№ п/п | Проверяемые элементы содержания/умения | Уровень сложности | % выполнения | |||
ЗАТО Александровск | Мурманская область | РФ | ||||
Знать и понимать: биосоциальную сущность человека; основные этапы и факторы социализации личности; место и роль человека в системе общественных отношений; закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы; тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; основные социальные институты и процессы; необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норма, механизмы правового регулирования;особенности социально-гуманитарного познания (выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц | Б | |||||
Знать и понимать: биосоциальную сущность человека; основные этапы и факторы социализации личности; место и роль человека в системе общественных отношений; закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы; тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; основные социальные институты и процессы; необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; особенности социально-гуманитарного познания (выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне). | Б | |||||
Знать и понимать: биосоциальную сущность человека; основные этапы и факторы социализации личности; место и роль человека в системе общественных отношений; закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы; тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; основные социальные институты и процессы; необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норма, механизмы правового регулирования; особенности социально-гуманитарного познания (соотнесение видовых понятий с родовыми) | Б | |||||
Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы | П | |||||
Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты, и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями. | Б | |||||
Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам | П | |||||
Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы | П | |||||
Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями | Б | |||||
Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам | П | |||||
Осуществлять поиск социальной информации, представленной вразличных знаковых систем (рисунок) | Б | |||||
Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы | П | |||||
Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (таблица, диаграмма) | Б | |||||
Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы | П | |||||
Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями. | Б | |||||
Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. | П | |||||
Характеризовать с научных позиций основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, конституционные обязанности гражданина РФ (Конституция РФ гл.1 и 2) | Б | |||||
Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями. | П | |||||
Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам | Б | |||||
Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам | П | |||||
Систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченнуюсоциальнуюинформацию (определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту) | П | |||||
Часть 2 | ||||||
Осуществлять поиск социальнойинформации; извлекатьиз неадаптированныхоригинальных текстов(правовых, научно-популярных,публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию | Б | |||||
Осуществлять поиск социальной информации; извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию. Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов | Б | |||||
Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов. Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук. | В | |||||
Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов. Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности. Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам. | В | |||||
Характеризовать с научной позиции основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы (задание на раскрытие смыла понятия, использование понятия в заданном контексте) | В | |||||
Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук (задание, предполагающее раскрытие теоретических положение на примерах) | В | |||||
Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам (задание-задача) | В | |||||
Подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу (задание на составление плана доклада по определенной теме) | В | |||||
Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы. Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями. Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов. Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук. Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности. Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам | В | |||||
Выводы:
1)Из данных таблицы и графика видно, что процент выполнения заданий по муниципалитету ниже, чем по Мурманской области (кроме заданий№№1,2,3,12), ниже, чем по РФ (кроме заданий №№1,2,3,12,15,16,18,20).
2)Средний процент выполнения заданий базового уровня сложности составил –67,4% (в прошлом учебном году – 59,4%);
Повышенного уровня сложности – 57,5% (в прошлом учебном году – 41,57%);
Высокого уровня сложности – 16,4% (в прошлом учебном году – 8,89%).
Вырос процент выполнения заданийвысокого уровня сложности, тем не менее, уровень выполнения этих заданий остается относительно невысоким.
3) Обучающиеся на допустимом и высоком уровне справились с заданиями №№1,2,3,4, 6,10,11,12,15,16,18,19,20,21;
Затруднения у обучающихся вызвали задания №№5,7,8,9,13,14,17,22
4)Группа заданий на знание понятий (№№1,2,3) выполнены выпускниками на высоком уровне, доля выполнения заданий выше, чем по области и по России.
Группа заданий №№4-19 (базового и повышенного уровней) направлена на проверку сформированности умений: характеризовать с научных позиций основные социальные объекты, их место и значение в жизни общества как целостной системы; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. Задания этой группы представляют традиционные пять тематических модулей обществоведческого курса.На высоком уровне выпускниками муниципалитета выполнены задания №№4,6,10,11.12,15,16,18,19. Из них только задание №12- Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (таблица, диаграмма) - выполнено лучше, чем по региону в целом.
Задание №20 (повышенный уровень) было направлено на проверку умения систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию. Задание выполнено на высоком уровне, процент выполнения равен областному показателю.
Задания 21-24 объединены в составное задание с фрагментов научно-популярного текста. С заданиями этой группы обучающиеся муниципалитета справились на низком уровне (кроме №21), по всем показателям хуже, чем по региону в целом.
Задания №№25,26 (проверка умения использовать понятие в заданном контексте) вызвали затруднения обучающихся, с ними выпускники ЗАТО Александровск справились хуже, чем по области в целом.
При выполнении заданий №27,28,29 (высокого уровня) обучающиеся показали результат хуже, чем в среднем по области.
5) Наибольшие затруднения у обучающихся вызвали задания:
- На умение анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты, и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями (задания 5, 8, 14, 17);
- На умение характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы (задание 7);
- На умение применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам (задание 9);
- На умение характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы (задание 13);
- На умение осуществлять поиск социальной информации; извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию.
Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (задание 22).
По этим заданиям показатели выполнения по ЗАТО Александровск ниже, чем показатели по региону.
6) На достаточном уровне участниками экзамена усвоены следующие элементы содержания: природное и общественное в человеке, системное строение общества: элементы и подсистемы, основные институты общества, образование, его значение для личности и общества, экономические системы, рынок и рыночный механизм, спрос и предложение, социальная стратификация и мобильность, социальные группы.
На достаточном уровне у учащихся сформированы умения: осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы.
7) В течение последних трех лет участники экзамена испытывают затруднения с определением издержек производства в краткосрочном периоде, с определением инфляции, с разграничением полномочий субъектов государственной власти, в вопросах правоведения.
На низком уровне на протяжении последних трех лет у обучающихся сформированы умения: умение подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу; умение применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам; умение оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; умение формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
Рекомендации:
В целях совершенствования организации и методики преподавания обществознания необходимо
Методистам Информационно-методического центра:
- Провести анализ результатов ЕГЭ по обществознанию в муниципальном образовании, ознакомить педагогов с аналитической справкой.
- Организовать индивидуальное сопровождение учителей обществознания на основе диагностики их профессиональных затруднений.
- На заседаниях творческих групп и рабочих совещаниях рассмотреть эффективные практики формирования предметных и метапредметных результатов освоения учащимися образовательной программы, организовать обмен опытом педагогов по актуальным вопросам преподавания обществознания.
Руководителям общеобразовательных организаций:
- Создать условия для своевременного и качественного повышения квалификации учителей обществознания.
- Рассмотреть вопрос о расширении вариативной части учебного плана, плана внеурочной деятельности общеобразовательной организации за счет межпредметных курсов метапредметной направленности, социального проектирования.
- Разработать систему контрольных мероприятий для оценки уровня обществоведческой подготовки учащихся в рамках внутренней системы оценки качества образования.
Учителям обществознания:
- Совершенствовать методику работы с учебно-методическими комплексами, соответствующими ФГОС общего образования.
- Увеличить долю учебных дискуссий, практико-ориентированных, исследовательских заданий, требующих самостоятельного структурирования и аргументации материала учащимися.
- Формировать у учащихся комплексное представление об обществе, последовательно реализуя междисциплинарные связи, прежде всего между предметами гуманитарного цикла. Знания, полученные в процессе изучения литературы, истории, географии, могут быть использованы при выполнении заданий ЕГЭ.
- Совершенствовать у учащихся навыки "контекстного" рассмотрения обществоведческих явлений с привлечением внутрипредметных связей (умения сопоставлять факты, проводить аналогии и выстраивать исторические параллели; применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам; оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения, аргументы и выводы по определенным проблемам).
- Обратить внимание учащихся на краткий перечень нормативных правовых актов, которые раскрывают отдельные аспекты тем, заявленных в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по обществознанию.
- Развивать у учащихся навыки смыслового чтения (умения читать и адекватно понимать прочитанный текст, составлять план, подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу).
- Разнообразить работу с графическим материалом, диаграммами, гистограммами, таблицами.
- Продолжить формирование навыков написание мини-сочинения в соответствии со всеми предъявляемыми требованиями.
- В учебную деятельность активно внедрять учебные проекты по междисциплинарным вопросам (экономика и политология, право и экономика, политология и социология и т.д.).
- Проводить диагностику уровня обществоведческих компетенций учащихся на критериальной основе.
Дата заполнения 08.09.2017 Исполнитель: Веселова Е.В., методист МБУО «ИМЦ»