Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения




В механизме образования рыночного равновесия участвуют две группы экономических субъектов: потребители, формирующие рыночный спрос и производители, определяющие объем рыночного предложения.

 

       
 
 
   

 

 

 


Величина предложения зависит от цены, но на предложение влияют многие факторы (детерминанты).

 
 

 


Если допустить, что все факторы, кроме цены произведенного товара, неизменны, то функция предложения от цены имеет вид: Qs = f (P), где Qs – объем (величина) предложения, Р – цена товара.

Эта формула выражает существующую зависимость между изменением цены и изменением объема (величины) предложения, которая называется законом предложения.

 


1). Табличным: в виде таблицы (шкалы) предложения.

 

Цена Р (в у. е.) Величина предложения (в шт.)
   

2). Графическим: в виде кривой предложения. Для построения графика на оси абсцисс откладываются точки, характеризующие объем предложения, а на оси ординат цены.

3). Аналитическим:

Qs = a + b × Р – это линейная форма выражения функции предложения, где а и b – параметры связи цены и величины предложения, это экзогенные (внешние), неценовые факторы предложения. При изменении «а» происходит сдвиг кривой предложения; при изменении «b» меняется ее наклон.

Обратная функция предложения имеет следующий вид: Ps = g (Q)

Данная обратная зависимость также возрастающая, поскольку минимальная цена при производстве и продаже большего количества одного и того же товара всегда повышается из-за возрастания альтернативных издержек.

На примере линейной зависимости можно показать связь прямой и обратной функции предложении:

Qs = a + b×P; b×Ps = Q – a; Ps = () ×Q – a/b.

Кривая предложения показывает количество предлагаемого товара при каждом значении цены. При этом другие факторы, влияющие на предложение, остаются неизменными.

 


В экономическом смысле, если продавцы при одной и той же цене будут предлагать большее количество продукта, можно говорить об увеличении предложения. Если при той же цене продавцы предлагают меньшее количество продукта, можно говорить об уменьшении предложения.

 

.

 

               
   
При одной и той же цене Р0 кривая предложения смещается вниз и вправо при увеличении предложения и вверх и влево – при уменьшении предложения
 
 
 
   
Закон предложения не имеет универсального характера
 
   

 

 

 

       
 
Индивидуальное предложение рабочей силы на рынке труда
 
   

 


 

 

В текущем периоде, когда все используемые факторы производства фиксированы, кривая предложения имеет вертикальный вид, т. е. объем предложения при росте цены не меняется

 

В краткосрочном периоде использование некоторых факторов при росте цены может быть увеличено. Кривая предложения принимает свой обычный вид линии с положительным наклоном (наклон определяется коэффициентом b = Q; Qs = a + bP)

 

В долгосрочном периоде даже незначительное повышение цены вызывает существенный рост объема предложения, поскольку для производства данного товара будут использоваться ресурсы в возрастающих количествах

 
 

 


При анализе рыночной конъюнктуры различают рыночное и индивидуальное предложение. Рыночный объем предложения является агрегированной величиной и может быть получен путем суммирования объемов предложения отдельных производителей при всех возможных ценах. При этом предполагается неизменность всех прочих факторов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: