Обобщение итогов занятия.




Использование кластера

На уроке литературы

 

Проблема перевода литературоведческих знаний в умение, способность, готовность пользоваться ими в практической деятельности является актуальной со времен классической методики. Но ее (эту проблему) можно решить, если использовать кластер в качестве ориентировочной основы при поэтапном формировании умений и навыков.

Кластер представляет собой наглядную схему, в которой отражена подлежащая усвоению учебная информация, представлены различные связи между основными положениями учебного материала, введены знаки, напоминающие о примерах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала. Это основа общепедагогической технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала, разработанная педагогом-новатором Виктором Федоровичем Шаталовым и его последователем Ю.С. Меженко. Находя все большее распространение в современной школе, принцип использования Кластер получает в работе разных педагогов различные формы реализации. Так, методика работы с опорным конспектом успешно применяется при изучении, как точных предметов (математики, физики), так и гуманитарных (истории, русского языка).

Кластер – это не игра в эффективность и не самоцель. Это одна из форм работы учителя на уроке, дающая хорошие результаты. Каждый преподаватель через опорный конспект может представить собственное видение учебного материала, остановиться на том способе общения с учащимся, который обеспечит ему обучение с высокими результатами, обучаемому - запоминание с наименьшими усилиями.

Структура кластера, ее содержание и объем информации зависят от специфики учебного предмета, от цели занятия, подготовленности ученической аудитории, творческой манеры самого учителя. Остановимся на одном из этих факторов, наиболее объективном, независящем от конкретных условий – типе учебного материала. В методике преподавания литературы работа по опорным положениям эффективна, на наш взгляд, при изучении следующего учебного материала:

1) при постижении основных проблем многопланового произведения (например, в 9 классе при изучении А.С.Грибоедова “Горе от ума” – Кластер “Основные проблемы комедии А.С.Грибоедова”);

2) при изучении обзорной темы в старших классах (в 10 классе при обращении к литературе II половины XIX века – ОСК “Грозовые 60-е…”

);

3) в ходе анализа отдельных персонажей произведения (в 10 классе при рассмотрении романса эпопеи Л.Н. Толстого “Война и мир” – Кластер “Нравственные искания князя А. Болконского”);

4)
интерпретация художественного образа (в 10 классе – Кластер “Образ “Вишневого сада” в пьесе А.П.Чехова”);

5)
в ходе изучения литературно-критических произведений (статей) (в 10 классе – Кластер “Основные положения философского трактата Н.Г.Чернышевского “Эстетические отношения искусства к действительности”);

6) при изучении объемных произведений (романов, эпопей) в старших классах (в 10 классе – Кластер “Содержание 1,2 тома “Войны и, мира” Л.Н.Толстого”);

7) в процессе изучения теоретических понятий.

Почти во всех вышеперечисленных случаях в основе Кластер – ключевые положения какого-либо текста художественного (при постижении основных проблем произведения), научного (главы учебника, литературно-критические статьи), публицистического. Но опорные положения могут формулироваться и самостоятельно, как последовательные этапы решения какой-то индивидуальной задачи (в процессе интерпретации художественного образа). Тогда одной из главных задач учащихся будет восстановление в памяти знаний, “свернутых” в этой схеме.

Хотя, вероятно не стоит преувеличивать роль Кластер в процессе работы над художественным образом в произведении. Невозможно его чувственную форму уложить в схему.

Многолетний преподавательский опыт создателей Кластера (И.А. Фогельсон, М.И.Мещерякова) свидетельствует – это эффективный путь для того, чтобы овладеть суммой литературоведческих знаний, сформировать ясные представления о сложных историко-литературных явлениях, разобраться в трудных для понимания проблемах художественных произведений.

Материал по теории литературы может быть представлен также в Кластере в наибольшей степени доступно, просто, наглядно и экономно с точки зрения усилий, которые затрачивает ученик для понимания его и ориентации в нем.

Составлению Кластера предшествуют обычно такие элементы учебного занятия как создание проблемной ситуации и целевая установка с мотивацией необходимости знаний вводимых на занятии сведений о историко-литературной эпохи, литературоведческом понятии и т.д.

В составлении Кластера должны принимать участие и школьники, так как при ее формулировке активизируется два вида памяти – зрительная и слуховая, развивается умение логически мыслить. Опорная схема вовлекает их в процессе активной познавательной деятельности. При этом используются традиционные методы объяснения нового материала: беседа, слово учителя, самостоятельная работа над теоретическим материалом учебника.

Для более оперативной ориентации учащихся в положениях Кластера можно пользоваться различным цветом: красным выделять самое основное, синим – имеющее второстепенное значение, зеленым – примеры.

После составления опорного конспекта возникает необходимость сформировать у учащихся умение ориентироваться в нем, мгновенно находить и понимать отдельные звенья Кластера, наполнять их собственным содержанием, видеть взаимосвязи между этими звеньями. Для этого учитель может использовать различные методические приемы: “озвучивание” Кластера, индивидуальные ответы перед классом, повторное объяснение по Кластера (по методу В.Ф.Шаталова), литературоведческая викторина, самостоятельное составление Кластер сильными учащимися и т.д. Причем выбор каждого из указанных приемов зависит от особенности материала, “зашифрованного” в опорном конспекте.

Следует помнить о том, что через все этапы работы над Кластером должна проходить постоянная практическая отработка ее звеньев, к ним необходимо обращаться на каждом занятии. Если данная работа ведется регулярно и в системе, то уже в течение первого года можно выйти на достаточно высокий уровень обучения и подготовки учащихся, потому что уменьшаются затраты времени изучение нового, а на закрепление его можно тратить все больше.

По усмотрению учителя Кластер можно составлять при объяснении нового материала, при закреплении изученного, при итоговом повторении, в процессе подготовки к зачетам и экзаменам, при опросе включать ее в домашнее задание учащихся, как в индивидуальной, так и фронтальной работе. Самое главное: Кластер должен помогать и быть нужным.

Таким образом, Кластер на уроке литературы способна выполнять различные функции:

· систематизировать знания;

· обобщать накопленные факты;

· дисциплинировать мышление;

· формировать представление об историко-литературном процессе;

· помочь наиболее эффективно использовать небольшое количество уроков литературы в старших классах;

· способствовать быстрому запоминанию нового материала, являясь мнемоническим приемом, проверенным практикой;

· существенно облегчить учащимся процесс освоения сложных теоретических понятий.

На собственном опыте мы убедились в том, что Кластер имеет право на реализацию, помогает учителю-словеснику решить проблему успешного обучения литературе, если подходить к ней, как и к другим способам обучения, творчески. Но при этом нельзя забывать о традиционных, хорошо себя зарекомендовавших формах и методах работы. Работа по Кластеру не заменяет, а только дополняет их.

 

Литература

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М, 1998.

2. Меженко Ю.С. Опорные конспекты на уроках языка//Рус.яз. и лит. в ср.уч.завед. – 1990. - №1-12.

3. Салмина Л.Г. Знак и символ в обучении. – М.:МГУ. – 1988.

4. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. – М., 1991.

5. Шаталов В.Ф. Опорные конспекты по кинематике и динамике – М., Просв., 1989.

6. Фогельсон И.А. Литература учит. 9 кл. – М., 1990.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: