Семинарское занятие № 3 (1ч. в интерактивной форме)




ПРАКТИКУМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Семинарское занятие № 1

Тема: Ощущения. Восприятие.

Отражение мира на уровне ощущений присутствует практически у всех живых существ. Они представляют собой осознаваемый или субъективно представляемый результат переработки центральной нервной системой значимых для человека раздражителей. Отражая в своем качестве и многообразии широчайший спектр свойств окружающего мира, ощущения выступают как первооснова для восприятия и познания, следовательно, являясь, познавательным процессом, оказывают огромное влияние и на другие познавательные процессы и развитие личности.

Цели. Студент должен:

- иметь представление: о природе ощущений, об ощущении как психологическом явлении; о восприятии как сложном перцептивном, познавательном процессе, о взаимосвязи восприятия и ощущений.

- знать физиологические механизмы ощущений, классификации ощущений, характеристику основных видов ощущений, основные свойства ощущений, динамику процессов ощущения; физиологическую основу восприятия, этапы развития восприятия, классификации восприятия, виды восприятия, основные свойства и особенности восприятия, факторы, влияющие на восприятие.

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика ощущений. Происхождение ощущений и их значение в жизни человека.

2. Анатомо-физиологический механизм ощущений. Строение анализатора.

3. Виды ощущений.

4. Свойства ощущений.

5. Психофизика ощущений: чувствительность, адаптация, сенсибилизация, синестезия.

6. Восприятие. Физиологическая основа восприятия.

7. Свойства восприятия.

8. Виды восприятия: восприятие времени, движения, пространства.

Задачи:

1. Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере?

А) Длительно воздействующий неприятный запах перестает ощущаться.

Б) После погружения руки в холодную воду раздражитель, нагретый до 30 С, воспринимается как теплый, хотя его температура ниже нормальной кожной температуры руки.

В) Под влиянием некоторых запахов наблюдается обострение слуховой чувствительности.

Г) А.Н. Скрябин и Н.А. Римский-Корсаков обладали цветным слухом, т.е. слышали звуки, окрашенные в разные цвета.

2. На основании исследований установлено, что температура помещений, стены которых окрашены в «холодные» тона (синий, зеленый, серый) воспринимается человеком на три-пять градусов ниже, чем есть на самом деле.

Какая закономерность ощущений установлена в этих исследованиях?

1. Какие характеристики восприятия вам известны? Как вы объясните описанные феномены с точки зрения известных характеристик восприятия?

А. Стоящую предо мной тарелку я воспринимаю как круглую, в соответствии с изображением на сетчатке, но отображение, которое получается на сетчатке от тарелок моих соседей за столом не круглое, а овальное – это эллипсы. Тем не менее, видимая мной форма предметов остается относительно постоянной – в соответствии с объективной формой самих предметов.

Б. Человек способен читать текст независимо от шрифта и почерка, которым он написан.

В. Двое знакомых У. Джеймса знали еврейский язык – один очень основательно, другой поверхностно. Однако последний преподавал еврейский язык в учебном заведении. Когда он однажды обратился к приятелю с просьбой помочь исправить упражнения учеников, то оказалось, что преподаватель умел гораздо лучше находить даже самые мелкие ошибки в импровизациях своих учеников, чем его ученый друг.

Тестовые задания.

1. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, - это порог ощущений:

а) нижний абсолютный;

б) дифференциальный;

в) временный;

г) верхний абсолютный.

2. Повышение чувствительности одних органов чувств при одновременном воздействии раздражителей на другие органы чувств проявляется как:

а) адаптация;

б) сенсибилизация;

в) синестезия;

г) модальность.

3. Восприятие часто принято называть:

а) осязанием;

б) апперцепцией;

в) перцепцией;

г) наблюдательностью.

4. В способности человека узнавать предмет по его неполному или ошибочному изображению проявляется такое свойство восприятия, как:

а) целостность;

б) предметность;

в) константность;

г) структурность.

Основная литература:

1. Глуханюк, Н. С. Общая психология: учеб.пособие для студ. вузов / Н. С. Глуханюк, А. А. Печеркина, С. Л. Семенова. - М.: Академия, 2009. - 282, [1] с.

Дополнительная литература:

1. Петровский, А.В. Психология: учебник для студ. вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 500, [1] с.

2. Психология: учебник для гуманитарных вузов / под ред. В. Н. Дружинина. - М.; СПб. [и др.]: Питер, 2006. - 650 с.

3. Столяренко, Л. Д. Психология: учебник для вузов / Л. Д. Столяренко. - СПб.: Лидер, 2007. – 591

Семинарское занятие № 2

Тема: Внимание.

Внимание – это один из важнейших познавательных процессов. Без него невозможна никакая деятельность, а тем более профессиональная. Знание свойств внимания и факторов, способствующих их улучшению поможет лучше выполнять свои профессиональные обязанности. На человека воздействует огромное число раздражителей. Однако доходят до сознания лишь те из них, которые наиболее значимы. Отбор существенных раздражителей носит избирательный, направленный характер и зависит от ряда условий. Избирательный, направленный характер психической деятельности человека и составляет функцию внимания. В психологии под этим понятием обычно рассматривают направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.

Цели. Студент должен:

- иметь представление о внимании как психическом феномене, обслуживающем познавательную деятельность, о соотношении внимания и сознаия;

- знать физиологические механизмы внимания, виды внимания, их характеристики, факторы, влияющие на процесс внимания, основные этапы развития внимания, приемы управления вниманием.

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика внимания как психического процесса. Функции внимания.

2. Физиологические механизмы внимания

3. Виды внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное)

4. Свойства внимания.

5. Расстройства внимания.

Задачи:

1. Какие индивидуальные особенности внимания проявляются у первого и второго учеников?

Два ученика, сидя за своими столами, успешно выполняют лабораторную работу по химии. В это время за учительским столом третий ученик выполнял ту же работу, но часто ошибался. Учитель поочередно предлагал двум сидящим ученикам исправлять ошибки работавшего у стола. При этом первый ученик быстро подходил и сразу исправлял недочеты товарища. Второй ученик не мог сразу оторваться от своей работы, а, подойдя к столу, смотрел на приборы «невидящим» взглядом. Когда же учитель обращался к нему с одним-двумя вопросами, ученик быстро исправлял ошибки товарища.

2. Приведенные факты описывают физиологический механизм внимания. Как он называется?

Экспериментально доказано, что внимание человека зависит не только от деятельности коры больших полушарий, но и от деятельности нижележащих отделов головного мозга. Так, установлено, что афферентные импульсы, возникающие в результате воздействия внешних стимулов, либо подавляются, либо значительно усиливаются в определенных ядрах подкорки.

  1. Какие индивидуальные особенности внимания проявляются у первого и второго контролеров?

В отделе технического контроля работали два контролера – опытный и начинающий. Они просматривали и сортировали мелкие детали. Начинающий брал для осмотра по одной детали, а опытный сразу по две, правой и левой руками.

Тестовые задания

  1. Понятие «доминанта» в научный оборот было введено:

А) У. Найссером;

Б) В.М. Бехтеревым;

В) А.А. Ухтомским;

Г) П.Я. Гальпериным

2. Условием возникновения непроизвольного внимания не является:

А) новизна раздражителя;

Б) неожиданность раздражителя;

В) интерес человека;

Г) усталость человека.

3. Степень сосредоточенности сознания на объекте – это такой показатель внимания, как:

А) объем;

Б) концентрация;

В) распределение;

Г) переключение.

4. Скорость переключения внимания зависит от:

А) стимульного материала;

Б) характера деятельности субъекта с ним;

В) уровня мотивации личности;

Г) гендерных особенностей субъекта.

Основная литература:

1. Глуханюк, Н. С. Общая психология: учеб.пособие для студ. вузов / Н. С. Глуханюк, А. А. Печеркина, С. Л. Семенова. - М.: Академия, 2009. - 282, [1] с.

Дополнительная литература:

1. Петровский, А.В. Психология: учебник для студ. вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 500, [1] с.

2. Психология: учебник для гуманитарных вузов / под ред. В. Н. Дружинина. - М.; СПб. [и др.]: Питер, 2006. - 650 с.

3. Столяренко, Л. Д. Психология: учебник для вузов / Л. Д. Столяренко. - СПб.: Лидер, 2007. – 591

Семинарское занятие № 3 (1ч. в интерактивной форме)

Тема: Память.

Память – это форма психического отражения, делающая возможным повторное использование опыта человека в деятельности. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим, лежит в основе обучения. Знание «законов» памяти дает понимание основ формирования поведения, мышления, сознания. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение личностью ее опыта и составляет сущность процесса памяти. Память значительно расширяет познавательные возможности человека, делая возможным приобретение знаний, формирование умений и навыков.

Цели. Студент должен:

- иметь представление о памяти как психическом познавательном процессе, особенностях и основных этапах развития памяти.

- знать физиологические основы памяти, классификации видов памяти, типы памяти, структуру памяти, основные процессы и механизмы памяти, законы запоминания и забывания.

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика памяти, как познавательного психического процесса.

2. Основные теории памяти: психологическая, физиологическая, биохимическая.

3. Классификация видов памяти.

4. Процессы памяти и их характеристика:

- запоминание. Приемы эффективного запоминания. Виды запоминания.

- Сохранение. Виды сохранения (динамическое и статическое).

- Узнавание и воспроизведение.

- Забывание. Кривая забывания Эббингауза. Влияние последующей деятельности на забывание. Реминисценция.

5. Расстройства памяти.

Задачи:

1. Какое общее явление памяти обнаруживается в следующих примерах? Как оно называется?

2. От какого условия оно зависит в каждом описанном случае?

А. Ученик много раз подряд повторял стихотворение, которое ему поручили выучить к празднику, и никак не мог прочесть без запинки. Решив, что с этой задачей ему не справиться, лег спать. Утром, вспомнив о выступлении, он попытался воспроизвести стихотворение и повторил его без ошибки с первого раза.

Б. Когда дошкольникам читают страшную сказку и просят ее же пересказать, дети не в состоянии точно воспроизвести события, о которых только что слышали. Однако через некоторое время они могут почти дословно пересказать эту сказку.

В. Школьные учителя отмечают, что очень часто воспроизведение смыслового содержания материала учащимися со временем не ухудшается, а улучшается. Однако воспроизведение бессвязного материала почти всегда остается на одном уровне или ухудшается.

3. Определите, в какой группе испытуемых запоминание более эффективно и почему?

Первая группа испытуемых заучивала движения обычным способом (смотрела и воспроизводила).

Вторая группа словесно обозначала и записывала упражнения прежде, чем воспроизвести.

Третья группа перед воспроизведением придумывала сходное по структуре движение.

4. Какой испытуемый запомнит даты на более длительный срок? Почему?

Заучивая текст, испытуемые должны были запомнить три даты, оканчивающиеся числами 57, 37, 17. Один испытуемый несколько раз подряд повторил про себя эти даты, стараясь как можно лучше запомнить их. Другой испытуемый 57 связал с возрастом отца, 37 – с годом смерти А.С. Пушкина (1837), 17 – с годом Октябрьской революции (1917).

Тестовые задания:

1. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется памятью:

А) механической;

Б) логической;

В) эмоциональной;

Г) аудиальной.

2. Установлено, что материал запоминается лучше в том случае, если он:

А) включается в условия достижения цели;

Б) входит в содержание основной цели деятельности;

В) включается в способы достижения цели;

Г) предъявляется в свободном порядке.

3. Явление самопроизвольного улучшения показателей запоминания по прошествии определенного времени после окончания заучивания называется:

А) реминисценцией;

Б) интерференцией;

В) интериоризацией;

Г) экстериоризацией.

4. То, что незавершенные действия запоминаются лучше, выражает эффект:

А) ореола;

Б) плацебо;

В) Б.В. Зейгарник;

Г) недавности.

Основная литература:

1. Глуханюк, Н. С. Общая психология: учеб.пособие для студ. вузов / Н. С. Глуханюк, А. А. Печеркина, С. Л. Семенова. - М.: Академия, 2009. - 282, [1] с.

Дополнительная литература:

1. Петровский, А.В. Психология: учебник для студ. вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 500, [1] с.

2. Психология: учебник для гуманитарных вузов / под ред. В. Н. Дружинина. - М.; СПб. [и др.]: Питер, 2006. - 650 с.

3. Столяренко, Л. Д. Психология: учебник для вузов / Л. Д. Столяренко. - СПб.: Лидер, 2007. – 591



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: