Тема 8: Акцентуации характера и отклоняющееся поведение.




Вопросы:

1. Понятие акцентуации.

· Анализ подходов К. Леонгарда и А.Е. Личко.

· Явная и скрытая акцентуация

· Смешанный, промежуточный, амальгамный тип акцентуации.

2. Дифференциация понятий «акцентуация» и «психопатия».

3. Типы акцентуаций характера у подростков в подходе А.Е. Личко.

4. Сравнительный анализ форм девиантного поведения при различных акцентуациях.

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определения следующим понятиям:

· Акцентуация

· Психопатия

· Преморбидный тип

2. Назовите формы девиантного поведения.

3. Перечислите основные поведенческие реакции характерные для подростков.

4. Анализ форм девиантного поведения при различных акцентуациях оформить в виде таблицы.

Литература: Осн. – 1; доп. – 1,8,15,19,27,30,31.

Рекомендации по студентам по самостоятельному освоению программного материала

Организация самостоятельной работы студентов в рамках курса «Социально-педагогическая работа с подростком-девиантом» включает в себя несколько направлений и видов деятельности:

· самостоятельное изучение литературы с обязательным отчетом об итогах этой работы;

· просмотр видеофильмов и их анализ;

· участие в коллоквиумах;

· написание и публичную защиту рефератов;

· участие в дискуссиях;

· проведение диагностических срезов с целью выявления природы и типов отклоняющегося поведения подростков;

· выполнение промежуточных контрольных работ (тестирование).

Одним из важных направлений самостоятельной работы студентов является подготовка и защита рефератов, углубляющих их знания по теоретическим аспектам курса. Каждый студент самостоятельно выбирает тему реферата, консультируется с преподавателем по рекомендуемой литературе к теме, возможной структуре реферата, узловых вопросах его содержания, оформлению, подготовке к публичной защите.

Не менее важна практическая деятельность студентов, связанная с созданием творческих групп, в составе которых студенты проводят диагностические срезы, осуществляют наблюдение за подростками и их поведением, готовят показ мини-спектакля, фрагмента урока, собственный монолог, написание рецензий на фильмы и спектакли с выраженной педагогической проблематикой. Цель таких заданий состоит в развитии опыта самоанализа студентов. Выработки навыков самовоспитания, саморазвития, практического опыта взаимодействия с другими людьми, анализа эффективности педагогических коммуникаций.

Существенным дополнением к самостоятельной работе студентов должно стать изучение студентами предложенной специальной и художественно-педагогической литературы, – о результатах такого изучения студент отчитывается на собеседованиях или коллоквиумах, демонстрируя свой опыт публичной полемики, участия в дискуссии, умений аргументировано, обоснованно излагать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение, убеждать слушателей, партнеров по коммуникации.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Просмотреть и написать рецензии на художественные фильмы, обратив внимание в сюжете фильмов на коммуникативные ситуации и способы их гуманного разрешения (два фильма по выбору самого студента): «Пацаны», «Чучело», «Республика ШКИД», «Кто, если не мы?», «Курьер», «Бич божий», «Подранки».

2. Прочитать «Педагогическую поэму» А.С. Макаренко, выделив в тексте ситуации взаимодействия с трудными подростками и способы их социально-педагогического разрешения. Подготовить по результатам самостоятельного изучения собственную рецензию с оценкой найденных в тексте «Педагогической поэмы» социально-педагогических ситуаций и их анализом.

Вопросы для самопроверки к экзамену

1. Понятие социальной патологии, отклоняющегося поведения, девиантного поведения.

2. Типология девиантного поведения.

3. Модели отклонений – личностная модель, ситуационная модель, модель на средовом уровне.

4. Понятие социальной нормы; функции и механизмы норм.

5. Типология и формы социальных воздействий по отношению к девиантным подросткам.

6. Основные причины отклонений в развитии и социальном поведении подростка.

7. Современное состояние проблемы диагностики и коррекции отклонений в развитии и поведении детей.

8. Понятие нормы поведения и развития. Различные подходы к пониманию нормы поведения.

9. Девиантное поведение как нормальная реакция на неадекватные социальные условия.

10. Характеристика «аномального» ребенка.

11. Основные причины аномального развития: биологические и социальные.

12. Иерархия причин возникновения аномалий развития и поведения.

13. Структура дефекта при аномальном развитии: соотношение первичного дефекта, вторичных нарушений и механизмов компенсации.

14. Индивидуальные особенности компенсаторных механизмов. Компенсаторные механизмы и проблемы своевременной постановки диагноза.

15. Основные принципы построения современных коррекционных программ: их достоинства и недостатки.

16. Важность мультидисциплинарного подхода в работе с детьми с девиациями развития и поведения.

17. Классификация аномального онтогенеза.

18. Роль социального фактора в обеспечении оптимальных условий развития «аномальных» детей.

19. Социологическая концепция исследования социальных отклонений. Два направления исследования девиантности – структурализм и интеракционизм.

20. Аномия, девиантность, социальная патология в теории Э.Дюркгейма.

21. Аномия и типы аномического приспособления в теории Р. Мертона и Т. Парсонса.

22. Первичная и вторичная девиация в теории Лемерта.

23. Развитие социологии девиантного поведения в отечественной гуманитаристике. Ведущие центры девиантологии в России.

24. Биологическая концепция девиантного поведения.

25. Основные положения школы Ломброзо.

26. Генетические исследования.

27. Критика биологического подхода. Общая оценка роли биологизаторства.

28. Исследование социальных отклонений в психологии. Причины и механизмы девиации в психоаналитическом подходе, неопсихоанализе, этологической теории, бихевиоризме, экологической теории, гуманистической психологии.

29. Эмпирический подход к определению и диагностике отклонений.

30. Понятие психической нормы.

31. Факторы, обуславливающие генезис девиантного поведения. Общая характеристика социально-психологических факторов девиации.

32. Проблема типологии социальных отклонений.

33. Классификация девиантного поведения.

34. Социальные явления, квалифицируемые как отклонения в типологии Ю.А. Клейберга.

35. Минимальная мозговая дисфункция (ММД) как наиболее частая причина формирования отклонений в развитии детей.

36. Наиболее типичные расстройства высших психических функций.

37. Эффект сенсорной депривации.

38. Повышение порогов чувствительности и дефект интеллектуального развития.

39. Уровни дезрегуляции.

40. Социальная дезориентация и ее особенности.

41. Речевые нарушения как наиболее часто встречающаяся форма нервно-психических нарушений у современных детей.

42. Поведенческие отклонения у детей с речевыми расстройствами.

43. Задержка темпа психического развития как обратимое состояние недоразвития психики.

44. Основные причины задержек психического развития.

45. Причины формирования поведенческих девиаций в детском возрасте.

46. Нескомпенсированные нарушения нервно-психического развития ребенка.

47. Социум как пусковой фактор реализации предрасположенности к девиантным формам поведения.

48. Современные психологические концепции девиантных форм поведения.

49. Классификация девиантных форм поведения в зависимости от степени выраженности поведенческих нарушений.

50. Ранний детский аутизм. Синдром Каннера. Клиническая картина раннего детского аутизма.

51. Игровая терапия: основные этапы, особенности игрового материала, специфика общения взрослого и ребенка, критерии окончания этапов, эффективность данного метода.

52. Неврозы как группа пограничных психических заболеваний.

53. Классификация неврозов: неврастения, истерический невроз, невроз навязчивых состояний.

54. Понятия «затяжное невротическое состояние» и «невротическое развитие личности».

55. Роль аномалий семейного воспитания в формировании неврозов.

56. Возрастные и половые аспекты невротических расстройств у детей.

57. Современные подходы к терапии неврозов. Игровая терапия.

58. Патологические привычные действия и их формирование в детском и подростковом возрасте.

59. Общие черты патологических привычных действий подростков.

60. Типичные ошибки родителей, усугубляющие патологические привычки подростков. Своеобразие методов психотерапевтического и социально-педагогического воздействия.

61. Акцентуации характера и психопатии у детей и подростков.

62. Дифференциация представлений об акцентуации в теориях К. Леонгарда и А.Е. Личко.

63. Акцентуация и психопатия. Явные, скрытые, смешанные акцентуации.

64. Типология акцентуаций. Акцентуации и виды девиантного поведения.

65. Выделение наиболее девиантных типов акцентуаций. Краткая характеристика девиаций при различных акцентуациях.

66. Акцентуированные личности как крайний вариант нормальных личностей.

67. Психопатии младшего школьного и подросткового возраста: возбудимая, неустойчивая, истерическая, астеническая, эпилептоидная, шизоидная, психастеническая и гипертимная.

68. Тип психопатии и риск возникновения асоциальных форм поведения.

69. Особенности поведенческих отклонений, возрастная динамика становления.

70. Роль социального фактора в формировании патологического характера. Профилактические и социально-педагогические воздействия на акцентуированных подростков.

71. Формы патологии влечений подростков. Проблемы формирования патологических зависимостей.

72. Критерии нормы и патологии влечений.

73. Аномалии (стигмы) сферы влечений, спектра психических реакций, поведенческие и личностные отклонения, способствующие формированию патологических зависимостей.

74. Общие факторы риска в закреплении патологии влечений: органические нарушения деятельности центральной нервной системы, аномалии взаимоотношений в системе «мать-дитя», проблемы адаптации к образовательным учреждениям в связи с нормативностью нервно-психического развития.

75. Сенсорная депривация как самостоятельный фактор риска, эффект сенсорной депривации как следствие нервно-психических расстройств.

76. Употребление психоактивных веществ как способ компенсации проблем развития.

77. Алкоголизация у детей и подростков. Ранний алкоголизм.

78. Механизмы развития детского алкоголизма, факторы риска.

79. Признаки алкогольной болезни: психическая и биологическая зависимость, рост толерантности, развитие абстинентного синдрома, личностные изменения.

80. Женский и мужской алкоголизм.

81. Врожденные пороки развития, взаимосвязь тяжести алкоголизма матери и выраженности отклонений у новорожденного, прогноз развития.

82. Мотивационный аспект злоупотребления алкоголем у детей.

83. Особенности развития алкогольной болезни у мальчиков и девочек.

84. Основные принципы профилактики, коррекции и лечения алкогольной болезни у детей и подростков.

85. Наркомании в детском возрасте.

86. Эмоционально-позитивные реакции и их роль в развитии наркоманий.

87. Типичные картины опьянения и их особенности у детей.

88. Злоупотребление и стадии развития болезни. Последствия и эффективность лечения.

89. Токсикомании. Картины опьянения некоторыми видами ингалянтов.

90. Стадии развития токсикоманий. Последствия хронической интоксикации.

91. Табакизм. Состав и свойства табачного дыма. Мотивационный аспект курения в детском возрасте, его последствия.

92. Делинквентное поведение, его определение и критерии.

93. Криминальное и криминогенное поведение.

94. Социально-психологические черты современных несовершеннолетних преступников.

95. Типология несовершеннолетних преступников в зависимости от характера совершенного преступления.

96. Факторы риска криминогенного поведения.

97. Статистика подростковых преступлений.

98. Виды преступлений подростков.

99. Причины преступного поведения подростков.

100. Роль социально-психологических факторов в формировании преступной направленности личности и преступлений.

101. Характер преступлений в различных социальных стратах.

102. Убийства и другие тяжкие преступления подростков – причины, характер, гендерный и возрастной аспекты.

103. Вопросы социально-педагогической профилактики подростковой преступности.

104. Социум как фактор закрепления девиаций и отклонений в социальном развитии и поведении подростков.

105. Типы семейного воспитания и их роль в формировании различных поведенческих девиаций.

106. Социокультурный уровень семьи и риск формирования поведенческих отклонений. Наследуемость социальной принадлежности родителей.

107. Динамика формирования поведенческих девиаций у неуспевающих школьников.

108. Феномены «педагогического фатализма» и «диагностической индульгенции», их характеристика.

109. Социальные аспекты подростковой проституции. Проституция как социальное явление.

110. Культурно-исторический аспект проституции. Современное состояние проблемы – причины, факторы, возрастные и гендерные аспекты.

111. Социальный портрет проститутки.

112. Виды проституции.

113. Близость явлений делинквентного поведения, преступной деятельности и проституции.

114. Детская проституция – масштабы, причины, факторы, гендер.

115. Аддикция как форма отклоняющегося поведения подростков. Понятие аддиктивного поведения.

116. Характеристика алкогольной и наркотической зависимости, общее и особенное.

117. Игровая аддикция: кибераддикция, гэмблинг.

118. Представления о сексуальной и любовной аддикции.

119. Пищевая аддикция: алиментарная аддикция, анорексия, булемия.

120. Теории аддиктивного поведения. Психофизиологические механизмы аддиктивного поведения – оперантное обусловливание, система подкрепления и ее активация.

121. Социально-психологические факторы аддиктивного поведения.

122. Проблема сексуальных отклонений в подростковом возрасте.

123. Современные представления о поле и гендере.

124. Роль социализации в становлении гендерной идентичности.

125. Социологические и психологические теории гендерной идентичности.

126. Современное состояние проблемы неравенства мужчин и женщин.

127. Понятие сексуальной нормы.

128. Представление о нормальном сексуальном поведении в различные исторические периоды и в различных культурах.

129. Сексуальность в западной культуре. Сексуальная норма в России.

130. Проблема гомосексуальных отношений.

131. Суицидальное поведение как вид девиации в подростковом возрасте.

132. Факторы риска суицидального поведения. Причины суицида.

133. Пути решения проблемы суицида подростков – профилактика, социальная поддержка, психологическое сопровождение.

134. Проблема вандализма подростков и его социально-педагогической профилактики.

135. Социально-психологические и социокультурные факторы вандализма. Мотивационные типологии вандализма.

136. Представления о граффити как о разновидности вандализма.

137. Виды граффити. Возрастной и гендерный аспекты граффити, причины, социально-психологические факторы.

138. Мотивы и типология граффити.

139. Бродяжничество как социальная патология подросткового возраста.

140. Понятие и виды социального аутсайдерства.

141. Бродяжничество подростков как социальное явление – масштабы, причины, факторы.

142. Нищенство и попрошайничество подростков – характер, виды, социально-психологические и социально-педагогические аспекты.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: