Квазипарадигмы психологии




Лекция 4

 

В 1-й лекции уже упоминалось понятие парадигмы - длительного устойчивые состояния науки, прерываемые научными революциями Т.Кун называл парадигмами или нормальной наукой. Т.Кун по-разному определяет это понятие в своей книге, однако достаточно очевидна его структура, включающая научную картину мира, философские основания науки, идеалы научности, принятые представления о научном исследовании, его традициях, эталонах, базовые научные принципы интерпретации (например, принцип эволюции в биологии).

Согласно концепции Т.Куна, наука развивается следующим образом: фазу т.н. нормального развития науки, то-есть фазу развития в пределах определённой парадигмы, сменяет фаза кризиса. Это кризис может быть успешно преодолен и старая парадигма продолжает тогда существовать. Но рано или поздно стадия парадигмы завершается научной революцией, в ходе которой наука вырабатывает новую парадигму [ ]. Парадигма разрушается, когда в границах ее компетентности возникают новые научные факты, которые необъяснимы с помощью базовых парадигмальных теорий, эти факты становятся фальсификаторами этих теорий.

Например, в физике теория Максвелла в его работах 1890 года «вопреки своему ньютонианскокму происхождению создала соответственно кризис парадигмы, из которой она произошла» [ Кун, с.106]. Обычно смене парадигмы предстоят многочисленные решения трудностей с позиций прежней парадигмы, иногда ей удается справиться с ними. Возможен и второй вариант, когда проблема откладывается в сторону как неразрешимая и предается с этой номинацией из поколения в поколение. Третий вариант развития кризиса, состоит в том, что в результате научной революции - на смену прежней парадигме, после периода неопределенности и борьбы приходит новая, базирующаяся на новых теоретико-методологических, а зачастую и мировоззренческих основаниях научного знания. Отмечается, что смена парадигмы имеет черты сходства со сменой зрительного образа, гештальта.

Старая парадигма не теряет полностью своего значения, но происходит сужение границ ее использования. Так, классическая физика осталась вполне дееспособной в классической прикладной сфере – в строительной механике, электромеханике.

В революционных фазах развития науки значение методологии науки особенно возрастает, разрабатываются новые идеалы научности, однако традиция проведения научного исследования сохраняет и инвариантные черты. Такими принято считать классическую традицию проведения экспериментального научного исследования, сложившуюся в точных науках, и именуемую часто позитивистской, и которая постоянно критикуется в постнеклассической науке, однако черты ее явственно прослеживается и в любом современном исследовании.

Т.Кун создавал свою теорию, опираясь на историю развития физики, однако он же и поставил вопрос о существовании парадигм в других научных сферах, в области гуманитарных, социальных и, в частности, в психологии [ Кун, c.211]. Сегодня существуют различные точки зрения на вопрос о существовании парадигм в психологии, хотя существовании революций и кризисов никем не оспаривается. В разные периоды о кризисном состоянии психологии писали С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов [ ]. С.Л.Рубинштейн в 30-х годах пишет о кризисе мировой психологии, выразившийся в конфронтации трех главных направлений - интроспекционизма, бихевиоризма и персонализма. Преодоление кризиса видится ему не во взаимодополнении, но в подлинном синтезе, на основе диалектико-материалистической философии К.Маркса, путем изучения сознания не имманентного, но в его отношении к предметному миру, на основе категории деятельности определяется как минимальная клетка психического.

Б.Ф.Ломов усматривает выход психологии из кризиса на путях ее математизации, развития математической психологии, создания математических моделей психики.

Весьма подробно проблему перманентного кризиса психологию освещает

В.М.Аллахвердов в своем «Опыте теоретической психологии», отмечая с юмором, что «психология не успела толком еще сложиться, а в 1898 году уже вышла монография Р.Вилли под названием «Кризис психологии» [ ].

Таким образом, кажется, что существование перманентного кризиса в психологической науке не позволяет утверждать наличие в ней устойчивой парадигмы. Сам Кун, впрочем, полагал, что в психологии, как и в других гуманитарных дисциплинах, парадигмы еще не сформированы, и эти науки существуют в состоянии допарадигмальном, парадигмы же будут сформированы в будущем.

Вторая позиция состоит в том, что психология - мультипарадигмальная наука. Основные её парадигмы могут соответствуют основным психологическим направлениям, которые подбираются в разных комбинациях, например, по ведущим направлениям и школам:

а) бихевиоризм;

б) психоанализ;

в) когнитивная психология.

Иногда, в западной литературе, выделяются только две парадигмы:

-позитивистская (исследовательская психология);

-гуманистическая психология.

Два последних противопоставляющихся направления, наиболее отвечающих понятию парадигмы, естественнонаучная (академическая. позитивистская) психология и психология гуманистическая, соотносятся с различными картинами мира и идеалами научности. Истоки противопоставления восходят к Х.Вольфу, различавшего эмпирическую и рациональную психологии и, в дальнейшем, философу-герменевтику В.Дильтею, предложившему различать объяснительную психологию, «учение о душе без души, тяготеющую к естественным наукам с их методологией, с поиском причинно-следственных связей, и психологию описательную, «предметом которой должен стать развитой человек и полнота готовой душевной жизни» [ В.Д. c.40]. Последняя должна быть понята, описана и анализирована во всей цельности ее» [ с.54]. В.Дильтей пишет о методе познания душевной жизни через понимание и переживание, а также об использовании, помимо “внутреннего восприятия” (самонаблюдения), предметных продуктов психической жизни - языка, литературы, мифов.

Существует еще одна точка зрения, высказанная, в частности, Лесли Стевенсоном, что каждое философское направление, рассматривающее вопросы философии человека, должно формировать свою психологию [ ]. Однако философские системы разнообразны, доктрины плюралистичны. Это обстоятельство, наряду с другими, приводит и к множественности психологии. Таким образом, возможно, количество психологических парадигм должно соответствовать количеству философско-антропологических обоснований. Однако при этом не учитываются вариативность психологических теорий по отношению к одному и тому же антропологическому фундаменту – например, в рамках психоанализа существую различные трактовки бессознательной психики.

В статье А.В.Юревича «Системный кризис в психологии» [ ] представлены три позиции относительно существования парадигм в психологии. С первой позиции психология рассматривается как допарадигмальная наука, в которой еще не сформированы парадигмы, и второй позиции, где психология предстает как мультипарадигмальная наука, формулируется третья точка зрения, согласно которой парадигмы, введенное Т.Куном для естественных наук, неприменимо к психологии. Психология объявляется, согласно этой позиции, внепарадигмальной наукой.

Разумно предложить и четвертую точку зрения, согласно которой психология – мультиквазипарадигмальная наука, поскольку ее квазипарадигмы не обладают всеми чертами истинной парадигмы, к примеру, каждая из них имеют преимущественное влияние лишь в определенных предметных областях, в соответствии со своим пониманием природы психики и предмета психологии.

 

Сегодня, в эпоху постнеклассической науки, уже можно говорить о четырех квазипарадигмах психологической науки:

- академическая психология;

- гуманистическая психология;

- религиозная или духовная психология.

- постнеклассическая психология

В каждом из них по-своему решаются основные методологические вопросы - принимаются различные допущения об общей природе человека,

задающие толкование объекта психологии, также по-разному определяется предмет психологии, отбираются базовые теории, формулируются свои методологические принципы, формулируются требования к психологическому методу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: