Проблематика повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» (1926)
Проблема
| Пример
| 1. Проблема определения сущности человека.
(Что такое человек? Что делает человека человеком?)
| Профессор Преображенский, светило науки, сделал уникальную операцию, пересадив псу человеческий гипофиз, тем самым «очеловечив» его. Шарик становится человеком, но его поступки определяют гены, полученные от пьяницы и хама Клима Чугункина. Профессор после операции отмечает: «...у него уже не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе!». Шариков стал воплощением всех «страшных черт... народа». И мы можем заметить, что Шарик нам намного симпатичнее, чем сотворенный из него Полиграф Полиграфович. Пес - дружелюбный, способный стыдиться, ласковый, пусть даже у него были и отрицательные черты - становится грубияном и хамом, нахально требующим, чтобы его называли по имени-отчеству. Он пьянствует, гуляет по кабакам, пристает к женщинам. Его речь больше напоминает лай собаки, он зубами ловит блох. Фигура Полиграфа совмещает в себе все, что казалось неприемлемо для интеллигентного профессора Преображенского. Этот контраст и превращение «милейшего пса в мразь»показывает, что суть человека заключается не только в физических свойствах, но и в духовности: безнравственные люди могут оказаться хуже животного.
Очень показательна юмористическая сцена с уголовной милицией, пришедшей в эпилоге повести по доносу Швондера разыскивать Шарикова. Профессор предъявляет пса, в которого после повторной операции превратился Полиграф Полиграфович, как доказательство своей невиновности и поясняет: «То есть он говорил... Это еще не значит быть человеком...». А значит, быть человеком – это не только ходить на двух ногах и уметь изъясняться, нужно еще иметь моральные убеждения, не забывать о нравственности.
| 2. Проблема ответственности творца, ученого
(Должен ли ученый нести ответственность за результаты своих экспериментов?)
| В повести «Собачье сердце» творцом, ученым предстает перед нами врач, профессор Преображенский. Плодом его научного творчества становится Полиграф Полиграфович, в которого после операции превращается пес Шарик. Итог эксперимента Филиппа Филипповича оказался трагичен: Преображенский безоружен перед хамством и наглостью Шарикова, порождение ума и рук профессора грозит самому факту его существования (Шариков покушается на основы его мироустройства, чуть не губит его вселенную: пытается выселить врача из его комнат при помощи Швондера и других членов домкома).
Преображенский чувствует свою ответственность за совершенное: «Если бы кто-нибудь, - сладострастно продолжал Филипп Филиппович, - разложил меня здесь и выпорол, я бы, клянусь, заплатил червонцев пять …». Чувство вины вызывает бездействие и неуверенность в поведении: «Филипп Филиппович во время насилия над Шариковым хранил молчание. Как-то жалко он съежился у притолоки и грыз ноготь, потупив глаза в паркет». Нерешительность проявляется в его характере, потому что единственный выход – это применение силы к Шарикову, который не понимает иного языка, а это противоречит мировоззрению Преображенского. Человек, который с самого начала утверждал, что только лаской можно обращаться с «живым существом», отвергающий преступление ради любой цели, стоит перед выбором. Профессор, в конце концов, признает ошибочность своих опытов и их опасность: «Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти ощупью и параллельно с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу! На, получай Шарикова и ешь его с кашей!». Чувствуя ответственность за сделанное, Преображенский предпринимает все, чтобы вернуть Шарика в прежнее состояние. В эпилоге, после повторной операции, к профессору возвращаются его королевская внешность и властные манеры. «Тут же все могли убедиться сразу, что Филипп Филиппович очень поправился в последнюю неделю. Прежний властный и энергичный Филипп Филиппович, полный достоинства предстал перед ночными гостями…».
| 3. Проблема нравственной ответственности человека за совершённые поступки
| Швондер, который становится "крестным отцом" Полиграфа Полиграфовича, пытается воспитать Шарикова по-своему. Швондер - фигура трагикомическая, потому что он искренне верит в то, что проповедует, честно пытается строить новую жизнь. Он бескомпромиссен и неподкупен, в отличие от вышестоящих советских начальников: для него Преображенский - враг, с которым он пытается бороться, несмотря на покровительство, оказываемое профессору новой властью. Но Швондер - "дурак", по словам Преображенского, потому что не понимает, что в скором времени он сам может стать жертвой монстра, которого так усиленно "развивает" и ценит больше, чем недорезанного буржуя. А Шариков, сменив форму своего тела, человеком так и не стал. Результаты воспитания сказываются мгновенно. Новому существу не надо преодолевать инстинкт, наоборот, он получает официальное право уничтожать всех, кто мешает ему жить так, как он хочет.
+ см. проблема 2
| 3. Проблема эволюции, развития человека и общества
(Какой путь должно выбрать человечество – революционный или эволюционный?)
| Преображенский посягнул на роль создателя, Господа, пренебрег законами эволюции и «создал» человека, проведя чудовищный эксперимент. Шариков, приняв облик человека, усвоив некоторые его внешние качества и свойства, не остался собакой, но не стал и человеком, поскольку его поступки определяют гены, полученные от пьяницы и хама Клима Чугункина. Клим Чугункин - человек лишь по внешним своим признакам. Оказывается, что между далеко стоящими друг от друга на эволюционной лестнице человеком и собакой нет непреодолимой пропасти: человек может стать (остаться?) животным без всяких операций. Эксперимент привел к созданию монстра, который в своей низости и агрессивности не остановится ни перед подлостью, ни перед предательством, ни перед убийством, который понимает и признает только силу. Этот контраст и превращение «милейшего пса в мразь» доказывает то, что обществу нужна не революция, а развитие - эволюция.
Сам Преображенский, оценивая плоды своего опыта, считает его неудачным отнюдь не с научной, но с общечеловеческой и нравственной точек зрения, так как нарушены были естественные законы жизни: «Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти ощупью и параллельно с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу!» Думавший о совершенствовании общества Преображенский признаёт своё фиаско, в конце концов, утверждая: «Можно привить гипофиз Спинозы или ещё какого-нибудь такого лешего и соорудить из собаки чрезвычайно высоко стоящее, но на какого дьявола, спрашивается? Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно!.. Ведь родила же в Холмогорах мадам Ломоносова этого своего знаменитого. Доктор, человечество само заботится об этом и, в эволюционном порядке каждый год выделяя из массы всякой мрази, создаёт десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар».
Человек, с точки зрения Булгакова, не может стать творцом, так как он не дорос до роли божества, а значит, не должен выбирать революционный путь. Человек может ошибаться, он сомневается в своей правоте и ищет истину, в отличие от божества, которое этой истиной и является.
Эксперимент, проведенный профессором Преображенским, автор сопоставляет с другим экспериментом над всем человечеством - становлением социалистического строя, то есть, бездомный пес Шариков олицетворяет народ, который насильно подвергли серьезнейшей операции. Предположим, можно людей силой заставить петь революционные песни и ходить в кожанках, вести пропаганду, но это не значит, что из собаки можно сделать человека - привычный образ жизни не забывается, собачьи инстинкты дают о себе знать даже через облик революционного пролетария. Опасна масштабность этой операции, проделанной государством. Автор скептично настроен к тому, что нового свободного человека создают насильственным путем. Никогда нарушение естественного и насильственное внедрение искусственного не может закончиться благополучно: последствия могут быть совершенно неожиданными.
| 4. Проблема влияния научных открытий на жизнь человека и общества
| В повести выражается мысль о том, что прогресс, лишенный нравственности, несет людям гибель (см. проблемы 1, 2, 4)
|
|
Поиск по сайту:
|