2017–2018
Вопросы и требования к экзамену, критерии оценки
Требования к экзамену
Студент должен проявить знание теоретических вопросов, предусмотренных ГОС и программой курса, составленной на его основе. Студент должен обнаружить системное видение научно-теоретических понятий, умение устанавливать межпредметные и внурипредметные связи, иллюстрировать теоретические положения языковыми фактами и сведениями из истории языков и их современного состояния. Студент допускается к экзамену лишь в случае выполнения предусмотренных программой всех видов заданий, включающих как аудиторную, так и самостоятельную работу.
Критерии оценки
– «отлично» – ответ полный, аргументированный, со всеми необходимыми иллюстрациями, допустимы незначительные упущения в ответе, которые устраняются самим студентом с помощью наводящих вопросов;
– «хорошо» – ответ полный, демонстрирует достаточно высокую степень осмысления научно-теоретических понятий, их взаимосвязи, однако в ответе могут быть упущены какие-то из необходимых аргументов или использованы не очень удачные иллюстрации;
– «удовлетворительно» – ответ верный, но содержащий недостаточно четко сформулированные научные положения, при ответе проявляется репродуктивный характер изложения, отсутствует глубина проникновения в проблемную суть вопроса, наличествуют неправильно подобранные примеры, обнаруживается слабая ориентация в межпредметных и внутрипредметных связях;
– «неудовлетворительно» – отсутствует ответ хотя бы по одному из вопросов или неверно излагаются основные научные положения по темам обоих вопросов, отсутствуют логические связи в доказательстве тезисов, составляющих сущность проблемы, не раскрывается история становления и развития лингвистической проблематики, приводится не соответствующий теме иллюстративный материал.
Структура экзаменационного билета
1. Вопрос по общим проблемам языка или истории письма.
2. Вопрос по фонетике, лексике или грамматике.
3. Практическое задание, проверяющее знание одного из разделов курса и умения анализировать различные единицы языка.
4. Задание, проверяющее знание генеалогической классификации.
Вопросы к экзамену
1. Гипотезы о происхождении языка. Язык как продукт общественного развития. Языки и диалекты в донациональную эпоху.
2. Возникновение национальных языков. Литературный язык на национальной основе, его основные признаки. Территориальные и социальные диалекты этой эпохи.
3. Роль языка в обществе. Основные функции языка. Искусственные языки, их историческая перспектива. Языки межнационального общения и мировые языки.
4. Понятие о генетическом родстве языков, языковой семье, группе, подгруппе. Общая характеристика основных семей языков мира. Древние письменные языки.
5. Общая характеристика индоевропейской семьи, деление на группы. Характеристика германской группы языков, современное расселение народов, говорящих на языках данной группы.
6. Славянская группа языков, характеристика каждой из подгрупп. Современное расселение народов, говорящих на славянских языках.
7. Морфологическая классификация языков. Типы языков по грамматическому строю.
8. Письмо и звуковой строй языка. Предыстория собственно письма. Пиктография, переход от пиктографии к идеографии.
9. Идеография, особенности идеограмм. Древнейшие иероглифические системы. Иероглифическое письмо в современном мире.
10. Роль письма в обществе. Происхождение основных алфавитов. Финикийское письмо. Особенности греческого алфавита.
11. История латиницы, алфавиты на латинской основе.
12. История кириллицы, алфавиты на кириллической основе. Создание отечественными учеными алфавитов для бесписьменных народов в I пол. XX века.
13. Общение как одна из разновидностей деятельности человека. Виды конкретных речевых действий. Понятие о коммуникативной ситуации, ее структура.
14. Внутренняя и внешняя речь. Основные черты внутренней речи. Условия успешного общения. Особенности невербальных средств общения.
15. Взаимосвязь языка, мышления, сознания. Разграничение языка и речи, их особенности и взаимосвязь.
16. Знак, его структура. Типы знаков. Система языка, синтагматические и парадигматические отношения между элементами языковых подсистем.
17. Структура языка, понятие о языковых уровнях. Иерархические отношения. Единицы языка, их функции и реализация в речи.
18. Синхрония и диахрония как аспекты исследования. Статика и динамика языковой системы. Деривационные отношения между единицами языка.
19. Производство и восприятие звуков речи. Роль центральной нервной системы и назначение периферийных органов в данных процессах.
20. Троякий аспект изучения звуков речи (акустический, артикуляционный, функциональный). Предмет фонетики, ее разделы и практическая ценность фонетики.
21. Различия гласных и согласных звуков. Классификации гласных звуков языков мира, их основные и дополнительные артикуляционные признаки. Дифтонги и трифтонги.
22. Классификация согласных звуков языков мира, их основные и дополнительные артикуляционные признаки.
23. Звук и фонема. Особенности фонологических систем в разных языках мира. Функции и признаки фонем, их реализация в речи.
24. Суперсегментные единицы. Особенности фразы, синтагмы, фонетического слова (такта). Характеристика проклитики и энклитики.
25. Слог. Различные теории слога. Характеристика слогов. Своеобразие слога в разных языках мира.
26. Ударение. Типы ударений. Особенности ударений в разных языках мира.
27. Интонация, ее составляющие. Функции интонации. Особенности интонации в разных языках мира.
28. Фонетические (живые) и исторические чередования в современных языках. Комбинаторные изменения.
29. Особенности лексического уровня. Функции слова. Основные признаки слова. Внутренняя форма слова. Деэтимологизация и ложная (народная) этимология.
30. Особенности лексического значения, его структура. Понятие о лексико-семантическом варианте. Устойчивость и подвижность значения слова.
31. Лексикология как наука о словарном составе языка. Основные разделы лексикологии, их характеристика.
32. Фразеология как один из разделов языкознания. Слово и фразеологизм, их сходство и различие. Особенности внутренней формы фразеологизмов.
33. Понятие об устаревших и новых словах. Различие архаизмов и историзмов. Неологизмы и окказионализмы, их судьба в системе языка.
34. Понятие об однозначных и многозначных словах. Семантическая структура многозначного слова. Типы переносных значений.
35. Трудности в разграничении омонимов и многозначных слов. Лексические омонимы, пути их происхождения. Разновидности омонимии.
36 Тематические и лексико-семантические группы. Понятие термина. Особенности терминологических систем, пути их пополнения.
37. Отличие слов и фразеологизмов по сфере употребления, по эмоциональной окрашенности, по происхождению и по характеру функционирования.
38. Синонимия и антонимия слов. Синонимический ряд, особенности доминанты синонимического ряда. Характеристика антонимов по структуре.
39. Обогащение словарного состава за счет собственных ресурсов языка. Морфологический и неморфологический способы образования слов.
40. Пути заимствования слов, способы освоения заимствованной лексики. Понятие о варваризмах и экзотизмах. Особенности заимствования фразеологизмов.
41. Лексикография как раздел языкознания. Типы словарей, их характеристика.
42. Понятие о морфеме. Морфема и морф. Типы морфем по значению. Особенности корня в разных языках мира.
43. Особенности аффиксов в разных языках мира. Типы аффиксов по соотношению с корнем. Аффиксы (словоизменительные, формообразующие и словообразовательные).
44. Грамматическое значение, способы и средства его выражения в разных языках мира.
45. Понятие о грамматической категории. Типы грамматических категорий. Части речи, принципы их классификации.
46. Синтаксис словосочетания. Классификация словосочетаний. Понятие о предложении, его признаки. Аспекты изучения предложения.
Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Вендина Т.И. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2005. – 288 с.
2. Маслов Ю.С. Введение в языкознание: учебник. М.: Академия, 2005. – 304 с.
3. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс (любое издание) – 538 с.
4. Симашко Т.В. Введение в языкознание: учебно-методическое пособие. Архангельск, 2013.
Дополнительная литература
4. Алефиренко Н.Ф. Теория языка: вводный курс: учебное пособие для вузов М.: Академия, 2007. – 364 с.
5. Ворожбитова А.А. Теория текста: Антропоцентрическое направление: учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2005. – 306 с.
6. Колесов В.В. История русского языка в рассказах. СПб.: Авалон; Азбука-классика, 2005, 2007. – 222 с.
7. Леденева В.В. Лексикография современного русского языка: практикум: учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2008. – 648 с.
8. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику: учебное пособие для филологов. – М.: Флинта; Наука, 2007. – 294 с.
9. Мыркин В.Я. Введение в языкознание: учеб. для выс. учеб. заведений. – Архангельск: ПГУ, 2005. – 306 с.
10. Норман Б.Ю. Теория языка. Вводный курс: учебное пособие. М.: Флинта; Наука, 2004. – 293 с.
11. Хроленко А.Т. Теория языка: учебное пособие / под ред. В.Д. Бондалетова. – М.: Флинта; Наука, 2004. – 512 с.
Сборники задач и словари
12. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов. – М.: Астрель; АСТ, 2006. – 958 с.
13. Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий / отв. ред. В.Н. Телия. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 784 с.
14. Кронгауз М.А. Семантика: задачи, задания, тесты: учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2006. – 250 с.
15. Норман Б.Ю. Лингвистические задачи: учебное пособие. М.: Флинта; Наука, 2006. – 272 с.
Периодические издания
16. Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Лингвистика.
17. Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология.
18. Вопросы языкознания.
Интернет ресурсы
19. https://enc-dic.com/ Энциклопедии и Словари.
20. https://www.philology.ru/linguistics1.htm
21. https://www.gumer.info
22. https://www.library.ru/2/catalogs/elibs
23. https://slovari.yandex.ru/
24. Локальная сеть библиотеки филиала университета САФУ имени М.В. Ломоносова.