Перевод осуществлен по заказу ИА «Wasat Media»




«Wasat Media»

 

1437 г.х.

Лекция № 1

______________________________________

С именем Аллаха, Милостивого, Милующего! Хвала Аллаху, Господу миров. Да благословит Аллах и приветствует нашего Пророка Мухаммада, а также его род и всех сподвижников.

А затем:

Имам 'Абдур-Рахман ибн Насыр ас-Са'ди, да помилует его Аллах, в своей книге «Усулуль-'Акидид-Динийя» сказал: «Хвала Аллаху, Господу миров. Да благословит Аллах Мухаммада, его род, его сподвижников и последователей до Судного Дня.

А затем:

Это - очень краткий труд об основах религиозных убеждений, и великих и важных основах, в котором мы ограничились простым упоминанием, без подробностей и доказательств. Точнее, все это можно будет назвать оглавлением, с упоминанием основ для того, чтобы можно было понять положение, занимаемое ими в религии. Те, кто хотят подробностей и доказательств, могут поискать их в соответствующих источниках. Если Аллах облегчит и даст мне время, то я напишу об этом более подробно и упомяну все соответствующие доказательства».

Мир вам, милость Аллаха и Его благословение.

Хвала Аллаху, Господу миров. Да благословит Аллах и приветствует Своего раба и посланника, нашего Пророка Мухаммада, имама прямого пути, ведущего других ведомых к довольству Аллаха (Велик Он и Возвышен) и вечному наслаждению; а также его род, сподвижников и тех, кто последовал за ними благим образом.

А затем:

Автор (Да помилует его Аллах) говорит: «Это – очень краткий труд об основах религиозных убеждений». Отсюда мы понимаем, что у убеждений есть основы и ответвления. От основ ответвляются множество других вопросов, и в этих вопросах бывают разногласия среди ученых. Что касается основ, то в них нет разногласий, так как они утверждены Книгой(Кораном) и Сунной.

Но прежде чем начать разговор об этой теме, я хочу напомнить об одной вещи, которую я увидел в намазе. Получающие знания должны быть примером для людей. Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) говорит: «Имам поставлен для того, чтобы за ним следовали; когда он произнесет такбир, то и вы произносите его; если он читает, то молчите». Я же видел, что многие люди совершают движения вместе с имамом: когда он совершает руку', то они совершают вместе с ним. Имам должен быть имамом, поэтому, когда он совершает руку' и он сказал свои слова, только тогда за ним нужно последовать, иначе это не называется следованием. Повторение всех действий имама вместе с ним запрещено, а совершение действий до него - портит намаз и так же запрещено. Сегодня, если ты скажешь человеку: «Когда человек молится, не говори с ним». Будешь ли ты говорить с ним, если он молится, или подождешь, пока он закончит?! То же самое со словами: «Когда он произнесет такбир, то и вы произнесите его»,– то есть, произнесите, когда он закончит говорить. Сподвижники говорили, что когда Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) произносил такбир и утверждался на месте, то есть, когда он заканчивал произносить такбир для руку' и останавливался в таком положении, они начинали делать то же самое. Так должно быть во всех движениях в намазе. Положение намаза очень важно, поэтому человек должен уделять ему внимание больше, чем уделяет внимание другим, мирским деяниям. Намаз – это одна из основ. Намаз – основа религии.

Автор (Да помилует его Аллах) сказал: «Это – очень краткий труд». Сокращение труда означает ограничение на упоминании только самых важных аспектах темы, без упоминания подробностей и тому подобного. Он говорит: «…об основах религиозных убеждений». Убеждения («'акаид») – множественное число от слова убеждение («'акыйда»), но убеждения Ислама едины и неразделимы. Автор под упоминанием слова в множественном числе имеет в виду, что убеждения состоят из множества вопросов. Именно поэтому автор перечислил эти вопросы сказав, что это первая основа, это вторая и так далее.

Автор говорит: «…и великих и важных основах». Основа – это то, к чему возвращается все остальное, и эти основы извлечены из Книги(Корана) и Сунны.

Всем известно, к чему Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и его братья-посланники призывали в первую очередь: К поклонению одному Аллаху. Это – основа, а все остальное является его доказательством, как об этом еще будет сказано. Он говорил людям: «Скажите, что нет иного божества, кроме Аллаха», – а его посланники говорили своим общинам то, что Аллах рассказал нам в Своей Книге. «Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества (достойного поклонения), кроме Него» (7:59). Это и есть смысл слов «Нет божества (достойного поклонения), кроме Аллаха». Слова «поклоняйтесь Аллаху» выражают смысл слов «кроме Аллаха», а слова «ибо нет у вас другого божества (достойного поклонения), кроме Него» выражают смысл слов «нет иного божества (достойного поклонения)». Это очень важно, так как счастье, и, спасение от несчастья и наказания упирается в познание этого и совершение деяний в соответствии с этим. Одного знания недостаточно: Деяния также обязательны; ведь знания без деяний могут обернуться для человека большим наказанием, чем если бы он вообще не знал.

Автор говорит: «…котором мы ограничились простым упоминанием без подробностей». Здесь подтверждаются его слова о том, что это – краткий труд. Далее: «…и доказательств». Известно, что эти доказательства должны быть извлечены только из Книги Аллаха и Сунны Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует). Что касается разума и логики, то они должны быть ограничены доказательствами Книги(Корана) и Сунны, так как разум не может в одиночку познать Аллаха, Велик Он и возвышен, Его имен и атрибутов. Это потому, что Аллах, Велик Он и возвышен, скрыт. Аллах, Велик Он и возвышен, сказал: «…которые веруют в сокровенное» (2:3), – то есть верят в Аллаха и в сообщения о сокровенном. Он скрыт (Велик Он и Возвышен) поэтому о Нем должны быть сообщения, и никто не может рассказать о Нем более правдиво, чем Он сам (Возвышен Он и Свят) а затем – Его посланники. Других путей не существует. Второе – это то, что Аллаху (Велик Он и Возвышен) никто не подобен, чтобы можно было бы сравнить их. Поэтому дверь к знаниям об Аллахе закрыта, кроме Его собственных слов, дел и того, с чем пришли посланники. Среди Его деяний есть те, что мы видим собственными глазами. Например, создание небес и земли, гор и людей, изменение окружающего мира в ветрах, облаках, дождях, умерщвлении, жизни, наставлении, заблуждении и так далее. Все это – доказательства, которыми мы должны следовать в соответствии с Книгой нашего Господа и Сунной Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует). Поэтому те, кто делает источником основ (которые они называют аргументами) свои разумы, впали в далекое заблуждение. Они не встали на прямой путь и только утомили себя, так как выдумали очень сложные вещи, которые заставили их разумы напрячься. При этом самое большее, чего они достигли – это то, что они узнали о существовании Аллаха, а об этом знали даже многобожники еще в древние времена, и никто не сомневался в этом, кроме высокомерных и упрямых людей, а упрямого и высокомерного можно исправить только мечом, после разъяснения. Поэтому следование всему, что сказала Аллах и Его Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) об этом и обо всем другом - обязательно, а иначе человек заблудится. А раб слаб, если его не направить, и если он не подчинится наставлению, то шайтан будет делать с ним все, что хочет. Поэтому автор говорит: «…и доказательств», – ведь доказательства из Книги(Корана) и Сунны известны всем и очевидны, так как они основаны на наблюдаемых нами вещах, и в них нет разногласий ни среди ученых, ни среди невежд. Люди должны только лишь обращать к этим вещам свои взгляды и мышления, но многие люди забывают об этом. Самое великое творение – это небеса; затем следует Земля, на которой мы живем. Всем известно, что у творений есть Творец, и это обязательно. Ничто не создало само себя, и ничто не создано подобным себе: это невозможно. Поэтому у всякого творения обязательно есть Творец. У следа всегда есть тот, кто его оставил. В этом нет никаких разногласий среди разумных. Знание об этом заложено Аллахом (Велик Он и Возвышен) во всех творениях, без исключений. Если кто-либо ударит ребенка и он заплачет, и если затем ему сказать: «Замолчи, тебя никто не бил!»,– то, естественно, он не успокоится. Это невозможно. У удара всегда есть тот, кто его совершил; и ребенок, отлично понимая это, обязательно захочет отомстить ударившему. Итак, у следа всегда есть тот, кто его оставил, поэтому творения, которые мы видим, сделаны Аллахом доказательствами того, чтобы мы обязаны поклоняться Ему. Аллах (Велик Он и Возвышен) говорит: «О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, - быть может, вы устрашитесь.» (2:21). «Который сотворил вас и тех, кто был до вас», – то есть, Он сотворил все. Творец – это Тот, кому следует поклоняться. Он говорит многобожникам: «Покажите мне, какую часть земли они сотворили?» (46:4) Сотворили ли они что-нибудь?! Поэтому у многобожника нет никаких оправданий и никаких доказательств того. Он всего лишь следует тем, что были до него, а слепое следование приносит только заблуждение. Если ты спросишь тех, кто поклоняется кому-либо помимо Аллаха, например, могилам, деревьям, камням, Солнцу, Луне, звездам, ангелам, посланникам, праведникам и другим: «Где твои доказательства? Почему ты им поклоняешься?», – то он не сможет привести ни одного доказательства. Он либо расскажет что-нибудь ложное, либо попытается оправдаться слепым следованием. Такие доказательства не убедят даже ребенка, если у него есть разум. Если человек совершит ширк, то попадет в Огонь (если умрет на этом деянии), и в этом нет никаких ограничений или условий. Это произойдёт вне зависимости от того, приходил ли к нему посланник или нет. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) поведал, что многобожники, умершие до того, как он был отправлен, также будут в Огне. Однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к ним и сказал: «Спрашивайте меня», – как будто бы желая научить их тому, чтобы они интересовались и спрашивали у него. Тут один мужчина встал и спросил: «Где мой отец?» Он сказал: «Твой отец в Огне», – хотя он умер до пришествия Пророка. Тогда он удивился и ушел, хотя он сам спросил о вещи, о которой не должен спрашивать. Тогда Пророк позвал его: «Иди сюда. Мой и твой отцы в Огне. Когда будешь проходить мимо какой-либо могилы многобожника, скажи ему: «Я – посланник Посланника Аллаха к тебе: возрадуйся Огню!» Этот мужчина затем сказал: «Это был слишком сложный приказ». Это приказ! «Когда будешь проходить мимо какой-либо могилы многобожника, скажи ему: «Я – посланник Посланника Аллаха к тебе: возрадуйся Огню!» Пророка также спрашивали о некоторых конкретных людях, как 'АбдуЛлах ибн Джуд'ан, который был очень щедрым, и говорили, что он освободил тысячу рабов. У него даже было блюдо, которое он давал тем, кто ехал верхом, и чтобы они не спускались, он подавал им его. Он говорил своим слугам: «Те, кто приведут гостей, свободны». 'Аиша спросила Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) об этом человеке, и Он (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Он в Огне, так как он никогда не говорил: «О Господи, прости мне мои грехи в Судный День», – то есть, он не поклонялся одному Аллаху. Что касается слов Аллаха (Велик Он и Возвышен): «Мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланника» (17:15), – то, как заявило большинство толкователей, то здесь говорится о наказании в этом мире, как наказания народа Нуха, Худа, Салиха и так далее. То есть, к народу не придет наказание, которое истребит их, пока к ним не придет посланник. Что касается многобожия, то у них нет никакого оправдания, так как Аллах сотворил их, и этого достаточно. Творец – это тот, кому ты должен поклоняться. «Неужели они были сотворены сами по себе? Или же они сами являются творцами?» (52:35) Они не созданы сами по себе и не сотворили сами себя. Итак, у них обязательно должен быть Творец – Аллах. Суть всего сказанного в том, что мы должны извлекать все наши убеждения из Книги нашего Творца (Велик Он и Возвышен) и из объяснений Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) которому Аллах (Велик Он и Возвышен) приказал разъяснять нам то, что нам ниспослано. Он разъяснил его и прояснил для нас, поэтому ни у кого нет никакого оправдания, чтобы противоречить ему.

Автор говорит: «Точнее, все это можно будет назвать оглавлением с упоминанием основ для того». Он говорит, что изложенные им вопросы настолько кратки, что их можно назвать обычным оглавлением. У человека должно быть желание и стремление – не простое стремление к знаниям, а стремление получить что-то для себя. Человек должен желать это именно для себя, так как он не сможет спастись от наказания Аллаха, если не последует за Посланником Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) и не узнает то, с чем Он пришел. Без этого человек погибнет и будет наказан в этом и в том мире. В этом мире многие люди не чувствуют наказания, но, на самом деле, они пребывают в наказании, но явное наказание начинается при смерти. Аллах (Велик Он и Возвышен) говорит: «Если бы ты видел беззаконников, когда они оказываются в предсмертной агонии, и ангелы простирают к ним свои руки…»; как они простирают свои руки? Они бьют их по лицам и спинам: «Отдайте свои души! Сегодня вам воздадут унизительными мучениями» (6:93). Души – то есть то, что в ваших телах. Они будут наказывать их, когда те будут лежать на кроватях среди своих семей, у себя дома, в больницах, и в любом другом месте. Еще до того, как душа выйдет, наказание начнется. После того, как душа покинет тело, наказание станет еще суровее, еще мучительнее и еще продолжительнее, и это будет продолжаться вечно, а одно наказание сменится для них другим, просим у Аллаха безопасности и благополучия. Это потому, что наш Господь Велик Он и Возвышен) сотворил нас, поместил в нас разум и способность мыслить и окружил нас знамениями сверху, снизу, слева, справа и со всех сторон. Знамения, которые окружают тебя со всех сторон, которые ты видишь, указывают тебе на то, что ты должен поклоняться Аллаху (Велик Он и Возвышен). Если ты не сделаешь этого, то ты – грешник и заслуживаешь наказания.

Далее: «Те, кто хотят подробностей и доказательств…» Одна из самых важных вещей – это то, что человек должен знать, что является его целью в этой жизни. Какова цель человека в этой жизни?! Его целью не должна быть еда, питье, игры, веселье и выполнение желаний, которые свойственны даже собакам и скотине. Превосходство человека не в этом. Один ученый – ат-Тыйби (Да помилует его Аллах) – в своих комментариях к «аль-Мишкат» сказал: «Если бы мы не знали о смерти, то каждый из нас умирал бы в печали; но когда мы ее вспоминаем, то успокаиваемся», – так как у такого человека есть стойкая вера и непоколебимая убежденность в том, что если он умрет с верой, то обретет счастье. Поэтому он говорит: «Мы рады смерти», – а иначе наша жизнь превращается в жизнь животных. Просим у Аллаха безопасности. Такой человек привязывается к этому миру и не хочет покидать его. Но плодом знаний и веры - является как раз обратное: Он станет желать то, что у Аллаха; то, что у Аллаха - будет для него более желаемо, чем то, что у него в руках, и он будет верить в это больше, чем в то, что у него есть.

Автор (Да помилует его Аллах) далее говорит и дает обещание: «Если Аллах облегчит и даст мне время, то я напишу об этом более подробно и упомяну все соответствующие доказательства». Подробности этого, в первую очередь, содержатся в книге Аллаха в самом ясном виде. Доказательства этого содержатся в Книге(Коране) и Сунне, а также в творениях. «Воистину, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в кораблях, которые плывут по морю с тем, что приносит пользу людям, в воде, которую Аллах ниспослал с неба и посредством которой Он оживил мертвую землю и расселил на ней всевозможных животных, в смене ветров, в облаке, подчиненном между небом и землей, заключены знамения для людей разумеющих» (2:164). «…знамения для людей разумеющих», – то есть, не для животных, так как животные не разумеют. Аллах сделал разум опорой и основой обязательств. Посредством него он может понять, что он сотворен, что он сотворен Аллахом, поэтому он должен опираться на эти вещи и поклоняться Аллаху (Велик Он и Возвышен).

«Автор (Да помилует его Аллах) сказал: «Первая основа – это единобожие. Вот границы этого термина, объединяющие в себе все свои виды: вера и убеждение в том, что Аллах единственен в обладании совершенными атрибутами и в том, что Он один достоин того, чтобы Ему поклонялись».

Это предложение нуждается в подробном толковании. Границы – это определение, которое объединяет все нужное и отсекает все лишнее. «Вот границы этого термина, объединяющие в себе все свои виды». Слово «Таухид» образовано от «Вахда» и указывает на то, что Аллах – Един: Он един в Своей сущности (Возвышен Он и Свят) нет никого подобного Ему. Также Он един в Своих качествах (Велик Он и Возвышен). Он един в Своих действиях, хотя действия входят в число атрибутов. Он един в Своем праве, вменённом рабам в обязанность. Это – виды единобожия. Их называют "единством Аллаха в господстве", в именах и атрибутах, и в поклонении. Эти три вида крайне очевидны, в первую очередь, в арабском языке, на котором ниспослана Книга Аллаха, и, во вторую очередь, ясны после изучения Речи Аллаха и того, с чем пришли посланники. Невежды, которые держатся за ширк и хотят, чтобы у них было доказательство этого, начинают отрицать разделение единобожия и говорят, что это – нововведение. Они говорят: «Приведите доказательство того, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что единобожие делится на три вида, или Аллах сказал, что единобожие делится на три вида, или сподвижники сказали об этом. У вас нет доказательств». Мы же говорим им, что разделение подобных вещей на части всем понятно, и никто не говорит о подобных очевидных вещах. Очевидные вещи не нуждаются в определении. Если тебе скажут: «Дай определение земле, или воде, или воздуху, небу или земле», – то тебе будет трудно это сделать. Что касается разделения единобожия, то в отношении одного вопроса нет разногласий ни у кого: никто не возражает против того, что Аллах един в Своей сущности. Все разногласия касаются остальных вещей. Это разногласие придумано ими самими, а без них Книга Аллаха и так очевидна. Видов единобожия три и нам не разрешено переходить через эти три. Мы не должны придумывать единство в решении, единство в следовании: все остальные виды возвращаются к имеющимся трем. Господь – Он и есть Судья; только Он решает, повелевает и запрещает. Он повелевает, и Ему подчиняются и Ему покоряются, иначе человек не может считаться рабом, так как Он противоречит Аллаху в чем-либо. Аллах (Велик Он и Возвышен) говорит: «Хвала Аллаху, Господу миров» (1:2). Хвала – это восхваление Аллаха посредством упоминания Его благих качеств и того, чем он одарил человека, поэтому восхваляющий должен любить того, кого он восхваляет, и возвеличивать его, иначе это не будет хвалой. Он употребил артикль «аль» перед словом «хамд» («хвала», что указывает на то, что вся хвала принадлежит Аллаху. Аллах же, как передается от Ибн 'Аббаса (Да будет доволен им Аллах) - Обладатель божественности и достойный поклонения всех Своих творений. Поклонение – это любовь в сердце, его мольба, покорность и унижение, а также действия частей тела в соответствии с этим. Господь миров… Слова «ар-Рабб» («Господь») и «аль-Илях» («Бог») имеют разные значения. Слово «аль-Илях» образовано от глагола «алиха» или «йа'ляху». Слово «та'аллюх» означает «поклонение, унижение и покорность, сопряженная с любовью», более того, с совершенной любовью и полным унижением. Иначе это не является истинным поклонением. Если человек унизился перед грешником или побоялся его, то это не будет поклонением, так как он подчиняется ему, но проклинает его в сердце, ненавидит и не любит его. Поэтому поклонение обязательно основано на любви, и сердце поклоняющегося любит, смиряется и покоряется объекту поклонения. Итак, Господь – не то же самое, что Бог. Господь – это Владыка, который управляет. Он владеет и распоряжается. Отличаются ли эти два понятия?! Третий вид единобожия – это единство в атрибутах. Атрибуты – это качества, присущие Господу миров. Эти качества присущи только Ему, и никому другому. Это – единство Аллаха, проявляющееся в том, что ты признаешь эти качества только по отношению к Аллаху. Единство в поклонении заключается в том, чтобы твои поклонения были посвящены только Ему; они не должны быть распределены между кем-то и кем-то. Что касается Его самого (Велик Он и Возвышен), то Он – Единый и Самодостаточный (Велик Он и Возвышен) и нет никого подобного Ему. К вопросу о том, что нет никого подобного Ему, относится и единство Аллаха в атрибутах. Итак, разделение очевидно в Книге Аллаха. «Скажи: «Я прибегаю к Господу людей, Царю людей» (114:1-2). «Господь» и «Царь» имеют похожее значение. Далее: «Богу людей» (114:1-3). То есть, «Бог» – это не «Господь» и не «Царь». Это очень часто встречается в Книге Аллаха.

Итак, видов единства Аллаха три. Единство в господстве Аллаха служит доказательством обязательности единства Аллаха в поклонении. Все три вида взаимосвязаны, и ни один не может существовать отдельно от другого. Если человек признает два из трех и не верит в один, то он – неверующий в Аллаха (Велик Он и Возвышен) человек, и если умрет, будучи убежденным в этом, то попадет в Ад. Поэтому человек обязан признавать все три вида единобожия. И по той причине, что единство в господстве является самым очевидным и самым ясным видом единства, именно этот вид стал доказательством обязательности поклонения одному Аллаху. «О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас» (2:21). Аллах сделал творение доказательством обязательности поклонения. Затем Он сказал: «…и тех, кто был до вас» (2:21), – и перечислил сотворение небес и земли, ниспослание дождей, взращивание растений и так далее. Все это – явные вещи. Среди людей нет разногласий в том, что Господь один сотворил все это. И если Он один сделал это, то и Ему одному нужно поклоняться, а поклонение должно соответствовать Его повелению. Поэтому в этом вопросе обязательно необходим Его приказ. Из этого вытекает следующая основа: Узаконенность поклонений упирается в доказательства. Тебе запрещено приступать к поклонению, пока ты не узнаешь, что Аллах приказал его тебе или Посланник пришел с ним, иначе ты станешь одним из заблудших еретиков. Аллаху необходимо поклоняться в соответствии с Его законом, который Он узаконил для нас.

Затем автор говорит: «Вера и убеждение в том…» Убеждение – это знание сердца, в котором оно уверено и убеждено. «Сердце убеждено в чем-либо» – то есть, узнало о нем, утвердилось на нем и не сомневается. Сейчас в наших убеждениях есть пробелы. Поэтому ты можешь увидеть много юношей, у которых нет крепких основ. Если они видят, что человек сказал что-то странное или непривычное, то они сразу начинают сомневаться. «Этот говорит такое, другой говорит другое…» Они постоянно колеблются, так как не обладают крепкими основами, с которыми они могли бы сопоставлять всякое разногласие среди людей и всякие их слова, и если эти слова не соответствуют основам, то их возвращают тем, кто их произнес. Это очень важно. Очень важно укреплять все основы. Самая важная вещь – это укрепление основ в убеждениях.

Поэтому автор сказал: «…вера раба и убеждение в том, что Аллах единственен в обладании совершенными атрибутами и в том, что Он один достоин того, чтобы Ему поклонялись». Убеждения раба – то же самое, что убеждения сердца.

«…вера раба и убеждение…». Разве убеждение и вера – не одно и то же?! Разница в том, что в веру входит и совершение деяний. Вера – не просто убеждение. Но об убеждениях иногда говорят, что это просто знание. Также убеждения бывают истинными и бывают ложными. Бывает, что сердце абсолютно уверено и убеждено во лжи, а убеждений множество. Поэтому наши убеждения предшественники предпочитали называть не просто убеждениями, а «таухидом». аль-Бухари, Ибн Хузейма и другие, например, писали: «Китабут-Таухид», то есть – единобожие в поклонениях. Поэтому автор сказал: «…и вера». Определение слова «вера» будет упомянуто далее: автор выделил его в отдельную тему.

Автор говорит: «…вера раба и убеждение в том, что Аллах единственен в обладании совершенными атрибутами и в том, что Он один достоин того, чтобы Ему поклонялись. К этому относится следующее:

Единство Аллаха в господстве – убежденность в единственности Аллаха в создании, наделении пропитанием и другими проявлениями управления».

Автор возвращает единство Аллаха в господстве к трем вещам: создание, наделение пропитанием и другие проявления управления. Все остальное также возвращается к этим трем. В отношении создания нет никаких разногласий, и поэтому Аллах часто приводит создание в качестве аргумента многобожникам, говоря им о том, что Аллах – единственный Творец.

На этом все, а Аллах знает лучше; да благословит Аллах и приветствует Своего раба и Посланника, нашего Пророка Мухаммада.

 

Лекция № 2

______________________________________

Хвала Аллаху, Господу миров; да благословит Аллах и приветствует нашего Пророка Мухаммада, правдивого и верного, а также весь его род и сподвижников.

А затем:

Ученый и шейх 'Абдур-Рахман ибн Насыр ас-Са'ди, да помилует его Аллах, сказал в своем послании «Усулюль-'Акаидид-Динийя»: «Первая основа – это единобожие. Вот границы этого термина, объединяющие в себе все свои виды: вера раба и его убеждение в том, что Аллах единственен в обладании совершенными атрибутами и в том, что Он один достоин того, чтобы Ему поклонялись. К этому относится следующее:

Единство Аллаха в господстве – убежденность в единственности Аллаха в создании, наделении пропитанием и другими проявлениями управления.

Единство Аллаха в именах и атрибутах – это подтверждение того, что Он сам утвердил для себя, и что утвердил для Него Его Посланник из числа прекрасных имен и возвышенных и совершенных атрибутов, избегая уподобления, придания образа, искажения и отрицания.

Единство Аллаха в божественности и поклонении – это посвящение всех видов поклонения одному Аллаху; отказ от придания Ему сотоварища хоть в чем-то и убежденность в совершенстве Его божественности.

К единству в господстве относится вера в судьбу и предопределение; в то, что то, что Аллах пожелает, сбудется, а то, чего Он не пожелает, никогда не случится; что Он способен на всякую вещь; что Он – Богатый и Достохвальный; что все, что кроме Него, нуждается в нем во всех отношениях.

К единству в именах и атрибутах относится утверждение всех значений имен Всевышнего Аллаха, которые приводятся в Книге и Сунне.

Вера в них проявляется в трех вещах:

– вере в имена;

– вере в атрибуты;

– вере в положения, вытекающие из этих имен.

Например, необходимо верить, что Он – Знающий, обладает знаниями и знает обо всякой вещи; Он – Могучий, обладает мощью и на всякую вещь мощен; и так с каждым из священных имен.

Сюда также относится Его возвышение над творениями, возвышение над Троном и нисхождение на ближайшее небо каждую ночь так, как подобает Его величию.

Также следует подтверждать все Его личный качества, Которые неотделимы от Него, как слух, зрение, знание, возвышение и тому подобное.

Также нужно подтверждать атрибуты действия, то есть, атрибуты, связанные с Его желанием и мощью, например: речь, создание, наделение пропитанием, милость, возвышение над Троном, нисхождение на ближайшее небо так, как Он пожелает, и так далее».

С Именем Аллаха, Милостивого и Милующего.

Хвала Аллаху, Господу миров; да благословит Аллах и приветствует Своего раба и посланника, нашего Пророка – Мухаммада, а также его род, сподвижников и последователей.

Автор, да будет доволен им Аллах, говорит: «Первая основа – это единобожие». Мы уже говорили о вопросе единобожия. Этот термин более предпочтителен в этой науке, в отличие от термина «убеждения», так как последний употребим как в отношении правильных убеждений, так и в отношении неправильных. Убеждение – это то, в чем сердце утверждено и убеждено. Это в отличие от единобожия: если употребить этот термин, то он уже точно будет говорить о единстве Господа миров со всеми видами этого единства. Термин образован от «вахда», что означает единство в действиях, единство в направлении и единство в цели. Поэтому Ибн аль-Кайим в своей «Нунийе» говорит: «Будь единым ради Единого в едином; я имею в виду пусть истины и веры». То есть, будь единым, то есть будь рабом; ради Единого – ради Аллаха; а в едином – в едином пути, то есть, в поклонении, с которым пришел Посланник. Поэтому он затем говорит: «…я имею в виду пусть истины и веры». Если человек стремится сразу ко всему, то он будет разделен; он будет разделен между многими господами. Это – многобожие и придание Аллаху сотоварища в том, что он поклоняется кому-либо наряду с Аллахом. Человек должен знать, что такое поклонение, и что такое обожествление. Обожествление – это отношение к Аллаху, как к объекту поклонения, который приносит пользу, вред, творит и распоряжается. Первое, в чем должно проявляется обращение сердца к Аллаху – это то, что Он – над Троном. Если человек будет говорить, что Аллах везде, то его сердце растеряется и не сможет определиться и успокоиться. Аллах, велик Он и возвышен, поместил в сердцах Своих рабов то, что Он – над всеми, что Он наверху. Поэтому, когда человек взывает к Аллаху, он поднимает руки; он не поворачивает их налево, направо, вниз и никак по-другому. Это – начало поклонения: обращение сердца наверх, к Аллаху, велик Он и возвышен.

Это есть единобожие – человек должен делать Аллаха единственным в Своей сущности, в Своих атрибутах, в Своих действиях и Своем праве. Всего четыре вида: Он един в сущности, в именах и атрибутах, в действиях – хотя действия относятся к предыдущему, но его выделяют, так как есть несогласные с этим, и един в Своем праве, которому Он обязал Своих рабов. Если не будет одной из этих вещей, то весь таухид будет недействителен, так как они связаны друг с другом, и ни одна из них не может быть отделена от другой. Это очень важно, и это обязан знать каждый, так как он сотворен именно для этого. Аллах, велик Он и возвышен, сказал: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56). Доказательства этого несчетны в Книге Аллаха и в окружающем мире. Доказательства из Книги Аллаха очевидны. Аллах, велик Он и возвышен, сделал доказательства господства Аллаха аргументами в пользу обязательности поклонения Ему. Аллах, велик Он и возвышен, говорит: «Хвала Аллаху, Который сотворил небеса и землю и установил мраки и свет. Но даже после этого те, которые не уверовали, приравнивают к своему Господу других» (6:1). Можно ли так поступать? Аллах сотворил небеса и землю, а также все противоположности, все пары, но несмотря на эти очевидные вещи неверные придают Аллаху, велик Он и возвышен, сотоварищей. «О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, — быть может, вы устрашитесь» (2:21). Никто не говорит о том, что такую-то гору создал такой-то святой, или такой-то пророк, ангел или кто-то другой. «Их сотворил Хусейн, или 'Али». Шейхуль-Ислам в «Минхаджус-Сунна», опровергая рафидитов, рассказывает, что к одному рафидиту вошел суннит из тех, кто обладает некоторой властью. Когда он вошел к нему, рафидит спросил: «Кто вырыл впадину для моря?» Тот удивился, потому что вопрос глупый, но ответил: «Аллах». Тот спросил: «А кто создал в нем воду?» Рафидит сказал: «Нет, садись, я тебя научу». Тогда суннит спросил: «Тогда кто сотворил море?» Тот ответил: «Впадину вырыл 'Али, а воду в ней создал Хусейн». Когда суннит собрался выходить, рафидит снова спросил у него: «Кто сотворил море?» Тогда тот ответил: «Впадину вырыл Му'авия, а воду в ней создал Йазид!» Он ответил одним утверждением на другое. Их заявления настолько глупы, что даже ребенок не успокоится, если им так объяснить. Суть в том, что доказательства единобожия крайне явны и очевидны. ат-Табари и другие великие ученые сказали, что ни у одного мушрика нет оправдания. Какой бы человек не впал в многобожие, он обязательно будет в Огне, так как доказательства очевидны среди творений и в этом мире. Поэтому Аллах говорит: «Покажите мне, какую часть земли они сотворили?» (46:3) Они ничего не сотворили! Поэтому, когда Аллах говорит о единобожии, Он приводит в доказательство сотворение небес и земли, так как это – наиболее очевидное доказательство. «Воистину, сотворение небес и земли есть нечто более великое, чем сотворение людей» (40:57). Творец – это тот, кому нужно поклоняться. При этом никто не сомневается в том, что именно Аллах сотворил их, веди они появились не сами по себе и их не сотворил подобные им. «А также в вас самих. Неужели вы не видите?» (51:21) поэтому ширк является ничем иным, как слепым следованием, которое не основано ни на каком доказательстве. Когда Ибрахим спросил у своего народа: «Что это за изваяния, которым вы предаетесь?» (21:58), – они сказали: «Мы видели, что наши отцы поклонялись им». Это – доказательство. Они видели, что отцы поклонялись им. «Воистину, мы нашли своих отцов на этом пути, и мы верно следуем по их стопам» (43:23). Это – доказательство всех многобожников. Они говорили своим посланникам: «Неужели ты пришел к нам для того, чтобы мы поклонялись одному Аллаху и отреклись от того, чему поклонялись наши отцы?» (7:70) Так они отрицали единобожие. Но было ли у ваших отцов доказательство? Нет, у них не было ни доказательства, ни объяснения. Поэтому в отношении единобожия в вопросе о том, что Аллах – Творец, нет разногласий, и даже неверные верят в то, что Аллах – Творец, Наделяющий пропитанием, распоряжающийся, Оживляющий и Умерщвляющий. «Если ты спросишь у них, кто сотворил их, они непременно скажут: «Аллах». (43:87) «Если ты спросишь их: «Кто сотворил небеса и землю?», — они непременно скажут: «Их сотворил Могущественный, Знающий» (43:9). Они верят даже в атрибуты: в то, что Он – Могущественный и Знающий. Но, тем не менее, они берут себе божеств, которые заступятся за них. Их многобожие существует для заступничества. Что касается того, чтобы кто-то создавал сотоварищей, которые, как они считают соучаствовали с Аллахом в сотворении небес и земли, то их не существует, за исключением некоторых людей, которые считают, что они мусульмане, и поклоняются праведникам. Они говорят вещи, которым поверят только животные. Они говорят, что в такой-то город не может войти или выйти никто без желания такого-то святого. Если спросить их о доказательствах, то это либо кому-то приснилось, либо кто-то рассказал, либо это ложный хадис и так далее. Один из них сказал: «Если кто-либо из вас будет хорошо думать о камне, то он поможет ему». Они считают, что это – хадис от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Другой также сказал: «Если на вас нападут татары, то ищите помощи у могилы Ибн 'Умара». Это – также «хадис» от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Поэтому доказательствами им служат либо ложные хадисы с ложью на Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, либо выдуманные рассказы, либо дьявольские сны, либо ложные предположения. У них нет ничего, кроме этого. Правильных доказательств у них нет.

Автор дает определение термину «таухид»: «Вера раба и его убеждение в том, что Аллах единственен в обладании совершенными атрибутами и в том, что Он один достоин того, чтобы Ему поклонялись». За убеждениями следуют знания и действия сердца. Сначала он узнает, а затем совершает деяния сердцем. Иначе это не будет правильным убеждением. Убеждения означают то, что человек убедился сердцем в чем-либо, уверовал в него, довольствовался им, подчинился и покорился ему. Поэтому автор говорит про веру, то есть веру раба в еди



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: