ВСЕМИРНЫЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ ВЫСТАВКИ




ВХУТЕМАС И ВХУТЕИН

После 1917 года в молодой советской стране была осуществлена реорганизация системы художественного образования. Во многих городах были созданы учебные заведения нового типа – Свободные государственные художественные мастерские (СГХМ). Основной идеей их создания был отход от академических методов обучения, введение новой системы организации индивидуальных мастерских. Каждому студенту предоставлялась возможность учиться в мастерской избранного им руководителя.

В Москве на основе Строгановского художественного и училища живописи и зодчества были созданы соответственно Первые и Вторые СГХМ, которые в 1920 году были слиты во ВХУТЕМАС – Высшие художественно-технические мастерские. В 1927 году они были реорганизованы в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН). В 1930 году на его основе созданы Высший архитектурно-строительный институт (ВАСИ, ныне МАРХИ), Московский полиграфический институт, художественный факультет Московского текстильного института.

Целью ВХУТЕМАСа была «подготовка художников-мастеров высшей квалификации для промышленности» и педагогов для художественно-технического образования. ВХУТЕМАС состоял из 8-ми факультетов: архитектурного, деревообрабатывающего, металлообрабатывающего, полиграфического, текстильного, керамического, а также чисто художественных факультетов – живописного и скульптурного. Дисциплины: «графика», «цвет», «объем», «пространство» преподавались студентам всех специальностей. Деревообрабатывающий и металлообрабатывающий были лабораторией формирования дизайна в нашей стране. Деревообрабатывающий факультет готовил мебельщиков и специалистов по малым деревянным архитектурным формам. Металлообрабатывающий – проектировщиков бытовых изделий, оборудования для учреждений и транспорта из металла. Над факультетами шествовали соответствующие профсоюзы, перед которыми отчитывались деканы.

Выпускники получали звание «инженер-художник» или «художник-технолог» с указанием специализации по отрасли промышленности (дерево- или металлообрабатывающей, текстильной, керамической, полиграфической.)

Во ВХУТЕМАСе был введен макетный метод проектирования. Его автор Н.Ладовский считал, что будущий архитектор должен учиться мыслить объемно-пространственной композицией, эскизировать не на бумаге, а в объеме. И лишь затем переносить отработанную в объеме композицию на бумагу. Этот метод позволял расковать композицию.

Преподавали также А.Радченко, Эль Лисицкий, В.Татлин. Первыми учебными заданиями по конструированию были проекты по разработке простейших обыденных вещей: ложка, деревянная ручка, кастрюля, утюг, ножницы. По словам А.Родченко, нужно научиться в простейшей обыденной вещи проявить творческий подход, найти оригинальное и рациональное решение. Задания усложнялись.

 

ВСЕМИРНЫЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ ВЫСТАВКИ

Во второй половине XIX в. появляются специализированные торговые международные выставки, преследовавшие преимущественно просветительно-познавательные цели, а так же целью показа разносторонней деятельности народов в области экономики, науки, техники, культуры и искусства.

Международный уровень выставок способствовал духу соревнования и стремлению сделать каждую новую выставку лучше предыдущих. Поэтому во многих областях и не в последнюю очередь в архитектуре их устроители проявляли немалую смелость.

В 1851 году в Гайд-парке состоялась Первая Всемирная выставка, именуемая «великой», в которой принимали участие 32 страны. Примерно за год до проведения Всемирной выставки в Лондоне был объявлен конкурс на лучший проект центрального павильона – одноэтажного здания из огнестойких материалов, с освещением через крышу, площадью 8га. Ни один из 245 проектов не был принят. Все предлагали здания из камня, похожие на готический собор или вокзал. В момент обсуждения вмешался Джозеф Пакстон, управляющий садов герцога Девонширского, волею судеб оказавшийся знакомым с членами выставочного комитета. Получив заверение, что его проект будет рассмотрен, он вместе с инженером по строительству железных дорог за 8 дней спроектировал здание принципиально новой конструкции, причем проект включал не только собственно чертеж здания, но и план его постройки. В столь же короткие сроки – 4 месяца – павильон был возведен в лондонском Гайд – парке. Всемирная выставка, как и планировалось, была открыта 1 мая 1851 года, и многие восприняли Хрустальный дворец как ее главный экспонат.

Павильон достигал 555м в длину, 124м в ширину, 20м в высоту. В плане сооружение имело крестообразную форму. Секрет быстроты возведения – 1. В способе проектирования по принципу конструктора. Конструкции были придуманы таким образом, что даже не очень квалифицированные рабочие, собиравшие дворец из заранее заготовленных деталей, не могли ошибиться. 2. В соединении нового для того времени строительного материала стекла с конструктивными возможностями большепролетных металлических покрытий, что породило новый тип пространства – пронизанного светом, просторного, как бы впустившего природу в свой внутренний мир. Это была революция в строительстве: вместо возведения стен – монтаж, вместо неразборной кладки кирпичей или каменных блоков – механическая сборка.

Разумеется, спроектировать подобное здание, не имея опыта создания аналогичных построек, невозможно. Пакстон еще лет за 15 до постройки Хрустального дворца использовал ребристые крыши с наклонными листами стекла при проектировании теплиц и оранжерей. наклон был необходим для того, чтобы солнечные лучи утром и вечером проходили через стекло перпендикулярно.[1]

Хрустальный дворец повлиял не только на развитие архитектуры выставочных павильонов, но и на формирование совершенно нового типа зданий – универмагов и торговых пассажей со свободной планировкой и верхним светом. Рождался новый эстетический принцип освоения внутреннего пространства. Стены исчезают, легкость, нематериальность конструкций создает ощущение «дворца для сказочного принца».

Каждая страна участница имела на выставке свой стенд. Россия выставила каслинское литье, изделия из малахита, народные промыслы. Были отделы паровозов, паровых машин, каретный зал. Собственно, для экспонирования этой крупной техники и возникла необходимость в создании беспролетных галерей.

На этой же выставке демонстрировалась продукция Михаэля Тонета, автора технологии и целой гаммы мебели, основанной на конструкциях из гнутой древесины. Распаренную водным паром или вымоченную водяным паром или вымоченную в кипящей жидкости древесину выгибали в разных направлениях, придавая ей любые формы. Свою технологию Тонет запатентовал еще в 1841году. Его фирма была основана в Вене и зарегистрирована на имя сыновей, потому и получила название «Братья Тонет». Из гнутой древесины в разные времена делались лыжи, сани, бочки, лодки, но именно венский краснодеревщик Михаэль Тонет (1796-1871) разработал подобную технику для создания мебели и применил ее в фабричном производстве. В специальной литературе его имя стало нарицательным: так называют вид мебели из гнутого дерева (в основном из бука). До конца XIX века было произведено 50 миллионов дешевых практичных стульев. На них сидели в Европе и в Америке, их узнала и Россия. И по сей день дизайнеры представляют венский стул как пример оптимального сочетания между формой и технологией. К 1850 году Михаэль Тонет создал первый стул, целиком собранный из гнутых элементов.

В Лондоне Тонет представил уже развернутую серию изделий. Он представил на выставку 6 моделей стульев, 2 кресла, 1 канапе, 2 стола, 1 столик для шитья, 2 столика для чтения и 2 этажерки. Это были экземпляры дорогой роскошной мебели из дерева с латунной отделкой. Они были удостоены бронзовой медали.

Классический стул №14 стал воплощением "дешевых" товаров массового потребления, самая простая и безупречная конструкция. Стул №14 стал наиболее известным и популярным, массовым. Именно от него пошло название "венский стул". Австрийский мебельный гений первым догадался, что не столярные соединения, а винтовые позволят сделать мебель разборной, а значит, ему не нужно будет возить "воздух" Транспортировались стулья в разобранном виде, упаковывались в плотные пачки (36 разборных стульев №14 занимают пространство всего в один квадратный метр и именно в таком виде они доставлялись в Россию). Стул легко собирался даже неквалифицированными рабочими. Сиденье, четыре ножки, соединительный обруч, дугообразная спинка – все это скреплялось при помощи двух типов шурупов. Благодаря своей простоте, минимальной конструкции, лаконичности стул оказался как бы внестилевым, одинаково пригодным как для общественных заведений, так и для дома. Это были первые ростки еще не оформившегося в то время раздела искусства - промышленного дизайна. Кроме этого, благодаря своей технологии, стул оказался очень прочным. Прочность венского стула была продемонстрирована эффектным рекламным трюком: он был сброшен с Эйфелевой башни и не разбился. Ни один предмет традиционной мебели не выдержал бы такого испытания. Тонет разработал большой ассортимент изделий, построенных на едином конструктивном принципе – гнутые бамбуковые круглые в сечении детали и плоские фанерные вставки для сидений и спинок: столики, вешалки, кресла – качалки, табуреты, скамейки, кресла, несколько типов стульев – от элементарного №14 до более дорогих и изысканных.

После Лондонской, Всемирные промышленные выставки проходили во многих столицах мира: в Вене, Сиднее. В год празднования юбилея Французской революции в 1889 году в Париже открылась Всемирная выставка, уже четвертая во французской столице. Ее постройки и павильоны (прежде всего Галерея машин и Эйфелева башня) произвели не менее ошеломляющее впечатление, чем в свое время Хрустальный дворец в Лондоне. Уже не молодой Гюстав Эйфель в то время был известным инженером – мостостроителем. Учувствовать в постройке башни – символа выставки он согласился отчасти из-за того, что собирался исследовать вопросы воздухоплавания. И ему как ученому необходим был полигон – высокая точка в городе, где он мог бы испытать свои модели. За эти годы было освоено производство стальных балок, Европа накопила богатый опыт мостостроения. Эйфелева башня стала олицетворением промышленной революции XIX века. Она достигла большей популярности, чем какой либо другой архитектурный памятник, стала главным символом Франции, поворотным пунктом в истории современной архитектуры.

 

 

А.Н.Лаврентьев История дизайна



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: