвоения нового материала.

Начать урок можно с предложения учащимся вспомнить: почему человеку пришлось начать изготавливать орудия труда? Что из себя представляло первобытное производство? Что его двигало? Чем оно определялось? На выполнение этой работы не следует отводить более 5 мин.

В процессе последующего обсуждения результатов выполненного задания можно составить схему примитивной экономики:

В процессе обсуждения выясняется, что производство двигали постоянно возникающие потребности людей. При этом в различных природных условиях эти потребности были различными (желательно попросить школьников привести примеры, подтверждающие данное утверждение). Определялось же производство, помимо потребностей людей, и имеющимися ресурсами. Так, строительство жилья обусловливалось, с одной стороны, потребностью в жилье, а с другой — наличием материала, из которого это жилье будет построено (оленьи шкуры, навесы из пальмовых листьев, дерево, камень и т. д.).

Закончив обсуждение, учитель говорит о том, что слово «экономика» появилось в Древней Греции. Оно буквально означало «ведение домашнего хозяйства». В современном языке под экономикой также понимается хозяйство, в том числе и домашнее. Но сегодня это понятие имеет более широкое содержание. Во-первых, под экономикой подразумевается хозяйство страны, включающее отрасли материального и нематериального производства. Во-вторых, под экономикой понимают совокупность отношений между людьми в сфере производства и потребления продуктов труда. Затем учитель вместе с школьниками проводит разбор понятий, составляющих определение понятия «экономика».

Если определение написано на доске, можно подчеркнуть в нем понятия «производство», «материальное производство», «нематериальное производство» и предложить школьникам самостоятельно раскрыть их содержание. На эту деятельность можно отвести минуты 3. Как показывает опыт, если учащиеся неплохо справляются с раскрытием содержания понятия «материальное производство», то понятие «нематериальное производство» в большинстве случаев вызывает затруднения. Поэтому понятие «нематериальное производство» требует уточнений учителя.

Обратившись к схеме, начерченной на доске, учитель поясняет, что все названное здесь есть материальное производство. Однако разве этим ограничивалась жизнь первобытного общества? Вместе с учащимися выясняется, что люди первобытного общества еще делали наскальные рисунки, фигурки из дерева, камня, имевшие магическое значение ритуальные маски, украшали тело татуировками и т. д. Необходимо объяснить школьникам, что все это и называлось хозяйством. Люди вкладывали свой труд в создание этих предметов, которые в глазах первобытных людей были не развлечением, а чрезвычайно важной стороной жизни. Между тем это производство отличалось, например, от производства лука и стрел, строительства домов, изготовления посуды и т. д., т. е. в данном случае создавался продукт, обращенный к духовной сфере человека.

Общество не стояло на месте, производило все больше продуктов труда, и их излишки позволили не только оставлять пленным жизнь, превращая их в рабов, но и делить сферу производства между различными производителями: одни обрабатывали землю, другие занимались ремеслом, третьи — перевозкой товаров, доставкой их покупателям, четвертые — строительством и т. д. Излишки продуктов труда позволили создать сферу нематериального производства: появилось производство услуг, например парикмахерских, информационных, по ремонту одежды, обуви и пр.

Таким образом, сфера материального производства — это, во-первых, все виды промышленного производства (производство машин, мебели, тканей, бумаги и т. д.); во-вторых, сельскохозяйственное производство (производство зерна, мяса, выращивание технических культур и пр.); в-третьих, транспортные перевозки (любых промышленных и сельскохозяйственных продуктов, сырья, людей); в-четвертых, строительство; в-пятых, добыча всех видов сырья для производства товаров (угля, нефти, газа, руды, золота, серебра и т. п.).

Сфера нематериального производства — это производство каких-либо услуг, например парикмахерских, информационных, по ремонту одежды, обуви и пр. К нематериальному производству также относят такие сферы человеческой деятельности, как образование, здравоохранение, культура.

В результате деятельности материального и нематериального производства создается некий продукт, или благо. Совокупность благ, созданных во всех отраслях производства в течение определенного времени (обычно года), называют совокупным общественным продуктом.

Оставшуюся часть параграфа можно предложить школьникам для самостоятельного изучения. При этом задания в конце параграфа целесообразно обсудить в группах после прочтения текста и в конце урока сдать письменную работу:

1. Как связаны между собой потребности и производство?

2. Как по-вашему, ограничены ли возможности удовлетворения человеческих потребностей? Если да, то чем? Если нет, то почему?

3. Чем вы можете объяснить, что финансовые ресурсы и землю наравне со слесарным станком и пилой относят к факторам производства?

§ 21 Человек — важнейшее звено экономики

Цель урока: а) способствовать пониманию сложности проблем экономики; б) показать, что в основе экономики лежит разрешение противоречия между потребностями и возможностями.

Лучшей формой организации учебной деятельности на уроке будет групповая работа. Кроме того, уместно использовать задания, позволяющие организовать обмен мнениями.

Начать урок можно с решения следующей проблемы.

Учитель предлагает школьникам представить, что каждый из них — министр финансов и вынужден разрабатывать бюджет страны. Ученики знают, что сумма возможных расходов на предстоящий год равна 200 млрд рублей. Необходимо составить список самых важных государственных трат и распределить имеющиеся деньги в порядке убывания суммы расходов (т. е. на что в первую очередь, во вторую и т. д.). Обосновать составленный бюджет: из чего исходили «министры», распределяя деньги подобным образом? (На выполнение задания следует выделять не более 7 мин.)

Обсуждение начинается с выяснения отраслей хозяйства, в которые необходимо вкладывать деньги. Обычно школьники вспоминают, что необходимо выделить деньги на образование, здравоохранение, армию, милицию, пенсии, иногда вспоминают о сельском хозяйстве, реже — о науке (при этом, как правило, имеют в виду научные разработки, которые можно внедрять в производство). Хорошо, если учитель напомнит о таких необходимых тратах, как экология, содержание и восстановление памятников архитектуры, музеев, строительство дорог, представительские расходы, содержание государственного аппарата, тюрем и т. д. Желательно представить альтернативный бюджет, в котором на первое место будут поставлены проблемы экологии, на второе — фундаментальные исследования в науке. Обязательно должно быть обоснование, почему именно таким образом распределены деньги. Вся работа не должна занять более 10 мин. Цель обсуждения — показать: а) потребности человечества, государства, отдельного человека огромны, разнообразны и чрезвычайно трудно определить, какие из них важнейшие; б) ресурсы, в данном случае деньги, ограниченны. При этом желательно не просто сообщить о связи «потребности — возможности», но и достаточно жестко закрепить эту связь, сделав вывод, который школьники должны записать в тетрадь: экономику как науку породила необходимость постоянного разрешения противоречия между огромными потребностями человека (государства, человечества) и ограниченностью ресурсов.

Далее учитель говорит о том, что не только деньги ограниченны, ограниченность ресурсов может быть связана с нехваткой полезных ископаемых, транспорта, рабочих рук, интеллектуальных ресурсов и пр. Кроме того, ресурсная ограниченность может проявляться в самых разных формах: есть новые технологии, но не хватает специалистов; необходимо строить новое предприятие, чтобы обеспечить другие производства важным компонентом, но отсутствуют в данном месте требуемые полезные ископаемые или, наоборот, полезные ископаемые есть, но недостаточно водных ресурсов или транспортных коммуникаций и т. д. Чтобы приблизить разговор к нуждам школьников и сделать последующее заключение эмоционально окрашенным, учитель может привести пример, когда в качестве ресурса выступает время: подруга (родители) неожиданно предложила(и) билет на концерт модной эстрадной группы, но появилась проблема: завтра — контрольная, которая может повлиять на четвертную оценку. Таким образом, вы должны сделать выбор. Но любой выбор в данной ситуации — это жертва.

Или другой пример: изобретатель предложил новый способ производства, сокращающий трудозатраты. Однако, чтобы его внедрить, необходимо на время остановить работу цеха. Владелец предприятия оказывается перед выбором: а) потерять часть прибыли; б) потерять первенство в производстве. И здесь тоже жертва.

Переходя к следующему вопросу, учитель подчеркивает, что ресурсы ограниченны всегда, даже тогда, когда всего очень много. Прежде всего, как правило, ограниченно время, поскольку, даже если человек или государство может потратить неограниченное количество денег, все равно он (оно) не сможет все потребить одновременно. Таким образом, существующий конфликт между потребностями и возможностями ставит перед экономикой три важнейшие задачи: 1. Какие товары и услуги должны быть произведены и в каком количестве? 2. Каким образом произвести эти товары? 3. Кто будет потреблять эти товары и услуги, для кого их нужно производить? Иными словами, решение этих вопросов должно свести к минимуму необходимую при любом выборе жертву:

Желательно вернуться к проблемному заданию, которое учащиеся решали в начале урока. Учитель подчеркивает, что, составляя бюджет, они решали именно названные выше задачи. И это непростое дело. Здесь можно привести шутливое высказывание Бернарда Шоу: «...если всех экономистов сковать одной цепью, то и тогда они не придут к единому мнению».

Далее можно предложить школьникам вопрос: «Чем, по-вашему, можно объяснить, что так сложно определить, куда потратить деньги?» Для обдумывания ответа на вопрос отводится не более 2—3 мин.

Подводя итог обсуждения ответов на вопрос, учитель говорит о связи экономики и политики. В заключение урока желательно предложить учащимся ответить на вопросы 5, 6, 7, помещенные в конце § 21 учебника.

§ 22. Собственность

Цель урока: а) способствовать осмыслению понятия «собственность»; б) показать, что отношения по поводу собственности являются основой большинства отношений, возникающих между собственником и государством, собственником и обществом и т. д.

Лучшей формой организации учебной деятельности на уроке будет групповая работа.

Поскольку с собственностью школьники имеют дело каждый день, целесообразно предложить им в начале урока самостоятельно подумать над следующими вопросами: 1. Что такое собственность? (Попытаться дать определение этого понятия.) 2. Какие права возникают у собственника вещи на эту вещь? 3. Может ли чем-нибудь ограничиваться право собственника?

В процессе обсуждения необходимо выйти на следующие определения:

I. Собственность — это отношение человека к принадлежащей ему вещи как к своей: а) собственник имеет власть над принадлежащей ему вещью — он ею владеет, пользуется и распоряжается; б) собственник имеет право на устранение вмешательства других людей в сферу его хозяйственного господства.

Как показывает опыт, школьники самостоятельно не могут сформулировать определение «собственность». Обычно они говорят о том, что человек может делать с собственной вещью все, что он захочет, но тем не менее в процессе обсуждения пункты а) и б) называются. Учителю необходимо уловить подобные мысли, заострить на них внимание, предложив означенную выше формулировку понятия «собственность». Необходимо также отметить, что в своем единстве эти формулировки раскрывают понятие «собственность».

Далее учителю следует обратить внимание на другую сторону понятия собственности: «не мое — значит чужое». Чтобы подвести школьников к этой мысли, целесообразно задать наводящие вопросы типа: 1. Достаточно ли только нашего понимания того, что эта вещь (велосипед, ластик, шариковая ручка) моя? 2. Возникают ли проблемы между людьми по поводу владения вещью? 3. С кем еще могут возникнуть проблемы по поводу собственности?

Для проведения этой части беседы не следует выделять дополнительного времени, она проходит при обсуждении пунктов 1 и 2 задания, данного в начале урока.

II. Собственность — это еще и отношения между людьми по поводу этой вещи: а) все другие люди (общество, государство) должны относиться к моей вещи как к чужой; б) уважать мою волю собственника. Поэтому право собственности рассматривается как составная часть системы прав человека, как то, что государство должно гарантировать человеку и защищать.

Итак, в определении понятия «собственность» фигурируют три слова: «владеет», «пользуется» и «распоряжается». Если есть время, то можно предложить школьникам попытаться в процессе обсуждения в группах определить, какая разница между этими глаголами, записать свои соображения на доске и на листочках, затем прочитать подпараграф «Почему три слова вместо одного». Если же времени нет, то целесообразно предложить сразу прочитать этот подпараграф. По окончании чтения учащиеся выполняют (индивидуально) задание 5 из рабочей тетради.

Поскольку обычно задание не вызывает проблем, то не следует уделять много внимания его обсуждению; достаточно попросить каждую группу прочитать определение одного из понятий и выяснить, все ли это задание выполнили так же.

Следующий шаг в направлении осмысления понятия «собственность» должен быть связан с обсуждением ответа на вопрос 3 задания, данного в начале урока: может ли чем-нибудь быть ограничено право собственника? Во время обсуждения мнения, как правило, расходятся. Часто, говоря о том, что это право может быть ограничено, учащиеся затрудняются привести примеры, подтверждающие необходимость такого ограничения.

Учитель во время обсуждения может занять позицию «провокатора», подтверждая мнение о том, что право собственности не может быть ограничено. С этой целью он напоминает одно из разобранных положений (если школьники о нем сами не вспомнят): а) все другие люди (общество, государство) должны относиться к моей вещи как к чужой; б) уважать мою волю собственника. Поэтому право собственности рассматривается как составная часть системы прав человека, как то, что государство должно гарантировать человеку и защищать.

Как показывает опыт, защитники ограничения права собственности нередко теряются в этой ситуации. Если учитель видит, что школьники не могут доказать свою позицию, необходимо привести ситуации, в которых требуется вмешательство в это право. Например, во многих странах мира предусмотрены не только крупные суммы штрафа, но и возможность обязать хозяина закрыть частное предприятие если оно приносит вред окружающей среде. Или, например, по российскому законодательству ограничено владение такой собственностью, как оружие (после этой подсказки нередко школьники приводят свои примеры).

Закончив с примерами, учитель предлагает школьникам обдумывать в группах (2—3 мин) ответ на вопрос: что может привести к ограничению права собственности?

Выслушав ответы, учитель вместе со школьниками формулирует ответ на вопрос, который ученики записывают в тетрадь: 1) владение, пользование и распоряжение собственностью не могут входить в противоречие с законом; 2) владение, пользование и распоряжение собственностью не могут нарушать права и интересы других лиц.

Подпараграфы «Что можно иметь в собственности» и «Кому может принадлежать собственность» школьники читают самостоятельно.

Если на уроке осталось время, то учитель предлагает выполнить письменно задание 6 (в конце § 22 учебника). Если же времени не осталось, целесообразно предложить выполнить это задание дома.

§ 23. Всюду деньги...

Цель урока: а) пояснить роль денег в экономических отношениях в обществе; б) раскрыть их функции.

Тема денег достаточно близка и интересна учащимся, поэтому не требует каких-то особых методических изысков. Тем не менее для того, чтобы приблизить теорию к практике, целесообразно сообщить учащимся несколько сведений хотя бы из недавней истории российского рубля. Сделать это можно в форме доклада одного из учащихся.

Дополнительный материал

В ХХ век рубль вступил весьма твердой валютой, которую, по свидетельству современников, «с уважением и радостью принимали в любой точке земного шара». Такое положение дел стало следствием удачной денежной реформы, которую провел в 1897 г. тогдашний министр финансов С. Витте.

Вплоть до Первой мировой войны золотой запас Государственного банка быстро рос, а российская валюта все больше прибавляла в весе. Достаточно сказать, что в Германии золотой запас составлял 30%, а в Англии — 21% от российского. По некоторым оценкам, рубль в ту пору был самой прочной валютой не только Европы, но и мира. За один доллар (весьма весомый в то время) давали 1 р. 94 к.

После Октябрьской революции 1917 г. к естественному распаду денежной системы, вызванному Первой мировой войной, добавилась идеологическая установка большевиков: коммунистическое общество не будет знать денег. Эмиссия (т. е. печатание и выпуск в обращение новых купюр) если чем и ограничивалась, то только нехваткой бумаги и краски. Монетный двор работал практически без выходных. В результате в 1921 г. покупательная способность 50-тысячной купюры приравнивалась к довоенной копейке.

Курс на стабилизацию валюты был взят только при переходе к нэпу осенью 1921 г. Нарком финансов Григорий Сокольников и его единомышленники настояли на выпуске параллельно с рублем другой валюты — золотого червонца. Последний был обеспечен активами государства и к 1924 г. полностью вытеснил совдензнаки (советские денежные знаки) из обращения. За один червонец давали приблизительно 4,5 доллара.

В 1932 г. цены по сравнению с 1927 г. выросли в 13 раз. Вводится карточная система, просуществовавшая до 1936 г. и восстановленная в годы Второй мировой войны.

В 1947 г. правительство отменяет карточки и проводит денежную реформу (обмен рублей из расчета 10 к. — 1 р.).

В 1961 г. произошла хрущевская денежная реформа (введены купюры нового образца, проведена деноминация из расчета 10 к. — 1 р.).

В 1989 г. в стране проведен первый неофициальный валютный аукцион, на котором зафиксирован тогдашний реальный курс доллара — 9 р. (до этого официально считалось, что доллар стоит 60 к.).

С января 1992 г. в России объявляется либерализация цен и свободный обменный курс рубля. К концу 1992 г. доллар стоит 415 р.

С января 1998 г. начинается деноминация — техническое зачеркивание трех нулей на купюрах нового образца.

17 августа 1998 г. правительство объявляет дефолт по внешним долгам и девальвацию рубля. В течение нескольких месяцев курс рубля по отношению к доллару падает в 4 раза: с 6 до 24 р.

(По материалам «Общей газеты»)

Если есть резерв времени, учащиеся могут обсудить слова французского писателя П. Декурселя: «Деньги составляют средство для людей умных и цель — для глупцов». Эта тема — повод поговорить о власти денег в прошлой и в нынешней жизни. Понятно, что в условиях рыночной экономики их роль в жизни людей резко возрастает. Вопрос заключается в том, смогут ли россияне, подобно людям Запада, когда-нибудь относиться к деньгам так же, как, например, американцы с их классическими поговорками: «Время — деньги», «Делай деньги» и т. д. Тут могут быть различные точки зрения.

Ответы на вопросы и задания к § 23 учебника

8. Произведения мировой и отечественной литературы, в которых изображается власть денег: романы «Домби и сын» Ч. Диккенса, «Железная пята» Дж. Лондона, а также его рассказы о золотоискателях, «Зима тревоги нашей» Д. Стейнбека и др.; произведения Ф. М. Достоевского «Идиот» и «Игрок», пьесы А. Сухово-Кобылина, многие рассказы А. П. Чехова, И. А. Бунина, М. Горького, А. И. Куприна и т. д.

10. Бартер возникает, когда экономика, в частности финансовая система, глубоко больна. Удобен он только участникам извращенных (какими они были в 90-е годы в России) экономических отношений, и это удобство заключается в том, что можно не заботиться о прибыли в денежном выражении, не показывать количество реально произведенной продукции, легко укрываться от налогообложения и т. д.

11. Такой мерой стоимости пока, к сожалению, остается бутылка водки. Это связано с распространенностью питейных традиций, а также с тем, что труд на селе привыкли оценивать очень дешево.

§ 24. Рыночная экономика

Цель урока: а) дать учащимся представление о рынке в широком смысле слова и рыночной экономической системе; б) показать ее преимущества перед командной системой, пояснить роль конкуренции при этой системе.

Сущность рыночной экономической системы станет понятнее учащимся, если им продемонстрировать и пояснить структуру рыночного механизма.

Центр, сердцевина рыночного механизма — отношения между продавцами (производителями, посредниками) и покупателями (потребителями). На эти отношения воздействуют: международные договоры, мировые цены и т. д. (мировой рынок); правительственные указы и постановления, вводимые налоги и т. д. (органы государственной власти); распоряжения местных властей и вводимые местные налоги (местные органы власти); законодательство, решения судов, арбитража и т. д. (правовая система); предоставление кредитов, услуг, платежи и т. д. (финансово-кредитные и торгово-посреднические организации); реклама, создание репутации и т. д. (средства массовой информации).

Учащимся можно предложить обсудить достоинства и недостатки рыночной экономики. Достоинства выражены в важнейших признаках рыночной системы, а недостатки следующие:

— низкая способность рынка к сохранению ресурсов, защите окружающей среды;

— ориентация прежде всего на тех, кто платит деньги;

— нестабильная занятость и негарантированный доход;

— нередкие затоваривание, спады производства, инфляция, безработица и т. д.

В условиях рыночной системы государство не оказывает прямого воздействия на экономику. Это воздействие косвенное. Учащиеся обращают внимание на две формы влияния государства на рыночную экономику: 1) принятие законов, регулирующих отношения в ее рамках, и 2) введение или отмена налогов, сборов, пошлин, от которых зависит облегчение или затрудненность тех или иных экономических отношений.

Почему в России рыночная экономика создается с таким трудом? Самая основная причина в том, что рыночную экономику у нас до сих пор создавали люди, с молоком матери впитавшие отрицательное отношение к ней.

Ничего хорошего из такого «строительства» не могло получиться. К тому же новым экономическим хозяевам хотелось как можно быстрее обогатиться. Вот они с этой целью и злоупотребляли экономическими средствами, такими как приватизация, акционирование и т. д., тормозя формирование настоящих рыночных отношений, при которых воровать, мошенничать затруднительно.

Ответы на вопросы и задания к § 24 учебника

9. Традиционно эти два слова в бытовом употреблении взаимозаменяемы. Для обозначения места, где происходит купля-продажа, слово «базар» чаще употребляют южане, «рынок» — северяне и жители средней полосы. Однако слово «базар» все шире приобретает значение чего-то плохо организованного, сопряженного с ловкачеством, обманом, аферами. Именно в этом значении данное понятие чаще всего употребляется в средней полосе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: