МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
для направления подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»,
профиль подготовки – гражданско-правовой,
профиль подготовки – уголовно-правовой
форма обучения очная,заочная
Составитель: Завьялова Светлана Валерьевна, доцент кафедры юриспруденции
Петропавловск-Камчатский
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
№ редакции | Описание изменений | Автор | Дата вступления в действие |
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения 4
2. Планирование и организация самостоятельной работы 5
3. Методические рекомендации по выполнению отдельных видов работ 6
3.1. Работа с нормативными правовыми актами, материалами судебной
практики и литературой, аналитическая обработка текста 6
3.2. Подготовка к лекционным, семинарским (практическим) занятиям 7
3.3. Самостоятельное изучение отдельных тем курса 9
3.4. Подготовка письменных научно-исследовательских работ 9
3.5. Подготовка к зачету (экзамену) 16
4. Система контроля самостоятельной работы 17
4.1. Формы контроля и самоконтроля 17
4.2. Критерии оценивания устных ответов и письменных работ 18
Общие положения
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов направления подготовки 40.03.01 Юриспруденция профили подготовки – гражданско-правовой, уголовно-правовой подготовлены с учетом положений письма Министерства образования РФ от 27.11.2002 № 14-55-906 ин/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений» и Положения об организации самостоятельной работы студентов Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга (далее – КамГУ им. Витуса Беринга).
Целью методических рекомендаций является повышение эффективности учебного процесса, в котором студент становится активным субъектом единого целенаправленного процесса воспитания и обучения, что означает:
Ø осознание потенциальных возможностей, психологическую готовность и стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства;
Ø инициирование познавательной деятельность на основе внутренней мотивации;
Ø умение планировать и прогнозировать деятельность по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию способностей и опыта применения знаний в повседневной жизни;
Ø готовность мобилизовать усилия для приобретения знаний, умений, навыков и формирования компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций.
Самостоятельная подготовка выступает важной организационной формой индивидуального и группового обучения, а методом ее проведения является самостоятельная работа студентов над программным материалом. В связи с чем задача образовательной организации заключается не только в предоставлении обучающимся необходимого комплекса современных знаний, но и в привитии им умения и навыки выбирать из огромной массы информации то ценное, что потребуется для профессиональной деятельности, научить творчески мыслить и грамотно применять знания на практике, выработать постоянную потребность и стремление приобретать знания самостоятельно.
Способность человека к самостоятельному поиску информации, усвоение на ее основе профессиональных знаний, умение творчески использовать их в жизненных ситуациях – это воспитываемое качество личности. Оно формируется на протяжении всей жизни человека и особенно интенсивно в период обучения.
В современных условиях дидактические целисамостоятельной подготовки состоит в том чтобы:
· научить обучающихся учиться, т.е. самостоятельно добывать знания, формировать навыки и умения, необходимые в будущей профессиональной деятельности;
· повысить ответственность обучающихся за свою профессиональную подготовку, формирование личностных и профессионально-деловых качеств;
· развивать самостоятельность в планировании, организации и выполнении своей предстоящей служебной деятельности.
Достижение этих целей обеспечивается организацией в университете различных видов самостоятельной подготовки и многообразием методов самостоятельной работы студентов.
Целью самостоятельной работы является овладение в полном объеме фундаментальными знаниями, профессиональными умениями, навыками и компетенциями по профилю изучаемых дисциплин, опытом самостоятельной исследовательской деятельности. Самостоятельная работа воспитывает потребность в самообразовании, максимально развивает познавательные и творческие способности личности, ответственность и организованность, побуждает к научно-исследовательской работе.
Виды самостоятельной работы студентов:
Ø Репродуктивная самостоятельная работа: написание конспекта учебной лекции, изучение, осмысление, конспектирование учебной и монографической литературы, публикаций в периодической печати; аналитическая обработка текста (конспектирование, реферирование), составление плана и тезисов ответа в процессе подготовки к занятию и др.
Ø Познавательно-поисковая самостоятельная работа: работа в информационно-справочных (в т.ч. правовых) системах; работа с материалами правоприменительной практики, составление юридического словарика; подготовка сообщений, докладов, выступлений по вопросам семинарских занятий; написание словарных диктантов; написание рефератов, контрольных, курсовых работ, решение ситуационных задач и др.
Ø Творческая самостоятельная работа: написание научных статей, участие в научно-исследовательской работе, участие в студенческой научной конференции, подготовка дипломной работы и др.
Планирование и организация самостоятельной работы
Планирование и организация самостоятельной работы студентов осуществляется на основе определения научно-обоснованных нормативов времени на выполнение всех видов учебных заданий по учебному курсу. Методика организации самостоятельной работы зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов, отведенных на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы, индивидуальных качеств студентов и условий учебной деятельности. Правильная организация самостоятельной работы дает возможность обеспечить углубленное изучение курса.
Количество выделяемых на самостоятельную работу часов определяется учебным планом по каждой дисциплине отдельно и составляет в среднем не менее 50% времени общей трудоемкости дисциплины при очной форме обучения и до 90% времени общей трудоемкости дисциплины при заочной форме обучения. Общая трудоемкость дисциплины складывается из часов аудиторной и самостоятельной работы.
Объем планового времени на самостоятельную внеаудиторную работу определяется на основе учета общего лимита времени и не выходит за рамки 54-часовой учебной недели, включающей аудиторные и внеаудиторные виды учебной работы.
Объем времени в т.ч. самостоятельной работы по темам конкретного учебного курса доводится до сведения обучающихся в содержании тематического планирования по учебной дисциплине, отраженного в учебно-методических материалах для студентов на текущий учебный семестр, размещаемых в ЕАВИС.
Содержание самостоятельной работы, задания для самостоятельной работы по темам конкретного учебного курса, а также формы ее контроля, планы семинарских занятий, перечни основной, дополнительной литературы и Интернет ресурсов, перечни тем рефератов, контрольных, курсовых работ, примерных вопросов к зачету (экзамену) доводится до сведения обучающихся в содержании учебно-методических материалах для студентов на текущий учебный семестр, размещаемых в ЕАВИС.
Выполнение любого вида самостоятельной работы предполагает прохождение следующих этапов:
Ø установление объема времени по видам аудиторной и внеаудиторной работы;
Ø изучение методических рекомендаций по самостоятельной работе;
Ø определение цели самостоятельной работы;
Ø конкретизация познавательной (проблемной или практической) задачи;
Ø выбор оптимального способа решения задачи и достижения цели;
Ø выполнение самостоятельной работы;
Ø контроль со стороны преподавателя.
Методические рекомендации по выполнению отдельных видов работ