Общие признаки и различия устойчивых и неустойчивых групп 7 глава




1. Каждый человек может, имеет право обратиться в суд за защитой своих прав.

2. Никто не имеет права обращаться с человеком как с преступником, пока не вынесен и не вступил в законную силу приговор суда.

3. Обвиняемый не обязан доказывать свою вину.

4. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.

5. Никто не обязан свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников.

6. Человек имеет право на обжалование решения или приговора суда.

7. Каждый может получить профессиональную юридическую помощь (в ряде случаев бесплатно).

Затем следует перейти к обсуждению тех сомнений или вопросов, которые могли возникнуть у учащихся при прочтении текста учебника. Как правило, учеников интересуют вопросы, связанные с практикой защиты прав. Поэтому здесь уместен небольшой практикум.

Предложите учащимся несколько ситуаций для обсуждения. Например:

Гражданин Петров обратился с жалобой в суд по месту жительства. В заявлении он написал, что находился в гостях у друга, отмечали день рождения. Было жарко, вышли в сквер, выпили на свежем воздухе. А тут, как назло, милиционер. Он взял да и выписал штраф. Неужели нельзя на улице отдохнуть? В суде отказались принять жалобу и разъяснили, что Петров должен обращаться в суд по месту нахождения органа, наложившего штраф (приятель его жил в другом районе).

Вопрос: были ли в данной ситуации нарушены права Петрова?

По ходу обсуждения важно обратить внимание, что человек имеет право на защиту действительно нарушенного права. В данном случае нарушения не было. И суд вправе был отказать. Но отказ был неверно мотивирован. Гражданин имеет право подать заявление в суд по своему выбору — или по месту своего жительства, или по месту нахождения органа, на который жалуется.

В заключительной части урока учитель знакомит с органами власти, в которые следует обращаться за защитой и восстановлением нарушенных прав и законных интересов.

Помимо судов общей юрисдикции с жалобой гражданин может обращаться в Конституционный суд РФ с просьбой признать закон неконституционным и не имеющим силы, если гражданин считает, что его конституционные права и свободы нарушены законом, примененным в отношении его. Обращаться можно также в органы прокуратуры, которые для восстановления нарушенных прав могут опротестовать незаконные действия должностных лиц (например, в случае нарушения сроков содержания под стражей). Если человек не согласен с решением, принятым по его жалобе, он вправе обратиться к Уполномоченному по правам человека РФ. Несовершеннолетние за защитой своих прав могут обращаться в органы опеки и попечительства при органах местного самоуправления.

Для защиты своих прав граждане могут вступать в общественные профсоюзные объединения, движения, участвовать в митингах, шествиях и демонстрациях, пикетировании, собирать подписи для проведения референдума и даже прибегать к такому средству, как забастовка.

В случае, когда исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты, человек вправе обратиться в международные организации.

В качестве домашнего задания можно предложить написать жалобу по любому поводу, но по всем правилам.

Ответы на вопросы и задания к § 48 учебника

5. Многие положения второй главы Конституции РФ можно рассматривать как гарантии против возможной судебной ошибки, и прежде всего принцип презумпции невиновности (ст. 49) и, в частности, положение о том, что неустранимые сомнения в виноватости лица толкуются в его пользу.

6. Обратиться в суд за защитой нарушенного права следует в случае, если гражданину не выдают права потому, что он цыган. В данном случае имеет место дискриминация прав по национальному признаку.

7. В случае если человеку продали некачественный товар и не обменивают его на другой, следует:

а) сообщить продавцу о вашем намерении обратиться в суд, ссылаясь на Закон о защите прав потребителей. Возможно, это изменит его поведение;

б) внимательно познакомиться с Законом о защите прав потребителей;

в) обратиться в суд с исковым заявлением.

§ 49. Семья и право

Цель урока: сформировать у школьников общее представление о браке и семье, правах и обязанностях супругов, родителей и детей.

Начать урок можно с выяснения, что такое семья. С помощью пиктограммы учитель изображает на доске состав семьи, организует обсуждение вопроса о том, что семья дает человеку и что дает обществу. В данном случае важно использовать представления и личный опыт учащихся.

Следующий этап урока связан с объяснением конституционного положения о том, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства. Почему в столь деликатную сферу, как семья, вмешивается государство? Что значит защита государства? Кто именно нуждается в защите? Какие законы напрямую касаются семьи?

Первое положение, которое в данном контексте нуждается в пояснении,— с чего начинается семья? Согласно закону семья начинается с брака, т. е. с государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Здесь уместен рассказ учителя о Семейном кодексе — главном законе, регулирующем брачно-семейные отношения, о процедуре заключения брака, об условиях вступления в брак, а также об обстоятельствах, препятствующих его заключению. Учащимся будет интересно познакомиться непосредственно с текстом Семейного кодекса или с распечатками его отдельных статей.

Следующая смысловая единица урока связана с выяснением правовых последствий вступления в брак. Их довольно много. Внимание учащихся стоит обратить на три группы вопросов:

1. Какие права и обязанности возникают между супругами относительно друг друга?

2. Какие права и обязанности возникают у супругов как родителей по отношению к детям?

3. Какие права и обязанности возникают у детей по отношению к родителям?

По первой группе вопросов следует пояснить, что закон различает личные и имущественные права и обязанности супругов. Наиболее продуктивной формой работы в данном случае будет организация групповой проектной работы. Каждая группа получает самостоятельное задание по тексту учебника и Семейного кодекса, а также необходимые для работы бумагу и фломастеры. В задачу каждой из них входит представление в наглядной форме «проекта» по одному вопросу.

Задание для 1-й группы:

1. Внимательно прочитайте:

а) текст учебника (пункт «Правовые основы семейной жизни»);

б) статьи 31 и 32 Семейного кодекса.

2. Подготовьте объяснение, что такое личные права и обязанности супругов.

3. Представьте свое объяснение в наглядной форме (рисунок, таблица, схема).

Задание для 2-й группы:

1. Внимательно прочитайте: а) текст учебника (пункт «Правовые основы семейной жизни»);

б) статьи 33—35 Семейного кодекса.

2. Подготовьте объяснение, какие права и обязанности имеют супруги в отношении совместного имущества.

3. Представьте свое объяснение в наглядной форме (рисунок, таблица, схема).

Задание для 3-й группы:

1. Внимательно прочитайте:

а) текст учебника (пункт «Правовые основы семейной жизни»);

б) статьи 36, 37 Семейного кодекса.

2. Подготовьте объяснение, какие права и обязанности имеют супруги в отношении личного имущества.

3. Представьте свое объяснение в наглядной форме (рисунок, таблица, схема).

Задание для 4-й группы:

1. Внимательно прочитайте:

а) текст учебника (подпараграф «Правовые основы семейной жизни»);

б) статьи 40—42 Семейного кодекса.

2. Подготовьте объяснение, что такое брачный договор супругов и каковы права и обязанности супругов в отношении своего имущества.

3. Представьте свое объяснение в наглядной форме (рисунок, таблица, схема).

При обсуждении личных прав и обязанностей важно обратить внимание на то, что в их реализации муж и жена равноправны. Среди личных прав заслуживает внимания возможность принятия любым из супругов двойной фамилии, выбора места жительства, профессии, рода занятий, а также участия в воспитании своих детей. Обязанности супругов сводятся к тому, чтобы строить свои отношения в семье в духе взаимоуважения и взаимопомощи, заботиться о благополучии семьи, развитии своих детей.

При обсуждении имущественных прав важным моментом является такая новация Семейного кодекса, как договорный режим имущества супругов.

По мере представления проектов идет заполнение схемы:

Вопрос о том, какие взаимные права и обязанности возникают у родителей и детей, целесообразно раскрыть с помощью лекции. По ходу ее ученикам можно предложить записать краткие тезисы в таблицу, а завершить ее заполнение дома, используя те знания, которые были получены при изучении темы «Права ребенка».

Родители Дети
Права Обязанности Права Обязанности
       

Важно убедить учеников в том, что права и обязанности родителей и детей неотделимы. Права детей — это одновременно и соответствующие обязанности родителей. Права родителей не могут противоречить интересам детей. И всякий раз, когда интересы детей нарушаются, закон встает на их защиту, предусматривая ответственность родителей.

Ответы на вопросы и задания к § 49 учебника

5. Браки между лицами, из которых одно уже состоит в другом зарегистрированном браке, не допускаются на том основании, что в России, в отличие от ряда других государств (например, Ирана, Ирака), законным признается единобрачие. Запрет на браки между близкими родственниками, полнородными и неполнородными братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными, а также лицами, из которых хотя бы одно признано судом недееспособным вследствие психического расстройства, обусловлен нравственными нормами и неблагоприятными медицинскими последствиями.

7. Требования Елены о разделе имущества при разводе правомерны, поскольку в данной ситуации действует законный режим имущества супругов: оно признается совместной собственностью и подлежит разделу в равных долях. Николаю можно было избежать такой конфликтной ситуации, если бы в отношении имущества цеха во время брака был заключен брачный договор.

§ 50. Труд и право

Цель урока: а) дать учащимся общее представление о правовых нормах, регулирующих и охраняющих труд людей; б) познакомить их с порядком приема на работу и прекращением трудового договора, особенностями труда несовершеннолетних.

На данном уроке можно использовать прием «юридическая консультация». Начните урок с того, что предложите учащимся обдумать и задать любой вопрос, относящийся к теме урока. Затем опросите учащихся. Договоритесь не повторять прозвучавшие вопросы. Запишите вопросы на доске и дайте на них ответы. К роли юристов-консультантов можно также подключить группу учащихся, но в этом случае им следует дать опережающее задание: прочитать текст параграфа учебника и некоторые статьи из трудового кодекса, а также проверить, как они подготовились.

Прежде всего необходимо определить, с какими вопросами можно обращаться к юристу, а с какими — нет. Юрист может дать консультацию только по тем вопросам, которые регулируются трудовым правом, т. е. по вопросам, связанным с работой, занятостью, а не с трудом вообще. Разобраться в этом поможет обращение к житейским представлениям учащихся о труде. Предложите им сначала привести примеры, иллюстрирующие слова «труд» и «работа», а затем определить, в чем разница между индивидуальным трудом дома, на огороде и работой на заводе. Нормы права регулируют не любой труд, а лишь труд наемных работников.

При помощи простой схемы можно показать участников трудовых правоотношений, объяснить, что означает каждое понятие:

Основная группа вопросов учащихся касается, как правило, конкретных шагов по трудоустройству, и в первую очередь тех трудовых прав, которые имеют несовершеннолетние. В этой связи следует пояснить смысл и значение трудового договора как основания возникновения правовых отношений между работником и работодателем. Целесообразно не просто познакомить учащихся со статьей 15 КЗоТ РФ, но и продемонстрировать образец трудового договора. На примере этого документа (хорошо, если он есть на каждой парте) будет легче объяснить его значение, обязательность письменной формы, содержание обязательных и дополнительных условий договора.

Дополнительная информация

В случае, когда работник приступил к работе по устному распоряжению администрации, т.е. фактически допущен к работе, а трудовой договор письменно не был оформлен, работник считается принятым на работу, он уже находится под защитой норм КЗоТ.

С несовершеннолетними также заключаются трудовые договоры, но в отличие от взрослых круг их прав шире.

Ответ на вопрос о трудовых правах и льготах несовершеннолетних дает учебник. Учащимся предлагается прочитать соответствующий пункт учебника, найти четыре группы трудовых льгот для несовершеннолетних и записать ответы в виде схемы:

Если после прочтения текста остаются вопросы, то консультанты (учитель или ученики) дают на них ответы.

В перечне вопросов, поставленных учащимися в начале урока, есть, как правило, касающиеся порядка увольнения. Основания прекращения трудового договора наиболее сложная для восприятия учащимися часть темы. С учетом этого целесообразно предусмотреть разбор конкретных жизненных ситуаций, связанных с различными причинами расторжения трудового договора.

Приведем один из примеров.

По устному распоряжению директора ООО Таня приступила к работе продавцом. Через десять дней директор сообщил ей, что она больше не работает, так как он недоволен ее работой. Трудовой договор с Таней заключен не был, поэтому директор считает, что может не соблюдать никакие правила при ее увольнении.

Вопросы: прав ли директор? Куда должна обратиться Таня, если будет уволена?

По ходу рассмотрения ситуации вводятся понятия: «трудовой договор», «расторжение трудового договора по инициативе работника или по инициативе администрации»; объясняются причины и порядок его расторжения. Можно предложить учащимся придумать свои примеры различных оснований прекращения трудового договора (такое задание можно дать и в качестве домашнего, причем лучше, если ученики будут его выполнять совместно с родителями).

