Ход урока
I. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА
Беседа с учащимися, в основе которой – притча «Вкус воздуха»
v Скажите, чувствуете ли вы вкус воздуха?
v Разве вкус и запах – это одно и то же?
v Давайте причитаем притчу, которая так и называется «Вкус воздуха».
Однажды Учитель спросил меня: - Чувствуешь ли ты вкус воздуха? Я принюхался к лесному воздуху и назвал несколько запахов. - Да, нюх у тебя неплохой. Но как насчет вкуса? Я по-собачьи высунул несколько раз язык, но остался в недоумении. - Хорошо,- Учитель улыбнулся и, подскочив сзади, схватил меня и зажал рот и нос. Я понял, что сопротивление бесполезно, но через минуту инстинкт самосохранения заставил меня дрыгать конечностями и извиваться. Тогда Учитель отпустил меня, и я вдохнул полной грудью Жизнь. - Вкус жизни,- сказал я, чуть отдышавшись. - Верно. Этот вкус ты должен чувствовать всегда. Этот вкус есть также в воде, в еде и во многом другом. Не ешь то, в чем нет главного вкуса. Не говори с тем, кто душевно мёртв. Пей из Чаши жизни с удовольствием, но не торопись, ведь можно опустошить её раньше времени, а можно и вовсе расплескать. |
v Какова мораль этой притчи? Какой урок преподал Учитель своему ученику? К чему призывает?
v Что должно лежать в основе жизни? Какие цели должен ставить перед собой человек?
v Какие жизненные ценности должны быть приоритетны в жизни, чтобы человек не сожалел о потерянных годах, чтобы успел по-настоящему насладиться жизнью?
Составление интеллект карты «Жизненные ценности»
v Можем ли мы сказать, что человеку не нужны материальные ценности, что он должен стремиться только к духовным? Обоснуйте свой ответ?
II. «ПОГРУЖЕНИЕ В ТКАНЬ» РАССКАЗА И.А.БУНИНА
v Какие ценности являются главными в жизни господина из Сан-Франциско? Докажите текстом.
v Это плохо или хорошо? Можем ли мы дать однозначный ответ?
v Что приобрёл господин из Сан-Франциско за долгие годы труда?
v Что потерял он, приобретая богатство?
v Значит ли это, что если человек ставит перед собой неправильную цель, то он теряет «вкус жизни»?
v Герою 58 лет. Жил ли он по-настоящему?
v Понимает ли, что принёс свою жизнь в жертву материальным благам?
v Почему Бунин отводит всего лишь несколько предложений на описание жизни господина из Сан-Франциско? Прочитайте их.
До этой поры он не жил, а лишь существовал, правда, очень недурно, но все же возлагая все надежды на будущее. Он работал не покладая рук, — китайцы, которых он выписывал к себе на работы целыми тысячами, хорошо знали, что это значит! — и наконец увидел, что сделано уже много, что он почти сравнялся с теми, кого некогда взял себе за образец, и решил передохнуть. |
v Каковы средства, с помощью которых он добивается богатства?
v Что дают ему деньги?
v Найдите в рассказе описание этой власти над людьми.
v Имея власть над людьми, становится ли герой счастливым?
v Можно ли сразу, по своему желанию, как по взмаху волшебной палочки, стать счастливым, научиться радоваться простым мелочам, испытывать разнообразные ощущения и чувствовать жизнь, кипящую вокруг?
v Получает ли он истинное удовольствие и расслабление во время отдыха? Аргументируйте свой ответ.
v Чего не имеет господин из Сан-Франциско, несмотря на то что богат?
v К чему ведёт обманчивость целей?
v Давайте всё сказанное оформим в виде схемы.
ЖИЗНЬ |
богатство |
власть над людьми |
обманчивость целей |
СРЕДСТВА |
ЦЕЛЬ |
труд тысяч китайцев |
жертва жёлтому тельцу |
СМЕРТЬ духовная физическая |
v К каким выводам подводит нас писатель?
1. Надо торопиться жить, не откладывая жизнь на потом!
2. Обманчивость целей ведёт к смерти духовной и физической
v Современен ли рассказ И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»? Аргументируйте свой ответ.
III. РАБОТА НАД ТЕМОЙ СОЧИНЕНИЯ
Выбор темы
1. Как цель, поставленная человеком перед собой, влияет на его судьбу?
2. Что для человека важнее – духовные или материальные цели?
3. Согласны ли вы с высказыванием В.Гюго: «Наша жизнь — путешествие, идея — путеводитель. Нет путеводителя, и все остановилось. Цель утрачена, и сил как не бывало»?
Работа над композицией сочинения
1. Вступление. Ссылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме (например, слова академика Д.С.Лихачёва: «Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость ».)
2. Основная часть. Ответ на вопрос, заданный в теме сочинения:
1) довод 1 + иллюстрация (рассказ И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»);
2) довод 2 + иллюстрация (цели Пьера Безухова и Андрея Болконского, героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир» // цели Алексея Мересьева, героя «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого и др.)
Заключение. Призыв, обращение к читателю//рассуждение об актуальности темы.
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Написать сочинение на одну из предложенных тем.