Комплексность предполагаемых антироссийских действий




Следует ожидать, что если Россия пойдет на обнуление ставки кредитования, то против нее будет предпринято не одно пропорциональное действие, а комплекс мер. В комбинированном применении мер внешнего воздействия и состоит теория современных сетевых войн. В войнах прежних эпох залогом успеха являлась концентрация сил на направлении главного удара. Новая тактика сравнивается с атакой роя пчел. Используется аллегория «роения». «Рой пчёл» атакует противника одновременно со всех сторон. «Пчелы» разрозненны, но действуют синхронно и подчинены общему замыслу. Государство, реагируя на каждый «укус», расходует несопоставимые ресурсы, и в конечном итоге оказывается ресурсно истощено. СССР в свое время оказался не готовым к применению такой тактики.

Очевидно будет продолжен и усилен курс Запада по использованию инструмента санкций. Санкции являются более приемлемым способом ведения межгосударственой борьбы в том случае, когда ведение борьбы вооруженными силами чревато рисками получения мощного ответного удара. Пока возможности такого удара со стороны России существуют предпочтение на Западе будет отдаваться средствам экономической и информационно-психологической борьбы. Использование санкционного механизма давно входит в арсенал тактических приемов США и шире – западного мира. «Страна, подвергнувшаяся бойкоту, близка к капитуляции, - давал пояснение в отношении эффективности механизма экономических санкций 28-й президент США Вудро Вильсон. -. Приложите экономические, мирные, тихие, смертельные меры, и в применении силы не будет необходимости. Это ужасное лекарство. От него никто не гибнет за пределами бойкотированного государства, но оно создает давление, которого, на мой взгляд, не может выдержать ни одна современная страна».

То, что санкционная политика будет применяться в отношении России при любой попытке усиления ее суверенных потенциалов свидетельствует ее применение на большей части протяженности российской истории. Исторический анализ показывает, что продолжительную часть своей истории Россия находилась под тем или иным пакетом санкций. Запреты на торговлю с московитами существовали еще во времена Ганзейского союза. Известны прецеденты применения санкций Британской империи и США против Российской империи. Советский Союз весь период своего существования находился под то усиливающимся, то ослабевающим санкционным давлением. Созданный в 1949 году Координационный комитет по экспортному контролю целевым образом решал задача недопущения поставок в СССР товаров стратегического характера. КОКОМ прекратил свое существование только в 1994 году. Принятая в 1974 году поправка к Закону о торговле США (поправка Джексона – Вэника), ограничивающая торговые связи со странами нарушающие права человека, была отменена в отношении России только в 2012 году. Санкции против РФ в связи с украинскими событиями являются в этом отношении преемственными к длительной антироссийской санкционной политике Запада. Отсюда и выстроенная исторически российская система жизнеобеспечения, в том числе, российская модель экономики, расходящаяся принципиально с либеральной теорией, определялась реалиями геоэкономической изоляции.

Дальнейшее применение санкций определяется не только их устойчивым применением в прошлом, но и широким распространением практики их применения в современном мире. Реконструкция мировой карты осуществления санкционной политики США и государств ЕС в конце XX - начале XXI века позволяет видеть, что под санкциями находились, или находится большая часть мира. Санкционная карта демонстрирует, что свободного рынка не существует, а экономические процессы политически управляемы. (Рис. 1).

Рис. 1. Страны мира, находившиеся в конце XX – начале XXI века под экономическими санкциями США и ЕС (1985-2015 гг.)

Однако санкции сами по себе, не подкрепленные успешной деятельностью по подрыву государственности противника изнутри, как правило, к успеху не приводят. В США были исследования, доказывающие их неэффективность в применении в качестве единственного средства воздействия. К такому выводу пришел, в частности, Роберт Пайп (Чикагский университет) в исследовании, опубликованном еще в 1997 году. «Санкции, - констатировал он анализ 115 случаев применения санкционной политики, - часто укрепляют готовность государств и обществ переносить тяжелые карательные меры и не отступать от национальных интересов». Санкции, введенные в свое время против Советской России, обернулись созданием в той собственных автаркийных инфраструктур и организацией экономического и военно-технологического прорыва. Не привели к низвержению режима Фиделя Кастро многолетние санкции США против Кубы, при том, что они, действительно, привели по многим параметрам к снижению там качества жизни. В 1989 г. после расстрелов на Тяньонмынь международные санкции были введены и против КНР. Отмена их произойдет только в конце 1990-х гг. Китай за это время не только не отступил политически, но, напротив, сумел выйти на сверхвысокие темпы экономического роста. Все это хорошо известно, описано западными аналитиками и, по-видимому, будет учтено при разработке политики в отношении России. Почти наверняка США и их союзники не ограничатся мерами санкционного характера. Санкции создают контекст ухудшения экономического и социального состояния, но политически будут иметь эффект только при создании внутри России соответствующих деятельных акторов оппозиции.

Намерение реализации революционного сценария в России не скрывалось уже и на этапе конфронтации 2014-2017 гг. Уже во внесенном в мае 2014 года в Конгресс США законопроекте номер 2277 «Акт о предотвращении агрессии со стороны России 2014» публично заявляется о трех направлениях воздействия – санкционном, военном и революционном. Помимо санкций в отношении российских организаций и частных лиц указывается на задачу наращивания антироссийских военных потенциалов в Европе и постсоветском пространстве. Особого внимания заслуживает идея осуществления «демократизации» России: «Пункт. 206. Поддержка Российской демократии и гражданского общества. Работа через неправительственные организации, для целей: (1) Улучшения демократического управления, прозрачности, ответственности, верховенство закона и борьбы против коррупции в Российской Федерации. (2) Усиление демократических институтов и организации политического и гражданского общества в Российской Федерации. (3) Расширить доступ в Интернет тому содержанию, который не проходит цензуру в России. (4) Расширить свободный и беспрепятственный доступ до независимых средств массовой информации, посредством увеличения участия Соединенных Штатов в телерадиовещании, помогать и защищать журналистам и активистам гражданского общества, кто действует в целях свободы слова… Госсекретарь должен увеличить усилия, непосредственно или через неправительственные организации, для улучшения демократического управления, прозрачности, ответственности, верховенство закона и усилия по противодействию коррупции в странах бывшего Советского Союза… Усилить демократические институты и организации политического и гражданского общества в странах бывшего Советского Союза…. Расширить свободный и беспрепятственный доступ до независимых средств массовой информации всех видов в странах бывшего Советского Союза, включая посредством увеличения поддерживаемыми правительством Соединенных Штатов телерадиовещанием, и помогать с защитой журналистов и активистов гражданского общества, которые действуют ради свободы слова… Выделение Грантов на тему связей с общественностью в странах бывшего Советского Союза».

Исторические примеры комбинированного применения тактики внешней блокады и тактики государственного переворота достаточно многочисленны. Примеры такого рода – комбинированная тактика применения санкций и действий политических оппозиционных сил внутри страны достигла успеха в борьбе против режимов: Ирана (введение санкций - 1951 г.), Лаоса (1956 г.), Шри-Ланки (1961 г.), Бразилии (1962 г. и 1977 г.), Родезии (1965 г.), Чили (1970 г.), ЮАР (1977 г.), Польши (1981 г.), Суринама (1982 г.), Сомали (1992 г.), Либерии (1992 г.), Сербии (1992 г.), Гаити (1994 г.), Анголы (1994 г.), Руанды (1994 г.), Мьянмы (1997 г. и 2003 г.), Судана (2007 г.), Кот дИвуара (2011 г.), Йемена (2012 г.) и др. Весь этот опыт говорит за то, что и санкции против России будут сочетаться с попыткой организации государственного переворота изнутри.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: