Сущность и классификация конфликтов. Методы управления конфликтами.
Конфликт – это отсутствие согласия между сторонами, выраженное в виде явного столкновения.
Конфликты подразделяются на:
- конструктивные — вызываемое конфликтом напряжение может быть направлено на достижение цели. Они бывают: производственные (низкий уровень организации труда и управления), организационные (отсутствие согласия между организационным началом и поведением людей), межличностные (различие во мнениях, взглядах, ценностях и личной неприязни друг к другу);
- деструктивная — появляется личностная, эмоциональная окраска взаимоотношений, которая мешает решению проблем (это негативные конфликты).
Методы управления конфликтами:
- уклонение;
- сглаживание:
- решение проблемы;
- компромисс.
№ 27. Деловое общение, его характеристика. Фазы делового общения.
Общение – это процесс взаимовосприятия людей. Процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в которых происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.
Деловое общение – когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника ради достижения деловых интересов, при этом интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения. Деловое общение проявляется в совещаниях, проведении переговоров, телефонных разговорах проведении бесед и встреч.
Фазы делового общения
1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника, договориться о совместных действиях и т. п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
3. Ориентировка в личности собеседника.
4. Планирование содержания своего общения,
5. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
№ 28. Информационное обеспечение управления и общения. Совершенствование информационного обеспечения.
Информация является одним из основных элементов управления организацией. С позиции менеджмента процесс управления всегда и в любом случае сводится к передаче и обработке информации. Под информацией понимается любое сообщение, содержащее какие-либо сведения о предметах, явлениях, событиях и т.д.
Информационное обеспечение управления в современной организации представляет собой распределенную информационно-управленческую систему, обеспечивающую сбор, обработку и представление информации, предназначенной для достоверного информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений в организации.
Развитие информационных технологий все более направлено в область интеллектуальных, наукоемких проблем, что позволяет человеку погрузиться в среду решения сложных задач, приблизиться к поставленным целям на качественно новом уровне, облегчить подготовку и принятие управленческих решений.
Информационное обеспечение современных организаций отличается тем, что в них широко используются электронные способы получения, хранения и распространения информации посредством информационно-коммуникационных общественных сетей. В новых информационных технологиях огромный объем информации становится мгновенно доступным в любое время и в любой точке планеты.
Власть и лидерство. Формы власти, сравнительный анализ форм власти используемых линейными менеджерами на предприятиях.
Власть — это способность (возможность) влиять на поведение других людей, с целью подчинить их своей воле. Власть позволяет руководителю распоряжаться действиями подчиненных, направлять их в русло интересов организации, побуждать сотрудников и более эффективной работе, предотвращать возникающие в коллективе конфликты. Без власти нет организации и нет определенного порядка в деятельности.
Лидерство — возможность вести за собой людей. Лидерство — это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия для достижения цели организации.
Основные формы власти:
1. Власть, основанная на принуждении (влияние через страх).
2. Власть, основанная на вознаграждении. Положительное подкрепление, но ограничения в ресурсах при выдаче вознаграждения.
3. Экспертная — разумная вера. Исполнитель верит, что руководитель обладает исключительными знаниями, которые позволяют удовлетворить потребность.
4. Харизматическая власть. Слепая вера в личные качества руководителя. Свойства руководителя могут быть просто привлекательны для исполнителя (он хочет быть таким же, власть примера).
5. Законная власть — исполнитель верит, что руководитель имеет право отдавать приказы. Она основана на традициях.