Идеологема «Православная церковь и государство»




Таблица 7. Идеологема «Православная церковь и государство»

Исследуемый период Положительная коннотация Отрицательная коннотация Cмешанная коннотация
1992 г. 87,9% 12,1% -
2000 г. 93,5% 4,3% 2,2%

С разрушением советского мифа произошли огромные перемены в жизни общества. Процесс ниспровержения советских атеистических догматов повлек процесс восстановления статуса православия как государственной религии России. 1992 г. – это начало процесса реабилитации православия, поэтому частотность данных идеологем довольно-таки низкая. Между тем обращение к православной церкви стало необходимым шагом не только к консолидации россиян, потерявших объединяющую идеологию. В публицистическом дискурсе 2000-ого года по сравнению с 1992-м сотрудничество церкви и государства было уже не столько символическим шагом объединения двух сил, пострадавших от советской тоталитарной системы ввиду фактического отсутствия полицентрического политического дискурса, а усилением общественно-политической позиции и значимости РПЦ: Возрождается издательская деятельность Церкви, ее миссионерское и социальное служение. Отрадно, что все это происходит на фоне постоянно возрастающего интереса к Церкви и ее жизни в обществе. Мы, православные христиане, тоже не являемся сторонними наблюдателями происходящих в стране процессов. Самостоятельная, активная общественная позиция Русской Православной Церкви – одно из несомненных достижений последнего десятилетия. (Труд-7, 2000.06.10). Мифоимидж складывается из двух основополагающих устремлениях РПЦ:

-курс на интеграцию церкви в текущий политический процесс, как следствие – модернизация, новая социальная доктрина РПЦ: В минувшее воскресенье впервые в истории Русской православной церкви ее Предстоятель выступил перед многотысячной аудиторией… на стадионе. Это произошло в подмосковном городе Раменском, на стадионе "Сатурн", где Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился с первосвятительским словом к участникам и зрителям небывалого по масштабу театрализованного представления "Русь Святая, храни веру православную!" (Труд-7, 2000.06.28). При этом нельзя не отметить, что одна из функций РПЦ как носителя общественного мнения – морализаторская: Сейчас, когда в обществе нет политических структур, которые брали бы на себя ответственность за мораль в обществе, за молодое поколение, я особенно уповаю на церковь. Не важно, что это – православие, иудаизм, буддизм или мусульманство. Лишь бы религия была добра к человеку, проповедовала добро, честность, порядочность, а не секс и насилие, наступающие со всех сторон. (Труд-7, 2000.08.22). Церковь совсем не против средств массовой информации. Современную жизнь трудно представить без телевизора, радио, газет. Но то полезное, что они могут дать нам, сегодня очень сильно разбавлено или отравлено вредным. Часто именно ТВ незаметно "подпитывает", "кормит" наши страсти или страстишки: пустого любопытства, гневливости, самомнения, мечтательности, услаждения блудными помыслами, зависти. (Труд-7, 2000.06.27). Названная функция соотносится с основополагающей целью языка идеологии.

Важным документом, регламентирующим отношения церкви с государством и обществом, стал «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»: фундаментальный богословский анализ современных проблем, отражающий официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений Церкви с государством и обществом. Уже на стадии разработки этого документа в православном обществе возникла полемика – нужен он Церкви или нет? Архиереи соборным разумом решили: социальная концепция РПЦ необходима (Труд-7, 2000.08.17).

-курс на утверждение сильной церкви в сильном государстве, враждебной советской и ельциновской эпохе: Как можно было не видеть, что ельцинская власть видимым вниманием к Церкви лишь прикрывала свою русофобскую сущность и излишняя близость церковных иерархов к ней сильно подрывала их авторитет в глазах паствы. Движение человечества к прогрессу – не только техническому, но и социальному, и духовно-нравственному – не остановить (хотя ему и пытаются противодействовать страны "золотого миллиарда"), и в России широкие слои народа начинают осознавать, как они были обмануты в ходе либеральных "реформ" (Труд-7, 2000.12.21). При этом курс реализуется не благодаря слиянию двух институтов власти – светской и религиозной, поскольку согласно определению Архиерейского собора 1994 года, православная церковь не должна оказывать предпочтение какой-либо одной политической силе, дабы не противопоставлять себя остальным. Решение мудрое: паству опасно раскалывать по политическому признаку. С другой стороны, Кремлю вряд ли целесообразно тратить свой политический ресурс на создание еще одной авторитетной партии, которая может составить очевидную конкуренцию проправительственному же "Единству" (Труд-7, 2000.07.15). Любопытна аналогия Юбилейного Архиерейского Собора, прошедшего в 2000-м году: Наблюдатели, придерживающиеся порой противоположных точек зрения по вопросу о путях развития Церкви в современном мире, демонстрируют поразительное единодушие в своей оценке значения Юбилейного Собора 2000 года как события выдающегося, поистине эпохального, сравнимого по своему влиянию на грядущие судьбы Русского православия разве что с Поместным Собором нашей Церкви 1917-1918 годов… Подобные вещи не совершаются сами собой. (Труд-7, 2000.10.03). Интенция данной исторической аналогии, мы полагаем, свидетельствует об документальном утверждении изменения в правовом положении РПЦ как исторически значимой консолидирующей силы нации и государства, а также утверждении статуса посредника между обществом и государственной властью.

Утвержденная ориентация РПЦ требовала новой политической риторики:

-прополитическая ориентация: использование общественно-полититической терминологии и лексики, политически ориентированных контекстов: "Ведущие богословы России обратились к предстоящему Архиерейскому Собору Русской православной церкви с просьбой канонизировать (то есть причислить к лику святых. - А. К.) Патриарха Никона, бывшего Предстоятелем РПЦ в середине XVII века. Обращение было принято в понедельник на проходящих в Новом Иерусалиме Никоновских чтениях…" Далее приводилась, в виде цитат из обращения, характеристика Патриарха Никона, который "был не только великим церковным, но и выдающимся государственным деятелем", "ему же принадлежит идея создания сильной Церкви, которая является союзником сильного государства "; он "может олицетворить собой современные реформы в России" (Труд-7, 2000.08.12);Больше всего загадок с Всегражданским христианским союзом (ВХС). Учитывая, что в подготовке его создания были замечены представители власти и церкви, а на учредительном съезде ожидали присутствия президента России и Патриарха всея Руси, аналитики достаточно единодушно оценили эту инициативу как попытку Кремля организовать до сих пор не охваченную политикой массу прихожан. Или, наоборот, как шаг Русской православной церкви к созданию политической силы для отстаивания собственных интересов. По моему мнению, здесь могло быть встречное желание президентской администрации и РПЦ посотрудничать на политической ниве. Успешные опыты создания конфессиональных партий, становившихся правящими, имели место в ряде европейских стран (Италия, Германия) и вполне могли вдохновить российских политиков и иерархов церкви. (Труд-7, 2000.07.15); Церковь призвана помочь им получить духовное развитие, а государство должно это поощрять. Надо создавать приюты, как раньше, при монастырях и храмах. (Труд-7, 2000.08.08);

-акцент на созидательном потенциале РПЦ: Церковь призвана помочь им получить духовное развитие, а государство должно это поощрять. Надо создавать приюты, как раньше, при монастырях и храмах. (Труд-7, 2000.08.08); Одним из благодатных явлений стало стремительное возрождение православной церкви… (Труд-7, 2000.10.06); Все церковные слова, униженные (пока с двумя "н") советской властью до строчной (маленькой) буквы, отныне будут начинаться с прописной (большой) – Господь, Богородица, Коран, Библия, Рождество, Пасха… (Труд-7, 2000.10.12); За последние годы изменилась не только Россия, изменилось не только государство, но начался процесс возрождения полноты церковной жизни (Труд-7, 2000.11.28); Что касается нашей страны, думаю, нет ничего, что могло бы сравниться с исторической ролью Православия в деле формирования России как государства и русских как нации. Эта связь очень глубоко и живо ощущается нашими соотечественниками (Труд-7, 2000.11.28). Новая политическая риторика создавалась как бы в противовес «лихим 90-м» и государственному порядку в ельциновкую эпоху, связанной с семантикой разрушения. Ср.: Ельцин – последний удачливый диссидент-разрушитель. Он мог разрушить все, что угодно, – от Ипатьевского дома до коммунистической партии. При этом он оказался совершенно непригоден к созидательной работе. Кредит российской поговорки "кто пьян да умен – два угодья в нем" был давно исчерпан, и приходилось краснеть за великую державу. (Труд-7, 2000.12.07).

Нам представляется, что новая официальная риторика РПЦ – это индикатор перемен в политической ситуации нулевых, поскольку она содержит основные идеологические формулы общеполитической ориентации на сильное централизованное государство, а также вписывается в общеполитическую идеологию четырех Д, реализуя область Духовности в новой национально-интеграционной идее. Церковь вступает как особое опосредованное звено между государством и обществом, занимая активную идеологическую позицию как по отношению к обществу, так и по отношению к государству.


 

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На последние годы в сознании наших соотечественников произошли серьезные изменения, связанные с идеологическим переосмыслением определенных идеологем в постсоветском дискурсивном пространстве. Они представляют определенный интерес как с точки зрения отражения идеологических установлений в когнитивных представлениях россиян, так и с точки зрения выявления свойств и возможностей политической коммуникации.


 

IV. БИБЛИОГРАФИЯ

Амиров В.М. Агитационный предвыборный сверхтекст: организация содержания и стратегия реализации. Екатеринбург: ГОУ ВПО «Урал. ун-т», 2001. 188 с.

Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках (Электронный ресурс) / М.М.Бахтин. – Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Article/Baht_PrT.php. Дата обращения: 19.05.2015.

БТС – Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С.А.Кузнецов. СПб.: Норинт, 2003. 1536 с.

Будаев Э.В., Чудинов А.П. Лингвистическая советология. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2009. 291 с.

Вдовиченко Л.В. Идеологемы «Порядок» и «Order»: специфика употребления в российском и американском политическом дискурсе // Политическая лингвистика. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2011. № 4 (38). С. 71-75.

Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. М.: Языки русской культуры, 1999. 780 с.

Вепрева И.Т., Шадрина Т.А. Идеологема и мифологема: интерпретация терминов // Научные труды профессоров Урал. ин-та экономики, управления и права. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006. №3. С. 120 – 131.

Гизатуллина А.Р. Гумерова М.И. Идеологемы постперестроечного периода как фактор формирования нового сознания (на материале газеты «Известия»): общая характеристика // Политическая лингвистика. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2015. №3 (53). С. 96 – 102.

Гудков Л. Идеологема врага. «Враги» как массовый синдром и механизм социокультурной интеграции. М.: ОГИ, 2005. 79 с.

 

Гусейнов Г.Ч. Советские идеологемы в русском дискурсе 1990-х. М.: Три квадрата, 2003. 272 с.

Данилкин

Журавлев С.А. Идеологемы и их актуализация в русском лексикографическом дискурсе: дис. … канд. филол. наук. Казань, 2004. 203 с.

Известия. 1992. Январь – декабрь. №1 – 281.

Жданова Т.Ю. Русская православная церковь и идеологическое проектирование в современной России: предпосылки, реализация, перспективы (Электронный ресурс) / Т.Ю.Жданова – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/russkaya-pravoslavnaya-tserkov-i-ideologicheskoe-proektirovanie-v-sovremennoy-rossii-predposylki-realizatsiya-perspektivy. Дата обращения: 19.05.2015.

Купина Н.А. Идеологемы как ключевые единицы политического языка // Лингвистика: бюл. Урал. лингв. о-ва. Екатеринбург, 2003. С. 93 – 101.

Купина Н.А. Тоталитарный язык: словарь и речевые реакции. М.: ЗУУНЦ, 1995. 145 с.

Малышева Е.Г. Идеологема как лингвокогнитивный феномен: определение и классификация // Политическая лингвистика. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2009. № 4 (30). С. 32 – 40.

Ненашев М.Ф. Иллюзии свободы. Российские СМИ в эпоху перемен (1985-2009) (Электронный ресурс) / М.Ф.Ненашев. – Режим доступа: https://royallib.com/book/nenashev_mihail/illyuzii_svobodi_rossiyskie_smi_v_epohu_peremen_1985_2009.html. Дата обращения: 19.05.2015.

Почепцов Г.Г. Психологические войны / Г.Г.Почепцов. – М. - К.: Рефл-бук, Ваклер, 2000. – С.528.

Русакова О.Ф. Дискурс мифотворящий (Электронный ресурс) / О.Ф. Русакова. – Режим доступа: https://discourse-pm.ur.ru/discours6/rusakova1.php. Дата обращения: 19.05.2015.

Рязанова С.В. Политическая мифология как актуальная проблема гуманитарных дисциплин (Электронный ресурс) / С.В.Рязанова. – Режим доступа: https://ecsocman.hse.ru/data/2013/02/04/1251417077/Ryazanova.pdf. Дата обращения: 19.05.2015.

Садуов Р.Т. Политический дискурс Барака Обамы в преломлении лингвокультурного и семиотического аспектов (Электронный ресурс) / Р.Т.Садуов. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskiy-diskurs-baraka-h-obamy-v-prelomlenii-lingvokulturnogo-i-semioticheskogo-aspektov. Дата обращения: 22.05.2016.

Солопова О.А. Врата грядущего: утопия и реальность (Электронный ресурс) / О.А.Солопова. – Режим доступа: https://www.philology.ru/linguistics1/solopova-07.htm. Дата обращения: 19.05.2015.

ТСУ – Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н.Ушакова. М.: Вече: Мир книги, 2001. Т.3. 671 с.

ТСЯИ – Толковый словарь современного русского языка конца XX столетия. Языковые изменения / под ред. Г.Н.Скляревской. М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2005. 894 с.

ТСЯС – Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Толковый словарь языка Совдепии. СПб.: Фолио-Пресс, 1998. 704 с.

Цуладзе А.М. Политическая мифология. М.: Эксмо, 2003. 384 с.

Чернявская В.Е. Дискурс власти и власть дискурса. М.: Флинта, 2006. 136с.

Шарова В.Л. Идеология радикального национализма в России (Электронный ресурс) / В.Л.Шарова. – Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/ideologiya-radikalnogo-natsionalizma-v-sovremennoi-rossii. Дата обращения: 19.05.2015.

Шевцова Л.Ф. Режим Бориса Ельцина. М.: РОССПЭН, 1999. 529 с.

Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. Волгоград: Перемена, 2000. 440 с.

Шкайдерова Т.В. Советская идеологическая картина мира: субъекты, время, пространство. Омск: 2007. 237 с.

Щербинина Н.Г. Политика и миф // Вестник Московского университета. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. № 12. С. 43 – 55.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: