Работа над композицией сочинения




Ход урока

I. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА

Беседа с учащимися, в основе которой – притча «Вкус воздуха»

v Скажите, чувствуете ли вы вкус воздуха?

v Разве вкус и запах – это одно и то же?

v Давайте причитаем притчу, которая так и называется «Вкус воздуха».

Однажды Учитель спросил меня: - Чувствуешь ли ты вкус воздуха? Я принюхался к лесному воздуху и назвал несколько запахов. - Да, нюх у тебя неплохой. Но как насчет вкуса? Я по-собачьи высунул несколько раз язык, но остался в недоумении. - Хорошо,- Учитель улыбнулся и, подскочив сзади, схватил меня и зажал рот и нос. Я понял, что сопротивление бесполезно, но через минуту инстинкт самосохранения заставил меня дрыгать конечностями и извиваться. Тогда Учитель отпустил меня, и я вдохнул полной грудью Жизнь. - Вкус жизни,- сказал я, чуть отдышавшись. - Верно. Этот вкус ты должен чувствовать всегда. Этот вкус есть также в воде, в еде и во многом другом. Не ешь то, в чем нет главного вкуса. Не говори с тем, кто душевно мёртв. Пей из Чаши жизни с удовольствием, но не торопись, ведь можно опустошить её раньше времени, а можно и вовсе расплескать.

 

v Какова мораль этой притчи? Какой урок преподал Учитель своему ученику? К чему призывает?

v Что должно лежать в основе жизни? Какие цели должен ставить перед собой человек?

v Какие жизненные ценности должны быть приоритетны в жизни, чтобы человек не сожалел о потерянных годах, чтобы успел по-настоящему насладиться жизнью?

Составление интеллект карты «Жизненные ценности»

v Можем ли мы сказать, что человеку не нужны материальные ценности, что он должен стремиться только к духовным? Обоснуйте свой ответ?

II. «ПОГРУЖЕНИЕ В ТКАНЬ» РАССКАЗА И.А.БУНИНА

v Какие ценности являются главными в жизни господина из Сан-Франциско? Докажите текстом.

v Это плохо или хорошо? Можем ли мы дать однозначный ответ?

v Что приобрёл господин из Сан-Франциско за долгие годы труда?

v Что потерял он, приобретая богатство?

v Значит ли это, что если человек ставит перед собой неправильную цель, то он теряет «вкус жизни»?

v Герою 58 лет. Жил ли он по-настоящему?

v Понимает ли, что принёс свою жизнь в жертву материальным благам?

v Почему Бунин отводит всего лишь несколько предложений на описание жизни господина из Сан-Франциско? Прочитайте их.

До этой поры он не жил, а лишь существовал, правда, очень недурно, но все же возлагая все надежды на будущее. Он работал не покладая рук, — китайцы, которых он выписывал к себе на работы целыми тысячами, хорошо знали, что это значит! — и наконец увидел, что сделано уже много, что он почти сравнялся с теми, кого некогда взял себе за образец, и решил передохнуть.

v Каковы средства, с помощью которых он добивается богатства?

v Что дают ему деньги?

v Найдите в рассказе описание этой власти над людьми.

v Имея власть над людьми, становится ли герой счастливым?

v Можно ли сразу, по своему желанию, как по взмаху волшебной палочки, стать счастливым, научиться радоваться простым мелочам, испытывать разнообразные ощущения и чувствовать жизнь, кипящую вокруг?

v Получает ли он истинное удовольствие и расслабление во время отдыха? Аргументируйте свой ответ.

v Чего не имеет господин из Сан-Франциско, несмотря на то что богат?

v К чему ведёт обманчивость целей?

v Давайте всё сказанное оформим в виде схемы.

ЖИЗНЬ
богатство
власть над людьми
обманчивость целей
СРЕДСТВА
ЦЕЛЬ
труд тысяч китайцев
жертва жёлтому тельцу
СМЕРТЬ духовная физическая

 

 


v К каким выводам подводит нас писатель?

1. Надо торопиться жить, не откладывая жизнь на потом!

2. Обманчивость целей ведёт к смерти духовной и физической

v Современен ли рассказ И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»? Аргументируйте свой ответ.

III. РАБОТА НАД ТЕМОЙ СОЧИНЕНИЯ

Выбор темы

1. Как цель, поставленная человеком перед собой, влияет на его судьбу?

2. Что для человека важнее – духовные или материальные цели?

3. Согласны ли вы с высказыванием В.Гюго: «Наша жизнь — путешествие, идея — путеводитель. Нет путеводителя, и все остановилось. Цель утрачена, и сил как не бывало»?

Работа над композицией сочинения

1. Вступление. Ссылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме (например, слова академика Д.С.Лихачёва: «Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость ».)

2. Основная часть. Ответ на вопрос, заданный в теме сочинения:

1) довод 1 + иллюстрация (рассказ И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»);

2) довод 2 + иллюстрация (цели Пьера Безухова и Андрея Болконского, героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир» // цели Алексея Мересьева, героя «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого и др.)

Заключение. Призыв, обращение к читателю//рассуждение об актуальности темы.

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Написать сочинение на одну из предложенных тем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: