САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.




СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Р а з д е л I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

 

Т е м а 1.1. Понятие и сущность уголовно-исполнительного права

 

I. Задания для самостоятельной работы

1. Тематика эссе.

1.1. Соотношение российского уголовно-исполнительного права с международным законодательством об исполнении наказаний.

1.2. Соотношение целей и задач уголовного и уголовно-исполнительного права.

1.3. Соотношение уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права Российской Федерации.

1.4. Содержание принципа демократизма в российском уголовно-исполнительном праве.

1.5. Сравнительный анализ российского уголовно-исполнительного права с законодательством об исполнении наказаний зарубежного государства (по выбору студента).

 

2. Логические схемы.

2.1.

ПОНЯТИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА
   
  1. (как отрасли права) …     2. (как юридической науки) …     3. (как учебной дисциплины) …

 

2.2.

  ЦЕЛИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА  
     
  1. …   2. …  
             
          2.1. …   2.2. …  
                 

 

2.3.

ПРИНЦИПЫУГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА
       
    1. Законность.  
     
       
    2. …  
     
       
    3. …  
     
       
     
     
       

 

3. Задачи.

3.1. Петров был осужден к 5 годам лишения свободы. На третьем году отбывания наказания Петровым в Уголовно-исполнительный кодекс РФ были внесены изменения, выразившиеся в уменьшении количества передач, посылок и бандеролей, право на получение которых принадлежит осужденному.

Повлияет ли указанное изменение уголовно-исполнительного законодательства на условия отбывания наказания осужденным Петровым? Мотивируйте свой ответ.

 

3.2. Гражданин Израиля Кристошевский, осужденный за контрабанду наркотических средств по ч. 2 ст. 188 УК РФ) отбывал наказание в виде лишения свободы (4 года) в исправительной колонии общего режима. Через 2 года после начала исполнения наказания в Федеральную службу исполнения наказаний поступило ходатайство Министерства юстиции Израиля с просьбой о выдаче Израилю гражданина Кристошевского для дальнейшего отбывания им наказания на родине. Осужденный Кристошевский возражал против выдачи его Израилю. В своих возражениях он указал, что, во-первых, является бывшим гражданином СССР, и, во-вторых, опасается повторного осуждения в Израиле за контрабандный вывоз из этого государства в Россию наркотических средств.

Может ли осужденный Кристошевский быть выдан Российской Федерацией Израилю в данной ситуации?

 

3.3. Гражданин ФРГ Шварц был осужден Выборгским районным судом на умышленное причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего, повлекшего причинение смерти по неосторожности (ч. 4 ст. 111 УК РФ) к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. По прибытии в колонию осужденный Шварцман, недовольный рационом и качеством питания, обратился в администрацию колонии с требованием обеспечивать его питанием по нормам питания осужденных, установленных в ФРГ, так как является гражданином этого государства.

Подлежит ли удовлетворению ходатайство осужденного Шварца в данной ситуации и почему?

 

II. План семинарского занятия

 

1. Понятие, предмет и метод уголовно-исполнительного права.

2. Цели и задачи уголовно-исполнительного права.

3. Система принципов уголовно-исполнительного права.

4. Система источников уголовно-исполнительного права. Проблемы соотношения норм российского и международного законодательства о порядке и условиях исполнения и отбывания наказаний.

5. Соотношение уголовно-исполнительного права с уголовным материальным и процессуальным правом, а также с другими отраслями российского права.

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к семинарскому занятию

 

В ходе самостоятельной работы по вводной (первой) теме уголовно-исполнительного права и при подготовке к семинарским занятиям студентам рекомендуется обратить особое снимание на своеобразие предмета и метода правового регулирования данной отрасли права, ее место в системе российского законодательства.

Кроме того, необходимо внимательно ознакомиться с системой источников уголовно-исполнительного права, правилами их действия во времени, по территории и кругу лиц. Особое внимание следует уделить соотношению российского уголовно-исполнительного права с международными стандартами обращения с осужденными.

Следует также выявить и уяснить суть и характер взаимосвязей норм уголовно-исполнительного права с нормами уголовного материального и процессуального права.

Здесь и далее при построении и заполнении логических схем студенту необходимо восполнить их отсутствующие элементы, являющиеся признаками или составными частями изучаемого понятия или института.

При решении задач студенту следует не просто дать ответ на поставленный вопрос, а попытаться дать развернутую правовую характеристику описываемой в условиях задачи практической ситуации и подробно мотивировать свой вывод, ссылаясь на положения действующих УК РФ, УПК РФ, УИК РФ и других федеральных законов, международно-правовых источников, а также подзаконных нормативных правовых актов.

 

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

 

1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. – М.: Проспект, 2009.

2. Зубарев С.М., Селиверстов В.И., Анисимков В.М., Капункин С.А. Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Проспект, 2009.

3. Зубарев С.М., Толкаченко А.А., Михлин А.С. Уголовно-исполнительное право: Учебник для ВУЗов / Под ред. А.С. Михлина. – М.: Высшее образование, 2009.

4. Зубков А.И. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Учебник. – М.: НОРМА, 2008.

 

Дополнительная литература

 

1. Бриллиантов А.В., Дубровицкий Л.П., Геранин В.В. и др. Комментарии к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.С. Михлина. – М.: Юрайт, 2008.

2. Бриллиантов А.В. Курганов С.И. Уголовно-исполнительное право в вопросах, ответах и схемах: Учебное пособие для вузов. – М.: Проспект, ТК «Велби», 2009.

3. Королев И.И. Словарь-справочник по уголовно-исполнительному законодательству. – М., 2001.

4. Курганов С.И. Наказание: Уголовно-правовой, уголовно-исполнительный и криминалистический аспекты. – М.: Проспект, 2008.

5. Уголовно-исполнительное право: Учебник для ВУЗов/ Под ред. А.С. Михлина. – М.: Юрайт, 2008.

 

 

Т е м а 1.2. История развития уголовно-исполнительного

законодательства России

I. Задания для самостоятельной работы

1. Тематика эссе.

1.1. Тюремная система дореволюционной России.

1.2. Общая характеристика и тенденции развития исправительно-трудового права советской России.

1.3. Концепция формирования и основные тенденции развития пенитенциарной системы России в 1991 – 1996 гг.

 

II. Рекомендации по выполнению заданий

 

Проведение семинарских занятий по второй теме курса «Уголовно-исполнительное право» учебно-тематическим планом не предусмотрено.

В этой связи в изучении истории становления и развития отечественного законодательства, регламентирующего порядок и условия исполнения и отбывания наказаний за совершенные преступления большая роль отводится самостоятельной работе студентов. В частности им предлагается подготовить письменные работы – эссе, в которых следует дать историко-правовой анализ становления российской пенитенциарной системы на том или ином этапе развития российского государства и общества. Предполагается, что основное внимание в своих письменных работах студенты должны сосредоточить именно на формировании и развитии правовых доктрин и концепций относительно целей, стоящих перед тюремными и иными учреждениями, подходов к воздействию наказания и условий его отбывания на осужденного, а также официальному закреплению таких идей и воззрений в уголовно-исполнительном законодательстве. При этом от студента ожидается и выражение в эссе его собственного отношения к рассматриваемым им проблемам.

III. Рекомендуемая литература

Основная литература

 

1. Зубарев С.М., Селиверстов В.И., Анисимков В.М., Капункин С.А. Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Проспект, 2009.

2. Зубков А.И. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Учебник. – М.: НОРМА, 2008.

3. Зубков А.И., Калинин Ю.И., Сысоев В.Д. Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России. История и современность / Под ред. С.В. Степашина и П.В. Крашенинникова. – М.: НОРМА, 1998.

4. Курганов С.И., Бриллиантов А.В. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Проспект, 2009.

 

Дополнительная литература

 

1. Гернет М.Н. История царской тюрьмы. В 5 томах. – М.: Юрид. из-во НКЮ СССР, 1941 – 1963.

2. Детков М.Г. Содержание карательной политики Советского государства и ее реализация при исполнении наказания в виде лишения свободы в 30-ые и 50-ые годы. – Домодедово, 1992.

3. Детков М.Г. Содержание пенитенциарной политики Российского государства и ее реализация в системе исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в период 1917 – 1930 годов. – М., 1992.

4. Концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы МВД России (на период до 2005 г.). – М.: ГУИН МВД России, 1996.

5. Познышев С.В. Очерки тюрьмоведения. – М., 1915.

6. Ткачевский Ю.М. Российская прогрессивная система исполнения уголовных наказаний. – М.: Городец, 2007.

7. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX начала XXI в.: Учебник для ВУЗов / Под ред. А.В. Зубкова. – М.: Инфра-М, 2006.

8. Фойницкий И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. – СПб., 1989.

 

Т е м а 1.3. Правовое положение осужденных

I. Задания для самостоятельной работы

1. Тематика эссе.

1.1. Соотношение понятий: субъект преступления, подозреваемый, обвиняемый, осужденный.

1.2. Механизм международно-правовой защиты прав и законных интересов осужденного.

1.3. Особенности правового положения осужденного несовершеннолетнего в период отбывания наказания.

 

2. Логические схемы.

2.1.

ЭЛЕМЕНТЫПРАВОВОГО СТАТУСА ОСУЖДЕННОГО
       
    1. Права и свободы человека и гражданина (с изъятиями).  
     
       
    2. …  
     
       
     
     
       

2.2.

ОСНОВЫПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ
       
    1. …  
     
       
    2. …  
     
       
     
     
       

 

3. Задачи.

3.1. Осужденный за убийство четырех лиц к пожизненному лишению свободы Краснянский, отбыв 7 лет наказания в исправительной колонии особого режима, обратился в администрацию учреждения с заявлением, в котором просил допустить к нему священника для крещения, а также просил дать ему возможность искупить свою вину каким-нибудь общественно полезным поступком. В частности, осужденный Краснянский указал в заявлении, что завещает свое тело после смерти использовать для научных исследований, а также предложил использовать его тело в этих целях уже при жизни для испытания лекарственных препаратов, новых методов терапевтического и хирургического исследования и т.д. Свое ходатайство осужденный Краснянский мотивировал тем, что искупить свою вину в убийстве он может, по его убеждению, только личным участием в спасении жизней других людей.

Подлежат ли удовлетворению указанные ходатайства и предложения осужденного Краснянского?

 

3.2. Осужденный Новиков через 3 дня после прибытия для отбывания наказания в колонию особого режима под конвоем был доставлен к психологу учреждения Караваевой. Караваева объявила Новикову, что в соответствии с установленным порядком все вновь прибывшие в учреждение осужденные должны пройти психологическое обследование, результаты которого будут использованы для разработки индивидуальной программы их исправления и перевоспитания. После этого она выдала осужденному Новикову письменные тестовые задания, указав, что на их выполнение ему в соответствии с разработанной ею и одобренной начальником колонии методикой психологического тестирования отведено 30 минут. Осужденный Новиков выполнил задания теста за 20 минут в кабинете Караваевой, после чего был конвоем доставлен в камеру.

Дайте юридическую оценку правомерности действий сотрудницы исправительного учреждения – психолога Караваевой.

Вариант: Изменится ли правовая оценка действий Караваевой, если выяснится, что психологическое тестирование осужденных она осуществляла для использования его результатов в своем научном исследовании – для подготовки кандидатской диссертации на тему «Психологический портрет осужденного к лишению свободы и его изменение в процессе отбывания наказания»?

 

3.3. Осужденный Зинюк, отбывающий наказание в виде лишения свободы в исправительной колонии общего режима, обратился с заявлением в прокуратуру, в котором сообщил о незаконных, по его мнению, действиях начальника учреждения. В своем заявлении осужденный Зинюк указал, что он придерживается атеистических убеждений, в связи с чем ущемляются его права по сравнению с другими осужденными. Из заявления Зинюка следовало, что начальник колонии Коромыслов не скрывает своей принадлежности к православному христианскому вероисповеданию и, кроме того, разрешает организованное посещение православными осужденными храма Русской Православной Церкви, находящегося за пределами исправительного учреждения. Нарушение своих собственных прав осужденный Зинюк усматривает в том, что он, в отличие от православных осужденных, не имеет возможности покидать территорию колонии.

Были ли нарушены права осужденного Зинюка в данной ситуации?

Дайте правовую оценку действиям начальника исправительной колонии Коромыслова.

 

II. План семинарского занятия

 

1. Понятие осужденного для целей уголовно-исполнительного права и его соотношение с понятием осужденного в уголовно-процессуальном праве.

2. Понятие и основные элементы правового статуса осужденных в Российской Федерации, их законодательное закрепление.

3. Основные принципы правового положения осужденных в Российской Федерации.

4. Основные права осужденных.

5. Основные обязанности осужденных.

6. Способы и средства защиты прав и законных интересов осужденных.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к семинарскому занятию

 

Для эффективной самостоятельной работы студента над третьей темой дисциплины представляется важным рекомендовать ему обратить особое внимание на особенности трактовки понятия «осужденный» для целей уголовно-исполнительного законодательства, отличные от традиционного (закрепленного в УПК РФ) представления о содержании данного понятия.

Уяснив сущность данного термина, студент должен и при работе над эссе и логическими схемами, а также при подготовке к семинарскому занятию, определить основные элементы правового статуса осужденного, выявить соответствующие изъятия из гарантированных каждому человеку прав и свобод, установленные уголовным и уголовно-исполнительным законодательством.

Только после этого рекомендуется переходить к анализу основных прав и свобод осужденных в Российской Федерации, а также к основам функционирования национальных и международных механизмов защиты прав, свобод и законных интересов осужденных от всевозможных нарушений.

 

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

 

1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. – М.: Проспект, 2009.

2. Зубарев С.М., Толкаченко А.А., Михлин А.С. Уголовно-исполнительное право: Учебник для ВУЗов / Под ред. А.С. Михлина. – М.: Высшее образование, 2009.

3. Курганов С.И., Бриллиантов А.В. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Проспект, 2009.

 

Дополнительная литература

 

1. Зубарев С.М., Селиверстов В.И., Анисимков В.М., Капункин С.А. Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Проспект, 2009.

2. Курганов С.И. Комментарий к судебной практике по проблемам исполнения уголовного наказания. – М.: Юрайт, 2009.

3. Михлин А.С., Селиверстов В.И. Уголовно-исполнительное право. Вопросы и ответы. – М.: Юриспруденция, 2008.

4. Потемкина А.Т. Осужденные женщины, отбывающие наказание в исправительных колониях: Пособие. – М., 1997.

5. Права заключенных: Сборник нормативных документов. – М.: ГроссМедиа, 2006.

 

Т е м а 1.4. Система учреждений и органов, исполняющих наказания

 

I. Задания для самостоятельной работы

1. Тематика эссе.

1.1. К вопросу о роли негосударственных организаций в исполнении наказаний.

1.2. Исправительный центр как учреждение уголовно-исполнительной системы.

1.3. Обеспечение законности в деятельности уголовно-исполнительной системы.

1.4. Взаимодействие таможенных органов с органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы в целях выявления и раскрытия преступлений в сфере таможенного дела.

 

2. Логические схемы.

2.1.

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИИ
   
  1. Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН)  
   
  2. …  
   
  3. …  
     

 

2.2.

ВИДЫИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
       
    1. Колонии-поселения.  
     
       
    2. …  
     
       
    3. …  
     
       
     
     
       

 

3. Задачи.

3.1. Гурьевский районный суд Калининградской области приговорил местного жителя Сергиенко к 120 часам обязательных работ, исполнение которых поручил ООО «Стройдеталь», где осужденный работал в качестве водителя.

Обязана ли администрация ООО «Стройдеталь» исполнить решение суда в данной ситуации?

 

3.2. Матвеев, постоянно проживающий в пос. Дубки Тверской области, находясь в г. Москва, совершил грабеж, за что был осужден к 2 годам исправительных работ. На момент осуждения Матвеев находился под подпиской о невыезде и проживал у своего родственника в Вешняковском районе г. Москва. На этом основании после вступления приговора в законную силу суд направил его для исполнения в Вешняковскую районную уголовно-исполнительную инспекцию.

Правильно ли был определен субъект исполнения наказания в данной ситуации?

 

3.3. Головинским межрайонным судом г. Москвы Чеботарев был осужден по ч. 1 ст. 264 УК РФ к лишению свободы на срок 1 год и к лишению права управлять транспортным средством на срок 2 года. При этом наказание в виде лишения свободы суд постановил считать условным. Однако через 6 месяцев решение об условном осуждении Чеботарева было отменено в связи с систематическим совершением административных правонарушений, и осужденный был направлен для отбывания наказания в колонию-поселение. Полностью отбыв назначенный ему приговором суда срок лишения свободы, Чеботарев вернулся домой.

Назовите субъектов исполнения наказания в виде лишения права управлять транспортным средством, назначенного осужденному Чеботареву.

 

II. План семинарского занятия

 

1. Понятие и структура системы учреждений и органов, исполняющих наказания.

2. Органы, учреждения и иные организации, для которых исполнение наказания является дополнительной функцией: виды и компетенция.

3. Дисциплинарные воинские части: компетенция, организация деятельности.

4. Понятие и общая характеристика уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.

5. Компетенция уголовно-исполнительных инспекций.

6. Компетенция и организация деятельности исправительного центра.

7. Арестные дома как учреждения уголовно-исполнительной системы.

8. Исправительные учреждения: классификация и компетенция.

9. Государственный и общественный контроль и прокурорский надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание.

10. Взаимодействие правоохранительных подразделений таможенных органов с органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы в целях выявления и раскрытия таможенных преступлений.

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к семинарскому занятию

 

При подготовке к семинарскому занятию по данной теме, а также при выполнении заданий для самостоятельной работы студентам рекомендуется сначала внимательно изучить положения главы 3 УИК РФ, регламентирующие вопросы организации и функционирования системы учреждений и органов, исполняющих наказания, а также контроля за их деятельностью.

После изучения нормативного материала студентам предлагается классифицировать учреждения и органы, исполняющие наказания, на осуществляющие данный вид деятельности в качестве основной и дополнительной функции. Особое внимание необходимо уделить при подготовке к семинарскому занятию по данной теме административному устройству уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, компетенции соответствующих органов государственной власти и подведомственных им учреждений, мерам обеспечения законности в их деятельности.

 

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

 

1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. – М.: Проспект, 2009.

2. Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы» (с послед. изм. и доп.) // СПС «Гарант».

3. Зубарев С.М., Толкаченко А.А., Михлин А.С. Уголовно-исполнительное право: Учебник для ВУЗов / Под ред. А.С. Михлина. – М.: Высшее образование, 2009.

4. Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Юриспруденция, 2009.

 

Дополнительная литература

 

1. Зубков А.И., Калинин Ю.И., Сысоев В.Д. Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России. История и современность / Под ред. С.В. Степашина и П.В. Крашенинникова. – М.: НОРМА, 1998.

2. Калинин Ю.И., Шамсунов С.Х., Филимонов О.В. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Постатейный комментарий к Закону Российской Федерации / Под ред. С.Х. Шамсунова. – М.: Юстицинформ, 2008.

3. Комментарийк Федеральному закону «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» / Под ред. П.Г. Мищенкова. – М.: БЕК, 1996.

4. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации. – М.: Вердикт-1М, 1997.

5. Курганов С.И. Комментарий к судебной практике по проблемам исполнения уголовного наказания. – М.: Юрайт, 2009.

6. Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания, следственных изоляторов, исправительных учреждений и воспитательных колоний. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007.

7. Павлухин А.Н., Давыдова И.А., Эриашвили Н.Д. Судебный контроль за исполнением уголовных наказаний: Монография. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2008.

8. Уголовно-исполнительное право / Под ред. С.Я. Лебедева, А.В. Симоненко. – М.: Юнити, 2009.

 

Т е м а 1.5. Исполнение содержания под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений

 

I. Задания для самостоятельной работы

1. Тематика эссе.

1.1. Организация деятельности и структура ИВС.

1.2. Основные задачи, функции и структура следственных изоляторов.

1.3. Проблемы реализации свободы совести и вероисповеданий подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей.

1.4. Взаимодействие правоохранительных подразделений таможенных органов с администрациями изоляторов временного содержания и следственных изоляторов в целях выявления, раскрытия и расследования преступлений в сфере таможенного дела.

 

2. Логические схемы.

2.1.

    1. …
 
Места содержания под    
стражей подозреваемых и   2. …
 
обвиняемых    
    3. …
 

 

2.2.

ОСНОВЫПРАВОВОГО СТАТУСА ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ, СОДЕРЖАЩИХСЯ ПОД СТРАЖЕЙ
       
    1. …  
     
       
    2. …  
     
       
     
     
       

3. Задачи.

3.1. Содержащийся в следственном изоляторе под стражей Горелов был осужден приговором суда к 1 году лишения свободы. В связи с тем, что на момент вступления приговора в законную силу Горелов уже содержался в следственном изоляторе 7 месяцев, и к отбытию ему оставалось еще 5 месяцев, администрацией этого учреждения осужденный Горелов был оставлен для выполнения хозяйственных работ по обслуживанию изолятора, несмотря на заявление осужденного о переводе его в колонию.

Дайте юридическую оценку действиям администрации следственного изолятора в отношении осужденного Горелова.

 

3.2. Обвиняемый Филин содержался под стражей в следственном изоляторе в областном центре, но в связи с необходимостью проведения следственного эксперимента и проверки показаний на месте он дважды переводился в изолятор временного содержания удаленного района области – на 8 дней в январе и еще на 12 дней в феврале. Затем для рассмотрения дела районным судом Филин опять был из следственного изолятора переведен в изолятор временного содержания на 20 дней.

Дайте юридическую оценку действиям следователя, суда и администрации учреждений, в которых содержался под стражей обвиняемый Филин.

 

3.3. При поступлении обвиняемого Власенко в следственный изолятор у него была изъята Библия. Данное решение было мотивировано тем, что в камере, в которой он будет содержаться, находятся осужденные различных вероисповеданий и атеисты, а наличие в ней Библии может способствовать возникновению на религиозной почве конфликтов среди заключенных под стражу.

Оцените правомерность действий администрации следственного изолятора в данной ситуации.

Изменится ли решение задачи, если будет установлено, что по этим же мотивам был изъят Коран у обвиняемого Ибрагимова, содержащегося в одной камере с обвиняемым Власенко?

 

II. План семинарского занятия

 

1. Правовые основы содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.

2. Принципы содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.

3. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.

4. Организационная структура и компетенция изолятора временного содержания.

5. Организационная структура и компетенция следственного изолятора.

6. Правовой статус подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей.

7. Режим в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, меры его обеспечения.

8. Использование должностными лицами таможенных органов оперативных возможностей изоляторов временного содержания и следственных изоляторов для выявления, раскрытия и расследования преступлений в сфере таможенного дела.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к семинарскому занятию

 

В ходе выполнения заданий для самостоятельной работы и при подготовке к семинарскому занятию по теме 1.5 студентам настоятельно рекомендуется вспомнить социально-правовое назначение института содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, основания и условия применения данных мер уголовно-процессуального принуждения. При этом необходимо постоянно учитывать то обстоятельство, что подозреваемый и обвиняемый обладают отличным от осужденного объемом прав и обязанностей в силу конституционного принципа презумпции невиновности.

Только опираясь на данные знания, ранее полученные в процессе изучения учебной дисциплины «Уголовно-процессуальное» право, возможна эффективная подготовка студента по выносимым на семинарское занятие вопросам.

Кроме того, студенту рекомендуется учитывать и то обстоятельство, что УИК РФ вопросы содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых не регулирует. Поэтому в обязательном порядке необходимо ознакомиться с содержанием Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (в его действующей редакции).

 

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

 

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. – М.: ТК «Велби», 2009.

2. Федеральный закон от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (с послед. изм. и доп.) // СПС «Гарант».

Комментарий к ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» / Под ред. А.С. Михлина, В.И. Селиверстова. – М.: Юриспруденция, 2005.

 

Дополнительная литература

 

1. Батяев А.А. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Постатейный комментарий к Федеральному закону. – М: Юстицинформ, 2006.

2. Михлин А.С., Селиверстов В.И. Уголовно-исполнительное право. Вопросы и ответы. – М.: Юриспруденция, 2008.

3. Комментарийк Федеральному закону «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» / Под ред. П.Г. Мищенкова. – М.: БЕК, 1996.

4. Права заключенных: Сборник нормативных документов. – М.: ГроссМедиа, 2006.

5. Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания, следственных изоляторов, исправительных учреждений и воспитательных колоний. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007.

 


Р а з д е л II. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

 

Т е м а 2.1. Исполнение штрафа

 

I. Задания для самостоятельной работы

1. Тематика эссе.

1.1. Проблемы назначения штрафа (по материалам судебной практики).

1.2. Организация деятельности судебного пристава-исполнителя по взысканию с осужденного штрафа.

1.3. Основные направления совершенствования исполнительного законодательства в целях повышения эффективности взыскания штрафа как уголовного наказания.

 

2. Задачи.

2.1. Гражданин Макаров был осужден к штрафу в размере 500 тыс. рублей. Однако поскольку спустя неделю после вступления приговора в законную силу Макаров был уволен с работы, он обратился в суд с заявлением, в котором просил отсрочить исполнение штрафа на 3 месяца.

Подлежит ли удовлетворению судом заявление осужденного Макарова в данной ситуации?

 

2.2. Районным судом Иванцов был осужден к 2 годам исправительных работ и штрафу в размере 250 тыс. рублей. Когда спустя два месяца после вступления приговора в законную силу штраф Ивановым так и не был уплачен, судебный пристав-исполнитель Терентьев направил в суд ходатайство о замене неотбытого Иванцовым штрафа на более строгое наказание.

Правомерны ли действия судебного пристава-исполнителя Терентьева в данной ситуации?

 

2.3. Осужденному Гапонову судом был назначен в качестве основанного наказания штраф в размере 300 тыс. рублей. В установленные сроки штраф им добровольно уплачен не был. После неоднократных предупреждений, устно объявленных осужденному судебным приставом-исполнителем Андреевым, последний приступил к процедуре описи имущества осужденного Гапонова с целью принудительного взыскания суммы штрафа.

Правомерны ли действия судебного пристава-исполнителя Андреева в данной ситуации?

 

II. План семинарского занятия

 

1. Штраф как вид наказания в уголовном праве.

2. Порядок добровольного исполнения штрафа.

3. Исполнение штрафа в принудительном порядке и иные последствия злостного уклонения от уплаты штрафа.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к семинарскому занятию

 

Перед выполнением заданий для самостоятельной работы студенту рекомендуется вспомнить ранее полученные им знания в области уголовного права, относящиеся к системе наказаний. В частности, необходимо повторить положения ст. 44 – 46 УК РФ в части, касающейся понятия штрафа как вида наказания, его места в системе наказаний, минимального и максимального размеров, оснований и правил назначения.

Опираясь на соответствующие нормы уголовного права, студент может приступать к написанию эссе и выполнению иных заданий, подготовке к ответам на вопросы, выносимые на обсуждение на семинарском занятии. Для подготовки к семинару студенту настоятельно рекомендуется изучить не только соответствующую учебную литературу, но и обратиться непосредственно к первоисточникам – к главе 5 УИК РФ, а также к Федеральному закону от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

 

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

 

1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. – М.: Проспект, 2009.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: