Один из них – метод повторения: прочитанный текст заучивается. Существенно, что простое повторение воздействует на память механически и поверхностно, полученные таким путем сведения легко забываются.
Наиболее эффективный методом выступает метод кодирования, в силу которого необходимо произвести ряд мыслительных операций: прокомментировать новые данные; оценить их значение; поставить вопросы; сопоставить полученные сведения с ранее известными. Для улучшения обработки информации важно устанавливать осмысленные связи, структурировать новые сведения.
Изучение источника требует ведения рабочих записей (в т.ч. глоссария). Форма записей может быть различной: простой или развернутый план, тезисы, цитаты, конспект.
Ø План – основа какой-либо письменной работы, определяющая последовательность изложения материала. Наиболее краткая и потому самая доступная формой записей содержания источника информации. План может быть простым и развернутым, отличие состоит в степени детализации содержания и в объеме.
Планирование содержания источника позволяет:
− наилучшим образом уяснить логику материала составляющего содержание источника, упрощает понимание главных моментов;
− быстро и глубоко проникнуть в сущность смыслового построения текста, обеспечить возможность свободной ориентации в его содержании;
− при повторном обращении к тексту источника – быстрее восстановить в памяти ранее прочитанное;
− отыскивать в источнике конкретные необходимые статьи, толкования (разъяснения), факты, цитаты и т.д.
Ø Выписки – небольшие фрагменты текста (неполные и полные предложения, отдельные абзацы, а также дословные и близкие к дословным записи об излагаемых в нем фактах), содержащие в себе квинтэссенцию содержания прочитанного.
Выписки представляют собой более сложную форму записей содержания исходного источника информации. Выписки – не что иное, как заимствования из текста. Выписки позволяют в концентрированной форме и с максимальной точностью воспроизвести наиболее важные моменты текста источника, статистические и иные сведения. В отдельных случаях — когда это оправданно с точки зрения продолжения работы над текстом – вполне допустимо заменять цитирование изложением, близким к дословному.
Одной из форм работы с источником, опосредующей сложную форму записей содержания исходного источника информации является формирование глоссария. Глоссарийявляется одной из наиболее удобных форм работы с терминами и понятиями изучаемого курса. Глоссарий может быть оформлен в виде свободных записей, однако целесообразно структурировать материал по разделам. Разделы могут дополняться впоследствии дополнительной полученной информацией, их сохранение даст возможность студенту более полно освоить курс.
Ø Тезисы – сжатое изложение содержания изученного материала в утвердительной форме. Отличие тезисов от выписок состоит в том, чтотезисам присуща более высокая степень концентрации материала. В тезисах отмечается преобладание выводов над общими рассуждениями;чаще всего тезисы записываются близко к оригинальному тексту, т.е. без использования прямого цитирования. Основное преимущество тезисов в их незаменимости для подготовки глубокой и всесторонней аргументации письменной работы любой сложности, а также для подготовки выступлений на защите, докладов и пр.
Ø Аннотирование – краткое изложение основного содержания исходного источника информации, дающее о нем обобщенное представление. К написанию аннотаций прибегают в тех случаях, когда необходимо оставить краткую запись с обобщающей характеристикой. Характерной особенностью аннотации наряду с краткостью и обобщенностью ее содержания является и то, что пишется аннотация всегда после того, как завершено ознакомление с содержанием исходного источника информации. Аннотация в крайне редких случаях содержит в себе небольшие выдержки оригинального текста.
Ø Резюме – краткая оценка содержания изученного источника, полученная, прежде всего, на основе содержащихся в нем выводов. Резюме сходно по своей сути с аннотацией. Однако, в отличие от последней, текст резюме концентрирует в себе данные не из основного содержания источника, а из его заключительной части, прежде всего, выводов. Как и в случае с аннотацией, резюме излагается в свободной форме – выдержки из оригинального текста в нем практически не встречаются.
Ø Конспект – сложная запись содержания текста источника, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему.
Для работы над конспектом следует:
− определить структуру конспектируемого материала, чему в значительной мере способствует письменное ведение плана по ходу изучения текста источника;
− в соответствии со структурой конспекта произвести отбор и последующую запись наиболее существенного содержания текста источника – в форме цитат или в изложении, близком к оригиналу;
− выполнить анализ записей и на его основе – дополнение записей собственными замечаниями, выводами, представлениями;
− завершить формулирование и запись выводов по каждой из частей текста источника, а также общих выводов.
Систематизация изученных источников позволяет повысить эффективность их анализа и обобщения. Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система сведений по существу исследуемого вопроса.
Необходимо из всего материала выделить существующие точки зрения на проблему, проанализировать их, сравнить, дать им оценку.
В записях и конспектах следует (необходимо) указывать названия источников, авторов, год издания, станицы или статьи.