Этапы развития детей в раннем возрасте




(взаимосвязь развития крупной моторики, речи, мышления на основе классификации Ж. Пиаже)

 

 

 

 

 

 

Возраст Двигательное Познавательная Интеллектуальное
развитие деятельность развитие
1 период Лежит на спине Фиксирует взгляд, Реагирует плачем и криком на
сенсомоторный   рефлекторно захва- сильные раздражители
1 стадия 0-1 мес.   тывает предмет  
  Мелкая моторика: Тянет руку к игрушке, Чувствителен к интонации, дает
  координация рука-рот, ко- бьет по ней, иногда эмоциональную реакцию.
2 стадия ординация слуха и зрения. захватывает. Различает близких людей, знако-
1—4 мес. Крупная моторика: Зрительные и слухо- мые предметы
  позы лежа вые ориентировочные реакции  
  Мелкая моторика: Неспецифические ма- Начало понимания речи в ситуа-
  координация рука-глаз, нипуляции: тянет и ции. Лепечет, говорит на детском
3 стадия 4-8 мес. совершенствование захва­та (ладонный, щепотный). берет игрушку, сует ее в рот, стучит, трясет, жаргоне. Первые представления о постоянстве объекта (ждет по-
Крупная моторика: бросает. Появление явления объекта). Начало пони-
  переворачивается, полза- специфических мани- мания причины и следствия
  ет, сидит, стоит пуляций  
  Мелкая моторика: захват в Появление целена- Начало понимания слов вне си-
  форме щепоти и «пинце- правленных действий: туации Первые слова. Представ-
4 стадия 8-12 мес та», в деятельности дви­гает всей рукой от плеча. Крупная моторика: подражание действи­ям окружающих, ис­следовательские дей- ление малыша о постоянстве объекта: ищет там. где находил раньше. Начало планирования:
  ползает, сидит, стоит, на- ствия цели, средства, способы выпол-
  чинает ходить   нения. Предвидит результат
  Мелкая моторика: Цепочка целенаправ- Понимание слов и предложений
  использует все виды за- ленных действий, ин- вне ситуации. Формирование ак-
  хватов, совершая движе- терес к свойствам тивной речи Представление ма-
5 стадия 12-18 мес. ние двигает предплечьем. предметов, использо- лыша о постоянстве объекта: це-
Крупная моторика: нагибается и приседает, вание метода проб и ошибок для достиже- ленаправленный поиск в разных местах. Гибкое планирование:
  чтобы взять предмет, за- ния желаемой цели изменение способа действий и
  лезает на возвышение,   подбора средств в зависимости
  взбирается по лестнице   от условий
  Мелкая моторика: переход Усложнение цепочек Создание фундамента языка и
  к динамическим захватам, предметных и игровых устной речи. Переход от метода
  по-прежнему требуется действий. Игра с проб к примериванию и зритель-
6 стадия стабилизация запястья. предметами-замени- ной ориентировке. Анализ, син-
18-24"мес. Крупная моторика: бегает, телями и воображае- тез, сравнение (выделение сход-
  стоит на одной ноге, во мыми объектами Ис- ства и различия, выделение час-
  время ходьбы держит в пользование перцеп- ти и целого)
  руках предмет тивных действий  
  Совершенствование объ- Развитие разных ви- Развитие языка, включение в игру
  ема и качества движений. дов деятельности: иг- ребенка этапа «проговаривания
II период дооператорный от 2до 7лет К 3 годам согласованная деятельность рук, доми- ра, навыки самооб­служивания, бытовой действий», отсроченная имита­ция, внутренняя имитация (осно-
нантная рука труд, продуктивная ва образного мышления). Пони-
  деятельность мание прошлого, последователь-
      ности событий и причино-следст-
      венной связи

Таблица 8

Развитие у детей навыков крупной моторики

(П.Л. Жиянова, 2002)

 

Навыки Средний нормативный возраст, месяцы Диапазон появления навыка, месяцы
Переворачивается   С 2до 10
Сидит самостоятельно   С 5до 9
Ползает на животе   С 6до 11
Ползает на четвереньках   С 7до 13
Стоит   С 8до 16
Ходит   С 8до 18

Развитие у детей мелкой моторики и зрительно-двигательной координации

(П.Л. Жиянова, 2002)

Под мелкой моторикой здесь подразумевается работа мелких мышц рук. Развитие мелкой моторики происходит на базе развития крупной моторики, а развитие движений в свою очередь начинается с головы и идет от средней линии тела к периферии - развиваются движения плеча, затем предплечья, потом кисти и пальцев. Сначала развивается стабильность, затем мобильность. Важным этапом развития является билатеральная координация - использование двух рук одновременно - умение перекладывать предмет из одной руки в другую и умение одной рукой держать, а другой обследовать объект

Таблица 9



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: