Межевание во времена монголов.




ВВЕДЕНИЕ

Перенапряжение сил России в годы петровских преобразований, разрушение традиций, насильственные методы реформирования вызывали неоднозначное отношение различных кругов русского общества к петровскому наследию и создавали условия для политической нестабильности [1].

С 1725 года после смерти Петра I и до прихода к власти в 1762 году Екатерины II на престоле сменилось шесть правителей и множество политических сил, стоящих за ними. Эта смена не всегда проходила мирным и законным путем, вот почему данный период историк В.О. Ключевский образно и метко назвал «эпохой дворцовых переворотов» [1].

Основная причина, легшая в основу дворцовых переворотов, состояла в противоречиях между различными дворянскими группировками по отношению к петровскому наследию. Дворцовые перевороты были порождены острой борьбой различных группировок за власть. Как правило, она сводилась чаще всего к выдвижению и поддержке того или иного кандидата на престол [1].

Активную роль в политической жизни страны в это время стала играть гвардия, которую Петр I воспитал как привилегированную «опору» самодержавия, взявшую на себя право контроля за соответствием личности и политики монарха тому наследию, которое оставил ее «возлюбленный император» [1].

Отчужденность народных масс от политики и их пассивность служили благоприятной почвой дворцовых интриг. В значительной степени дворцовые перевороты были спровоцированы нерешенностью проблемы престолонаследия в связи с принятием Указа Петра в 1722 году, сломавшего традиционный механизм передачи власти, который отменил «оба порядка престолонаследия, действовавшие прежде, и завещание, и соборное избрание, заменив то и другое личным назначением, усмотрением царствующего государя». Сам Пётр этим уставом не воспользовался, умер 28 января 1725 г., не назначив себе преемника. Поэтому сразу же после его смерти между представителями правящей верхушки началась борьба за власть [2].

 


 

1.6

 

 

Под культурой человеческого общества принято понимать совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми в процессе их материально-трудовой практики. Культура каждого народа предстает как часть мировой культуры, как результат его творческих усилий, включающий в себя все, что было создано умом и руками людей.

Условно, для удобства изучения, в культуре выделяют материальную и духовную сферы. Говоря о материальной культуре, мы имеем в виду развитие техники, орудий труда, а также жилье, одежду, быт и т.п. К духовной культуре относятся идеологические представления, система образования, наука, литература, искусство и т.д. На самом же деле обе эти сферы взаимосвязаны. Материальная культура не может возникнуть без творческой деятельности человека, в то же время произведения духовной культуры, как правило, имеют материальное воплощение.

Периодизация истории русской культуры в основном совпадает с общеисторической периодизацией. Обычно выделяют в качестве отдельных периодов культуру Руси домонгольского времени, культуру XIIIXV вв. времени формирования Русского централизованного государства, культуру XVI и культуру XVII столетий. Русскую культуру до конца XVII в. обычно характеризуют как средневековую. С петровских преобразований утверждается новая русская культура. Основной чертой ее был светский, рационалистический тип культуры. Как отдельные периоды развития новой культуры рассматриваются: культура первой четверти XVIII в., середины второй половины XVIII в., первой половины XIX в., второй половины XIX в., начала XX в.

Особенности развития русской культуры IX-XVII вв. Это время господства средневековой культуры. Для нее, во-первых, характерна общая замедленность темпов развития. Медленно совершенствуются производительные силы, господствует натуральное хозяйство, консервирующее существующий уровень общественных отношений.

Во-вторых, характерной чертой культуры этого времени является традиционализм. Народ-земледелец, наблюдая за сменой времен дня и года, за жизнью отдельного человека, видел их повторение, движение по замкнутому кругу. Вековой опыт был самым надежным гарантом от катастроф. Отсюда авторитет старины, того, что многократно повторялось; следование образцам.

В-третьих, отличительной чертой средневековой культуры является господство в идеологии религиозного мировоззрения. Светские рационалистические (от лат. "рацио" — разум) представления присутствуют лишь в зародыше; они наиболее заметны в городах и в народной, бытовой культуре.

В-четвертых, для этого периода характерно накопление знаний, но научного объяснения многие факты и явления еще не получили.

Несмотря на определенные отличия в развитии Руси по сравнению с западно-европейскими странами, русская культура формировалась и развивалась в общем русле европейской культуры. Это объясняется однотипностью социально-экономического развития Руси и европейских стран, сходством социальной структуры. Наконец общим были и христианские вечные ценности, определявшие тип культуры.

К сожалению, многие памятники культуры до нас не дошли. Значительная часть их погибла в огне пожаров, нашествий, войн. Например, когда в 1382 г. монголы осаждали Москву, ее жители снесли книги в кремлевский собор. Летописец записал: книг было так много, что они подпирали своды здания. Когда же Тохтамыш обманом ворвался в Кремль, то эти несметные книжные богатства сгорели. Гибли книги и в последующие века. В огне пожара 1812 г. погиб единственный список "Слова о полку Игореве". Большое число памятников культуры было уничтожено фашистами в годы Великой Отечественной войны. Многие памятники культуры погибли и в результате действий властей, громивших их по "идейным" соображениям.

Для возрождения памятников старины многое сделали реставраторы. Например, иконописное творчество Андрея Рублева стало понастоящему известно только в XX столетии, когда выдающийся искусствовед И.Э. Грабарь начал расчистку его икон от олифы и поздних наслоений. Отреставрированные черные доски "засветились", как много столетий тому назад.

Истоки русского культурного развития. Культура всякого народа складывается из суммы ценностей, унаследованных от прошлых времен, собственного вклада современников, заимствований у других народов. Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточно-славянских племен, составивших ядро государства. Она испытала несомненное влияние кочевых народов Степи и особенно Византии, из которой на Русь пришло христианство. Через Византию Русь приобщилась к богатейшему наследию античности. Традиции Византии одной из наиболее развитых стран тогдашнего мира оплодотворили народную, основанную на языческом мировоззрении культуру Руси. Они были переработаны, преломлены на русской почве.

Во второй половине ХП начале XIII в. русская культура стала испытывать определенное влияние западно-европейской романской традиции. Монголо-татарское завоевание резко изменило характер контактов и направление культурных связей Руси.

В культуре домонгольской Руси можно выделить три периода: культуру восточного славянства, культуру Киевской Руси, культуру русских земель и княжеств периода раздробленности. Языческое мировоззрение и народные в своей основе материальное и духовное производство главные отличительные черты культуры восточного славянства в догосударственный период и первые десятилетия Киевской Руси. Отличительной чертой культуры Киевской державы был синтез достижений восточного славянства и христианской культуры Византии. Этот период обычно называют временем исторического монументализма в литературе и искусстве. С начала XII в. (в связи с раздробленностью) в рамках княжеств и земель начинают складываться на базе культуры Киевской Руси культурно-художественные школы как местные варианты культуры древнерусской народности.

Письменность. Просвещение. К моменту принятия христианства на Руси ухе был собственный алфавит. Принятие христианства способствовало дальнейшему развитию письменности, просвещения. И действительно, братья-миссионеры из греческого г. Салоники Кирилл и Мефодий видели в 60-е годы DC в. Евангелие, написанное славянскими буквами. На их долю выпала слава создателей нашей азбуки. Во второй половине IX в. Кирилл и Мефодий, как считают сейчас большинство специалистов, создали глаголический алфавит (глаголицу), который, в свою очередь, был вскоре переработан ими с использованием греческого письма так появилась нынешняя азбука, "кириллица", которой мы пользуемся до сих пор (была упрощена Петром I, затем в 1918 г.).

Сохранилось много свидетельств о распространении грамотности среди жителей Древней Руси. О грамотности городского населения свидетельствуют ремесленные изделия, на которых имеются различные надписи. Например, женщины подписывали пряслица — глиняные кольца, которые надевались на веретено. Сапожник вырезал на колодке имена своих заказчиков. Киевский гончар написал на амфоре:

"Благодатнейшая полна корчага сия".

Огромное количество надписей (их называют граффити) обнаружено на стенах древних соборов. Большинство из них начинается словами "Господи помози" и далее следует текст просьбы. Иногда встречаются смешные надписи. "Якиме стоя успе", написал новгородец о соседе, уснувшем в церкви, а киевлянин, подшучивая над приятелем, вывел:

"Кузьма-порося". Надпись на стене Софии Киевской над саркофагом Ярослава Мудрого помогла историкам узнать, что киевских князей величали царским титулом.

В 1951 г. археологи в Новгороде обнаружили берестяные грамоты. В настоящее время найдено более 700 грамот в Новгороде, Смоленске, Москве, Полоцке, Пскове и других городах. Каких только мыслей и чувств не доверяли люди бересте! Среди грамот можно встретить и хозяйственное письмо ("Земля готова, надобе семена. Пришли, осподине, человека, а мы не смеем имать ржи без твоего слова", сообщал некий Михаил своему господину), и завещание ("Во имя отца и сына и святого духа... се аз раб Божий Михаил пищу рукописание при своем животе"), и письмо, сообщающее о семейной трагедии ("Поклон от Настасьи к господину, к моей братии. У меня Бориса в животе (в живых. — Авт.) нет..."), и любовное письмо ("От Микиты к Ульянице. Пойди за мене, аз тобе хочю, а ты мене. А на то послух (свидетель. Авт.) Игнат Моисеев") и т.д.

Об уровне распространения грамотности на Руси свидетельствуют открытые при Ярославе Мудром школы в Киеве, где обучались более трехсот детей. В княжеских теремах Киева получила образование дочь Ярослава Мудрого Анна — одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции.

Литература, устное народное творчество. От домонгольского времени до нас дошли около 150 книг. Древнейшая среди них "Остромирово Евангелие". Оно было написано в 1056-1057 гг. для новгородского посадника Остромира, по имени которого и получило свое название. В то время писали на пергаменте (иначе его называли харатья, кожа, мех). Пергамент изготовлялся, как правило, из специально выделанной телячьей кожи. Текст начинали писать с большой красной буквы-заставки (до сих пор сохранилось выражение "писать с красной строки"). Книги часто украшались рисунками, называемыми миниатюрами. Сшитые листы книги переплетали, закладывая между двумя досками, которые обтягивали кожей (отсюда выражение "прочесть от доски до доски"). Книги стоили дорого, поэтому их тщательно хранили, передавая как часть наследства.

Широкое распространение на Руси получила переводная литература как религиозного, так и светского содержания. К последней относилась знаменитая "Александрия", рассказывавшая о подвигах и жизни Александра Македонского, а также "Повесть о разорении Иерусалима" Иосифа Флавия, византийские хроники и др.

Кроме переписки религиозных текстов и многочисленных переводов на древнерусский язык с греческого и латыни, создавались оригинальные сочинения древнерусских авторов. В отличие от европейских стран, где литературным языком была латынь, на Руси писали на родном языке. В Киевской Руси был создан целый ряд выдающихся литературных произведений.

Среди жанров древнерусской литературы первое место занимает летопись. Историки выделяют несколько летописных сводов, которые предшествовали созданию самой знаменитой летописи Древней Руси "Повести временных лет", составленной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII в.

В летописании периода раздробленности ведущей была идея преемственности и единения русской земли со времен Киевской державы. Летописцы русских княжеств начинали с "Повести временных лет" и вели повествование до отделения своих земель от Киева. Затем шел рассказ о местных событиях. Летописи каждой из земель отличаются друг от друга: как героическая военная хроника воспринимается "Псковская летопись"; описанием княжеских усобиц наполнена летопись Галицко-волынской земли ("Ипатьевская летопись"); летопись Новгорода это своеобразная городская хроника. Идея единой и сильной великокняжеской власти характерна для летописи Владимиро-Суздальской земли ("Лаврентьевская летопись").

Различные летописные сочинения обычно назывались либо по месту, где они хранились, либо по имени автора или ученого, их обнаружившего. Например, "Ипатьевская летопись" назвала так потому, что обнаружена в одноименном монастыре под Костромой. "Лаврентьевская летопись" названа в честь монаха Лаврентия, который написал ее для суздальско-нижегородского князя.

Другим распространенным жанром древнерусской литературы стали жизнеописания русских святых. Одними из самых знаменитых на Руси стали "жития" князей Бориса и Глеба, убитых братом Святополком в междоусобной борьбе в 1015 г. Среди публицистических сочинений одно из первых мест в древнерусской литературе занимает "Слово о законе и благодати" киевского митрополита Иллариона (40-е годы XI в.), основной идеей которого было равноправие Руси с другими христианскими народами и государствами, в том числе и с Византией.

Из наиболее известных сочинений того времени следует назвать "Поучение детям" Владимира Мономаха, "Слово" и "Моление" Даниила Заточника и др., донесшие до нас важнейшие проблемы, которые волновали писателей того времени: призыв к единению против общих врагов, прославление веры и сильной княжеской власти, гордость за свой народ и страну. Самое выдающееся произведение периода удельной раздробленности бессмертное "Слово о полку Игореве", гордость нашей литературы.

Наряду с письменной литературой широкое развитие получило устное народное творчество, и прежде всего знаменитые былины, повествующие о героической борьбе народа против кочевников, о его созидательном труде.

Ремесло. Выдающееся развитие в те далекие времена получило ремесло. По подсчетам академика Б.А. Рыбакова, в древнерусских городах, число которых к моменту монгольского вторжения приближалось к 300, работали ремесленники более 60 специальностей. Известно, например, что русские кузнецы делали замки, славившиеся в Западной Европе; эти замки состояли более чем из 40 деталей. Большим спросом пользовались самозатачивающиеся ножи, состоявшие из трех пластин металла, причем средняя пластина отличалась большей твердостью. Прославились также русские ремесленники, занимавшиеся литьем колоколов, ювелиры, стеклоделы. С середины Х в. было широко развито производство кирпича, многоцветной керамики, предметов обработки дерева и кожи. Значительное развитие получило производство оружия кольчуг, колющих мечей, сабель. В XII-XIII вв. появились арбалеты и граненые стрелы к ним.

Архитектура. Сейчас мы знаем более 150 памятников архитектуры, дошедших до нас от домонгольского времени. Раскопки и исследования показали, что до конца Х в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные.

Одно из первых каменных сооружений, возведенное греческими мастерами в конце Х в., — это двадцатипятиглавая церковь в честь Богородицы в Киеве, называемая также Десятинной церковью. От этого сооружения до нас дошел лишь фундамент. Во время монголо-татарского нашествия захватчики подожгли храм и под его развалинами были погребены последние защитники города.

В середине XI в. при Ярославе Мудром был сооружен Софийский собор (1037), имевший 13 куполов. Тогда же были воздвигнуты Золотые ворота в Киеве. Этими постройками город как бы подчеркнул свое желание не уступать по величию Константинополю. Вслед за строительством Софии в Киеве Софийские соборы были сооружены в Новгороде и Полоцке, был возведен Спасский собор в Чернигове и др. На территории Руси известно около 15 каменных храмов XI начала XII в., близких по стилю.

Принципы строительства храмов были заимствованы из Византии. Храмы возводились из плоского кирпича размером 31х31 см и толщиной 2,5-4 см, который назывался плинфой. Тип храма, пришедший из Византии, называют крестово-купольным. Четыре, шесть или более столбов (столпов) в плане образовывали крест, над которым возвышался купол. Восточная часть здания имела выступы (апсиды) и называлась алтарной. Здесь совершалось таинство богослужения.

Алтарная часть невысокой перегородкой, украшенной богатыми тканями и иконами, отделялась от церковного зала, где находились верующие. Впоследствии количество икон в алтарной преграде увеличилось, ее место занял иконостас с 5—7 рядами икон. В западной части располагался балкон хоры, где во время богослужения находился князь с семьей и его приближенные. Хоры соединялись, как правило, переходом с княжеским дворцом, куда можно было пройти, не выходя на улицу. Подняться на хоры можно было также по винтовой лестнице, находившейся в башне, специально для этого предназначенной.

В период раздробленности складывались различные архитектурно-художественные школы. Большинство храмов XII начала XIII в. одноглавые. Мозаичные изображения уступали место фрескам. Отличия в характере архитектуры в основном связаны со строительным материалом, используемым в той или иной земле. Например, в Киеве, Смоленске, Чернигове, Рязани по-прежнему строили из плинфы. В Новгороде наиболее распространенным строительным материалом был известняк. Он слоился, легко затирался раствором. Большинство новгородских и псковских памятников сооружены как бы из отдельных монументальных глыб, слепленных рукой человека. Наиболее известные памятники Новгорода соборы Юрьева и Антоньева монастырей, церковь Спаса на Нередице.

В отличие от Новгорода и Киева, во Владимиро-Суздальской и Галицко-волынской Руси основным строительным материалом был камень. Он вырубался блоком размером 50х50х50 см. Из камня возводилась стена из двух рядов блоков, промежуток между которыми заполнялся щебнем и заливался связующим раствором. Белый камень очень податлив в работе, сооружения из него обычно имели большое количество декоративных деталей и украшений. Характерные черты белокаменной архитектуры изысканность, стройность, ясность, устремленность ввысь, богатый декор стен. Отличительной чертой этих сооружений является аркатурно-колончатый пояс, проходящий по середине здания.

К памятникам архитектуры Владимиро-Суздальской Руси относятся сохранившиеся до наших дней, хотя порой и в перестроенном виде. Золотые ворота. Успенский и Дмитровский соборы во Владимире; остатки дворца князя Андрея в Боголюбове одного из немногих гражданских (светских) каменных зданий, частично дошедших до нас от домонгольского времени; церковь Покрова на реке Нерль неподалеку от Боголюбова; соборы Переяславля-Залесского, Суздаля, Юрьева-Польского.

Живопись и скульптура. Внутри храма стены украшались фресками и мозаиками. Фреска это живопись водяными красками по сырой штукатурке. Фресковые изображения сыновей и дочерей Ярослава Мудрого, бытовые сцены с изображением скоморохов, ряженых, охоты и т.п. сохранились в Софии Киевской. Мозаика изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты. В Древней Руси мозаичные изображения набирались из смальты специального стекловидного материала. Мозаикой выполнена огромная фигура молящейся за человечество Богоматери Оранты в Софии Киевской

Необходимым украшением храмов были иконы (по-гречески изображение, образ). Так же как фрески и мозаики, первые на Руси иконы были написаны греческими мастерами. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках, выполненное неизвестным греческим живописцем на рубеже Х1-ХП вв. Эта икона получипа название "Владимирской Богоматери" и стала своеобразным символом Руси (в настоящее время она хранится в Третьяковской галеpee). Художнику великолепно удалось передать сложную, противоречивую гамму чувств молодой женщины-матери: радость материнства, нежное любование своим ребенком и одновременно предчувствие мук, ожидающих ее дитя. "Владимирская богоматерь" одно из совершеннейших произведений мирового искусства. Иконы того времени, как правило, являлись принадлежностью храмов и были довольно большими по размеру.

Значительных успехов в живописи добились и русские мастера. Нам известны имена русских иконописцев XI в. Алимпий, Описей, Георгий и др. С образованием самостоятельных княжеств-государств в живописи складывались местные художественные школы, отличавшиеся друг от друга манерой исполнения и цветовой гаммой.

Монументальная скульптура языческих времен не получила значительного развития, так как православная церковь видела в ней напоминание о низвергнутых идолах и языческой вере. Зато широкое развитие получила резьба по дереву и камню, особенно в украшении стен храмов. Отдельные деревянные скульптурные изображения святых носили случайный характер и преследовались православной церковью. (Первые светские скульптурные памятники в России воздвигнуты лишь в XVIII столетии.)

Если развитие экономики, социально-политическая борьба позволяют судить об общем ходе исторического процесса, то уровень культуры наглядно показывает результат этого процесса. В этом плане взлет русской культуры в период раздробленности, когда на базе культуры Древней Руси складываются местные художественные школы, яркое свидетельство движения Руси по восходящей линии.

Одним из важнейших итогов развития Киевской Руси и княжеств-государств периода раздробленности, их культуры было складывание древнерусской народности. Для нее характерны единый язык, относительное политическое единство, общая территория, близость материальной и духовной культуры.

 

Межевание во времена монголов.

Татары внесли в жизнь русского народа множество новых условий, сложившихся не только из зависимых отношений побежденных к победителям, но и просто из близкого соседства двух народов, дававшего легкие примеры и образцы для заимствован!!!. Мы, разумеется, можем рассматривать здесь лишь то влияние татарского владычества па русскую жизнь, которое отразилось в ней только со стороны межевания.

К первому числу условий татарского владычества, повлиявших непосредственно на состояние нашего древнего межевания, прежде всего, надо отнести дань, которую татары сначала сами раскладывали и взимали

с побежденных русских, а затем поручали её сбор русским князьям, огульно обложив данью каждое княжество. С целью верного учета сбора этой дани, как татарам, так впоследствии русским князьям, было необходимо производить в княжествах время от времени переписи жителей и делать между ними раскладку платежей, сообразно достаткам каждого. Но так как в то время в числе имуществ и промыслов русских главной доходной статьей являлись произведения земли, то разумеется, что если не в свои переписи, то хотя бы в свои соображения о раскладке дани, татарам было необходимо вводить некоторый элемент материального определения земель, по крайней мере с точки зренья их обычной доходности.

Это обстоятельство и повлияло весьма заметно на историю нашего государственного межевания, которое с тех пор, в течение нескольких столетий, постепенно вырабатывалось у нас в систему земельного кадастра, включавшего в себя определение площадей, состава, качества, местоположение и принадлежности поземельных владений, в целях правильного обложения землевладельцев налогами и повинностями.

Из летописей усматривается, что первая монгольская перепись при Батые была произведена жителями Шевав 1245 г.; затем при хане Мунке в 1257 г. были переписаны земли Суздальская, Рязанская и Муромская, а в 1259 г. жители Новгорода. В 1273 г. при хане Менгу-Темире упоминается в летописи последний раз о повсеместной переписи жителей в России, но по всем вероятностям эта перепись была не последняя, так как в ханских ярлыках, даваемых русскому духовенству на освобождение от дани и на прочие льготы, встречается много намеков на их производство даже в XIV веке.

За недостатком данных невозможно теперь установить достоверноепредставление об организации и ходе татарских переписей

X III века; однако, судя по крайне скудным указаниям письменности тогомени, выясняется, что в этих переписях участвовали наезжавшие в Россию татарские баскаки, даньщики, писцы и численники и что вслед за их переписями с русских взимались, кроме дани, разные пошлины, натуральный повинности и, между прочим, подать„поплужная“, размер которой, вероятно, соразмерялся с количеством разрабатываемых нашенных земель. Затем имеются свидетельства о том, что писцы и численники, при производстве своих переписей, включали в них дворы и людей и что в то время податному обложению подлежали всякие земли, леса, воды, огороды, мельницы, перевозы, зимовища, летовища и другие статьи доходовъ. Однако, как в частности производились такого рода переписи и как совершалась по

ним раскладка дани и других татарских поборов, о том теперь сказать что-либо определенное нельзя. Можно только догадываться» что татарские писцы, численники, даньщики и баскаки относились к своим обязанностям не всегда добросовестно и умело и что вследствие этого, а также для прекращения бунтов и различных уклонений народа от татарского,числаханы передали раскладку и сбор своей дани в руки русских князей.

Настолько же мало можно сказать и о переписях, производимых в XIV и ХУ веках русскими князьями в целях раскладки и татарских, и своих налогов. Относительно этих переписей известно, что они производились княжескими писцами и ожсчиками, которые за свой труд вознаграждались особой пошлиной— писчей бьлкой, а также кормом и подводами, и что раскладка татарской дани и княжеских налогов производилась тогда писцами, смотря

по сгшь, т. е. по богатству лица, по животам — по движимому имуществу,

по промыслам — по занятым, по мгрскому разрубу, т. е. по раскладке самими жителями местности причитающихся на нихъ платежей,и наконец по сохам, которыми в то время назывались особые податные единицы, включавшие в себе определенный размер имущества или известный промысел. Как давно установилось у нас понятие о сохе, как о податной единице, сказать весьма затруднительно, однако по некоторым признакам возможно предположить, что оно выработалось у русских еще в глубокой древности и ко временам татарскаго ига уже на столько окрепло и вышло в жизнь, что даже сами татары, как кажется, признавали соху за податную единицу и сообразовали с ней исчисление дани русских. Так однажды,еще в XIII веке, татарская дань была уплочена со всей русской земли по полугривне „с сохи“ при чем в каждую соху засчитано по два работника. В XIV и XV веках состав, качество и размер имуществ или промыслов, входящих в соху, был уже различен

в разных княжествах. Так известно, что соха Новгородская быламенее московской и определялась пространством земли, которое можнообрабатывать тремя работниками на трех конях; при этом за соху же считались: кузница, лавка, чан кожевенный, невод и пр.; плуг засчитывался за две сохи. Кроме того, Новгородская земельная соха сама делилась еще на три части—обжи, размер которых определялся пространством земли, какое можно обработать одним работником на одной лошади. О размерах земельных сох княжества Московского в XIV и XV веках возможно строить лишь некоторый предположения, основанные на темных намеках письменности и на изучении размеров и состава сох времен последующих. Н а этих основаниях представляется, что измерение сох в княжестве Московском производилось тогда по количеству четвертей высеиваемого хлеба, по количеству копенъ собираемого сена, по содержанию прочих угодий селения и по числу работников, живших в селении; что сообразно единицам своего измерения сохи делились на „чети“, т. е. на так1я пространства, как те необходимы для засова четверти зерна, и на „выти под которыми можно понимать обыкновенный хозяйства при крестьянских дворах, иногда одно, иногда нисколько; и что геометрическое содержание

сох и вытей, сообразно способам их исчисления, было далеко неодинаково и зависало от состава и качества земель, от тяжести прочих повинностей, лежащих на том или другом сословии плательщиков, и от усмотрения правительства, которое могло увеличивать или уменьшать размерь сох для образования большего или меньшего числа податных единиц.Спустя одно-

два столетия рассматриваемого времени, по свидетельству Татищева,в московскую соху полагали: 800 четвертей доброй земли.1000 четвертей средней и 1800 четвертей худой земли. Затем имеются также указания, что в XVI веке соха московская, по своей платежной способности, приравнивалась 10 сохам новгородским. Вот и все, что можем мы сказать о порядках и способах монгольских и русских переписей земель и людей в XIII, XIV и XV веках. Переписи эти имели то важное значение в истории русского межевания, что ими надолго утвердились в России финансовые описания и исчисления земель в целях правильной раскладки поземельных налогов и повинностей. Вторым важным проявлением межевания в татарский его период было распространение местных межевых законов. Явление это обусловливалось, главным образом, раздроблением России на несколько

княжеств, почти независимых одно от другого и поставленных в различные географическая и политические условия существования. Вследствие этого естественно, что постановленья Русской Правды, если и действовали когда-нибудь одинаково на всем пространстве России, то с раздроблением на княжества местных условии й жизни и татарского ига, они не могли оставаться постоянно без изменений и начали развиваться в каждом княжестве не в одинаковой мере и самостоятельно, не согласуясь с ходом дела у соседей. Надо думать, что уклонение от законов Русской Правды начались в России немедленно же по раздроблению на уделы; затем под влияние сказанных условий законы эти постепенно изменялись, развивались и дополнялись и, такимъ образом, переработались к концу татарского ига в несколько особых законодательств. До нашего времени дошли только некоторый из таких законодательств— Московское, Новгородское и Псковское, однако нет никаких основаниц предполагать, что Тверь, Рязань и другие княжества не имели своих особых законов как общих, так и межевых.

Из законодательства великого княжества Московского нашему рассмотрению могут подлежать только соответственные статьи Двинской

уставной грамоты, данной въ 1397 г. князем Дмитриевичем вновь присоединенной к Москве, Двинской области. В этой грамоте резко различаются межи земель княжеских от меж земель, принадлежащих к селениям, а эти последние от внутренних полевых меж одного селения. В Русской Правда такого различия еще не существовало; там нарушение всякой межи каралось одинаковой пеней в 12 гривень, между тем как по Двинской уставной грамоте такая пеня различается, смотря по принадлежности земель.— „А другу друга межу переоретъ или перекосить па одипомъ полй, вины боранъ,а межи селъ межа тридцать б'Ьлъ, а княжа межа три сорока бгЬлъ, а вязьбы въ томъ нгЬтъ “. Точно также и порядки судебного процесса по Двинской уставной грамоте имеют уже большую сложность и свои особенности, отличия от порядков судебного процесса по Русской Правде. Так Двинская уставная грамота предписывает наместнику

по жалобе истца вызывать к суду ответчика чрез дворяпъ и подвойских, а в случай неявки ответчика на суд выдавать истцу безсудную грамоту, по которой истец без суда признавался правым. Еслибы явилась надобность осмотреть на месте спорное имущество, то для сего надлежало посылать особого дворянина, которому в вознаграждение за труд полагалась определенная пошлина, смотря по расстоянию. В заключение судебного процесса по Двинской уставной грамоте надлежало выдать оправданной стороне „правую грамоту", за написании е которой и за приложение к ней печати полагались определения пошлины в пользу наместника и его дьяка.

Новгородская судная грамота, дошедшая до нас от Х века,по сравнению с Русской Правдой, указывает уже на значительный прогресс русского законодательства того времени. Она устанавливает виды суда и подсудность дела, определяет права и обязанности истца, ответчика, поверенных и свидетелей, дает сложный формы вызова в суд, различает судебные сроки и судебный пошлины и подробно определяет самый порядок суда. Межевой суд и, вообще, все спорные дела о поземельных владениях по этой грамоте подлежали в Новгороде представителю земской власти—посаднику, который, впрочем, не мог оканчивать эти дела без участия княжеского наместника:—„А посаднику судити судъ свой съ наместники великаго князя

но старине; а безъ наместниковъ великаго князя посаднику суда некончати". Относительно возбуждешя и порядка производства дЬлъ о поземельныхъ владгЬн1яхъ существовали въ грамот'Ь сл'Ьдующгя постановлешя:— „А кому будетъ о земл’Ь дгЬло, о сел'Ь, или о дву, или болши,или менши: ино ему до суда на землю не наезжать, ни людей своихъ не посылать, а о земл'Ь позвати къ суду. А утяжетъ въ земл’Ь, ино взяти ему грамота у судьи въ земл’Ь и въ убытк'Ь на истц'Ь; а отъ земли судь-Ь кунъ не в з я т ь „ А кто на комъ иоищетъ наезда, или грабежа въ земномъ дЬл'Ь: ино судити нанередъ на’Ьздъ и грабежъ: а о земл'Ь посл'Ь судъ“. „А кто кого утяжетъ въ земл'Ь и судную грамоту возьметъ, ино ему 'Ьхать на свою землю по судной грамот'Ь,

да и володЬть ему тою землею". Срокъ для окончашя дЬлъ о земляхъ назначался суду двухъ месячный: — „А земное орудье судити два месяца,

а болши дву мЬсяць не волочити “. Однако, если по обстоятельствамъ дЬла представлялась надобность прежде постановлешя рЬшенхя послать на мгЬсто спорнаго имущества „межника", то по нргЬздЬ его съ„межи“ срокъ для окон чатя дЬла отдалялся еще на два мЬсяца: —„А какъ межникъ прйдетъ съ межи, ино той судъ кончати посаднику въ друие два мгЬсяца тому жъ посаднику, а дал'Ь не волочить".За отлучку посадника изъ города на то время, когда имъ былъ иазначенъ судъ по межевому дЬлу, взыскивался съ посадника большой штрафъ и кром’Ь того всЬ убытки истца. „А кой носадникъ, межника давъ, а по'Ьдетъ прочь изъ города не кончавъ того суда,

ино великимъ княземъ и Великому Новгороду на томъ посадникЬ пятьдесятъ рублевъ, а истцу убытки подойметъ".

За порчу меж Новгородская судная грамота не указывает никаких штрафов, но вместо того полагается большое денежное взыскание за самовольное нарушение владения даже в том случай, если отнятая „наездом“ земля была

признана впоследствии собственностью лица виновного в самоуправстве.

Псковская судная грамота, дошедшая до нас только в редакции Х века, но, как сказано в её заглавии, составленная на Псковском вече 1397 года из узаконенных, данных в разное время Псковскими князьями, не имеет в себе специальных законов собственно о межах, на зато в ней с большою подробностью развиты постановленья о межевом суде и о судебных доказательствахпно делам о поземельных владениях.Статья ея: „А которому княжому человеку ’Ьздить на межу съ сотскими, ино ему также цЬловати крестъ“— прямо указывает на существованье в Пскове правильного порядка, установленного на предмет исследования граничных спо<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: