Написано в Стейнбек Джон




 

Американские критики, любители вычислять литературные "рейтинги", нередко включают Д. Стейнбека в "большую тройку" ведущих писателей США, где он соседствует с двумя гигантами - Хемингуэем и Фолкнером, Как и они, был признан при жизни классиком. При всем жанрово-тематическом разнообразии и известной неровности творчества Стейнбека - романиста, новеллиста, автора повестей, документалиста, у него выделяется некое ядро, группа произведений, составляющих своеобразный стейнбековский "канон".

 

Мне очень нравится роман "Гроздья гнева", который получил международное признание. На его страницах раскрываются проблемы человеческого существования в неблагоприятной социальной среде, проблемы защиты прав человека и его мировоззрения. В центре событий романа находится семья Джоудов, на примере которой показана судьба фермеров Оклахомы. Этих людей сгоняют с земельных участков, не предлагая ничего взамен. Поражает эгоизм правительства, которому совершенно безразлична дальнейшая судьба бездомных. Люди не могут найти справедливости по отношению к себе из-за бездействия правительственных чинов. Они вынуждены подчиниться обстоятельствам. Остается только один выход: искать счастья там, откуда шлют повсюду рекламные листовки с предложениями рабочих мест с высокой оплатой. Кажется, вся страна бежит на запад от этой беды.

 

Меня тронула солидарность безработных. Человек, у которого есть еда, кормит голодного. Озябшего согревают. Семья, в которой кто-то умирает, находит утром возле палатки горстку монет. Группа людей становится сплоченным коллективом, цель которого - найти себе работу.

 

Здесь начинается переход от "я" к "мы". Люди, ставшие близкими из-за общего несчастья, относятся друг к другу с добротой и уважением. Меня ужаснула картина встречи безработных с Калифорнией. Плодородный край враждебно встречает толпы голодных кочевников. Все вооружаются, кто винтовкой, кто киркой, готовясь защищать свою собственность.

 

Люди, жаждущие работы, заполняют все дороги. Они готовы пойти на все, чтобы накормить детей; они не видят выхода, и постепенно в их сознании начинает бродить ярость. И как потом язык поворачивается сказать, что эти люди сами виноваты в сложившейся ситуации? Ведь эти безработные не идут воровать и убивать ради денег. Они верны закону до конца, поэтому ищут выход из сложившейся ситуации в соответствии с ним. Я был потрясен, когда узнал о положении мелких фермеров Калифорнии, которые не имели возможности собрать урожай, у них нет денег платить за уборку даже по самой низкой цене. Уцелеть могли во время кризиса только крупные собственники, имеющие консервные заводы. Урожай гниет, и над землей стоит запах гнилья. А в это время дети умирают от недоедания, потому что пищу уничтожают намеренно, чтобы поднять цены на продукты. Горы фруктов горят, политые керосином. Картофель выбрасывают в реку. Люди приходят подбирать продукты, но охрана гонит их прочь. И кто-то потом говорит, что каждый имеет право на жизнь.

 

Роман повествует и о другом. Законы существуют на бумаге и, к сожалению, не всегда их исполняют. О какой великой нации может идти речь, если людей подводят к грани голода, к смерти? Пусть это и Америка, все равно за всем не уследишь из окошка Белого дома. А ведь насилие порождает насилие. Люди, оказавшиеся в безвыходном положении, просто вынуждены переступить через грань закона. Они терпели до поры до времени, но умирать никто не хотел. Так уж получилось, что в генах каждого человека заложен инстинкт самосохранения.

 

В Украине как раз такая ситуация, только не на страницах романа, а на страницах жизни. Наш народ угнетают как могут и как умеют. Те, кто хотел работать, получать приличные деньги за свой труд, быстро потеряли желание, столкнувшись с эгоизмом и бюрократизмом правительственных чинов. Однако роман "Гроздья гнева" показывает нам еще и великую силу дружбы и солидарности тех, кто унижен и страдает. И мы должны брать с них пример и бороться за свое счастье сообща.

Выпущенный в свет семьдесят лет назад роман Джона Стейнбека "Гроздья гнева" является пророческим. Повествуя о Великой депрессии, он касается проблем, с которыми мы постоянно сталкиваемся в наше время.

Так считает профессор Роберт ДеМотт из Университета Огайо, который прежде руководил Центром по изучению творчества Стейнбека в Университете Сан-Хосе в Калифорнии.

 

Стейнбек в своем романе описывает трагический путь Тома Джоуда и его семьи из Оклахомы, где их выселили с фермы, через юго-запад Америки по дороге номер 66 в Калифорнию, где их, как они надеются, ожидает лучшее будущее.

 

Большинство читателей полагают, что это произведение показывает суть Великой депрессии, являясь иронической версией истории "из грязи да в князи", которая настолько близка многим оптимистично настроенным американцам.

 

"Банк", "Компания" и "Государство".

 

В романе "Гроздья гнева" описываются трагедии банкротств и разорений, потери корней, миграции и бездомности, к которым привели экологические и экономические катастрофы.

 

30-е годы прошлого века были временем страшной безработицы в Америке, уровень которой в 1933 году доходил до 25 процентов. В 1938 году, в год, когда происходит действие романа, безработица была на уровне 19 процентов.

 

Определенную часть вины за эти тяжелые проблемы Стейнбек возложил на "Банк", "Компанию" и "Государство"- безликие и бесчувственные корпоративные и бюрократические организации.

Написанный крайне остро и яростно, роман, однако, не имел позитивной программы и не предлагал практических мер по решению проблем, с которыми встречаются обычные люди в период перехода от основанной на сельскохозяйственном производстве экономики к индустриальному обществу.

Наблюдая ужасающие условия, в которых жили в Калифорнии около трехсот тысяч рабочих-мигрантов и их семьи, Стейнбек с яростью бичевал современную систему.

На злобу дня.

По силе воздействия на читателя немногие творения американской литературы могут сравниться с романом "Гроздья гнева", который печатается и раскупается через семьдесят лет после своего выхода в свет так же хорошо, как и раньше.

Считается, что литературное произведение переходит в разряд классики в том случае, если оно выходит за рамки изображенных в ней событий и выдерживает проверку временем. И все же более правильным является мнение, что книга считается классикой тогда, когда она помогает нам осмыслить современные нам исторические события.

Литературная классика во все времена исторического и культурного развития общества всегда касается проблем, которые волнуют читателей. В этой связи роман "Гроздья гнева" является пророческим романом, который одновременно отражает экономическую и экологическую катастрофу времен Великой депрессии и в то же время напоминает о жестких реалиях наших дней.

Роман Стейнбека, написанный в прошлом веке, всецело можно рассматривать как современный роман, невеселую повесть двадцать первого века, в котором отражены и глобальный экономический спад, и острая финансовая рецессия, вызванная в определенной степени жадностью дельцов и финансовыми злоупотреблениями.

Воздействие Стейнбека на современников этим не заканчивается. В течение всей своей писательской деятельности, которая продолжалась до 1960-х годов, Стейнбек выделялся необыкновенной совестливостью и абсолютным почтением к морали, основанной на здравом смысле.Стейнбек боготворил Америку и ругал ее, и предупреждал об угрозе неудержимого материализма, государственного империализма, интеллектуального лицемерия и неукротимой жадности - всего того, что является неотвратимым побочным продуктом индустриально развитого капиталистического общества.

Если бы я хотел разрушить нацию, - писал он в 1966 году, - я бы дал ей чересчур много и поставил бы ее на колени - ничтожную, жадную и нездоровую".

Интересно, как бы посмотрел Стейнбек на наши современные проблемы, вызванные в значительной степени финансовыми спекуляциями и слабым контролем со стороны государства. Может быть, он произнес бы: "Я же вас предупреждал".

Зегерс (Seghers) Анна [псевдоним; настоящие имя и фамилия Нетти Радвани (Radványi), урожденная Рейлинг (Reiling)] (р. 19.11.1900, Майнц), немецкая писательница (ГДР). Член Коммунистической партии Германии с 1928 (с 1947 член СЕПГ). Дочь антиквара, училась в Кельнском и Гейдельбергском университетах. В 1933—1947 в эмиграции (Франция, Мексика). Уже первые произведения З. — повесть «Восстание рыбаков» (1928, рус. пер. 1930) и роман «Попутчики» (1932, рус. пер. 1934) — посвящены революционной борьбе коммунистов разных стран. В повести «Оцененная голова» (1933, рус. пер. 1935) и в романе «Освобождение» (1937, рус. пер. 1939) нарисована картина жизни немецких крестьян и рабочих накануне прихода к власти фашистов. Роман «Путь через февраль» (1935, рус. пер. 1935) посвящен героической борьбе венских рабочих в феврале 1934. Роман «Седьмой крест» (изд. на английском языке 1942, на немецком языке 1946, рус. пер. 1949) — о побеге коммуниста из концлагеря — отражает несгибаемую веру лучших людей Германии в будущее немецкого народа. В центре романа «Транзит». (1943, изд. 1948, рус. пер. 1961) — фигура немецкого эмигранта-антифашиста, разделившего судьбу французов, поднявшихся на борьбу против оккупантов. В романе «Мёртвые остаются молодыми» (1949, русский перевод 1951) на фоне истории Германии 1918—45 прослежены судьбы немцев, принадлежащих к разным общественным слоям. Герой повести «Человек и его имя» (1952, рус. пер. 1955) — бывший гитлеровец, ценой духовного перерождения нашедший своё место в новой, демократической Германии. В романах-эпопеях «Решение» (1959, рус. пер. 1961) и «Доверие» (1968, рус. пер. 1969) З. поднимает острые вопросы, порожденные разделением Германии на два государства. З. — один из выдающихся мастеров литературы социалистического реализма, её проза отмечена искусством психологического анализа, глубиной нравственной проблематики. З. — член Всемирного Совета Мира и Комитета по международным Ленинским премиям; неоднократно избиралась председателем Союза немецких писателей; член Немецкой академии искусств. Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами» (1951). Национальная премия ГДР (1951, 1959). Награждена орденом Трудового Красного Знамени (СССР) и орденом ГДР «Большая звезда дружбы народов ».

 

Литература антифашистского Сопротивления - это многочисленные произведения, прежде всего поэзия и публицистика как самые мобильные и быстрореагирующие на события, созданные в оккупированных гитлеровской Германией и фашистской Италией странах Западной Европы, а также в странах фашистской коалиции в годы второй мировой войны (1939-1945). К ней может быть присоединена литература Народного фронта, которая сложилась как реакция на приход в 1933 году к власти Гитлера и на сопровождавшие этот приход массовые репрессии в Германии, на фашистские путчи во Франции (1934), в Испании (1937), фашистскую диктатуру в Греции (1936).

 

Народный фронт - не только этап истории; это еще и система идей и философская концепция, мобилизовавшая поэтов, художников, вообще эстетику, вызвавшая новые формы искусства, ритмы и лексику для активной защиты личности и свободы. Рост патриотических настроений способствует широкому распространению массовой революционной песни, маршей, "малых" форм литературы. Тридцатые годы, предваренные экономическим кризисом в ряде стран Европы и США, вошли в историю как "красное десятилетие", потребовавшее сплочения всех прогрессивных и демократических сил перед фашистской угрозой, осознания роли народа в противостоянии насилию.

 

Новая волна наступления на демократию и революцию ознаменовалась политическими убийствами Джо Хилла в Америке в 1916 году, лидеров немецкой революции Карла Либкнехта и Розы Люксембург в 1919-м, процессами над Сакко и Ванцетти. Это годы движения в защиту Грамши, Тельмана, Бехера, обвиненного в государственной измене за антивоенный роман "Люизит" (1925), судебного процесса над Георгием Димитровым, разоблачившим перед всем миром роль нацизма в поджоге рейхстага и защитившим обвиненных в этом "преступлении" коммунистов. Время заставило гуманистов осваивать чуждые им насильственные методы борьбы, а литераторов - "науку ненависти" и жестокости.

 

В тридцатые годы в разных странах широко издаются книги советских писателей - Фадеева, Горького, Маяковского, Гладкова. Литература заметно политизируется и революционизируется: создаются ассоциации революционных писателей и художников во Франции и Греции, Союз пролетарско-революционных писателей Германии. С антифашистскими манифестами выступают писатели Чехии, Словакии, Югославии, издаются революционно ориентированные журналы, усиливается интерес к теме классовой борьбы в историческом аспекте, в частности к темам французской революции конца XVIII века и Парижской коммуны. Среди прозаических жанров особой популярностью пользуется социальный и антифашистский романы и публицистика, в которой центральное место занимают книги об Испании, о героическом международном фронте, собравшем под знамена Испанской республики антифашистов из стран Европы, Америки, Советского Союза.

 

Тридцатые годы в истории мировой литературы - это годы напряженной борьбы писателей и самого слова, приравненного к оружию. Это годы международных конгрессов деятелей культуры и писателей в защиту мира (Амстердам, Париж, Варшава, Прага, Харьков), мирных деклараций и пацифистских призывов. Однако все эти усилия не смогли предотвратить вторую мировую войну. Война потребовала колоссальных человеческих жертв; среди погибших немало писателей-Пали в боях, расстреляны без суда и следствия хорват Иван Горан Ковачич, венгр Миклош Радноти, испанец Федерико Гарсия Лорка, болгарин Никола Вапцаров... В этом мартирологе имена А. де Сент-Экзюпери и Ю. Фучика, Р. Десноса и К. Бачиньского, В. Ванчуры и Т. Боровского. Рассмотрим литературу Сопротивления на примере поэзии некоторых европейских писателей и книги Юлиуса Фучика.

 

Сопротивление во Франции, к которому примкнули П. Элюар и Р. Деснос, объединило сюрреалиста Ф. Супо и дадаиста Т. Тзару, коммуниста Л. Арагона и экзистенциалиста А. Камю. Так, например, Т. Тзара оставляет эксперименты с "автоматическим письмом" и налаживает помощь испанским республиканцам, едет в осажденный Мадрид, руководит в подполье деятельностью национального комитета. Пока было возможно, поэзия, проза, публицистика Сопротивления издавалась легально, отдельными сборниками. В годы террора и усиления казней литература уходила в подполье, размножалась рукописно. Только после окончания второй мировой войны широкому кругу читателей стало известно многое из того, что удалось сохранить как памятник несгибаемости человеческого духа, воли к свободе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: