Тема 10. Тенденции развития современного естествознания. Проблемы соотношения знания и веры, науки и псевдонауки




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

РОСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра гуманитарных дисциплин

Учебно-методические

Указания

По самостоятельной работе студентов и проведению

Семинарских занятий

Дисциплина: «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

Специальности:

Экономика и управление на предприятии (таможне)

Таможенное дело

Юриспруденция

Форма обучения: очная

РОСТОВ-НА-ДОНУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

РОСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра гуманитарных дисциплин

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

(протокол от «8» декабря 2005 г. № 5)

 

Учебно-методические

указания

по самостоятельной работе студентов

и проведению семинарских занятий

Дисциплина: «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

 

Специальности:

080502.65 -Экономика и управление на предприятии (таможне)

080115.65 - Таможенное дело

030501.65 - Юриспруденция

Форма обучения: очная

 

 

РОСТОВ-НА-ДОНУ

Печатается в соответствии с планом РИД Ростовского филиала РТА на 2006 год

Автор-составитель – А.Н. Бурлуцкий, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, кандидат философских наук

 

 

Ответственный за выпуск – Т.А. Марченко, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин, доктор социологических наук, профессор

 

Рецензенты – О.В. Катаева, доцент кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии РГУ,

кандидат философских наук

 

О.Г. Старикова, начальник экономического факультета Ростовского филиала РТА, кандидат химических наук, доцент

 

 

 

РИО Ростовского филиала РТА, 2006

Тематический план

№ п/п Название темы. Формы промежуточного и итогового контроля Количество часов
Всего Аудиторные занятия Сам. работа
Лекции Семинары
1. Наука как феномен культуры. Методология науки.        
2. Естествознание: история и современность.        
3. Проблемы соотношения классического и неклассического естествознания.        
4. Фундаментальные концепции естествознания. Современная физическая картина мира.        
5. Развитие знаний в области химии. Современная химическая картина мира.        
6. Современная космологическая и геологическая картины мира.        
7. Биологические концепции современного естествознания.        
8. Проблемы и концепции постнеклассического естествознания.        
9. Естественнонаучные основания развития современных технологий.        
10. Тенденции развития современного естествознания. Проблемы соотношения знания и веры, науки и псевдонауки.        
  Итого        

 

 

Самостоятельная работа студентов.

Семинарские занятия

Тема 1. Наука как феномен культуры. Методология науки.

I.Задания для самостоятельной работы

1. Подготовить сообщение на темы: «наука в системе культуры». «Естественнонаучная и гуманитарная культуры».

2. Выучить, что есть наука (отразить понятия, предмет, задачи, функции и структуру научного знания).

3. Классифицировать методы эмпирического и теоретического познания.

II. Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы

При изучении этой темы важно уяснить, что наука есть часть духовного производства и культуры, специфической чертой которой выступает рационализм (от лат. rationalis - разумный). В процессе освоения данной темы следует выяснить, что научное познание реализуется на двух уровнях (эмпирическом и теоретическом), а критерием истинности научного познания выступает проверяемость полученного результата на практике. Важно рассмотреть методологию науки и ознакомится с методами, которые качественно характеризуют научное познание.

III. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Центр, 2001. – С.12-27, 37-43.

2. Гусейханов М.К., Раджабов О.Р. Концепции современного естествознания. – М.: Дашков и К, 2004. – С.7-28, 31-34, 42-56, 618-629.

3. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. – Новороссийск: Приор, 2000. – С. 15-25.

4. Канке В.А. Концепции современного естествознания. – М.: Логос, 2003. – С. 11-16, 24-26.

5. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект, 2002. – С. 13-24, 45-57.

6. Концепции современного естествознания. / Под редакцией С.И. Самыгина, - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – С.8-56.

7. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: Учебное пособие для вузов. – М.: Издательство ПРИОР, 2001.. С. 20-30, 53-83.

8. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – М.: Гардарика, 2003. – С. 8-22, 24-39.

Дополнительная литература

1. Баженов Л.Б. Строение и функции естественнонаучной теории. – М.: Наука, 1978.

2. Баранов Г.В. Проблемы научного метода. – Саратов: Центр, 1990.

3. Зеленогорский Ф.А. О методах исследования и доказательства. – М.: Мысль,1998.

4. Капица П.Л. Эксперимент. Теория. Практика. – М.: Наука, 1987.

5. Кедров Б.М. Предмет и взаимосвязь естественных наук. – М.: Политиздат, 1967.

6. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М.: Искусство, 1998.

7. Швырев В.С. Анализ научного познания. – М.: Политиздат, 1988.

 

Тема 2. Естествознание: история и современность.

I.Задания для самостоятельной работы

1. Написать контрольную работу на тему «Античное естествознание. Принцип рационализма как основа научного познания».

2. Прочитать и законспектировать учебный материал по теме «Естествознание в эпоху средневековья (Авиценна, Аверроэс, Аль-Хорезми, Ж. Буридан и др.)».

3. Написать конспект на тему: «Естествознание в эпоху Возрождения (Н. Коперник, Дж. Бруно и др.)».

II.План семинарского занятия

1. Преднаука и натурфилософия как знание о природе.

2. Естествознание XVII века – классическая механика (И. Кеплер, Г. Галилей, И. Ньютон и др.).

3. Классическое естествознание XVIII – XIX вв. (Ж.Б. Ламарк, А.Л. Лавуазье, И. Кант, Ч. Дарвин и др.).

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

При выполнении заданий по данной теме следует уяснить, что до появления классической науки (XVII век) научное знание развивалось в рамках натурфилософии (Фалес, Пифагор, Гераклит, Аристотель и др.) и преднауки (космогония, алхимия и т.п.). Важно выяснить, что собственно классическое естествознание (наука в современном ее понимании) появляется в период развития капиталистических отношений, которые обусловили развитие научного знания о мире, природе, обществе, человеке. Классическое естествознание отвергло преднаучные представления о мире и создало свою научную картину мира (например, отказ от гелиоцентризма и переход к геоцентризму в объяснении Вселенной).

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Гусейханов М.К., Раджабов О.Р. Концепции современного естествознания. – М.: Дашков и К, 2004. – С.50-81.

2. Канке В.А. Концепции современного естествознания. – М.: Логос, 2003. – С.37-41, 327-332.

3. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект, 2002. – С.149-153.

4. Концепции современного естествознания. / Под редакцией С.И. Самыгина, - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – С.57-116.

5. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – М.: Гардарика, 2003. – С.74-250.

Дополнительная литература

1. Барбур И. Религия и наука: история и современность. – М.: ББИ, 2001.

2. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. – М.: Наука, 1980.

 

Тема 3. Проблемы соотношения классического и неклассического естествознания.

I.Задания для самостоятельной работы

1. Выучить, что есть критерий доказательства научных открытий в классическом и неклассическом естествознании.

2. Разобраться в сущности проблемы несоответствия теоретических положений классической и релятивисткой физик.

3. Проанализировать структурные уровни организации материи (микромир, макромир, мегамир) в контексте развития естествознания.

II.План семинарского занятия

1. Фундаментальные противоречия в положениях классической механики.

2. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы.

3. Проблема соответствия концепций материи, движения пространства и времени в классической и неклассической физике.

III.Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

Изучение этой темы предполагает критический анализ кризиса классической науки, который обусловил формирование неклассики. Важно выяснить, что кризис естествознания нашел свое место в классической физике. Именно в этой сфере естествознания были сформулированы следующие исследовательские положения и проблемы: гипотеза исчезновения материи, идеи релятивизма и агностицизма, принцип относительности, концепция одномерности пространства и времени, учения о массе и энергии, веществе и свете, поле, эфире и т.п. Нужно уяснить, что неклассическая физика исследовала корпускулярно-волновой дуализм, трехуровневый мир (микро-, макро- и мега-уровень) и т.п., обусловила переход от метафизики к диалектике и отказалась от наглядности как критерия объективности знания.

 

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Центр, 2001. – С.58-65, 66-71.

2. Гусейханов М.К., Раджабов О.Р. Концепции современного естествознания. – М.: Дашков и К, 2004. – С.134-142, 172-179.

3. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. – Новороссийск: Приор, 2000. – С.265-284.

4. Канке В.А. Концепции современного естествознания. – М.: Логос, 2003. – С. 42-109.

5. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект, 2002. – С. 169-175, 117-175.

6. Концепции современного естествознания. / Под редакцией С.И. Самыгина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – С.104-106.

7. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – М.: Гардарика, 2003. – С.252-260.

Дополнительная литература

1. Алексеев П.В. Наука и мировоззрение. – М.: Политиздат, 1983.

2. Башляр Г. Новый рационализм. – М.: Приор, 1998.

3. Бунге М. Интуиция и наука. – М.: Наука, 1967.

4. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рационализма. – Тбилиси, 1983.

5. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. – М.: Гардарика, 1994.

6. Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия / Отв.-сост. Л.А. Микешина. – М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005.

 

Тема 4. Фундаментальные концепции естествознания. Современная физическая картина мира.

I.Задания для самостоятельной работы

1. Выучить, что такое фундаментальные физические взаимодействия.

2. Сделать анализ понятий «хаос» и «порядок» в естествознании.

3. Подготовить глоссарий следующих определений – «законы сохранения», принципы «относительности», «симметрии», «суперпозиции», «неопределенности», «дополнительности», «взаимодействия», «близкодействия», «дальнодействия».

4. Подготовить сообщение на тему: «Теория электромагнитного поля. Проблема соотношения вещества и поля».

II.План семинарского занятия

1. Специальная теория относительности А. Эйнштейна.

2. Теория атома. Постулаты Н. Бора.

3. Физика элементарных частиц.

III.Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

При изучении данной темы необходимо уяснить следующие положения современной физики: существуют три качественно различающихся структурных уровня мира физических элементов (микромир, макромир, мегамир); микропроцессам свойственны не динамические, а статистические закономерности; микроявления принципиально познаваемы, а основа познания - эксперимент; в методологическом плане важны принцип дополнительности, принцип неопределенности; существуют четыре фундаментальных физических взаимодействия (электромагнитное, «сильное», «слабое», гравитационное).

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Центр, 2001. – С.58-65, 66-72.

2. Гусейханов М.К., Раджабов О.Р. Концепции современного естествознания. – М.: Дашков и К, 2004. – С.200-321.

3. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. – Новороссийск: Приор, 2000 – С. 301-543.

4. Канке В.А. Концепции современного естествознания. – М.: Логос, 2003. – С.319-356..

5. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект, 2002. – С.117-210.

6. Концепции современного естествознания. / Под редакцией С.И. Самыгина, - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – С. 117-164.

7. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – М.: Гардарика, 2003. – С.252-303.

Дополнительная литература

1. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. – М.: Наука, 1961.

2. Кун Т. Структура научных революций. – М.: Наука, 1975.

3. Пуанкаре А. О науке. - М.: Политиздат, 1983.

4. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М.: Наука, 1989.

5. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. – М.: Наука, 1994.

6. Спасский Б.И. Физика для философов. – М.: Логос, 1989.

7. Эйнштейн А., Инфельд Л., Эволюция физики. – М.: Наука, 1965.

 

 

Тема 5. Развитие знаний в области химии. Современная химическая картина мира.

I.Задания для самостоятельной работы

1. Составить хронологическую таблицу, отражающую исторические аспекты развития химического знания.

2. Написать тезисы учения о химическом элементе Д.И. Менделеева.

3. Прочитать и знать о перспективах развития современных химических технологий и промышленности.

II.План семинарского занятия

1. Важные понятия и законы химии (элемент, вещество, закон сохранения массы вещества и т.п.).

2. Учение о закономерностях химических процессов.

3. Проблемы эволюционной химии.

III.Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

Изучение этой темы строится на рассмотрении некоторых исторических аспектов развития химического знания. Так, важно уяснить, что первое научное определение понятию «химический элемент» дал Р. Бойль (XVII в.), что закон сохранения массы вещества при химических реакциях описали М.В. Ломоносов, А.Л. Лавуазье (XVIII в.), что понятие «молекула» ввел Дж. Дальтон (XIX в.), что теорию строения химических соединений создал А.М. Бутлеров (XIX в.), что периодический закон открыл Д.И. Менделеев (XIX в.). Кроме этого важно выяснить роль современных химических технологий и химической промышленности в контексте современного развития общества.

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Гусейханов М.К., Раджабов О.Р. Концепции современного естествознания. – М.: Дашков и К, 2004. – С. 238-258.

2. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. – Новороссийск: Приор, 1997. – С. 610-631.

3. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект, 2002. – С.248-338

4. Концепции современного естествознания. / Под редакцией С.И. Самыгина, - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – С.192-206.

5. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – М.: Гардарика, 2003. –С. 200-207.

Дополнительная литература

1. Азимов А. Краткая история химии. Развитие идей и представлений в химии. – М.: Наука, 1983.

2. Готт В.С., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Категории современной науки. – М.: Просвещение, 1984.

3. Ильин В.В. Критерии научного знания. – М.: Высшая школа, 1989.

 

Тема 6. Современная космологическая и геологическая картины мира.

I.Задания для самостоятельной работы

1. Познакомиться с положениями концепций развития Вселенной.

2. Подготовить сообщение о проблеме исследования внеземных цивилизаций.

3. Составить тезисы, отражающие сущность современных концепций развития геосферных оболочек.

II.План семинарского занятия

1. Солнечная система. Звезды. Галактики.

2. Эволюция Вселенной. Современные космологические модели.

3. Внутренние строение и история геологического развития земли.

III.Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

При изучении данной темы необходимо уяснить следующие положения современной астрономии и геологии: эмпирической основой современной астрономии выступает наблюдение во всеволновом диапазоне; теоретической основой современной астрономии выступает классическая, релятивистская и квантовая механика; методологическим принципом космологических исследований является понимание того, что противопоставление конечности и бесконечности относительно – конечность пространства в одной системе не исключает его бесконечности в другой; человечество рассматривается как геологическая сила способная влиять на геологические процессы. Кроме этого, при изучении темы, важно познакомится с современными космологическими моделями («модель горячей Вселенной», инфляционная модель).

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Центр, 2001. – С.44-51, 52-57.

2. Гусейханов М.К., Раджабов О.Р. Концепции современного естествознания. – М.: Дашков и К, 2004. – 641-648.

3. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. – Новороссийск: Приор, 1997. – С. 694- 799.

4. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект, 2002. – С.211-247.

5. Концепции современного естествознания. / Под редакцией С.И. Самыгина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – С.182-185.

6. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – М.: Гардарика, 2003. – С.30-355, 380-381.

Дополнительная литература

1. Силк Дж. Большой Взрыв. – М.: Наука, 1982.

2. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. – М.: Гардарика, 1994.

 

Тема 7. Биологические концепции современного естествознания.

I.Задания для самостоятельной работы

1. Подготовить доклад на тему: «Биосферный уровень организации материи».

2. Систематизировать принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем.

3. Подготовить доклад на тему «Генетика и эволюция».

II.План семинарского занятия

1. Биосоциальная природа человека. Сущность антропосоциогенеза.

2. Проблемы синтетической теории эволюции.

3. Биоэтика и поведение человека.

III.Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

При изучении этой темы важно выяснить особенности биологии ХХ века, которые связаны с развитием генетики (хромосомная теория наследственности, синтетическая теория эволюции, положения молекулярной биологии), учениями о живых системах (об уровнях организации живого, о возникновении жизни на Земле, об эволюции органического мира), концепциями антропосоциогенеза (о биологическом происхождении человека, о роли труда в формировании «человека разумного», о становлении социальных отношений, о генезисе сознания и языка).

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Центр, 2001. – С.90-98, 99-105, 106-121, 122-129, 130-136, 137-146.

2. Гусейханов М.К., Раджабов О.Р. Концепции современного естествознания. – М.: Дашков и К, 2004. – С.650-673.

3. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. – Новороссийск: Приор, 1997. – С.803-833.

4. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект, 2002. – С.339-427.

5. Концепции современного естествознания. / Под редакцией С.И. Самыгина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – С.207-161, 261-414..

6. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – М.: Гардарика, 2003. – С.356-419.

Дополнительная литература

1. Дарвин Ч. Происхождение видов. – М.: Политиздат, 1952.

2. Лоренц К. Агрессия. – М.: Аспект-пресс, 1994.

3. Медников Б.М. Аксиомы биологии. – М.: Наука, 1986.

4. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. – М.: Мысль, 1974.

5. Тинберген Н. Социальное поведение животных. – М., 1992.

6. Тимофеева С.С., Медведева С.А., Ларионова Е.Ю. Основы современного естествознания и экологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

 

Тема 8. Проблемы и концепции постнеклассического естествознания.

I.Задания для самостоятельной работы

1. Прочитать и уяснить в чем заключается сущность современного естествознания в эпоху НТП (от теорий к высоким технологиям).

2. Выяснить в чем суть моделирования как методологической основы описания сложных систем (природы, общества, организма и т.п.).

3. Подготовить сообщение на темы: «Глобальный эволюционизм и антропный принцип» и «Единая модель универсальной эволюции».

II.План семинарского занятия

1. Кибернетика – наука об управлении сложными системами.

2. Социобиология как междисциплинарное знание о биологической природе социального поведения.

3. Синергетика - наука о сложных самоорганизующихся системах.

III.Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

При изучении этой темы необходимо усвоить, что современное естествознание представлено следующими концепциями: кибернетика, социобиология, синергетика и т.п. Основной чертой концепций современного естествознания в эпоху НТП является системность изложения и практическая направленность. Так, на базе разработок кибернетики появились компьютерная техника, система управления сложными техническими структурами, системы хранения информации и т.п. Синергетика, в свою очередь, способствовала моделированию сложных самоорганизующихся систем (модели морфогенеза, элементарных частиц, космологических процессов и т.п.).

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Центр, 2001. – С.72-80, 81-89, 137-146.

2. Гусейханов М.К., Раджабов О.Р. Концепции современного естествознания. – М.: Дашков и К, 2004. – С.495-500, 578-586, 598-616, 629-653.

3. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. – Новороссийск: Приор, 2000. – С. 683-709.

4. Канке В.А. Концепции современного естествознания. – М.: Логос, 2003. – С.313-318.

5. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект, 2002. – С.107-113.

6. Концепции современного естествознания. / Под редакцией С.И. Самыгина, - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – С. 186-191.

7. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – М.: Гардарика, 2003. – С.420-426.

Дополнительная литература

1. Винер Н. Кибернетика. – М., 1968.

2. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. – М.: Аспект-пресс, 1994.

3. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. – М.: Наука, 1994.

4. Тинберген Н. Социальное поведение животных. – М., 1992.

5. Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия / Отв.-сост. Л.А. Микешина. – М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005.

6. Хакен Г. Синергетика. – М., 1980.

7. Эшби У.Р. Введение в кибернетику. – М., 1959.

 

Тема 9. Естественнонаучные основания развития современных технологий.

I.Задания для самостоятельной работы

1. Законспектировать учебный материал на тему: «Виртуалистика и мультимедийные системы как реализация современных научных открытий».

2. Законспектировать учебный материал на тему: «Естественнонаучные представления об энергии. Энергетика будущего».

3. Подготовить сообщение на тему: «Перспективы развития современной науки и глобальный кризис биосферы».

II.План семинарского занятия

1. Перспективы развития информационных технологий.

2. Микроэлектронные и наноэлектронные технологии

3. Лазерные технологии

4. Генные технологии и проблемы клонирования.

III.Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

Изучение этой темы предполагает рассмотрение связи между уровнем развития современного естествознания и наукоемкими технологиями. Важно разобраться в специфике, тенденциях и приоритетах разработок в области информационных технологий (создание АСУ – автоматизированная система управления), мультимедийных систем, технологий электроники, лазерной техники, генных технологий. При изучении темы необходимо ознакомится с экологическими проблемами современности, которые во многом обусловливаются развитием и масштабом высокотехнологичного производства.

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Центр, 2001. – С.99-105.

2. Канке В.А. Концепции современного естествознания. – М.: Логос, 2003. – С. 308-313.

3. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект, 2002. – С.431-485, 486-488, 529-530.

4. Концепции современного естествознания. / Под редакцией С.И. Самыгина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – С.204-206.

5. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: Учебное пособие для вузов. – М.: Издательство ПРИОР, 2001. С.388-398..

6. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – М.: Гардарика, 2003. – С.356-360.

Дополнительная литература

1. Башляр Г. Новый рационализм. – М.: Приор, 1998.

2. Глобальный эволюционизм. – М.: Наука, 1994.

3. Лакатос И. Методология научных исследовательских программ // Вопросы философии. - 1995. - №4.

4. Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия / Отв.-сост. Л.А. Микешина. – М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005.

Тема 10. Тенденции развития современного естествознания. Проблемы соотношения знания и веры, науки и псевдонауки

I.Задания для самостоятельной работы

1. Дать определение понятиям «флуктуация» и «бифуркация», отражающих эволюцию сложных систем.

2. Описать в схематической форме рациональные и иррациональные аспекты развития современного естествознания.

3. Подготовить доклад на тему: «Проблема морали в контексте современных научных открытий».

II. Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы

При изучении данной темы нужно уяснить, что современной естествознание рассматривает окружающий мир как сложную самоорганизующуюся систему, эволюцию которой можно представить через понятия «флуктуации» (случайное отклонение физических величин от их средних значений) и «бифуркации» (раздвоение траектории движения). Важно, также рассмотреть проблему рациональности естествознания и его соотношение с псевдонауками, которые характеризуются иррациональностью, отходом от эмпирической проверяемости знания.

III. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Центр, 2001. – С.164-166, 171-173.

2. Гусейханов М.К., Раджабов О.Р. Концепции современного естествознания. – М.: Дашков и К, 2004. – 641-648.

3. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. – Новороссийск: Приор, 1997. – С.425-429, 691-694, 800-802.

4. Канке В.А. Концепции современного естествознания. – М.: Логос, 2003. – С. 318-326.

5. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект, 2002. – С.34-45.

6. Концепции современного естествознания. / Под редакцией С.И. Самыгина, - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – С.182-185.

7. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: Учебное пособие для вузов. – М.: Издательство ПРИОР, 2001. С. 155-180.

8. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – М.: Гардарика, 2003. – С.432-438.

Дополнительная литература

1. Алексеев П.В. Наука и мировоззрение. – М.: Политиздат, 1983.

2. Барбур И. Религия и наука: история и современность. – М.: ББИ, 2001.

3. Бунге М. Интуиция и наука. – М.: Наука, 1967.

4. Гадамер Г.-Г. Истина и метод. – М.: Искусство, 1988.

5. Кулаков Ю.И. Синтез науки и религии // Вопросы философии. - 1999. - №2.

 

Примерная тематика рефератов

1. Практика как критерий научных открытий.

2. Современные тенденции научно-технического процесса.

3. Мифология, религия, философия, наука: сравнительный анализ.

4. Системный подход как универсальный научный метод.

5. Понятия и законы экологии.

6. Проблема соотношения науки и морали.

7. Естественнонаучные воззрения Аристотеля.

8. От алхимии к научной химии.

9. Гелиоцентрическая система мира Н. Коперника.

10. Фундаментальные законы физики И. Ньютона.

11. Космогония И. Канта.

12. Эволюционное учение Ч. Дарвина.

13. Теория строения химических соединений А.М. Бутлерова.

14. Учение о биосфере В.И. Вернадского.

15. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева.

16. Методология естествознания К. Поппера.

17. Познание человека в контексте психоанализа З. Фрейда.

18. Концепция управления сложными системами Н. Винера.

19. Концепция нелинейного развития открытых систем Г. Хакена.

20. Концепция биологического основания социального поведения Э. Уилсона.

21. Основные теории происхождения жизни.

22. Основные положения общей теории эволюции и концепции коэволюции.

23. Этические проблемы генной инженерии.

24. Естествознание как фактор развития культуры.

25. Естественнонаучные проблемы энергетики (энергия ветра, атомная энергетика и т.п.).

26. Проблема синтеза современного естествознания и религии.

 

вопросы для подготовки к зачету

1. Наука как феномен культуры. Задачи, функции, характеристики науки.

2. Методология науки. Теоретический и практический уровни познания.

3. Специфика естествознания. Классификация естественных наук.

4. Основные этапы развития науки. Парадигма естествознания и научная картина мира.

5. Натурфилософия как систематическое знание о природе.

6. Естествознание в эпоху средневековья (Авиценна, Аверроэс, О. Хайям, Ж. Буридан и др.).

7. Естествознание в эпоху Возрождения XIV – начало XVII вв. (Н. Коперник, Д. Бруно и др.).

8. Естествознание XVII века – классическая механика (И. Кеплер, Г. Галилей, И. Ньютон и др.).

9. Классическое естествознание XVIII – XIX вв. (Ж.Б. Ламарк, А.Л. Лавуазье, И. Кант, Ч. Дарвин и др.).

10. Проблема соотношения классической физики и неклассической физики (концепции материи, движения, пространства и времени).

11. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы.

12. Концепции и законы современной физики (принцип относительности, структурные уровни организации материи, законы сохранения, второй закон термодинамики, принцип энтропии и т.п.).

13. Специальная теория относительности А. Эйнштейна.

14. Возникновение и развитие кантовой физики. Теория атома Н. Бора.

15. Физика элементарных частиц.

16. Химические процессы, реакционная способность вещества.

17. Химические технологии и промышленность.

18. Современна астрономическая картина мира: солнечная система и галактики.

19. Эволюция Вселенной. Гипотеза Большого Взрыва.

20. Внутренние строение и история геологического развития Земли.

21. История и специфика генетики. Генетика и биологическая эволюция.

22. Синтетическая теория эволюции.

23. Проблема происхождения жизни на Земле. Устойчивость биосферы.

24. Проблема антропосоциогенеза. Биосоциальная сущность человека.

25. Здоровье, здоровый образ, работоспособность, творчество.

26. Биоэтика и поведение человека.

27. Учение о биосфере и концепция ноосферы. Коэволюция.

28. Концепции развития современных технологий (информационные технологии, генные технологии, виртуальный мир и др.).

29. Социобиология как междисциплинарное знание о человеке.

30. Сложные системы как предмет постнеклассического естествознания.

31. Самоорганизация в живой и не живой природе.

32. Кибернетика: методологические принципы и тенденции развития.

33. Синергетика: методологические принципы и тенденции развития.

34. Метод моделирования в современном естествознании.

35. Проблемы глобального эволюционизма.

36. Современное естествознание и псевдонауки.

37. Методология современной науки и антропный принцип.

38. Перспективы развития современного естествознания. Проблема соотношения веры и знания.

 

 

Литература для подготовки к зачету

Основная литература

1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Центр, 2001.

2. Гусейханов М.К., Раджабов О.Р. Концепции современного естествознания. – М.: Дашков и К, 2004.

3. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. – Новороссийск: Приор, 2000.

4. Канке В.А. Концепции современного естествознания. – М.: Логос, 2003.

5. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект, 2002.

6. Концепции современного естествознания. / Под редакцией С.И. Самыгина, - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

7. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: Учебное пособие для вузов. – М.: Издательство ПРИОР, 2001.

8. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – М.: Гардарика, 2003.

Дополнительная литература

1. Азимов А. Краткая история химии. Развитие идей и представлений в химии. – М.: Наука, 1983.

2. Андреев И.Д. Теория как форма организации научного знания. – М.: Знание, 1979.

3. Алексеев П.В. Наука и мировоззрение. – М.: Политиздат, 1983.

4. Баженов Л.Б. Строение и функции естественнонаучной теории. – М.: Наука, 1978.

5. Баранов Г.В. Проблемы научного метода. – Саратов: Центр, 1990.

6. Барбур И. Религия и наука: история и современность. – М.: ББИ, 2001.

7. Башляр Г. Новый рационализм. – М.: Приор, 1998.

8. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. – М.: Наука, 1961.

9. Бунге М. Интуиция и наука. – М.: Наука, 1967.

10. Бургин М.С., Кузнецов В.И. Аксиологические аспекты научных теорий. – Киев: Высшая школа, 1991.

11. Винер Н. Кибернетика. – М.: Наука, 1968.

12. Гадамер Г.-Г. Истина и метод. – М.: Искусство, 1988.

13. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. – М.: Наука, 1980.

14. Горбачев В.В., Безденежный В.М. Концепции современного естествознания. – М.: Экономист, 2004.

15. Готт В.С., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Категории современной науки. – М.: Просвещение, 1984.

16. Глобальный эволюционизм. – М.: Наука, 1994.

17. Дарвин Ч. Происхождение видов. – М.: Политиздат, 1952.

18. Зеленогорский Ф.А. О методах исследования и доказательства. – М.: Мысль,1998.

19. Ильин В.В. Критерии научного знания. – М.: Высшая школа, 1989.

20. Капица П.Л. Эксперимент. Теория. Практика. – М.: Наука, 1987.

21. Кедров Б.М. Предмет и взаимосвязь естественных наук. – М.: Политиздат, 1967.

22. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. – М.: Аспект-пресс, 1994.

23. Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

24. Кун Т. Структура научных революций. – М.: Наука, 1975.

25. Кулаков Ю.И. Синтез науки и религии // Вопросы философии. - 199



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: