Гражданская война и иностранная интервенция




Учебно-методическое пособие «История. Подготовка к ЕГЭ»

ИСТОРИЯ

ЕГЭ. 11 класс

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ХХ век (с 1917г.) – начало ХХIв.

Комплексный тренажер

Г.М.Абросимова

Учитель высшей категории

Южноуральский городской округ, 2016

Содержание

Как работать с тренажером ………………………………………………………………………………………………………….. стр.

1. 1917г. – приход к власти большевиков – конец 30-х гг. ХХ века ……………………………………….. стр.

2. Конец 30-хгг. – 1953г. (смерть Сталина) ……………………………………………………………………………… стр.

3. Конец 50-хгг. – 80е гг. ХХ в. ………………………………………………………………………………………………….. стр.

4. 90-е гг. ХХ в. – 2000е гг. ХХ1в. ………………………………………………………………………………………………. стр.

 

 

Данное пособие охватывает содержание курса истории России с 1917г. ХХ в. до начала ХХ1 века с включением элементов всеобщей истории (истории Второй Мировой войны, дипломатии, экономических связей и т.п.), нацелено на создание у школьников целостного представления о крупных событиях отечественной истории. Особое внимание уделяется формированию аналитических и информационно-коммуникативных умений учащихся. Кроме справочного материала, в пособие включены задания, направленные на проверку умений: систематизировать исторические факты; устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи; использовать источники информации разных типов (текстовый источник, таблица, историческая карта, иллюстрация) для решения познавательных задач; аргументировать различные версии и оценки с привлечением исторических знаний; представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности.

Пособие состоит из четырех тем:

1. 1917г.(приход к власти большевиков) – конец 30-х гг. ХХ в.

2. Конец 30-х гг. ХХ века – 1953г. (смерть Сталина)

3. Конец 50-х гг. – 80-е гг. ХХ века

4. 90-е гг. ХХ века – 2000гг. ХХ1 века.

В каждую тему включены разделы «Линия времени», «Историческая карта», «Словарь», «Лица исторического периода», «Эпоха в схемах и таблицах», «Историческое сочинение» или фишбоун.

 

 

Как работать с тренажером

Работа над темой начинается с разделов «Линия времени» и «Историческая карта».В заданиях к «Линии времени» предлагается сгруппировать события по различным направлениям деятельности руководителей государства, обозначив их разными цветами, а также соотнести их с исторической картой или же указать на ней места и даты обозначенных событий. Помимо этого, к «Линии времени» и к исторической карте даны задания на самостоятельное нанесение информации, определение местоположения событий, перенос информации с «Линии времени» на карту, на работу с легендой или названием карты.

В разделе «Словарь» представлены задания, направленные на закрепление понятий и терминов, соответствующих изучаемому периоду. Работа с данным разделом предполагает соединение термина и его содержания, самостоятельное определение названия или формулирование существенных признаков понятия.

В разделе «Лица периода» представлен материал, способствующий визуализации периода, созданию образов исторических деятелей как носителей характерных особенностей своего времени. Задания раздела ориентированы на повторение знаний о деятельности исторических персоналий и установление связи между эпохой и основными направлениями их деятельности.

Раздел «История в схемах и таблицах» ориентирована на развитие умения выявлять причинно-следственные связи, применять знание фактов для обобщения. Большая часть заданий здесь – это сочетание справочного материала, организованного в схемы и таблицы, и ячеек для самостоятельного заполнения. Иллюстративный материал раздела предполагает возвращение к событиям, персоналиям, терминам и их использование при характеристике исторических сюжетов.

В последнем разделе предложено написать сочинение по изученному периоду или заполнить фишбоун, используя алгоритм.

ТЕМА 1

Г. (приход к власти большевиков) – конец 30-х годов ХХ в.

Период на линии времени

1. Внимательно рассмотрите схему. Выполните задания к линии времени.

1). Отметьте красным цветом дату IIВсероссийского съезда Советов; черным цветом – периоды Гражданской войны в России; зеленым цветом – период и события становления нового хозяйственного механизма.

 

2). Ответьте на вопрос: Каковы были основные решения второго Всероссийского съезда Советов.

Ответ: _______________________________________________________;

_______________________________________________________;

_______________________________________________________;

________________________________________________________.

3) 03. 03. 1918г.- подписан мирный договор в Брест – Литовске между Россией и Германией.

Заполните схему:

Дебаты о мире

 


Другие политические силы
Большевики

 

 


 

 

2. Карта исторического периода

Гражданская война и иностранная интервенция

 

 

Выполните задания к карте:

1. Обведите границу территории, захваченной германо-австрийскими и турецкими войсками к ноябрю 1918г.

2. Самостоятельно составьте легенду карты, исходя из того, что условные знаки должны отражать действия войск и флота белогвардейцев и интервентов Антанты и действия Красной армии.

 

3. СЛОВАРЬ

Задание 1. Напишите термины и понятия на месте пропусков:

Высший законодательный орган большевиков ____________________________________________

Высший исполнительный орган большевиков _____________________________________________

Центральные органы государственного управления _______________________________________

Орган прямых политических репрессий по борьбе с контрреволюцией и саботажем ____________

 

Задание 2. Сформулируйте определение понятий:

Национализация -______________________________________________________________________

«Военный коммунизм»- ________________________________________________________________

Культурная революция -_________________________________________________________________

Продразверстка - ______________________________________________________________________

Интервенция - _________________________________________________________________________

 

Задание 3. Соотнесите стрелками понятия, названия и соответствующие им определения:

А) «Декрет» 1. Высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган государственной власти в РСФСР в 1917-1937гг.
Б) ВЦИК 2. Империалистический блок Великобритании, Франции и царской России.
В) НЭП 3. Система чрезвычайных мер Советского государства в 1918- 21гг. по снабжению рабочего класса продовольствием.
Г) Антанта 4. Акт Совета Народных Комиссаров.
Д) «Продовольственная диктатура» Экономическая политика Советского государства в переходный период от капитализма к социализму; начала осуществляться в 1921г.

 

Задание 4. Сгруппируйте термины, названия по двум (сформулированным вами) критериям, напишите их определения:

Интервенция- __________________________________________________________

Продналог - ____________________________________________________________

Террор - _______________________________________________________________

Монополия - ___________________________________________________________

РККА - _________________________________________________________________

Синдикат -______________________________________________________________

     
     
     
     
     
     

 

Задание 5. Соотнесите понятия с определениями им соответствующих:

А) НЭП 1)Национализация промышленности;

Б) «Военный коммунизм» 2) допуск частного капитала в экономику;

3) перевод части гос. предприятий на хоз. расчет и создание крупных Трестов;

4) натурализация и уравнительность в зарплате, бесплатность гос. услуг;

5) замена продразверстки натуральным налогом.

 

Ответ:

         
         

 

ЛИЦА ЭПОХИ

Задание 7. Сгруппируйте имена исторических деятелей по предложенным критериям. Запишите выбранные цифры в соответствующей колонке.

 

 

 

 

Государственные деятели 1917 – 1930-е гг. Руководители Белого движения в годы Гражданской войны Командиры Красной Армии 1918 – 1920гг.
       

 

1.В.И.Ленин 4. Я.М.Свердлов 7. Ф.Э.Дзержинский 10. М.Н.Тухачевский 13. П.Н.Краснов

2.А.И.Дутов 5. А.В.Колчак 8. А.И.Деникин 11. М.В.Фрунзе 14.П.Н.Врангель

3.Л.Д.Троцкий 6. Н.Н.Юденич 9. Л.Б.Каменев 12. В.И.Чапаев 15. С.М.Буденный

16. Ю.Пилсудский

17. К.Ворошилов

Задание 8.

Соотнесите имена исторических деятелей (смотрите задание 7), изображения и краткие характеристики. Напишите цифры и буквы под соответствующими изображениями.

               
               
               

 

А) Советский военный деятель. Маршал Советского Союза (1935г.), дважды Герой Советского Союза. Один из организаторов и руководителей Красной Армии, герой Гражданской войны.

Б) Советский партийный государственный деятель, участник польского и российского революционного движения. С 1917 г. председатель ВЧК.

В) Маршал Советского Союза (1935г.), трижды Герой Советского Союза, герой Гражданской войны, командир 1-й Конной Армии (1919-1921гг.).

Г) В 1918 г. атаман Войска Донского и командующий белоказачьей армией.

Д) Герой Гражданской войны, с 1918 г. командовал бригадой и 25 стрелковой дивизией, сыгравшей значительную роль в разгроме войск Колчака летом 1919года.

Е) Один из главных организаторов контрреволюции на Северо-Западе России в Гражданскую войну, генерал по инфантерии. В 1919г. главнокомандующий белогвардейской Северо-Западной армией.

Ж) Адмирал. В 1916-17гг. командующий Черноморским флотом. В 1018-20 гг. верховный правитель Российского государства.

З) Российский революционер, советский политический и государственный деятель, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), один из организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917г. в России, председатель СНК РСФСР, создатель первого в мировой истории социалистического государства.

И) Российский политический деятель. Возглавлял ВЦИК. В 1929году выслан за границу.

К) Маршал Советского Союза. В Гражданскую войну командовал отрядами Красной Армии в боях на Поволжье, Южном Урале, в Сибири. В 1925-28гг. начальник штаба РККА. С 1936г. – 1-й заместитель наркома обороны.

Л) В Гражданскую войну командовал армией Южной группы войск Восточного фронта. В 1919-20гг. командовал Туркестанским фронтом. Под его руководством в 1924-25гг. проведена Военная реформа.

М) Главнокомандующий Добровольческой армией, с января 1919г. главнокомандующий «Вооруженными силами Юга России».

Н) В ноябре 1917г. возглавил антисоветский мятеж в Оренбурге (Южный Урал). Во время «колчаковщины» командовал оренбургской армией.

О) Государственный партийный деятель. Участник революции 1905-07гг. на Урале. Председатель комиссии по выработке первой советской Конституции.

П) Барон, генерал в 1918-19гг. в Добровольческой армии и Вооруженных силах Юга России. В 1920г. главком так называемой Русской армии.

Р) Советский политический деятель, один из руководителей партии и советского государства; расстрелян в 1936г.

С) Глава Польского государства в 1919-22гг. После государственного переворота в 1926г. установил в стране авторитарный режим.

 

 

Задание 9. Заполните сравнительную таблицу.

Линия сравнения Политика «военного коммунизма» Новая экономическая политика
Основная экономическая задача      
Мероприятия в области сельского хозяйства      
Мероприятия в области промышленного производства      
Мероприятия в области товарно-денежных отношений.    
Мероприятия в области трудовых отношений.    

 

Задание 10. Сгруппируйте перечисленные ниже социально- экономические проблемы НЭПа по схеме «причина – следствие»:

1. Резкая нехватка промышленных товаров;

2. Нехватка жилья в городе;

3. Аграрное перенаселение в стране;

4. Рост цен на промышленные товары;

5. Снижение жизненного уровня населения;

6. Рост безработицы;

7. Рост населения в городах.

Задание 11. Заполните таблицу.

«Альтернативные точки зрения на принципы построения единого многонационального государства»

Автор проекта Его суть
   

 

Задание 12. Карта исторического периода.

 

Отметьте на карте государства, с которыми Советская страна заключила дипломатические договоры: а) в 1920г.,б) 1924г.

 

Эпоха в схемах и таблицах

Задание 12. Заполните схему:

 

ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ

 


Крупнейшие стройки 1-й пятилетки:

Основные источники осуществления:
Причины и условия проведения:

 

 

Последствия и итоги:

 

 

Задание 13. Заполните таблицу: «Последствия политики сплошной коллективизации».

Позитивные Негативные
   

 

Задание 14. Исторический источник.

Прочитайте документ и запишите ответы на вопросы:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: