Тема: Уровни и методы научного познания




НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Отличительные признаки:

ü Стремление к объективному знанию, т.е. изучение мира таким, какой он есть (вопреки господствующим взглядам того времени, Н. Коперник убедительно доказал, что Земля лишь одна из планет и все планеты вращаются вокруг Солнца)

ü Направленность на получения таких знаний, которые не только связаны с практическими нуждами современности, но и могут найти применение в будущем (Г. Герц открыл электромагнитные волны, на тот момент это открытие не получило широкого практического применения, лишь спустя десятилетия А.С. Попов, опираясь на эти исследования, изобрел радио)

ü Использование специальных средств и методов

ü Строгая доказательность, обоснованность полученных результатов

ü Результаты научного познания представлены в общепринятых формах научной деятельности – теориях, законах (Ньютон сформулировал закон всемирного тяготения и т.д.)

ü Научное знание требует специальной подготовки, определенных навыков

 

 


· наблюдение · гипотеза
· эксперимент · моделирование
  · теоретический анализ

Цель эмпирического уровня научного познания – сбор фактов

Цель теоретического уровня научного знания – осмысление полученных фактов, разработка теорий.

Часть 1

1. Создание новых фундаментальных научных теорий, опровергающих прежние представления, называется


1) научной революцией

2) технической революцией

3) социальным конфликтом

4) кризисом морали


2. Найдите в приведённом списке характеристики научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны

1) опирается на данные наблюдений

2) опирается на накопленный опыт

3) экспериментально и теоретически обосновывает выводы

4) использует метод рассуждений

5) отражают окружающую действительность

6) передаются из поколения в поколение

Ответ: ______________

3. Найдите в приведённом списке особенности научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны

1) соответствие цели и средств

2) очевидность для каждого

3) нацеленность на практический результат

4) доказательность

5) отражают окружающую действительность

6) предполагают проверку истинности полученных сведений

Ответ: _______

4. Научное познание, в отличие от других видов познавательной деятельности,

1) опирается на накопленный опыт

2) опирается на данные наблюдений

3) экспериментально и теоретически обосновывает выводы

4) использует метод рассуждений

5) теоретическое обоснование законов развития природы и общества

6) отражает художественное выражение отношения к миру

Ответ: ____________________

5. Что отличает науку от других отраслей духовной культуры?

1) отражение реальности в образах и символах

2) выражение субъективного отношения к миру

3) выявление сущности общественных и природных явлений

4) передаются из поколения в поколение

5) вера в существование сверхъестественных сил

6) предполагают проверку истинности полученных сведений

Ответ: ____________________

6. Институт растениеводства внедрил в практику сельскохозяйственных предприятий морозоустойчивые скороспелые сорта растений. Какую функцию науки иллюстрирует данная деятельность института?


1) мировоззренческую 2) познавательную 3) производственную 4) прогностическую


7. Какую функцию науки иллюстрирует исследование вредных для человека вирусов в целях разработки новых лекарственных препаратов?


1) просветительскую 2) мировоззренческую 3) социальную 4) культурную


8. Выберите верные суждения о науке и научном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Наука вырабатывает и теоретически систематизирует объективные знания о действительности.

2) Компонентом научного знания являются эстетические оценки социальных явлений.


3) Научное познание отличается от обыденного стремлением к максимальной объективности в описании изучаемых предметов и явлений.

4) Научное познание отличается от обыденного особым языком, используемым для описания изучаемых предметов и явлений.


5) На теоретическом уровне научного познания выявляются и формулируются общие признаки, тенденции, закономерности, законы.

6) На эмпирическом уровне научного познания используются методы наблюдения и экспериментальной проверки данных.

Ответ: ________________

9. Найдите в приведённом списке характеристики эмпирического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны

1) проведение наблюдений

2) абстрагирование от несущественных признаков

3) построение теории

4) выдвижение и обоснование гипотез

5) проведение эксперимента

6) создание модели развития Вселенной

Ответ: ________________

10. Что из перечисленного является результатом эмпирического уровня научного познания.

1) концепция информационного общества

2) прогнозы современных ученых о развитии мировой экономики

3) норманнская теория происхождения Российского государства

4) метеорологические наблюдения с помощью новых приборов

11. Вывод «Формами рационального познания являются понятия, суждения, умозаключения» является результатом


1) научного эксперимента 2) теоретического анализа

3) непосредственного наблюдения 4) обобщения повседневного опыта


12. Знания, полученные на эмпирическом уровне научного познания, принимают форму научных


1) проблем 2) гипотез 3) теорий 4) фактов


13. Положение «Восприятие является формой чувственного познания» – это


1) представление 2) научный закон 3) суждение 4) научная гипотеза


14. Вывод «Вода разлагается на водород и кислород» является результатом


1) наблюдения 2) эксперимента

3) моделирования 4) обобщения повседневного опыта


15. Установите соответствие между методами и уровнями научного познания (исследования): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

МЕТОДЫ УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (ИССЛЕДОВАНИЯ)
А) формирование закономерности 1) теоретический
Б) описание объекта 2) эмпирический
В) эксперимент  
Г) объяснение существующих взаимосвязей  
Д) наблюдение  

 

А Б В Г Д
         

16. Запишите слово, пропущенное в схеме

 
 

 


Ответ ________________________

17. Запишите слово, пропущенное в схеме

 

 


Ответ ________________________

18. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «наука».

1) Логичность; 2) субъективность; 3) системность; 4) обоснованность; 5) доказательность; 6) эмоциональность.

Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

Ответ____________

19. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам понятия «наука».

1) Творчество; 2) образность; 3) системность; 4) обоснованность; 5) эмоциональность; 6) доказательность.

Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:_________

20 Найдите в приведённом списке черты, присущие научному пониманию истинности знаний. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) знание, полученное в результате адекватного отражения объекта познающим субъектом

2) знание о предмете, выраженное в доступной форме

3) знание, соответствующее предмету изучения

4) знание о предмете, которое разделяет большинство людей

5) знание, воспроизводящее познаваемый объект таким, каким он существует независимо от человека, его сознания

6) знание, имеющее широкие возможности для распространения

Ответ __________________________

21. Французский физик Жозеф Луи Гей-Люссак описал зависимость объема постоянной массы газа от его температуры. По каким основаниям закон Гей-Люссака можно считать научным знанием? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) закон был признан авторитетными людьми

2) закон отражает зависимость, повторяющуюся при каждом новом измерении

3) закон был установлен в результате использования специального метода познания: обобщения данных наблюдений и эксперимента

4) закон выражен специальным языком математики с применением уловных обозначений объема и температуры газа

5) об открытии закона стало известно широкой аудитории

6) открытие закона произошло в ходе повседневной деятельности

Ответ: _________________________.

22. Теорема Пифагора - одна из основополагающих теорем Евклидовой геометрии, устанавливающая соотношение между сторонами прямоугольного треугольника. По каким основаниям её можно считать научным знанием? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Её открытие произошло на основе наблюдений.

2) Её истинность была установлена путём обобщения народной мудрости.

3) Для её описания использован метод теоретического объяснения.

4) Она изложена специальным языком математики.

5) Она сложна для самостоятельного изучения.

6) Для подтверждения её истинности предложено доказательство, опирающееся на опытно установленные данные.

Ответ: _________

23. Учёные изучают социальную структуру современного общества. Какие методы, отличающие научное познание от других видов познавательной деятельности, могут ими применяться?

1) моделирование процессов социальной дифференциации в условиях экономической неустойчивости

2) сбор статистических данных путём анкетирования

3) разработка и реализация комплекса мер государственной поддержки малоимущих семей

4) описание случаев социальной дифференциации населения

5) выдвижение и проверка гипотез о направлениях социальной политики по смягчению неравенства доходов

6) оценка фактов социального расслоения общества с позиций идеалов равенства и справедливости

Ответ: __________

24. Найдите в приведённом ниже списке признаки, отличающие научное познание от других видов познания, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) субъективный характер используемых суждений

2) доступная форма изложения

3) экспериментальная проверка результатов

4) опора на авторитет

5) взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней

6) разработка специального понятийного аппарата

Ответ _________________

25. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Научное познание; 2) фундаментальная теория; 3) общественные науки; 4) выдвижение гипотез; 5) учёное сообщество

Ответ: __________

Тема: Уровни и методы научного познания

1. Найдите в приведённом списке характеристики эмпирического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны

1) объяснение существующих взаимосвязей

2) проведение эксперимента

3) научное моделирование

4) обоснование гипотез

5) обобщение в форме теорий

6) описание предметов и явлений

Ответ: __________________

2. Найдите в приведённом списке характеристики эмпирического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны

1) наблюдение

2) сбор и первичная обработка фактов

3) создание идеальных моделей

4) отвлечение от второстепенного

5) выдвижение гипотез

6) формулирование законов

Ответ: __________________

3. Найдите в приведённом списке характеристики теоретического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны

1) объяснение изучаемых явлений

2) наблюдение отдельных фактов и явлений

3) проведение научного эксперимента

4) установление научных фактов

5) выдвижение гипотезы

Ответ: __________________

4. Найдите в приведённом списке характеристики эмпирического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны

1) выдвижение и обоснование гипотез

2) объяснение изучаемых фактов и явлений

3) фиксация обобщений в форме теорий

4) эмпирическое описание научных фактов

5) проведение наблюдений

6) осуществление эксперимента

Ответ: __________________

5. По заданию учителя биологии учащийся 10 класса К. выполнял домашнюю исследовательскую работу. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что К. в своем исследовании использовал эмпирические методы познания?

1) К. тщательно продумал и разработал план своего исследования.

2) К. высадил рассаду и вел ежедневное наблюдение за ней, фиксируя изменения в дневнике наблюдений.

3) К. прочитал ряд публикаций по теме исследования.

4) К. составил аннотированный список работ известного ученого по теме исследования.

5) К. провел эксперимент по влиянию уровня освящения на рост рассады

Ответ: __________________

6. Школьник на уроке сделал доклад о результатах проведенного им исследования по биологии. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что он в своем исследовании использовал не только эмпирические методы познания?

1) Школьник высадил рассаду на двух грядках.

2) Школьник проводил ежедневные замеры длины стебельков.

3) Школьник сравнивал длину стебельков на первой и второй грядках.

4) Школьник предложил свое объяснение результатов наблюдений.

5) Школьник выдвинул гипотезу исследования

6) Школьник установил цель исследования

Ответ: ______________

7. Учащийся осуществил индивидуальный исследовательский проект по социологии. Какой из приведенных фактов свидетельствует о том, что он использовал, помимо теоретических, также и эмпирические методы познания?

1) Учащийся выдвинул гипотезу своего исследования.

2) Учащийся сформулировал прогнозируемые результаты своего исследования.

3) Учащийся провел социологический опрос жителей микрорайона.

4) Учащийся провел наблюдения

5) Учащийся интерпретировал полученные факты на основе наблюдений и сформулировал выводы

Ответ: _______________

8. Запишите слово, пропущенное в таблице.

МЕТОД ПОЗНАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Наблюдение Целенаправленный процесс восприятия явлений окружающего мира, предметов действительности
  Выдвижение догадок, предположений для объяснения фактов, не укладывающихся в существующие теории

Ответ ____________

9. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ФУНКЦИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Описание Фиксирование результатов опыта (эксперимента или наблюдения) с помощью систем обозначения, принятых в науке
  Выдвижение предположений о будущих состояниях и тенденциях развития природы и общества

Ответ____________

10. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Методы познания

Наименование характеристика
эксперимент Исследование явлений действительности в контролируемых и управляемых (изменяемых) условиях
Целенаправленное восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение

Ответ__________________________________

 

11. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Методы познания

Наименование характеристика
  Исследование явлений действительности в контролируемых и управляемых (изменяемых) условиях
Выдвижение гипотез Выдвижение догадок, предположений, для объяснения фактов, не укладывающихся в старые теории.

Ответ _______________________________

 

12. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к методам познания.

1) Суждение; 2) выдвижение гипотез; 3) эксперимент; 4) измерение; 5) наблюдение; 6) восприятие.

Найдите и запишите цифры, под которыми указаны термины, выпадающие из этого ряда.

Ответ: ________________

13 Ниже приведён перечень примеров. Все они, за исключением двух, относятся к методам познания мира

1) наблюдение; 2) эксперимент; 3) умение; 4) построение гипотез; 5) создание теории; 6) стратификация.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

   

14. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к методам познания.

1) Суждение; 2) выдвижение гипотез; 3) эксперимент; 4) измерение; 5) наблюдение; 6) восприятие.

Найдите и запишите цифры, под которыми указаны термины, выпадающие из этого ряда.

Ответ: ________________

15. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют методы научного теоретического познания.

1) Систематизация полученных данных; 2) фиксация показателей приборов; 3) выдвижение гипотез; 4) проведение эксперимента; 5) построение системы аргументов; 6) разработка концепции.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

   

16. Установите соответствие между характерной чертой и уровнем научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
А) выдвижение и обоснование гипотез 1) теоретический
Б) формулирование научных законов 2) эмпирический
В) наблюдение изучаемых явлений  
Г) сбор опытных данных  

 

А Б В Г
       

17. Установите соответствие между методами и уровнями научного познания (исследования): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

МЕТОДЫ УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (ИССЛЕДОВАНИЯ)
А) наблюдение 1) теоретический
Б) описание объекта 2) эмпирический
В) эксперимент  
Г) формулирование закона  
Д) объяснение существующих взаимосвязей  

 

А Б В Г Д
         

18. Установите соответствие между признаками и уровнями научного познания (исследования): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРИЗНАКИ УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (ИССЛЕДОВАНИЯ)
А) доказательство положений 1) эмпирический
Б) сбор фактов 2) теоретический
В) описание наблюдаемых явлений  
Г) формулирование научной проблемы  
Д) выдвижение гипотез  

 

А Б В Г Д
         

19. Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
А) формулирование научных законов 1) теоретический
Б) объяснение сущности изучаемых явлений 2) эмпирический
В) выдвижение гипотез  
Г) наблюдение изучаемых явлений  
Д) проведение количественных измерений  

 

А Б В Г Д
         

20. Найдите в приведенном ниже списке характерные черты эмпирического уровня научного познания (исследования). Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сбор и первичное обобщение фактов

2) выдвижение и обоснование гипотез

3) анализ научных работ по исследуемой проблеме

4) описание наблюдаемых данных

5) проведение эксперимента

6) обобщение полученных данных

Ответ: _________________________.

21. Найдите в приведённом ниже списке характеристики эмпирического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) непосредственное наблюдение отдельных фактов и явлений

2) выдвижение и обоснование гипотез

3) фиксация обобщений в виде законов

4) получение количественных данных об изучаемом объекте

5) разработка научных теорий

6) объяснение существующих взаимосвязей

Ответ: __________

22. Найдите в приведённом ниже списке методы эмпирического уровня научного познания (исследования). Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) наблюдение

2) описание предметов и явлений

3) научное моделирование

4) сбор и первичная обработка фактов

5) обобщение данных

6) выдвижение гипотез

Ответ____________

23. Найдите в приведённом ниже списке методы эмпирического уровня научного познания (исследования). Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) наблюдение

2) описание предметов и явлений

3) научное моделирование

4) сбор и первичная обработка фактов

5) обобщение данных

6) выдвижение гипотез

Ответ____________

24. Найдите в приведённом ниже списке характеристики теоретического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) проведение контрольных измерений

2) выдвижение и обоснование гипотез

3) создание логической модели изучаемого объекта

4) описание изучаемых явлений

5) проведение научного эксперимента

6) объяснение существующих взаимосвязей

Ответ ______________

25. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) организация наблюдений 2) проведение экспериментов 3) применение методов 4) построение теорий 5) выдвижение гипотез

Ответ: __________

26. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Компьютерное моделирование; 2) научное наблюдение; 3) социальный эксперимент; 4) историческая аналогия; 5) метод познания.

Ответ:_________________

 

Часть 2

Прочитайте текст и ответьте на вопросы С1-С4

Наблюдение собирает факты; размышление их комбинирует; опыт проверяет результаты комбинаций. Необходимо, чтобы наблюдение природы было постоянным, размышление – глубоким, а опыт – точным. Эти средства редко оказываются соединенными. Вот почему творческих умов не так много <…>

Почему же у нас так мало достоверных знаний? <…> в одних случаях вовсе не изучалось то, что надлежало знать, в других случаях в исследованиях не было ни отбора, ни плана, ни цели, ни метода; без конца нагромождали слова, а знание вещей отставало <…>

Каковы бы ни были факты, они составляют подлинное богатство философа. Но один из предрассудков рациональной философии заключается в убеждении, будто тот, кто не может сосчитать своих денег, никогда не будет богаче того, у кого только один экю. К несчастью, рациональная философия главным образом сопоставляет и связывает факты, имеющиеся в ее распоряжении, и гораздо меньше внимания уделяет тому, чтобы собирать новые факты.

Собирать и связывать факты – два очень трудных занятия; поэтому философы и распределили их между собой. Одни посвящают свою жизнь собиранию материалов – это полезная и трудоемкая работа; другие, гордые зодчие, спешат их использовать. Но время доныне опрокидывало почти все сооружения рациональной философии.

Мы выделили два вида философии: философию экспериментальную и рациональную. У одной глаза завязаны, она всегда идет ощупью, берется за все, что попадает ей под руку, и в конце концов натыкается на драгоценные вещи. Другая собирает этот драгоценный материал и старается разжечь из него факел; но до настоящего времени этот мнимый факел служил ей хуже, чем ее сопернице поиски наощупь; это и не

удивительно. Опыт бесконечно умножает свои поиски и действует непрерывно; он неизменно ищет явления, в то время как разум ищет аналогии. Экспериментальная философия не знает ни того, что ей попадется, ни того, что получится из ее работы; но она работает без устали. Наоборот, рациональная философия взвешивает возможности, выносит суждения и умолкает; она самоуверенно заявляет: «свет нельзя разложить»; экспериментальная философия прислушивается к ней и молчит целые века, затем она вдруг показывает призму и говорит: «свет разложим».

(Д. Дидро)

С1. О каких трех средствах познания говорит автор? Как он характеризует роль каждого из них?

С2. Какие причины недостаточного количества достоверных знаний выделяет автор? Назовите три причины.

С3. Д. Дидро поднимает важный для научной мысли XVIII в. вопрос о соотношении экспериментальной и рациональной философии. В чем состоит подход автора к этому вопросу? Сформулируйте три положения, отражающие этот подход.

С4. Объясните смысл высказывания Д. Дидро о том, что факты «составляют подлинное богатство философа». Предположите, какие условия необходимы для того, чтобы на основе фактов были получены объективные знания. (Назовите любые два условия.)

 

Эмпирическое познание.

Сложность структуры познавательной деятельности обусловлена так же тем, что в настоящее время более сложным, чем оно мыслилось ранее, представляется и слой эмпирического познания, где в едином процессе взаимодействуют чувственные формы отражения, приборно-практические средства познания и абстрактно-логические средства анализа. …

Долгое время в науке господствовала эмпирическая традиция (развиваемая как материалистами, так и идеалистами), предполагавшая, что источником научных знаний являются только чувственные данные… Еще и сейчас приходится доказывать, что эмпирическое познание не является чисто чувственным, а предполагает использование рациональных приемов исследования. …

На исходной ступени эмпирического познания исследователь, опираясь на имеющиеся знания и теоретические представления, проводит опыты и фиксирует результаты отдельных наблюдений. Однако разрозненные данные, полученные в этой стадии исследования, сами по себе не являются фактами науки. В них могут содержаться ошибки, связанные с отклонениями в работе органов чувств человека, неправильными показаниями приборов, с некорректной постановкой опытов, неверной интерпретацией и т.д. Иначе говоря, исходные данные (которые в прошлом как раз и воспринимались в качестве фактов) могут содержать какие-то случайные, ошибочные элементы и субъективные напластования. Для того чтобы они получили значение научных фактов, их необходимо очистить от подобного ряда элементов, выделив то, что характеризует само объективное явление… проверяются и перепроверяются результаты опытов, собираются недостающие сведения, осуществляются дополнительные эксперименты. Исходные данные, полученные в результате целой серии опытов и наблюдений, подвергаются … обобщению, классификации, типологизации, установлению эмпирических зависимостей и регулярностей, статистической обработке, подвергаются объяснению и интерпретации. С помощью этих средств удается максимально объективно описать явления действительности, выразить их в форме фактического знания.

(А.Н. Елсуков)

1. Какие три составляющих представлены, по мнению автора, в эмпирическом познании?

2. Какие абстрактно-логические средства, по мнению автора, позволяют максимально объективно описать явления действительности, выразить их в форме фактического знания? Назовите 5 любых средств.

3. Автор считает, что результаты отдельных наблюдений сами по себе не являются фактами науки. Найдите в тексте три объяснения этого утверждения.

4. Автор указывает, что долгое время в науке господствовала эмпирическая традиция. Напишите, как называю философов, придерживающихся иной позиции и укажите любые две особенности их подхода к решению вопроса о познании мира.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: