Тематика практических занятий
Раздел 1. Общая психология
Практическое занятие 1 (уст.)
Тема. Внимание и память.
Цель: обобщить и закрепить знания студентов о понятиях «внимание», «память», их видах и свойствах.
Вопросы для обсуждения (к практическому занятию подготовить устные ответы по данным пунктам, выучить базовые категории психологии, уметь выделять их в окружающем мире):
1. Понятие о внимании. Функции, виды и свойства внимания.
2. Понятие о памяти. Значение памяти в жизни и деятельности человека.
3. Виды памяти и их особенности.
4. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.
5. Индивидуальные различия памяти у людей.
Задание (выполняется письменно в рабочей тетради).
1. Виды внимания. Заполните таблицу:
Виды | Условия возникновения | Основные характеристики | Механизмы |
Непроизвольное | |||
Произвольное | |||
Послепроизвольное |
2. Классификация видов памяти. Заполните таблицу: Напишите виды памяти и их определения
По модальности | По характеру целей деятельности | По длительности сохранения материала (4 вида) |
Практическое занятие 2 (уст.).
Тема 4. Мышление и воображение
Цель: обобщить и закрепить знания студентов о понятиях «мышление», «воображение», их видах, свойствах и методах диагностики.
Вопросы для обсуждения (к практическому занятию подготовить устные ответы по данным пунктам, выучить базовые категории психологии, уметь выделять их в окружающем мире):
1. Понятие о мышлении. Его отличие от других познавательных процессов.
2. Отличия мышления человека от мышления животных.
3. Виды мышления и их особенности.
4. Операции и формы мышления.
5. Мышление и речь.
6. Понятие о воображении. Основные функции воображения.
7. Виды и формы воображения.
8. Приемы создания образов воображения.
Задание (выполняется письменно в рабочей тетради):
- Найдите ошибки в определении понятий и исправьте их:
· «Обувь – это которую мы носим»,
· «Сочинение – это когда пишут»,
· «Часы – это чтобы узнавать время»,
· «Конфета – это такая сладкая еда»,
· «Имидж – это одна из характеристик личности».
- Для развития навыков практического мышления студенты в обязательном порядкепроходят практику. Сформулируйте условия, в которых производственная практикастановится максимально-полезной для развития практического мышления профессионала у студентов.
- О каких качествах ума идет речь в приведенном описании: «Он имел основательные знания в сфере как социальных, так и естественных наук, и умел этими знаниями чудесно пользоваться. В исследовании явлений он стремился отыскать суть, выяснить главные причины, связи. Отбрасывая любые шаблоны, при анализе новых фактов умел видеть их с новой стороны и не боялся критически оценить свои предыдущие взгляды. Иногда он допускал ошибки, но умел устранять их последствия».
- Определите, какие приемы создания образов воображения использованы: изобретателем – при конструировании дирижабля, гидросамолета; писателем – при создании литературного персонажа; художником-карикатуристом – при создании дружеского шаржа?
Практическое занятие 3 (з).
Тема. Деятельность. Личность.
Цель: обобщить и закрепить знания студентов о понятиях «деятельность», «личность»; структуре деятельности; о психологической структуре личности, основных теориях личности и др.
Вопросы для обсуждения (к практическому занятию подготовить устные ответы по данным пунктам, выучить базовые категории психологии, уметь выделять их в окружающем мире):
- Общее понятие о деятельности. Отличие деятельности человека от активности животных.
- Структура деятельности. Структура деятельности по А.Н.Леонтьеву.
- Внутренняя и внешняя деятельность и их взаимосвязь. Интериоризация и экстериоризация.
- Умения, навыки. Их виды и взаимодействие.
- Основные виды деятельности, их характеристика. Ведущий вид деятельности.
- Понятие о личности. Соотношение объема и содержания понятий: индивид, личность, индивидуальность.
- Психологическая структура личности.
- Направленность личности, ее формы.
- Потребностно-мотивационная сфера личности.
- Самосознание личности. «Образ Я».
Задание (выполняется письменно в рабочей тетради).
- Иван Иванович хочет, чтобы соседи считали его спокойным и миролюбивым человеком. Тем не менее, когда в соседнем дворе жгут мусор, от которого идёт вонючий дым, он приходит в ужасное раздражение. Заканчивается обычно тем, что он теряет над собой контроль и вытряхивает ведро с мусором прямо на лужайку перед домом соседей. Как Вы могли бы охарактеризовать этот случай? Здесь имеет место:
A. Различие между самооценкой и "Я" - концепцией;
B. Различие между образом идеального "Я" и самооценкой;
C. Различие между самооценкой и фактическим поведением;
D. Различие между образом идеального "Я" и фактическим поведением.
- Кто из следующих персонажей вероятнее всего имеет высокую самооценку:
A. Игорь, который в школе предпочитал общаться с детьми младше себя;
B. Катя, которая предпочитает всё делать самостоятельно;
C. Ира, которая очень любит комплименты и провоцирует на них всех окружающих;
D. Саша, который очень обижается на замечания и критику, особенно по поводу его внешнего вида и умственных способностей;
E. Никита, которому нравится помогать младшим братьям и выполнять "взрослые" обязанности по хозяйству;
F. Михаил, который планирует перевестись из своего родного вуза в более престижный университет;
G. Та девушка, у которой все берут списывать конспекты и домашние задания, но не все даже помнят её имя.
- В приведенных ниже примерах определите (в каждом примере), что принадлежит движению, а что действию:
A. Чтобы остановить машину, водитель убавляет газ, отключает сцепление и нажимает на педаль тормоза;
B. Чтобы уменьшить скорость, водитель также уменьшает газ и нажимает на педаль сцепления
- В каких примерах речь идет об умении, навыке, привычке:
A. Неопытный крановщик последовательно перемещает груз, работая по очереди каждым рычагом. Груз движется прыжками и по ломаной линии, останавливаясь и изменяя направление движения;
B. Человек, овладевший грамотой, быстро, не теряя времени на определение типа предложения, безошибочно ставит разделительные знаки;
C. При переходе улицы со светофором человек бросает взгляд на него даже тогда, когда движение транспорта отсутствует