Форма правления Российской Федерации




По тому, как строятся высшие органы власти – являются ли они единоличными или коллегиальными, наследственными или выборными – в теории государственного права принято различать монархические и республиканские формы правления.

Россия согласно Конституции - государство с республиканской формой правления. Однако в Конституции не устанавливается, к какой разновидности республики относится Российская Федерация – парламентской или президентской. Вместе с тем, конституционные характеристики статуса Президента Российской Федерации дают основания говорить о том, что в Российской Федерации предпочтение отдано президентской форме правления. В конкретных условиях нашей страны более предпочтительной оказалась именно такая форма правления, которая призвана, с одной стороны, обеспечить сбалансированный характер взаимоотношений между законодательной и исполнительной властью, а с другой – сильную исполнительную власть.

Президент РФ может быть отнесен к самостоятельному виду органов государственной власти.

По действующей Конституции Президент Российской Федерации уже не глава исполнительной власти, как это было по Конституции 1978 г. с изменениями 1989-1991 гг., и, следовательно, он не руководит деятельностью Правительства и не несет прямой ответственности за политику и действия исполнительной власти. Президент и исполнительная власть отделяются, а это значит, что сделан шаг в сторону от американской модели президентской республики, которая предполагает тесную связь этих ветвей власти. Особенность президентской власти в России в том, что она становится доминирующей в схеме разделения властей, в определенной степени первичной и по отношению к законодательной, и исполнительной, и судебной.

Таким образом, Россия является президентской республикой со своими специфическими особенностями. Можно говорить о том, что в России установлена так называемая полупрезидентская или суперпрезидентская республика.

Политический режим Российской Федерации.

Политический режим относится к внутренней стороне формы государства и характеризуется: во-первых, совокупностью приемов и методов осуществления государственной власти и, во-вторых, определенными структурными особенностями самого государственного аппарата. Политическим режимом обуславливается присущий тому или иному периоду жизни страны порядок политических отношений, степень политической свободы, образ правления. Это, по сути, функциональная характеристика власти. Она не может не отражаться на правовых формах государства и его отношениях с обществом и отдельным человеком, урегулированных, прежде всего, государственным правом.

Согласно ст. 1 Конституции Российской Федерации 1993 года: “Российская Федерация – Россия есть демократическое правовое государство с республиканской формой правления”.

Демократический политический режим в Российской Федерации характеризуется следующими особенностями:

во-первых, демократический режим Российской Федерации раскрывается в таких основах конституционного строя как народовластие, а формой его реализации выступает республиканское правление с разделением и взаимодействием властей, развитой системой народного представительства и различных форм непосредственной демократии;

во-вторых, демократический режим Российской Федерации находит своё выражение и в том, что в ней человек, его права и свободы провозглашаются (объявляются) высшей ценностью. При чем, Конституция устанавливает, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства;

в-третьих, демократия в России осуществляется на основе принципа идеологического и политического многообразия. Этот принцип исключает возможность существования в стране государственной или иной обязательной идеологии. При этом принцип идеологического и политического многообразия означает также создание возможностей оказывать влияние на политические процессы теми социально-политическими или иными организациями, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции Российской Федерации;

в-четвертых, к числу важнейших проявлений демократизма российского государства относится наличие местного самоуправления и различных форм непосредственной демократии на федеральном, региональном и местном уровнях, которые распространяются не только на территориальные сообщества, но и на национальные образования, места проживания малочисленных народов России.

Таким образом, демократический режим российского государства в юридическом аспекте представляет собой механизм выявления и реализации воли большинства народа; это – механизм, в котором или с помощью которого выявленная воля не искажается, не извращается в интересах меньшинства, а в целом соответствует интересам, подавляющего большинства общества.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: