СИЛЛАБУС
Дисциплина: «Биостатистика»
Специальность: 6М110400 «Фармация»
Объем учебных часов: 90 (2 кредит)
Учебный год
Силлабус обсуждён и одобрен заседании кафедры.
Зав.каф., к.ф.-м.н., профессор ______________ Кудабаев К.Ж.
Протокол №____ от «_____ »______________201__г.
· Сведения о преподавателях:
№ | Ф.И.О. | Ученная степень | Должность | Приоритетные научные интересы, достижения | Электронный адрес |
Кудабаев Канапия Жумагазиевич | к.ф.-м.н., профессор | Зав.кафедрой | Издано более 90 научно-методических публикаций, из них: 5 учебников, 5 учебных пособий и более 10 типовых программ | Kanash48@ mail.ru | |
Сапрыгина Марина Борисовна | к.ф.-м.н. | И.о. доцента | Издано 15 научных статей, а также учебное пособие и методические указания, разработаны рабочие программы и комплексы методических рекомендаций для преподаваемых дисциплин | marina-iv@mail.ru | |
Халметов Закиржан Султанкулович | магистр | И.о. доцента | Опубликовано несколько научных статей, разработаны рабочие программы и комплексы методических рекомендаций для преподаваемых дисциплин | zakir78@mail. ru |
· Контактная информация:
Местонахождение кафедры: пл. Аль-Фараби, 1, главный корпус ЮКГФА, 5 этаж, ауд. 500–510, тел. 40 82 22 (126).
Электронный адрес кафедры (e-maіl) – Fіzmatіn@maіl.ru
· Политика и процедуры:
Требования к магистрантам:
1. не пропускать занятия без уважительных причин;
2. не опаздывать на занятия;
3. на занятия приходить в форме;
4. активность во время практических занятий;
5. подготовка к занятиям;
6. своевременно, по графику, выполнять и сдавать самостоятельные работы магистрантов;
7. не заниматься посторонними делами во время занятий;
8. быть терпимым, открытым и доброжелательным к сокурсникам и преподавателям;
9. бережно относится к имуществу кафедры.
Программа
Характеристика дисциплины
В фармации часто используются различные статистические концепции при принятии решений по таким вопросам, как клинический диагноз, прогнозирование возможных результатов осуществления тех или иных программ в данной группе населения, прогнозирование течения заболевания у отдельного больного; выбор соответствующей программы для данной группы населения или выбор лечения для конкретного больного и т.п.
Статистика находит повседневное применение в лабораторной практике. Знание статистики стало важным для понимания и критической оценки сообщений в современных медицинских публикациях. Таким образом, знание принципов статистики абсолютно необходимо для планирования, проведения и анализа исследований, посвященных оценке различных ситуаций и тенденций в здравоохранении, а также для выполнения научных исследований в области медицинской биологии, клиники и здравоохранения.
Биостатистика - научная отрасль, связанная с разработкой и использованием статистических методов в научных исследованиях в медицине, фармации, здравоохранении и эпидемиологии. Внедрение в практику принципов доказательной медицины диктует современному выпускнику медицинских вузов необходимость понимания биостатистики.
Необходимость повышения культуры статистического анализа биологических, медицинских и фармацевтических данных, как в теоретических исследованиях, так и в практической деятельности диктуется, прежде всего, современными достижениями в вопросах представления и систематизации данных. Магистранту особенно важно уметь использовать статистические профессиональные пакеты прикладных программ (Statisticа и др.), и адекватно интерпретировать полученные результаты.
Цель дисциплины:
обучение теоретическим основам биостатистики и формирование навыков применения методов статистической обработки.
Задачи:
· формирование основы знаний о современных статистических методах обработки биологических, фармацевтических и медицинских данных;
· формирование основных навыков применения современных статистических методов для обработки биологических, фармацевтических и медицинских данных.
Магистрант должен знать:
· определение значения для будущей профессии предмета, целей и задач статистического анализа и ее применение в профессиональной деятельности;
· специальные прикладные программы для обработки, анализа и интерпретации статистической информации;
· как работать с различными источниками информации в процессе медико-фармацевтических и биологических исследований (базы данных, электронные и бумажные журналы, справочные и нормативные документы и т.д.), основы поиска медицинской информации;
· методологию исследовательской деятельности (формулировка гипотезы, принципы проведения научно-медицинского исследования).
· основы статистического анализа в медицине и фармации;
· как использовать математический аппарат для расчёта основных экономических показателей при проведении медико-биологических и фармацевтических исследований.
Магистрант должен уметь:
· определять адекватность использования и ограничения качественных и количественных данных;
· определять сферу научного поиска;
· доносить полученную в процессе поиска и обработки информацию до других пользователей;
· проводить критический анализ научных публикаций;
· уметь обрабатывать статистический материал с помощью специальных прикладных программ;
· обрабатывать и анализировать материал с использованием методов статистического анализа и информационных технологий;
· публиковать презентации собственных результатов исследований в режиме online и электронных конференций;
· делиться своими идеями на многогранной платформе G-Global.
Конечные результаты обучения:
Дескрипторы | Компетенции специальности, разработанные ЮКГФА | Результаты обучения дисциплины | Результаты обуче-ния по концепции (ГОСО) | |
A. | Демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области | Компетенция в области естественных и специальных наук | Дает определение значения для будущей профессии предмета, целей и задач биологической статистики и ее применение в профессиональной деятельности. | Р2 |
Знает научную терминологию, используемую в медико-биологических и фармацевтических исследованиях. | ||||
Компьютерная и информационная компетентность | Знает специальные прикладные программы для обработки, анализа и интерпретации статистической информации. | |||
Знает как работать с различными источниками информации в процессе медико-биологических и фармацевтических исследований (базы данных, электронные и бумажные журналы, справочные и нормативные документы и т.д.), основы поиска медицинской информации. | ||||
Компетенция «Адвокат здоровья» | Знает этические и правовые нормы, необходимые при проведении экспериментальных исследований. | Р10 | ||
Компетенция «Навыки научных исследований» | Знает типы данных и способы их представления. | |||
Знает виды измерительных шкал. | ||||
Знает критерии соответствия и согласия. | ||||
Знает типы систематических ошибок и их оценку в исследованиях. | ||||
Знает свойства закона нормального распределения признаков. | ||||
Знает методику проведения дисперсионного анализа. | ||||
Знает как определять корреляционную зависимость с помощью линейного коэффициента корреляции Пирсона и рангового коэффициента корреляции Спирмена. | ||||
Знает непараметрические критерии проверки гипотез. | ||||
Знает t-критерии Стьюдента. | ||||
Знает основные критерии эпидемиологического анализа, эпидемиологические показатели. | ||||
Знает этапы медико-биологического и фармацевтического эксперимента, планирование. | ||||
Знает программу «Statistica 10». | ||||
Компетенция предпринимательства | Знает как использовать математический аппарат для расчёта основных экономических показателей при проведении медицинских и фармацевтических исследований. | |||
B. | Применять эти знания и понимание на профессиональном уровне | Компетенция «Навыки научных исследований» | Умеет применять статистические методы обработки данных. | |
Умеет оценивать надежность и достоверность измерений в биостатистике, определять статистическую значимость различий. | ||||
Умеет отбирать единицы для выбранной совокупности. | ||||
Умеет определить статистические ряды распределения и оценить их соответствие теоретическим законам распределения, а так же оценить их точность и надежность. | ||||
Умеет определить доверительные интервалы по числовым характеристикам, мощность критерия. | ||||
Умеет применять основные методы однофакторного дисперсионного анализа. | ||||
Умеет проверять статистические гипотезы. | ||||
Умеет вычислять выборочный коэффициет корреляции. | ||||
Умеет получать результирующую таблицу. | ||||
Умеет интерпретировать полученные результаты. | ||||
Умеет работать с программой «Statistica 10». | ||||
Компетенция «Коммуникатив-ные навыки» | Умеет доносить полученную в процессе поиска и обработки информацию до других пользователей. | |||
Компьютерная и информационная компетентность | Умеет проводить критический анализ научных публикаций. | |||
Умеет проводить поиск научной информации, используя библиографические указатели, каталоги, картотеки, электронные базы данных, ресурсы Интернет. | ||||
Умеет обрабатывать статистический материал с помощью специальных пркладных программ. | ||||
C. | Формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области | Компетенция «Навыки научных исследований» | Формулирует цели и задачи научного исследования, составляет план научного исследования, адекватно отвечающий цели и задачам. | Р2 |
Проводит сбор материала. | ||||
Обрабатывает и анализирует материал с использованием методов статистического анализа и информационных технологий. | ||||
Анализирует и обобщает данные, полученные в результате статистического исследования. | ||||
D. | Осуществлять сбор и интерпритацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений | Компьютерная и информационная компетентность | Умеет интерпретировать результаты, полученные с помощью программы «Statistica 10». | |
Грамотно оформляет различные документы и излагает результаты исследований. | ||||
Компетенция «Навыки научных исследований» | Использует результаты статистического анализа при написании научных статей. | |||
Выступает на студенческих научных конференциях внутри ВУЗа и областных конференциях, республиканских и международных конференциях. | ||||
E. | Сообщать информацию, идеи и проблемы и решения, как специалистам, так и не специалистам | Компетенция «Коммуникатив-ные навыки» | Способен передавать студентам/ преподавателям/ экзаменаторам собственные знания и умения при обработке медицинской, биологической и фармацевтической информации, сборе и анализе информации о состоянии здоровья населения, объяснять наблюдаемые факты и полученные результаты. | |
Способен участвовать в дискуссии и оппоненции. | ||||
Компетенция «Навыки научных исследований» | Способен делиться своими идеями на многогранной платформе G-Global. | |||
Способность продолжить дальнейшее самостоятельное обучение | Владеет навыками приобретения новых знаний в области доказательной медицины. | Р3 |
Примечание:
Р2 – Обладает навыками обращения с современной техникой, умеет использовать информационные технологии в сфере профессиональной деятельности.
Р3 – Владеет навыками приобретения новых знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности и продолжения образования в магистратуре.
Р10 – Умеет ориентироваться в современных информационных потоках и адаптироваться к динамично меняющимся явлениям и процессам в мировой экономике.
Методология обучения
· Лекции: проблемные, обзорные, информационные
· Практические занятия: письменное выполнение индивидуальных заданий, решение тестовых заданий, статистическая обработка материалов с использованием компьютерной программы Statistica.
· Самостоятельная работа магистрантов под руководством преподавателя (СРМП) - статистическая обработка материалов по заданной теме с использованием компьютерной программы Statistica.
· Самостоятельная работа магистрантов (СРМ) - работа с основной и дополнительной литературой, с электронными носителями информации, самостоятельное решение задач, самооценка уровня подготовки по темам самостоятельной работы, статистическая обработка материалов с использованием компьютерной программы Statistica, подготовка и защита тематических рефератов.
Календарно-тематический план занятий:
№ п/п | Название разделов и тем | Количество учебных часов | Всего креди-тов (часы) | |||||
Лек-ции | Практические занятия | СРМП СРМ | ||||||
1. | Основы биостатистики. | |||||||
2. | Обзор возможностей статистического пакета для обработки медико-биологических и фармацевтических данных «Statistica». | |||||||
3. | Оценка параметров совокупностей. | |||||||
4. | Создание и анализ выборки с помощью программы «Statistica». | |||||||
5. | Основы теории проверки статистических гипотез. | |||||||
6. | t -критерий Стьюдента для анализа биомедицинских данных. | |||||||
7. | Параметрический критерий: t -критерий Стьюдента. Реализация t -критерия Стьюдента в программе «Statistica». | |||||||
8. | Использование непараметрических критериев для проверки гипотезы об однородности средних. | |||||||
9. | Непараметрические критерии: критерий Манна-Уитни, критерий Уилкоксона. | |||||||
10. | Дисперсионный анализ в медицине и здравоохранении. | |||||||
11. | Основы дисперсионного анализа. | |||||||
12. | Корреляционный анализ. | |||||||
13. | Регрессионный анализ. | |||||||
14. | Планирование и организация статистических исследований. | |||||||
15. | Метод стандартизации, его значение и применение. Анализ динамических рядов. | |||||||
16. | Графическое представление медико-биологических и фармацевтических данных (гистограммы, диаграммы). | |||||||
17. | Эмпирическая функция распределения. Основные характеристики распределений: математическое ожидание, дисперсия, среднее квадратическое отклонение. | |||||||
18. | Статистическая группировка и сводка данных. Оценка параметров генеральной совокупности с помощью выборочного метода. Доверительный интервал. | |||||||
19. | Интервальный статистический ряд распределения.Формула Стерджеса. Числовые характеристики интервального статистического ряда. Полигон и гистограмма частот. | |||||||
20. | Определение объема выборки. | |||||||
21. | Критерий согласия χ2-Пирсона. Критерий согласия Колмогорова-Смирнова. | |||||||
22. | Сравнение двух групп: критерий Стьюдента. | |||||||
23. | Непараметрический метод проверки гипотез: критерий Манна-Уитни. | |||||||
24. | Сравнение наблюдений до и после лечения: критерий Уилкоксона. | |||||||
25. | Решение задач биологического, медицинского и фармацевтического содержания с применением основных методов однофакторного и двухфакторного дисперсионного анализа. | |||||||
26. | Количественная оценка факторов риска развития заболевания. | |||||||
27. | Оценка параметров линейной регрессии по методу наименьших квадратов. | |||||||
28. | Значение биостатистики для изучения истинной природы изучаемого явления. Роль Ф. Гальтона, К. Пирсона, Р. Фишера в развитии биометрики. | |||||||
29. | Дизайн научного исследования. | |||||||
30. | Клинические исследования. Классификация. | |||||||
31. | Анализ относительных величин. | |||||||
32. | Специфика возникновения нормального распределения применительно к объектам биологии и медицины. | |||||||
33. | Закон больших чисел. | |||||||
34. | Множественные сравнения. Поправка Бонферрони. | |||||||
35. | Критерий согласия. Практический пример применения критерия согласия (закон Менделя). | |||||||
36. | Анализ качественных признаков. Таблицы сопряженности. | |||||||
37. | Осуждение проблем на коммуникативной платформе G-Global «Инфраструктура, инновации, инвестиции», сессия «Проблемы и перспективы инвестицион-ного климата в IT-отрасли Казахстана» Дисперсионный анализ в медицине и здравоохранении. | |||||||
38. | Непараметрические методы оценки корреляции. | |||||||
39. | Множественная регрессия. | |||||||
40. | Статистические методы прогнозирования. | |||||||
41. | Анализ временных рядов. | |||||||
42. | Ошибка измерения. Учет ошибки шкалы прибора и систематических ошибок. Оценка суммарной погрешности. | |||||||
43. | Рубежный контроль по темам: «Основы биостатистики», «Оценка параметров совокупностей», «Основы теории проверки статистических гипотез», «t- критерий Стьюдента для анализа биомедицинских данных», «Использование непараметрических критериев для проверки гипотезы об однородности средних». | |||||||
44. | Рубежный контроль по темам: «Дисперсионный анализ в медицине и здравоохранении», «Корреляционный анализ», «Регрессионный анализ», «Планирование и организация статистических исследований». | |||||||
45. | Итоговое занятие | |||||||
46. | Итого: | |||||||
Тематический план лекций
№ | Наименование тем лекции | Краткое содержание | Объём кредитов (часов) |
Кредит № 1 | |||
1. | Основы биостатистики. | Предмет и задачи биостатистики. Роль ученых Ф. Гальтона, К. Пирсона, Р. Фишера в развитии биометрики. Сбор, классификация и представление данных. Основные типы измерительных шкал, применяемых в медико-биологических исследованиях. Надежность и достоверность измерений в биостатистике. | |
Оценка параметров совокупностей. | Генеральная и выборочная совокупности. Статистическое распределение выборки. Дискретный ряд распределения. Интервальный ряд распределения. Графическое представление статистических рядов исследования: полигон и гистограмма. Основные характеристики вариационного ряда. Оценка параметров генеральной совокупности. Стандартная ошибка. Доверительный интервал генеральной средней. Оценка требуемого объема выборки. | ||
3. | Основы теории проверки статистических гипотез. | Статистические гипотезы, применительно к биостатистическим медико-биологическим исследованиям. Уровень значимости, доверительная вероятность, мощность критерия. Схема проверки статистических гипотез. Критерии согласия. Критерий согласия χ2 - Пирсона. Критерий согласия Колмогорова – Смирнова. | |
4. | t -критерий Стьюдента для анализа биомедицинских данных. | t -критерий Стьюдента для анализа биомедицинских данных. Схема применения двухвыборочного t -критерия Стьюдента. Пример применения двухвыборочного t -критерия Стьюдента. Схема применения парного t -критерия Стьюдента. Примеры применения парного t -критерия Стьюдента. | |
5. | Использование непараметрических критериев для проверки гипотезы об однородности средних. | Параметрические и непараметрические критерии. Непараметрические критерии Манна-Уитни и Уилкоксона - аналоги t -критерия Стьюдента. Схема применения критерия Манна-Уитни. Пример применения критерия Манна-Уитни. Схема применения критерия Уилкоксона. Пример применения критерия Уилкоксона. | |
Итого: | |||
Кредит № 2 | |||
1. | Дисперсионный анализ в медицине и здравоохранении. | Основные понятия и методика дисперсионного анализа. Общая, факторная и остаточная дисперсии. Схема применения однофакторного дисперсионного анализа. Пример применения однофакторного дисперсионного анализа. Непараметрический критерий Крускала-Уоллиса - аналог однофакторного дисперсионного анализа. Схема применения критерия Крускала-Уоллиса. Пример применения критерия Крускала-Уоллиса. Двухфакторный дисперсионный анализ. | |
2. | Корреляционный анализ. | Корреляционный анализ как метод количественной оценки факторов риска развития заболевания. Диаграммы рассеяния. Коэффициент парной корреляции Пирсона. Оценка достоверности коэффициента корреляции. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена. | |
3. | Регрессионный анализ. | Регрессионный анализ: основные понятия. Виды регрессии. Оценка параметров линейной регрессии по методу наименьших квадратов. Проверка гипотезы о значимости коэффициентов регрессии. Проверка гипотезы о значимости уравнения регрессии. Коэффициент детерминации. Пример построения уравнения парной линейной регрессии и его анализ. | |
4. | Планирование и организация статистических исследований. | Этапы медико-биологического эксперимента. Выбор статистического метода обработки данных. Использование программного обеспечения в биостатистике. Классификация статистических пакетов и современные требования к ним. | |
Итого | |||
Всего часов: |
Тематический план практических занятий.
№ | Наименование тем практических занятий | Краткое содержание | Объем кредитов (часов) |
Кредит № 1, 2 | |||
1. | Обзор возможностей статистического пакета для обработки медико-биологических и фармацевтических данных «Statistica». | Создание, редактирование и сохранение таблиц исходных данных. Построение простейших графиков в программе «Statistica». | |
2. | Оценка параметров совокупностей. | Оценка параметров генеральной совокупности с помощью выборочного метода. Доверительный интервал. Дискретный и интервальный статистические ряды распределения, их числовые характеристики. Графическое представление рядов распределения. | |
3. | Создание и анализ выборки с помощью программы «Statistica». | Создание выборки чисел, подчиняющейся нормальному закону распределения, определение ее числовых характеристик с помощью программы «Statistica». | |
Основы теории проверки статистических гипотез. | Проверка нулевой гипотезы Н0 при конкурирующей гипотезе Н1. Критерий согласия χ2 - Пирсона. Критерий согласия Колмогорова – Смирнова. Проверка гипотез о параметрах нормально распределенных совокупностей. | ||
Параметрический критерий: t -критерий Стьюдента. Реализация t -критерия Стьюдента в программе «Statistica». | Проверка гипотез о параметрах нормально распределенных совокупностей. t -критерий Стьюдента для анализа биомедицинских данных. Реализация t -критерия Стьюдента в программе «Statistica». | ||
Непараметрические критерии: критерий Манна-Уитни, критерий Уилкоксона. | Проверка гипотез о параметрах нормально распределенных совокупностей. t -критерий Стьюдента для анализа биомедицинских данных. Реализация t -критерия Стьюдента в программе «Statistica». | ||
Основы дисперсионного анализа. | Статистические гипотезы, проверяемые с помощью дисперсионного анализа. Общая, факторная и остаточная дисперсии. Метод однофакторного и двухфакторного дисперсионного анализа. Непараметрический критерий Крускала-Уоллиса - аналог однофакторного дисперсионного анализа. | ||
Корреляционный анализ. | Выборочный коэффициент корреляции Пирсона. Сила и характер связи между параметрами. Ранговая корреляция. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена. | ||
Регрессионный анализ. | Линейная регрессия. Нахождение линейного уравнения парной регрессии. Оценка достоверности показателей регрессии. Коэффициент детерминации. Корреляционно-регрессионный анализ в программе «Statistica». | ||
Метод стандартизации, его значение и применение. Анализ динамических рядов. | Прямой метод стандартизации. Типы динамических рядов. Вычисление показателей динамического ряда. | ||
Всего часов: |
· Задания самостоятельной работы (СРМП/СРМ)
№ | Темы | Форма сдачи | График контроля (с указанием сроков) | Продолжительность занятия (в часах) |
1. | Графическое представление медико-биологических и фармацевтических данных (гистограммы, диаграммы). | Индивидуальное задание | 1-я неделя | |
2. | Эмпирическая функция распределения. Основные характеристики распределений: математическое ожидание, дисперсия, среднее квадратическое отклонение. | Индивидуальное задание | 2-я неделя | |
3. | Статистическая группировка и сводка данных. Оценка параметров генеральной совокупности с помощью выборочного метода. Доверительный интервал. | Индивидуальное задание | 3-я неделя | |
4. | Интервальный статистический ряд распределения.Формула Стерджеса. Числовые характеристики интервального статистического ряда. Полигон и гистограмма частот. | Индивидуальное задание | 4-я неделя | |
5. | Определение объема выборки. | Индивидуальное задание | 5-я неделя | |
6. | Критерий согласия χ2-Пирсона. Критерий согласия Колмогорова-Смирнова. | Индивидуальное задание | 6-я неделя | |
7. | Сравнение двух групп: критерий Стьюдента. | Индивидуальное задание | 8-я неделя | |
8. | Непараметрический метод проверки гипотез: критерий Манна-Уитни. | Индивидуальное задание | 9-я неделя | |
9. | Сравнение наблюдений до и после лечения: критерий Уилкоксона. | Индивидуальное задание | 10-я неделя | |
10. | Решение задач биологического, медицинского и фармацевтического содержания с применением основных методов однофакторного и двухфакторного дисперсионного анализа. | Индивидуальное задание | 11-я неделя | |
11. | Количественная оценка факторов риска развития заболевания. | Индивидуальное задание | 12-я неделя | |
12. | Оценка параметров линейной регрессии по методу наименьших квадратов. | Индивидуальное задание | 13-я неделя | |
13. | Значение биостатистики для изучения истинной природы изучаемого явления. Роль Ф. Гальтона, К. Пирсона, Р. Фишера в развитии биометрики. | Индивидуальное задание | 2-7 недели | |
14. | Дизайн научного исследования. | Индивидуальное задание | 2-7 недели | |
15. | Клинические исследования. Классификация. | Индивидуальное задание | 2-7 недели | |
16. | Анализ относительных величин. | Индивидуальное задание | 2-7 недели | |
17. | Специфика возникновения нормального распределения применительно к объектам биологии и медицины. | Индивидуальное задание | 2-7 недели | |
18. | Закон больших чисел. | Индивидуальное задание | 2-7 недели | |
19. | Множественные сравнения. Поправка Бонферрони. | Индивидуальное задание | 2-7 недели | |
20. | Критерий согласия. Практический пример применения критерия согласия (закон Менделя). | Индивидуальное задание | 8-14 недели | |
21. | Анализ качественных признаков. Таблицы сопряженности. | Индивидуальное задание | 8-14 недели | |
22. | Осуждение проблем на коммуникативной платформе G-Global «Инфраструктура, инновации, инвестиции», сессия «Проблемы и перспективы инвестицион-ного климата в IT-отрасли Казахстана» Дисперсионный анализ в медицине и здравоохранении. | Просмотры с указанием статьи, комментарии совместно с преподавателем | 8-14 недели | |
23. | Непараметрические методы оценки корреляции. | Индивидуальное задание | 8-14 недели | |
24. | Множественная регрессия. | Индивидуальное задание | 8-14 недели | |
25. | Статистические методы прогнозирования. | Индивидуальное задание | 8-14 недели | |
26. | Анализ временных рядов. | Индивидуальное задание | 8-14 недели | |
27. | Ошибка измерения. Учет ошибки шкалы прибора и систематических ошибок. Оценка суммарной погрешности. | Индивидуальное задание | 8-14 недели | |
28. | Рубежный контроль по темам: «Основы биостатистики», «Оценка параметров совокупностей», «Основы теории проверки статистических гипотез», «t- критерий Стьюдента для анализа биомедицинских данных», «Использование непараметрических критериев для проверки гипотезы об однородности средних». | Коллоквиум | 7-я неделя | |
29. | Рубежный контроль по темам: «Дисперсионный анализ в медицине и здравоохранении», «Корреляционный анализ», «Регрессионный анализ», «Планирование и организация статистических исследований». | Коллоквиум | 14-я неделя | |
Итоговое занятие | Тестовые задания | 15-я неделя | ||
Всего часов: |
Примечание
* Виды индивидуальных заданий: выполнение индивидуальных заданий, реферат, презентация.
Время консультации:
Консультации для магистрантов проводятся в следующее время: в соответствии графика консультации преподавателей кафедры-2 часа
Ф.И.О. | Степень должности | дата | время | |
Кудабаев Канаш Жумагазиевич | к.ф-м.н., профессор, заведующий кафедры | Среда | 10.00-11.50 | |
Сапрыгина Марина Борисовна | К.ф.-м.н., и.о. доцента | Четверг | 12.00-13.50 | |
Халметов Закиржан Султанкулович | Магистр, и.о. доцента | Вторник | 10.00-11.50 |
Литература:
На русском языке
· Основная:
1. Герасимов А.Н. Медицинская статистика: учебное пособие/ Герасимов А.Н. – М.: МИА, 2007. - 480 с.
2. Зайцев В.М., Лифляндский В.Г., Маринкин В.И. Прикладная медицинская статистика. Учебное пособие. – СПб:, Фолиант, 2006. – 432 с.
3. Жидкова О.И. Медицинская статистика (конспект лекций). – М.: Эксмо, 2007. – 160 с.
4. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения: учебное пособие / ред. Кучеренко В.З. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР - Медиа, 2011. - 256 с.
5. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA. - М.: Медиасфера, 2008.
6. Савилов Е.Д., Мамонтова Л.М. и др. Применение статистических методов в эпидемиологическом анализе. – М.: «МЕД пресс-информ», 2008. – 112 с.
· Дополнительная:
1. Банержи А. Медицинская статистика понятным языком: вводный курс / Банержи А.; пер. Леонов В.П. – М.: Практическая медицина, 2007. - 287 с.
2. Биостатистика в примерах и задачах: учебно - методическое пособие / Койчубеков Б.К., Сорокина М.А. [и др.]. – Алматы: Эверо, 2012. - 80 с.
3. Петри А. Наглядная медицинская статистика: учебное пособие / Петри А., Сэбин К. – М.: ГЭОТАР - Медиа, 2009. - 168 с.
4. Плавинский С.Л. Биостатистика: планирование, обработка и представление результатов биомедицинских исследований при помощи системы SAS/ Плавинский С.Л. – СПб: СПбМАПО, 2005. - 560 с.
5. Юнкеров В.И., Григорьев С.Г. Математико-статистическая обработка данных медицинских исследований. – СПб.: ВМсдА, 2006 - 266 с.
6. Жижин К.С. Медицинская статистика: Учебное пособие / К.С. Жижин. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 160 с.
7. Платонов А.Е. Статистический анализ в медицине и биологии: задачи, терминология, логика, компьютерные методы. - М.: Издательство РАМН, 2009. - 52 с.
Литература:
На казахском языке
· Основная:
1. Ахметказиев А.А., Кельтенова Р.Т. Математикалық статистика. - Алматы, «экономика», 2002.
2. Бөлешов М.Ə. Медициналық статистика: оқулық/ Бөлешов М.Ə. – Алматы: Эверо, 2010. - 144 б.
3. Шыныбеков Ə.Н. Ықтималдықтар теориясы жəне математикалық элементтерi: оқу құралы/ Шыныбеков Ə.Н. – Алматы: Экономика, 2008. - 236 б.
· Дополнительная:
1. Бектаев Қ.Б. Ықтималдықтар теориясы жəне математикалық статистика: оқу құралы/ Бектаев Қ.Б. – Алматы: Эверо, 2009. - 410 б.
На русском языке
· Основная:
1. Герасимов А.Н. Медицинская статистика: учебное пособие/ Герасимов А.Н. – М.: МИА, 2007. - 480 с.
2. Зайцев В.М., Лифляндский В.Г., Маринкин В.И. Прикладная медицинская статистика. Учебное пособие. – СПб:, Фолиант, 2006. – 432 с.
3. Жидкова О.И. Медицинская статистика (конспект лекций). – М.: Эксмо, 2007. – 160 с.
4. Применение методов статистического анализа для изучения