ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О НАЛОГЕ




ВВЕДЕНИЕ

 

Налог на добавленную стоимость (НДС) самый сложный для исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему РФ. Его традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Основным законодательным актом, регулирующим обложение налогом на добавленную стоимость, является Налоговый Кодекс Российской Федерации, в особенности ее 21 глава.

Налог на добавленную стоимость регулируется Налоговым Кодексом Российской Федерации с 2002 года, до этого он регулировался отдельным Законом «О НДС». С принятием Налогового Кодекса произошли определенные изменения в обложении этим налогом, в частности, плательщиками НДС стали также индивидуальные предприниматели. В целом, как отмечают многие специалисты, 21 Глава Налогового Кодекса намного совершеннее применявшегося ранее Закона «О НДС», с 2002 года были решены многие проблемы, связанные с исчислением и уплатой Налога на добавленную стоимость, например, были более ясно сформулированы требования к выручке при осуществлении освобождения от обязанностей налогоплательщика. В настоящее время Глава 21 НК РФ продолжает совершенствоваться, в нее вносятся различные изменения.

Налоговые органы Российской Федерации для практического применения издали Методические рекомендации по применению Главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ, что значительно упростило применение законодательства о данном налоге.

Налог на добавленную стоимость занимает важное место в системе налогов России. Учитывая сущность налога на добавленную стоимость, можно сказать, что он - довольно эффективное средство пополнения государственного бюджета, так как обложение конечных стоимостей практически всех товаров довольно высоким дополнительным платежом, с взиманием последнего в пользу государства в принципе может быть неэффективным только в том случае, если в государстве полностью прекратится торговля. Однако, это представляется маловероятным.

Существует определенная группа товаров, которая не облагается налогом на добавленную стоимость. Это некоторые продовольственные товары и товары для детей. Это показывает, что наше государство проводит социальную политику, направленную на поддержку семей с детьми и недопущение относительной дороговизны продуктов питания.

Налог на добавленную стоимость считается одним из самых сложных налогов, существующих в налоговой системе нашего государства. Однако он является весьма важным налогом для государства и поэтому он его изучению экономистами, менеджерами и другими специалистами должно быть уделено внимание.

Изучению этого налога и посвящена эта курсовая работа.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О НАЛОГЕ

 

Налог на добавленную стоимость является сравнительно молодым налогом. Большинство из ныне действующих налогов были введены в практику в XIX веке. Некоторые налоги, такие как акцизы, земельный налог, известны еще с древних времен. НДС стал применяться лишь в XX веке. Конкретная же схема обложения НДС была разработана в 1954 году французским экономистом М. Лоре, с легкой руки которого он и был введен во Франции в 1958 году. В то же время добавленная стоимость начала использоваться в статистических и аналитических целях еще с конца прошлого века. НДС относится к группе косвенных налогов. Необходимо отметить, что для них характерна в основном фискальная функция. Их появление обычно связано с возрастанием потребности государства в доходах в связи с ростом расходов. Исторически первой формой косвенных налогов выступали акцизы, которые взимались с отдельных видов товаров. В противоположность им НДС представляет собой универсальный акциз, так как обложению им подлежат все товары. Одной из первых форм косвенного налогообложения явился налог с продаж, сходный по характеру с НДС. Предпосылкой возникновения налога с продаж послужила острая нехватка средств в связи с огромными военными расходами в период I Мировой войны. Данный налог взимался многократно на каждой стадии движения товара от производителя к потребителю. В результате его функционирования цена реализуемого товара значительно повышалась, что вызывало огромное недовольство как покупателей, так и производителей. Прежде всего, это было связано с тем, что потребители вынуждены были покупать товары по сильно завышенной цене, вытекающей из многократного обложения оборотов налогом с продаж. С другой стороны производители несли значительные убытки вследствие снижения спроса на свою продукцию. Это явилось предпосылкой к тому, что после I Мировой войны непопулярный налог был упразднен, но ненадолго. Государственный бюджет, сильно обремененный возросшими расходами в период II Мировой войны, требовал дополнительных источников пополнения доходов. Налог с продаж, отвечавший фискальным требованиям, был введен вновь. Необходимо отметить, что произошло некоторое совершенствование механизма обложения данным налогом. Во-первых, он начал взиматься однократно и, как правило, на стадии розничной торговли, тем самым не сильно замедляя оборот капитала. Во-вторых, поступление средств в казну также происходило более быстрыми темпами, так как возросла оборачиваемость средств. В то же время при таком положении вещей государство терпело некоторые убытки в результате потери части доходов из-за невозможности осуществлять полный контроль за всеми стадиями производства и обращения товара. При многократном обложении объекта фискальные органы имели возможность получать оперативную информацию о движении капитала при подаче налоговых деклараций. При однократном обложении только последней стадии обращения - розничной торговли - такая возможность терялась. Вышеперечисленные факторы послужили основными причинами к возникновению налога на добавленную стоимость, который давал возможность государству контролировать весь процесс производства и обращения товаров (в том числе оптовую и розничную торговлю). Широкое распространение НДС получил благодаря подписанию в 1957 году в Риме договора о создании Европейского экономического сообщества, согласно которому страны его подписавшие должны были гармонизировать свои налоговые системы в интересах создания общего рынка. В 1967 году вторая директива Совета ЕЭС провозгласила НДС главным косвенным налогом Европы, предписывая всем членам Сообщества ввести данный налог в свои налоговые системы до конца 1972 года. В том же 1967 году налог на добавленную стоимость начал функционировать в Дании, в 1968 - в ФРГ. Шестая директива Совета ЕЭС 1977 года окончательно утвердила базу современной европейской системы обложения НДС, чем способствовала унификации взимания данного налога в Европе. Последние уточнения в механизм обложения НДС были сделаны в 1991 году десятой директивой, и ее положения были включены во все налоговые законодательства стран-членов ЕЭС.В настоящее время НДС взимается более чем в сорока странах мира: почти во всех европейских странах, Латинской Америке, Турции, Индонезии, ряде стран Южной Америки. В США и Канаде применяется близкий по методу взимания к НДС налог с продаж. Обширная география распространения НДС свидетельствует о его жизнеспособности и соответствии требованиям рыночной экономики.Широкое распространение НДС в зарубежных странах с рыночной экономикой создало почву для появления его в России. Налог был введен 1 января 1992 года. Он пришел на смену налогу с оборота, просуществовавшего в стране около 70 лет, и так называемого «президентского» налога с продаж, введенного в декабре 1990 года. Оба предшественника НДС были эффективны только в условиях жесткого государственного контроля за ценообразованием. Налог с оборота взимался в основном в виде разницы между твердыми, фиксированными государственными оптовыми и розничными ценами, и его ставка колебалась от 20 до 300% для различных видов продукции. Налог с продаж устанавливался в процентах к объему реализации и фактически увеличивал цену товаров на 5%. В связи с возросшей инфляцией налог с оборота утратил свою жизнеспособность и вместе с налогом с продаж был заменен налогом на добавленную стоимость. Новый налог выгодно отличался от ранее действовавших. Он был более эффективен для государства, так как обложению им подлежал товарооборот на всех стадиях производства и обращения. Можно было ожидать, что с расширением налоговой базы и ставок поступления будут расти. Также необходимо отметить, что НДС является менее обременительным для отдельного производителя, поскольку обложению подлежит не весь товарооборот, а лишь прирост стоимости, и тяжесть налога может быть распределена по всей цепи товарооборота. Это являлось немаловажным фактором в достижении равенства всех участников рынка. Следует также обратить внимание на такой факт, что налог на добавленную стоимость являлся более простой и универсальной формой косвенного обложения, так как для всех плательщиков устанавливался единый механизм его взимания на всей территории страны. Первоначально ставка НДС была установлена на уровне 28%. Спустя год она была снижена до 20%, и была введена льготная ставка в размере 10% для продуктов питания и детских товаров по перечню. В этом виде налог и просуществовал до наших дней. Можно отметить, что объективная необходимость введения НДС в Российской Федерации была обоснована рядом факторов: 1. Пополнение доходов бюджета, испытывающего острый финансовый кризис и нуждающегося в стабильных налоговых поступлениях;2. Создание новой модели налоговой системы в соответствии с требованиями рыночной экономики;3. Присоединение к международному сообществу, широко применяющему данный налоговый механизм.

 

ПЛАТЕЛЬЩИКИ НАЛОГА

 

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Плательщиками НДС с 01.01.2001г. признаны индивидуальные предприниматели. К плательщикам НДС также относятся частные нотариусы, охранники, детективы. Для являющихся плательщиками НДС покупателей (заказчиков) индивидуальных предпринимателей (некоторых организаций) это означает, что по оборотам по реализации их товаров, работ, услуг, при производстве которых были использованы приобретенные у индивидуальных предпринимателей товары, работы, услуги (а также при перепродаже этих товаров), налог в бюджет, как правило, будет уплачиваться в виде разницы между суммами НДС, уплаченными индивидуальным предпринимателям (некоторым организациям), и суммами НДС, полученными от собственных покупателей, заказчиков и т.д.

Определения понятий "организация" и "индивидуальный предприниматель" содержатся в ст. 11 НК РФ. Организации - это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели - это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.

Часть 2 НК РФ не отменяет предусмотренных действующим законодательством упрощенной системы налогообложения и уплаты единого налога на вмененный доход, при которых ранее налогоплательщики освобождались от уплаты НДС. Следовательно, во избежание ошибок в начислении и уплате НДС, юридическим лицам (и тем же индивидуальным предпринимателям) при совершении сделок, как с индивидуальными предпринимателями, так и организациями необходимо требовать предъявления документов, подтверждающих, является ли индивидуальный предприниматель или организация плательщиком НДС.

Выделен также второй НДС - "ввозной", уплачиваемый при перемещении товаров через таможенную границу в соответствии с ТК РФ (только для ввоза товаров), для плательщиков данного НДС правила ст. 145 НК РФ и ст. 144 НК РФ не применяются.

Законодатель допустил неточность, так как в Законе о введении в действие части первой НК РФ используется понятие "филиалы и представительства российских юридических лиц", а в тексте НК РФ используется понятие "обособленные подразделения организации". Согласно п.2 ст.11 НК РФ обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (на срок более 1 месяца). Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

В ряде официальных разъяснений, данных ГНС РФ (МНС РФ), опубликованных в средствах массовой информации, налоговые органы со ссылкой на статью 55 ГК РФ в качестве основных (и едва ли не единственных) нормативных критериев, определяющих филиалы и представительства, рассматривают материальные признаки, указанные соответственно в пунктах 1 и 2 данной статьи ГК РФ. При этом требование гражданского законодательства, то есть части третьей пункта 3 той же статьи, об отражении ("указании") филиалов и представительств в учредительных документах дополнительного формального критерия, выделяющего филиалы и представительства, якобы не образует. Данная норма лишь возлагает на организации определенные обязанности, невыполнение которых не изменяет действительной природы фактически созданных филиалов и представительств. Действия по "указанию" филиалов и представительств в учредительных документах являются по своей природе учетными и носят вторичный характер, не образуя юридических фактов (оснований), порождающих филиал или представительство.

Подобная позиция позволяет рассматривать понятие обособленных структурных подразделений как родовое к филиалам и представительствам. При этом объем данного понятия полностью исчерпывается филиалами и представительствами, всякое обособленное структурное подразделение является или тем, или тем. В результате сближаются понятия налогового и гражданского права (см. статью 11 НК РФ и ст. 55 ГК). По существу, различие между ними сводится к дополнительному требованию НК РФ - наличию стационарных рабочих мест.

С организациями и индивидуальными предпринимателями, которые уплачивают единый налог на вмененный доход, по поводу отсутствия у них обязанности с 01.01.2001 года по уплате НДС в научной литературе споров не возникает - как до 01.01.2001г., так и после они не рассматриваются законодательством как плательщики НДС (по операциям для которых предусмотрен единый налог на вмененный доход). Споры ведутся по поводу индивидуальных предпринимателей, которые перешли на упрощенную систему налогообложения. Согласно п. 1 ст. 9 Закона РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации": В случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

Из всего вышеприведенного можно заключить, что субъекты малого предпринимательства (как организации, так и предприниматели), перешедшие на упрощенную систему налогообложения, имеют право не платить НДС с 01.01.2001г.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, налоговыми органами не рассматриваются в качестве налогоплательщиков НДС с 01.01.2001г. В отношении же предпринимателей такого исключения не сделано. В этой связи можно предположить, что отстоять свои права предприниматели, использующие упрощенную систему налогообложения, смогут только в суде.

Для некоторых субъектов (например, индивидуальных предпринимателей - экспортеров) Налоговый кодекс все же вводит нормы, улучшающие их положение по сравнению с ранее действовавшим законодательством. Например, с 01.01.2001г. эти лица смогут воспользоваться возмещением НДС в порядке ст. 176 НК РФ (своего рода поддержка государством экспорта, осуществляемого отечественными производителями).

Отметим, что для целей налогообложения физическое лицо может быть признано индивидуальным предпринимателем вне зависимости от факта его регистрации (статья 11 НК РФ - Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями).

 

 

Методика расчета НДС.

 

Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость регулируется с 01.01.2001 главой 21 второй части НК РФ. Индивидуальные предприниматели являются плательщиками НДС.

Общая сумма НДС представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных отдельно как соответствующая налоговым ставкам процентная доля соответствующих налоговых баз. Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде. Сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по налоговой ставке 0%, исчисляется отдельно по каждой такой операции (при этом предоставляется отдельная налоговая декларация).

В случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов налогообложения налоговые органы имеют право исчислять суммы НДС, подлежащие уплате, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам

С 1 января 2001 года индивидуальные предприниматели обязаны выписывать счета фактуры при реализации товаров (работ, услуг).

Следует отметить, что в случае получения освобождения от обязанностей налогоплательщика, организации и предприниматели обязаны выставлять счета - фактуры. При этом делается соответствующая надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)". Это требование установлено п. 5 ст. 168 НК РФ.

В соответствии с ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признается выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.

Пункт 10 ст. 167 НК РФ устанавливает, что дата выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления определяется как день принятия на учет соответствующего объекта, завершенного капитальным строительством. Таким образом, при строительстве хозяйственным способом начислять НДС следует на дату принятия на учет соответствующего объекта. В указанном выше порядке производится начисление суммы НДС. Что касается зачета сумм входящего НДС при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, то установлен следующий порядок. В соответствии с п. 6 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиками при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления. Как и при начислении, суммы налога подлежат вычету после принятия на учет объектов капитального строительства. Порядок вычета сумм НДС при строительстве хозяйственным способом зависит от того, является ли объект производственным или нет. При строительстве хозяйственным способом объекта производственного назначения сумма налога по строительно-монтажным работам, выполненным хозяйственным способом с 1 января 2001 года, исчисленная как разница между суммой налога, начисленной по выполненным хозяйственным способом строительно - монтажным работам, и суммой налога, предъявленной налогоплательщиком к вычету по приобретенным товарам (работам, услугам), использованным при выполнении названных работ, подлежит вычету у налогоплательщика по мере принятия на учет завершенного капитальным строительством объекта.

При строительстве хозяйственным способом объекта непроизводственного назначения сумма налога по строительно-монтажным работам, выполненным хозяйственным способом с 1 января 2001 года, исчисленная как разница между суммой налога, начисленной по выполненным хозяйственным способом строительно-монтажным работам, и суммой налога, предъявленной налогоплательщиком к вычету по приобретенным товарам (работам, услугам), использованным при выполнении названных работ, к вычету не принимается и подлежит уплате в бюджет. Указанная сумма подлежит отнесению на балансовую стоимость объекта (основных средств).

Кроме того, объектом налогообложения признается передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций, в том числе через амортизационные отчисления.

Особенности определения налоговой базы при договорах финансирования под уступку денежного требования или уступки требования (цессии) определены статьей 155 НК РФ.

При уступке требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), операции, по реализации которых подлежат налогообложению, налоговая база по операциям реализации указанных товаров (работ, услуг) определяется в обычном порядке (в соответствии со ст. 154 НК РФ). Налоговая база при реализации новым кредитором, получившим требование, финансовых услуг, связанных с уступкой требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), операции, по реализации которых подлежат налогообложению, определяется как сумма превышения сумм дохода, полученного новым кредитором при последующей уступке требования или прекращении соответствующего обязательства, над суммой расходов на приобретение указанного требования.

Пример

Продавец реализовал покупателю товар по цене 1200 рублей, включая НДС 200 рублей. Продавец, не дожидаясь сроков наступления платежа, переуступил право требования третьему лицу по цене 1080 рублей. Третье лицо, по наступлении сроков оплаты товара покупателем получило 1200 рублей.

В этой ситуации продавец товара начисляет НДС в сумме 200 рублей со всей стоимости товара. Третье лицо начисляет НДС с суммы разницы между доходом от полученной оплаты и расходами на приобретение права требования (1200-1080). Сумма НДС составит 20 рублей. Покупатель принимает к зачету НДС в сумме 200 рублей.

Статья 158 НК РФ устанавливает особенности определения налоговой базы при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса.

Указывается, что налоговая база при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса определяется отдельно по каждому из видов активов предприятия. В случае если цена, по которой предприятие продано, ниже балансовой стоимости реализованного имущества, для целей налогообложения применяется поправочный коэффициент, рассчитанный как отношение цены реализации предприятия к балансовой стоимости указанного имущества.

В случае, если цена, по которой предприятие продано, сложилась выше балансовой стоимости реализованного имущества, для целей налогообложения применяется поправочный коэффициент, рассчитанный как отношение цены предприятия, уменьшенной на балансовую стоимость дебиторской задолженности (и на стоимость ценных бумаг, если не принято решение об их переоценке), к балансовой стоимости реализованного имущества, уменьшенной на балансовую стоимость дебиторской задолженности (и на стоимость ценных бумаг, если не принято решение об их переоценке). В этом случае поправочный коэффициент к сумме дебиторской задолженности (и стоимости ценных бумаг) не применяется.

Для целей налогообложения цена каждого вида имущества принимается равной произведению его балансовой стоимости на поправочный коэффициент.

Налогообложение процентов (дисконта) по векселям, процента по товарному кредиту. В соответствии с ст. 162 НК РФ налоговая база определяется с учетом сумм полученных в виде процента (дисконта) по полученным в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги) облигациям и векселям, процента по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанного в соответствии со ставками рефинансирования ЦБ РФ, действовавшими в периодах, за которые производится расчет процента.

Таким образом, если предприятие получает доход в виде процентов по облигации, векселю или по товарному кредиту, то налог начисляется на сумму превышения этих доходов над доходом, исчисленным по ставке рефинансирования.

Следует учитывать, что гражданское законодательство разделяет товарный кредит и коммерческий кредит. Причем наиболее распространен на практике именно коммерческий кредит (то есть предоставление отсрочки по платежу за поставленные (переданные) товары, работы, услуги). В то же время, исходя из формулировки нормы статьи 162 НК РФ, не облагаются НДС проценты в пределах только ставки рефинансирования по товарным кредитам. Распространяется ли указанный порядок на проценты по коммерческому кредиту? Возможно, да, учитывая сходство договоров коммерческого и товарного кредита в гражданско-правовом смысле. В то же время, многие специалисты подходят к решению вопроса формально, учитывая, что коммерческие кредиты не поименованы в перечне доходов, по которым НДС облагается только в части превышения ставки рефинансирования ЦБ РФ, то доходы от предоставления коммерческого кредита подлежат обложению в полном объеме. Скорее всего, кто прав решит только суд.

Налогообложение санкций, за нарушение договорных обязательств.

До внесения поправок в НК РФ от 29.12.00 статья 162 пункт 1 подпункт 5 предусматривал, что налоговая база определяется с учетом сумм полученных в виде санкций, полученных за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров (контрактов), предусматривающих переход права собственности на товары, выполнение работ, оказание услуг. При этом санкции за просрочку надлежащего исполнения обязательства и (или) за неисполнение денежного обязательства учитывались при определении налоговой базы в части превышения полученных сумм над суммами, исчисленными исходя из ставки рефинансирования ЦФ. Таким образом, предполагалось, что налогообложение штрафных санкций производится по аналогии с налогообложением указанных выше доходов. Однако, последними изменениями пп. 5 п. 1 ст. 162 и соответствующий п. 9 ст. 171 НК РФ был исключен. Означает ли это, что штрафные санкции не облагаются НДС? Если штрафные санкции связаны с договором на поставку (передачу) товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, то суммы таких штрафных санкций, можно считать связанным с расчетами по оплате товаров и облагающимся НДС в полном объеме.

Особенности налогообложение экспорта товаров и экспортируемых работ (услуг).

Следует учитывать, в соответствии с НК РФ экспортом является вывоз товаров за пределы таможенной территории РФ. Таким образом, вывоз товара в страну СНГ также является экспортом.

Можно выделить следующие особенности:

- При экспорте товаров, осуществлении экспортируемых работ, услуг, применяется ставка налогообложения 0 процентов.

- По операциям реализации товаров на экспорт, осуществлении экспортируемых работ, услуг, в налоговые органы налогоплательщиком представляется отдельная налоговая декларация.

- Устанавливается, что документы, подтверждающие экспорт товаров (работ, услуг) представляются налогоплательщиками в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз груза в режиме экспорта. Если по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта налогоплательщик не представил документы, подтверждающие фактический экспорт товаров, а также выполнение работ (оказание услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией указанных товаров, указанные операции по поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по ставкам соответственно 10 процентов или 20 процентов. Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 процентов, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, установленных статьей 176 НК РФ (п. 9 ст. 165).

-Устанавливается, что дата реализации экспортных товаров (работ, услуг) определяется как наиболее ранняя из следующих дат:

1) последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ;

2) 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта или под таможенный режим транзита.

Вычет сумм налога, уплаченного поставщикам, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. Статьей 176 (п. 4) устанавливается, что возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком отдельной налоговой декларации, и подтверждающих документов.

Как и ранее, предусматривается применение двух вариантов определения даты реализации для целей налогообложения - по отгрузке и по оплате. Так, ст. 167 предусматривает, что дата реализации товаров (работ, услуг) определяется:

1) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения дату возникновения обязанности по уплате налога по мере отгрузки и предъявлению покупателю расчетных документов, как наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг); день оплаты товаров (работ, услуг).

2) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения дату возникновения обязанности по уплате налога по мере поступления денежных средств, как день оплаты товаров (работ, услуг).

Указывается, что в случае, если налогоплательщик не определил, какой способ определения даты реализации товаров (работ, услуг) он будет использовать для целей исчисления и уплаты налога, то применяется способ определения даты реализации мере отгрузки и предъявлению покупателю расчетных документов (п. 12 ст. 167 НК РФ). Поступление денежных средств на счет посредника, признается оплатой для собственника товара.

В соответствии с п. 2 ст. 167 НК РФ оплатой товаров (работ, услуг) признается поступление денежных средств на счета комиссионера, поверенного или агента в банке или в кассу налогоплательщика (комиссионера, поверенного или агента). Эта норма важна для организаций, определяющих выручку от реализации для налогообложения по оплате.

Таким образом, если организация передает товар другой организации, для его реализации по договору комиссии, то поступление денежных средств от покупателей товаров к комиссионеру (посреднику) признается оплатой товаров для комитента (собственника товаров).

 

Пункт 5 статьи 167 НК РФ устанавливает правило, согласно которому в случае неоплаты покупателем до истечения срока исковой давности товаров (работ, услуг), датой оплаты товаров (работ, услуг) для продавца признается наиболее ранняя из следующих дат:

1) день истечения указанного срока исковой давности;

2) день списания дебиторской задолженности.

Срок исковой давности установлен в 3 года, выручка для налогообложения определяется по оплате. Если покупатель не оплатил задолженность, то по истечении 3-х лет с даты просрочки платежа организация должна признать для целей налогообложения оплату и начислить НДС. Если до истечения сроков исковой давности организация сочтет долг безнадежным для взыскания и спишет дебиторскую задолженность, то НДС следует начислить на дату списания задолженности.

Сокращен срок для выставления счета фактуры. В соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) выставляются соответствующие счета - фактуры не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).

При реализации товаров (работ, услуг) по которым предоставлены льготы по НДС суммы налога, уплаченного поставщикам, не принимаются к зачету, а относятся на себестоимость (это правило не распространяется на экспорт товаров, работ, услуг).

Существовавший ранее механизм зачета сумм НДС, уплаченных поставщикам именуется во второй части НК РФ налоговым вычетом и регулируется статьей 171.

Как и ранее, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения и временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:

1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения;

2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Пункт 5 ст. 171 указывает, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае возврата этих товаров (в том числе в течение действия гарантийного срока) продавцу или отказа от них. Вычетам подлежат также суммы налога, уплаченные при выполнении работ (оказании услуг), в случае отказа от этих работ (услуг). Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с сумм авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории РФ, в случае расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей. Пункт 4 ст. 172 уточняет, что вычеты сумм налога, производятся в полном объеме после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров или отказом от товаров (работ, услуг), но не позднее одного года с момента возврата или отказа.

Пункт 7 ст. 171 устанавливает, что вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения) и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на доходы организаций (ныне, налога на прибыль).

При этом сумма налога, подлежащая вычету, исчисляется по расчетной налоговой ставке 16,67 процента суммы указанных расходов без учета налога с продаж. В случае отсутствия документов, подтверждающих осуществление указанных расходов, сумма налога, подлежащая вычету, исчисляется по расчетной налоговой ставке 16,67 процента установленных норм на указанные расходы.

Суммы НДС, уплаченные по легковым автомобилям и микроавтобусам, подлежат вычету.

Вычет НДС при товарообменных операциях.

Пункт 2 ст. 172 устанавливает, что при использовании налогоплательщиком собственного имущества (в том числе векселя третьего лица) в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) суммы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: