31 октября 2017 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата еретик-экуменист лжм. Волоколамский Иларион посетил состоявшийся в Доме Пашкова в Москве торжественный прием в честь 500-летия Реформации.
В мероприятии участвовали представители христианских конфессий и традиционных религиозных общин России, государственной власти, дипломатического корпуса, общественные деятели. Русскую Православную Церковь на приеме также представляли секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов) и сотрудник ОВЦС Ф.В. Чэмпион.
С приветственным словом к собравшимся обратился еретик-экуменист лжм. Волоколамский Иларион:
Досточтимый Архиепископ Дитрих Брауэр!
Уважаемые участники торжественного приема!
От имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и от себя лично хотел бы сердечно поздравить (!!!) российских протестантов со знаменательной для них датой – 500-летием Реформации.
Скажу сразу: для нас, православных, эта дата – не повод радоваться и торжествовать, так же как нам не пришло бы в голову праздновать годовщину «великого раскола» 1054 года. Тогда мировое христианство разделилось на две части – восточную и западную. В 1517 году произошел еще один раскол – теперь уже внутри Западной церкви, когда от нее отделилась значительная группа верующих под предводительством Мартина Лютера.
Всякий раскол наносит урон христианскому единству, и всякая реформация, если она разделяет верующих на враждующие лагеря, противна духу Христова учения. Для многих стран Европы последствия Реформации были весьма плачевными: это и многочисленные человеческие жертвы, и поруганные святыни, и разбитые витражи, и низвергнутые статуи святых.
Однако сегодня не тот день, когда следует вспоминать трагические страницы истории. Сегодня уместно задуматься о том, что внесла протестантская традиция в сокровищницу мирового христианства и мировой культуры. И окажется, что ее вклад был и остается весьма значительным.
Многие современные православные и католики привыкли думать о себе как носителях церковной Традиции, а о протестантах — как о представителях либерального, облегченного, полуцерковного христианства. В эпоху Лютера дело обстояло совсем не так. Лютеранство исторически возникло как реакция на те недостатки средневековой Католической церкви, которые воспринимались как искажение первоначальной чистоты, строгости и ясности христианской веры и церковной практики.
Главным стремлением лютеран было возвратить христианство к тому, что они считали изначальной Традицией, восходящей к первым векам христианства. По многим причинам сделать это им не удалось. Но была огромная тяга к традиционному христианству, к истинному христианству (!!!), к тому христианству, которое, как считал Лютер и его последователи, было утрачено в средневековом католичестве. И лютеране создали свою традицию, которой строго придерживались на протяжении нескольких веков.
Для справки: Какова же эта традиция? Из творений свт. Игнатия Брянчанинова:
Лютер в одном из писем своих говорит: «Душа совершенно не участвует в тех сладострастных делах, которым предается тело; она ими нисколько не оскверняется». Лютер спросил однажды свою супругу, если можно назвать супружеством союз расстриженного монаха с расстриженною монахинею, почитает ли она себя святою? Когда Катарина отвечала, что она, будучи грешницею, не может почитать себя святою, Лютер воскликнул: «Вот! каково проклятое влияние папизма! Мы все верою — святы!»
Сочинения Лютера нестерпимы не только для благочестивого, но даже для благопристойного читателя. Они дышат самым грубым развратом и исступленным богохульством. Если учение его имело многих последователей, то причины сего в одних были личные, в других политические, в толпе — невежество.
Митрополит Иларион продолжает:
В лоне лютеранской традиции трудились выдающиеся богословы, чьими писаниями зачитывались и православные, и католики. Достаточно вспомнить о том, что одной из настольных книг святителя Тихона Задонского, жившего в XVIII веке, было «Истинное христианство» Иоганна Арндта (эта же книга стояла на почетном месте в домашней библиотеке Баха). О том, как высоко святитель Тихон ценил эту книгу, свидетельствует одно из его писем, где он советует: «После Библии прочитывать Арндта, а в прочие книги, как в гости, прогуливаться». В подражание Арндту святитель написал свой собственный труд – «Об истинном христианстве».
Христианство подвергалось гонениям, правда, далеко не столь массовым и кровавым, и в гитлеровской Германии. Одной из жертв этих гонений стал протестантский пастор Дитрих Бонхёффер, повешенный за месяц до окончания войны в нацистском концлагере Флоссенбург. Труды этого выдающегося богослова (!!!) ХХ века сегодня вдохновляют миллионы христиан разных конфессий.
Для СПРАВКИ: Краткое изложение того, во что верил и что исповедовал Бонхоффер, составленное по его сочинениям:
1. Он верил, что Бог учит нас, что мы должны жить как те, кто прекрасно может обойтись без Бога. Бог, Который с нами, это Бог, Который нас оставил. Бонхоффер также верил, что понятие о Боге, как о Верховном Существе, абсолютном в Его всесилии и благости, является ложной концепцией трансцендентности, и что необходимо отбросить, или устранить насколько возможно, Бога как рабочую гипотезу в области морали, политики и науки (Letters and Papers from Prison, S.C.M. Press edition, Great Britain: Fontana Books, 1953, pp. 122, 164, 360).
2. Он верил, что человечество настолько развилось, что более не нуждается в религии. Религия для Бонхоффера есть лишь фальшивое облачение подлинной веры, поэтому он предлагал создать безрелигиозное Христианство. Согласно Бонхофферу, принадлежность к Христианству определяется не верой, но делами, участием в страдании Бога в жизни мира сего (Letters and Papers from Prison, S.C.M. Press edition, Great Britain: Fontana Books, 1953, p. 163). Поздние сочинения Бонхоффера источником марксистского «богословия освобождения»…
3. Он отказывался обсуждать рождество Христово, Его отношение к Отцу, Его две природы и даже отношения двух природ. Бонхоффер твердо настаивал на том, что невозможно постичь объективную истину о Христе, как Боге или человеке (Christ the Center, pp. 30, 88, 100-101).
4. Он подвергал сомнению, а по сути отрицал, непорочное Рождение Христа от Девы Марии (The Cost of Discipleship, p. 215).
5. Он отрицал Божество Христа. Он отстаивал мысль о том, что Иисус Христос сегодня – это не реальная Личность, а соборное присутствие (Testimony to Freedom, pp. 75-76; Christ the Center, p. 58).
6. Он отрицал безгрешность человеческой природы Спасителя и также отрицал безгрешность Его поступков во время Его земной жизни (Christ the Center, pp. 108-109).
7. Он верил, что Христос существует в трех формах откровения – как Слово, как таинство и как церковь. Исходя из того, что Христос есть церковь, он приходил к тому, что все члены церкви идентичны со Христом (Christ the Center, p. 58; The Cost of Discipleship, p. 217). Это является пантеизмом.
8. Он верил, что Христианство не эксклюзивно, то есть Христос не является единственным путем к Богу (Testimony to Freedom, pp. 55-56).
9. Он был значительной фигурой в раннем экуменическом движении, что явствует из его контактов с «Всемирным Союзом для осуществления содружества народов через Церкви» (предшественником отступнического Мирового совета церквей (ВСЦ), с Union Theological Seminary и Виссерт-Хуфтом (который впоследствии стал первым генеральным секретарем ВСЦ) (Testimony to Freedom, pp. 22, 212, 568). Бонхоффер участвовал также в переговорах с католиками, что предвещало широкий экуменизм времени после II Ватиканского собора.
10. Он был сторонником теории эволюции (No Rusty Swords, p. 143), и верил, что книга Бытия наивна с научной точки зрения и полна мифов (Creation and Fall: A Theological Interpretation of Genesis 1-3).
11. Он придерживался «нео-православного» богословия и «нео-православной» терминологии в учении о спасении (Testimony to Freedom, p. 130)… отрицал личное спасение (Letters and Papers from Prison, Macmillan, p. 156).
12. Он крайне низко оценивал Ветхий Завет: вера Ветхого Завета — это не религия спасения (Letters and Papers from Prison, S.C.M. Press edition, Great Britain: Fontana Books, 1953, p. 112).
13. Он не верил в богодухновенность Писания, считая Библию лишь «свидетельством» о Слове Божием, которое становится Словом Божиим только, когда оно «говорит» отдельному человеку; в противном случае Писание остается лишь словами человеческими men (Testimony to Freedom, pp. 9, 104; Sanctorum Communio, p. 161). Для Бонхоффера Библия должна толковаться как свидетельство, а не как книга премудрости, книга учения, книга вечной истины (No Rusty Swords, p. 118). Он также верил в ценность гиперкритицизма (Christ the Center, pp. 73-74), который на самом деле является отрицанием безошибочной истинности и подлинности Библии.
14. Он не верил в воскресение Христа во плоти. Бонхоффер верил, что «историчность» Воскресения относится к области двусмысленности и является одним из «мифологических» элементов Христианства, который должен быть истолкован таким образом, чтобы религия не становилась предварительным условием веры. Он также верил, что вера в Воскресение не является решением проблемы смерти, и что чудеса и Вознесение Христово также являются «мифологическими концепциями» (Christ the Center, p. 112; Letters and Papers from Prison, S.C.M. Press edition, Great Britain: Fontana Books, 1953, pp. 93-94, 110).
— «Если вы считаете, что полезную для здоровья еду следует искать в помойном ведре, тогда можно поискать некие хорошие вещи в Бонхоффере, но если глупо и опасно ожидать, что здоровое питание находится в помойке, тогда Бонхоффера следует полностью отвергнуть и осудить как богохульство. Его сочинения – хуже мусора» (Dr. G. Archer Weniger. FBF Information Bulletin, May 1977, p. 12).
Митрополит Иларион продолжает:
Можно было бы привести много других примеров, свидетельствующих о значительном вкладе лютеран в общую сокровищницу христианского духовного и культурного наследия.
Сегодня протестантский мир переживает нелегкое время. Некоторые общины Севера и Запада встали на путь либерализации богословского и нравственного учения, объявили нормой то, что в Священном Писании обозначается как грех, ввели под влиянием секулярной идеологии ритуал «благословения» однополых союзов и многие другие новшества. Однако значительная часть протестантов – и к ней относится абсолютное большинство протестантских общин России – продолжает стоять на традиционных позициях в нравственных вопросах. И мы в Русской Православной Церкви очень надеемся на то, что эта позиция останется непоколебимой. Если уж следовать принципу «только Писание», то ему надо следовать во всем, в том числе и в тех вопросах, по которым современный секулярный мир занял иную позицию.
Дорогие друзья, будем помнить о том, что, несмотря на все наши разногласия, нас, православных и протестантов, объединяет вера в Иисуса Христа как Бога и Спасителя. Будем стараться в нашей повседневной жизни следовать Евангелию – тому завету, который Господь Иисус Христос оставил Своим ученикам на все времена.
«Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же», — говорит Священное Писание (Евр. 13:8). Времена меняются, мода меняется, различные философские и мировоззренческие течения возникают и исчезают, а Христос и Его учение остаются непреложными. И это та основа, на которой мы призваны строить свою жизнь и свое свидетельство.
Позвольте мне пожелать благословенных успехов всем российским протестантам, а нашему общему дому – многонациональной великой России – мира и процветания.
В качестве памятного дара председатель ОВЦС передал московской лютеранской общине свой шеститомный труд под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и учение».
В числе выступавших на мероприятии также были архиепископ Евангелическо-лютеранской церкви России Дитрих Брауэр, Чрезвычайный и Полномочный посол Федеративной Республики Германии в Российской Федерации Р. фон Фрич, Апостольский нунций в Российской Федерации архиепископ Челестино Мильоре, начальствующий епископ Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) С.В. Ряховский, председатель Духовного собрания мусульман России Альбир-хазрат Крганов, председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений И.Е. Дискин и другие.
https://vseeresi.com