В завершающей части урока целесообразно организовать практикум. Предложите учащимся решить несколько учебных задач, что позволит им увидеть практическую значимость усвоенного учебного материала.

Ответы на вопросы и задания к § 50 учебника

6. Действия администрации в отношении Николая незаконны. Как несовершеннолетний, он вправе в первый год работы получить отпуск в любое удобное для него время, не дожидаясь истечения одиннадцати месяцев непрерывной работы.

7. Из всех описанных ситуаций нормы трудового права действуют только в первом случае — Андрей работает слесарем в домоуправлении. Индивидуальная трудовая деятельность Игоря, который имеет собственную фотостудию, деятельность свободного художника Сергея, а также труд Лены-домработницы регулируются нормами гражданского права. Нормы трудового права не распространяются и на военнослужащих.

§ 51. Административный проступок

Цель урока: раскрыть основы административного права, сделав акцент на необходимости не допускать административных проступков. Форма урока — фронтальная беседа.

Первая часть беседы посвящена вопросам управления, вторая — административным правонарушениям (проступкам).

В начале объяснения можно познакомить учащихся с высказыванием экономиста М. Алексеева: «Мы созрели для построения новой системы управления. Россия уже использовала имперскую, командную и бюрократическую системы управления. Каждая из этих систем некоторое время строилась, работала и, когда надо, рушилась».

Вопрос: в какие периоды истории России господствовали перечисленные системы?

Далее учитель говорит, что ныне в России создается рыночная система управления. Рыночные экономические отношения существовали и до 1917 г., однако экономика тесно связана с системой власти, государственного управления, поэтому тогдашняя авторитарная власть была для рыночной экономики не очень удобной. Нынешняя система управления, называя себя демократической, также имеет ощутимые черты авторитаризма, мешающие ей самой (и, естественно, экономике) стать рыночной.

Целесообразно пояснить, что отношения в сфере управления отнюдь не стихийны. Они подчиняются не только воле наделенных властью и полномочиями лиц, но и законам. Именно административное законодательство придает правилам поведения в области административного управления характер правоотношений. Субъекты административных правоотношений — органы исполнительной власти и иные исполнительные органы.

Нормы административного права регулируют отношения между различными субъектами административных правоотношений:

— соподчиненными (вышестоящие и нижестоящие органы, например министерство и областное управление);

— несоподчиненными (например, между двумя министерствами);

— органами управления и государственными предприятиями (министерство и унитарное предприятие — завод, комбинат);

— центральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления;

— субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, предприятиями;

— субъектами исполнительной власти и общественными объединениями (партиями, ассоциациями и т. д.);

— субъектами исполнительной власти и гражданами.

Поскольку есть нормы, в соответствии с которыми осуществляется государственная (в частности, исполнительная) власть, должны быть и меры принуждения к соблюдению этих норм. Ведь далеко не все стремятся вести себя и действовать в соответствии с предписаниями норм общежития, правил деятельности в сфере управления. Поэтому административным законодательством предусмотрена административная ответственность, которая выражается в мерах административного взыскания. А основой административного взыскания является административное правонарушение (проступок).

Целесообразно уделить внимание в этой части беседы административной ответственности за злоупотребление спиртными напитками, рассмотрев вопрос о том, какой вред приносит пьянство и алкоголизм обществу и человеку.

Дополнительный материал

…Вино пили не всегда. Было время в истории человечества, когда мало кто знал о специфическом воздействии на человека винных паров. К тому же трудности жизни были столь велики, что постоянно требовали от людей собранности, духовной трезвости. Пьяница был бы обречен на быструю гибель. Но алкоголь все-таки вошел в обиход людей, и началась не утихающая до сих пор борьба с его злоупотреблением. В варварские времена она велась жесточайшими способами: пьяниц выставляли на позор, пытали, клеймили, убивали... Правда, все это особого успеха не приносило, потому что к чарке людей тянуло по очень многим причинам. Одни топили свое горе в вине. Другие полагали, что спиртное прибавляет сил, смелости, ловкости, даже ума. Третьи были по безволию своему втягиваемы в бражничество приятелями. Четвертые предавались винопитию просто от безделья.

Теперь, спустя века и века, люди наконец в полной мере осознали, какой ущерб человеку приносит «зеленый змий». Действие вина, водки, пива коварно. Алкоголь — причина многих серьезных, а порой и смертельных болезней: рака, цирроза печени, сердечных и психических недугов. Нет ни одного органа человеческого тела, который не подвергался бы разрушительному действию алкоголя.

Главные жертвы бытового пьянства — дети. Если родители пьют, дети рождаются физически ущербными, психически ненормальными. По вине пьяниц теряется много рабочего времени, выходят из строя станки и машины, падает производительность труда, снижается качество продукции, растет травматизм.

Как правило, именно в состоянии алкогольного опьянения люди совершают одно из самых «популярных» административных правонарушений — мелкое хулиганство (т. е. нецензурно бранятся в общественных местах, оскорбительно пристают к гражданам и т. п.).

Самое страшное последствие пьянства и алкоголизма — падение нравственности, потеря смысла жизни. Особенно пагубное действие оказывает алкоголь на несовершеннолетних. Под влиянием винных паров у них и здоровье портится, и поведение ухудшается во много раз быстрее, чем у взрослых.

Административный закон запрещает распивать спиртные напитки в общественных местах и появляться там в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство, распивать спиртные напитки на производстве.

Как видим, у административного и тем более уголовного закона есть сильные средства борьбы с «зеленым змием». Но было бы неправильно в этой борьбе надеяться только на закон. Многое зависит от нас самих, от нашей совести, чувства ответственности. Никогда не поздно отказаться от пагубной привычки, уговорить товарища сделать это.

Ответы на вопросы и задания к § 51 учебника

6. Административные правонарушения, или проступки, не являются преступлениями, поскольку их общественная опасность не так велика, как у действий, называемых преступлениями. Однако и они причиняют немалый вред, так как касаются жизненно важных сфер: порядка управления, области здоровья человека, окружающей среды, общественного порядка. Безнаказанность за административные правонарушения провоцирует их повторение и прямо ведет к действиям, квалифицируемым уже как уголовные преступления.

7. Ныне устарели: мелкая спекуляция; нарушение правил учета и хранения множительной техники; нарушение правил обучения каратэ; проживание без паспорта или прописки.

8. Из перечисленных категорий граждан не может применяться административный арест к инвалидам I и II групп, к беременным женщинам.

§ 52. Преступление и наказание

Цель урока: а) рассказать учащимся об уголовном праве как об одной из важных отраслей российского законодательства; б) познакомить их с Уголовным кодексом РФ, дать представление о правовой квалификации преступления.

Как показывает практика, тематика уголовного права чрезвычайно интересует учащихся. Учитель, заинтересованный в том, чтобы расширить представления учащихся по теме урока, может воспользоваться следующими дополнительными сведениями.

Дополнительный материал

1. Структура Уголовного кодекса Российской Федерации.

Уголовный кодекс РФ состоит из Общей и Особенной частей. В Общей части сформулированы принципы, общие положения о преступлении и назначении наказания. В ней 6 разделов.

Раздел I. Уголовный закон.

В главе 1 излагаются задачи и принципы УК РФ. Глава 2 описывает действие уголовного закона во времени и в пространстве.

Раздел II. Преступление.

Глава 3 трактует понятие преступления и его виды (категории). Здесь мы узнаем, что такое неоднократность, совокупность и рецидив преступлений. Из содержания главы 4 становится ясным, какие лица подлежат уголовной ответственности. Прежде всего значим возраст наступления этой ответственности (14 и 16 лет). Важно также знать, был ли человек в момент совершения преступления вменяемым. Глава 5 говорит о формах вины (совершении преступления умышленно или по неосторожности). В главу 6 включены сведения об оконченных и неоконченных преступлениях, добровольном отказе от преступления. Соучастие в преступлении — тема главы 7. В главе 8 говорится об обстоятельствах, исключающих преступность деяния.

Раздел III. Наказание.

Глава 9 рассказывает о понятиях, цели наказания, об их видах. В главе 10 узнаем о том, как назначаются наказания.

Раздел IV. Освобождение от уголовной ответственности и от наказания.

В главу 11 включены нормы об освобождении от уголовной ответственности (такие, например, как примирение с потерпевшим и т. д.), а в главу 12 — об освобождении от наказания. Глава 13 трактует материал об амнистии, помиловании и судимости.

Раздел V. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Глава 14 раскрывает особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

Раздел VI. Принудительные меры медицинского характера.

Последняя глава 15 Общей части содержит нормы, связанные с этими мерами.

В Особенной части шесть разделов, описывающих различные группы преступлений и наказания за них.

2. Категории преступлений.

Преступления бывают разные — от мальчишеского «изъятия» из погребка соседки трех банок маринованных огурцов до садистского уничтожения нескольких десятков человек. В зависимости от характера и степени общественной опасности преступлений Уголовный кодекс делит их на четыре категории:

1) преступления небольшой тяжести, за которые предусмотрено наказание не более двух лет лишения свободы;

2) преступления средней тяжести — не более пяти лет;

3) тяжкие преступления — не более десяти лет;

4) особо тяжкие преступления — свыше десяти лет или более тяжкое наказание.

Кроме того, в Уголовном кодексе отмечаются неоднократность преступлений, совокупность преступлений и рецидив преступлений.

Неоднократность преступлений — это совершение двух или более преступлений, предусмотренных одной статьей или частью статьи Уголовного кодекса. Допустим, какой-то человек систематически ворует. Его осуждают, помещают в колонию, он выходит из нее с чистой совестью — и тут же снова совершает кражу.

Совокупность преступлений — совершение двух или более преступлений, предусмотренных различными статьями или частями статей Уголовного кодекса. Пример: сначала нахулиганил, а пока его разыскивали по поводу хулиганства, угнал машину.

Рецидивом преступлений признается совершение умышленного преступления человеком, который уже был судим за ранее совершенное умышленное преступление.

3. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.

Знание этих обстоятельств поможет учащимся занять более действенную позицию в столкновении с преступниками, ощутить себя защищенными в процессе следствия по соответствующим уголовным делам.

Обстоятельства, исключающие преступность деяния:

необходимая оборона;

крайняя необходимость;

физическое или психическое принуждение;

обоснованный риск;

исполнение приказа.

Необходимая оборона — насильственные действия в отношении лица, совершившего опасное посягательство на правоохраняемые интересы, предпринятые для пресечения этого посягательства, без нарушения пределов необходимой обороны.

Крайняя необходимость — устранение опасности, непосредственно угрожающей жизни, здоровью, правам и законным интересам, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами, без нарушения пределов крайней необходимости.

Физическое или психическое принуждение — действия, вследствие которых лицо не может руководить своими поступками.

Обоснованный риск — признается правомерным, если поставленная социально полезная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями и лицо, допустившее риск, предприняло необходимые меры для предотвращения вреда правоохраняемым интересам.

Исполнение приказа — за исключением исполнения заведомо преступного приказа или распоряжения.

4. Сроки наказания.

Есть преступники, которые совершают не одно, а несколько преступлений. Это влияет на характер назначения наказания. Например, при особо опасном рецидиве срок наказания не может быть меньше трех четвертей максимального срока наиболее строгого вида наказания (предположим, максимум по данной статье — 12 лет; значит, в данном случае преступник не может получить меньше 9 лет). Порой приходится назначать приговоры по совокупности преступлений: при этом наказание назначается отдельно за каждое совершенное преступление (например, какой-нибудь закоренелый преступник не только ограбил кого-то, но и нанес вред его здоровью; значит, скорее всего, он будет осужден, скажем, на 5 лет по первой статье и на 3 года по второй, итого — на 8 лет). Существует наказание и по совокупности приговоров. В этом случае к наказанию, назначенному по последнему приговору суда, частично или полностью присоединяется неотбытая часть наказания по предыдущему приговору суда.

Ответы на вопросы и задания к § 52 учебника

7. Эта точка зрения неправильна, потому что закон предоставляет право на объединение в случае, если эти объединения не представляют опасность для общества и государства. В данном же случае группировка должна быть ликвидирована на законном основании.

8. Очевидно, Сенека все-таки имел в виду моральное преступление. Если же иметь в виду букву нашего уголовного права, то ситуация такова: в том случае, если были задуманы преступные действия, но они не совершились или не были доведены до конца по причинам, не зависящим от воли виновного, то преступление есть. Если были задуманы преступные действия, но лицо добровольно отказалось от их совершения, то преступления нет.

§ 53. Правоохранительные органы

Цель урока: а) охарактеризовать специфику работы правоохранительных органов; б) способствовать укреплению уважения к ним учащихся.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: