Церковь Святой мученицы царицы Александры




Усадьба Храповицкого

Адрес: Владимирская область, Судогодский р-н, Муромцево


Граф Владимир Семенович Храповицкий

Представитель известного дворянского рода польских корней герба «Гоздова».
Владимир Храповицкий окончил по первому разряду Императорский Александровский лицей. В 22 года, как вольноопределяющийся, поступает в Лейб-гвардии Гусарский Его Величества полк, через три месяца (25 июля 1880 г.) ему присваивается звание унтер-офицера. 19 февраля 1881 г. выдерживает офицерский экзамен с присвоением звания эстандарт-юнкера и занесением в послужной список. 5 июня 1881 г. произведен в корнеты гвардии (Высочайший приказ от 5 июня 1881 г.). С 30 октября 1883 г. по 15 февраля 1884 г. командируется во второй телеграфный полк для изучения телеграфного дела, 5 апреля 1884 г. присвоено звание поручика гвардии и возложено командование телеграфной службой полка, далее последовательно присваиваются звания штаб-ротмистра гвардии и ротмистра гвардии. После смерти отца был отпущен в мае 1884 г. в четырехмесячный отпуск для раздела имущества между ним, его матерью и сестрами.

Строительство усадьбы Храповицкого в Муромцево начато в 1884 г. Архитектором уникального и столь нехарактерного для русских усадеб главного дома и других подчиненных помещений, включая крайне оригинальный скотный двор, похожий на маленький замок, был Петр Самойлович Бойцов.


Замок Храповицкого с каскадными прудами

Это был в то время довольно известный архитектор, возможно, знакомый вам по другим своим постройкам, например, по усадьбе в Успенском или по Барвихе. По этим строениям, разумеется, можно сразу заметить, что архитектора привлекал готический стиль средневековых замков, в этом стиле он и пытался выполнять свои творения вопреки господствующему в то время в России и Европе стилю эклектики.

УСАДЬБА


Въезд в усадьбу Храповицкого «Муромцево». Архитектор П.С. Бойцов. В дни приезда хозяина в имение над домом поднимался флаг Храповицких. Фотография, ок. 1910 г.

Общий вид замка усадьбы Храповицкого «Муромцево». Двухэтажная часть замка во французском стиле спроектирована архитектором П.С. Бойцовым в 1880-х гг., четырёхэтажная «в английском вкусе» — неизвестным автором позднее. Фотография, 1970-е

гг.



Смотровая башня

Остатки фресок

Дворец

В июне 1884 г. было начато строительство главного дома — дворца в духе средневековых европейских замков. Первый этап строительства проходил в период с 1884 по 1889 гг. П.С. Бойцов строит в Муромцево в едином стиле главный дом с каскадом прудов перед ним и прилегающими к нему постройками и сооружениями. Первоначально главный дом был двухэтажным, но в 1906 г. к нему было пристроено нисколько не портящее первоначальный замысел правое крыло с высокой башней по проекту неизвестного архитектора.
Усадьба представляет собой один из многочисленных эклектических «замков» предреволюционной России, построенных на романтическом прочтении европейского средневековья. Среди многочисленных аналогов — замок Попова, Шереметевский замок, дворец Понизовкиных в Красном Профинтерне, Дворец принцессы Ольденбургской, Майендорф. Главный господский дом (дворец) был расположен в центре усадьбы и представлял собой асимметричную относительно центральной оси осмотра архитектурную композицию, состоящую из двух отличных друг от друга формообразующих и разновременных построек (1884—1889 гг., 1906 г.).
Западная часть здания представляет собой двухэтажную постройку с одной трёхъярусной и другой, примыкавшей к зданию с юго-запада, круглыми башнями. Круглая башня венчает также фасад южного четырёхэтажного крыла замка, пристроенного в 1906 г. Дворец являл собой здание, планировка помещений которого была решена с помощью анфилад различной этажности. Во дворце находилось более 80 различных помещений, гостиных и жилых комнат. Проект был реализован с учётом всех нововведений: электрическое освещение построек и парка от автономного локомобиля, центральное отопление, водопровод от парового насоса и двух водонапорных башень, канализация, телефон в комнатах, собственная телеграфная станция.

В период с 1884-1889 гг. он строит главный усадебный дом, а также ряд других усадебных построек и подсобных помещений: охотничий домик, дом управляющего (не сохранился), летний театр, конный двор, скотный двор, каретный сарай, деревянные музыкальный и лодочный павильоны, пристань на пруду и водонапорную башню.

КАРЕТНЫЙ ДВОР

 

Конный двор


Конный двор

В конюшнях Храповицкого находились лучшие скакуны (до 30 голов) известных коннозаводчиков Петрова-Соколова, Головнина, Шереметева, численность стада крупного рогатого скота перевалило за сотню. Огромный двор предназначался для разведения птицы, любитeльницeй которой была сама хозяйка. За разведение гусей китайской породы Храповицким была присуждена серебряная медаль министерства земледелия. Каретный двор был рассчитан на большое число гостей, а также для конных экипажей, дрожек, колясок и саней самого Храповицкого, которые он заказывал только у Петтерсона.
В настоящее время несколько семей живут в здании конного двора графа Храповицкого.

Скотный двор

Пруды

Одновременно со строительными начались работы по созданию садового ландшафта, для проведения которых были приглашены крупнейшие специалисты того времени — известные садовые мастера К. Энке, А. Регель, Г. Куфельт, лесоводы К. Тюрмер и зять Храповицкого Герле.


Сад

Парк в усадьбе Графа Храповицкого

Все усадебные постройки размещались на территории огромного парка с дендрарием и питомником площадью свыше 40 га — здесь росли сотни редких и экзотических пород деревьев: пихта бальзамическая, кипарис, сосна Банкса, орех серый и многие другие. Сам парк состоял из трех частей: итальянской (водные каскады на террасах и водные партеры), французской (фонтаны, оранжереи и площадки для игр) и английской (аллеи, поляны и пруды — была пристроена в 1910 г.). Въезд на территорию парка со стороны Муромцева и со стороны дороги от железнодорожной станции были объединены одной аллеей, ведущей к дворцу. Здесь располагались площадки для спортивных игр; плавно изогнутые аллеи, украшенные скульптурами мастерской Козлова; просторные поляны с живописными группами деревьев и даже искусственные ручьи. Вдоль дорожек стояли электрические светильники, сделанные на заводах Мальцова, и модная венская садовая мебель из гнутой древесины, скамейки и кресла от Тонет, что значительно преобразило вид парка. Пруды, освещённые разноцветными электрическими лампами, фонтаны и каскады в окружении экзотической растительности усиливали впечатление роскоши и великолепия усадьбы.
В ансамбль усадьбы входил большой фруктовый сад, в котором насчитывалось несколько сотен плодово-ягодных деревьев и кустарников, две теплицы, две оранжереи, ряд парников. При въезде в усадьбу и перед дворцом были разбиты цветники причудливой формы и клумбы, которыми славилась усадьба.
Главный принцип Храповицкого — все только лучшее. Костюм, к примеру, ему шил государев портной. Посуду делал Фаберже. А если барыня принимала ванну, то купалась непременно в нарзане.

Интерьер

Внутренние помещения отличались роскошной отделкой. Полы из наборного паркета, живописные и резные по дереву потолки, стены и двери, полированные деревом. Роспись потолка в аванзале, декоративная живопись в гoстиной и столовой были выполнены московским художником Августом Томашки. Во дворце Храповицкого было более 80 комнат, и каждая из них, как и в Петергофе, была отделана по особому. Были комнаты: зеркальная, янтарная, малахитовая, голубая, розовая и т. д. Комнаты замка освещались электрическими лампами в золочёных светильниках византийского стиля от Берто, в доме были устроены мраморные камины, туалетные комнаты с ваннами и бассейном из мастерской братьев Ботта. Настоящим украшением интерьера служила большая коллекция картин, ковров, гобеленов, старинного оружия и рыцарских доспехов.


Один из залов дворца Храпавицкого

Все предметы декора заказывались исключительно у столичных мастеров и поставщиков Высочайшего двора. Мрамор для лестниц Храповицкий заказывал у Губонина, мебель — у Шмита, придворного фабриканта, обойщика и декоратора, тестя архитектора П. С. Бойцова. Помимо мебели дом украшали изящные безделушки, делающие обстановку более уютной и домашней: скульптуры Ботта, оружие, севрские вазы, фарфор, зеркала, бронза — от царского поставщика Ивана Эберта, столовое серебро — от Карла Фаберже.
Внутреннее убранство усадебной церкви было столь же роскошно, как и во дворце: серебро — от Фаберже, канделябры, крест и утварь — от дома Соколова. Мастерская Медведева изготовила иконостас с иконами работы школы Васнецова, настенную роспись выполнил всё тот же художник Август Томашки.

Церковь Святой мученицы царицы Александры


Церковь Святой мученицы царицы Александры

В 1899 г. в Муромцево появляется последняя постройка Бойцова - усадебная церковь в псевдорусском стиле.
С разрешения местной епархии в течение 4-х лет недалеко от главного дома была выстроена усадебная церковь с одним престолом «Святой мученицы царицы Александры» и в 1899 г. освещена в день памяти равноапостольного князя Владимира (15 июля по старому стилю) (в 1992 г. передана в безвозмездное пользование Владимирской Епархии Русской православной церкви, используется по назначению).

Указом от 6 октября 1887 г. граф В.С. Храповицкий был награжден орденом Станислава 3-й степени.
Орден был учрежден в 1765 г. польским королем Станиславом Понятовским. Надпись на нем гласила «Учреждая, поощряю». Это был последний в истории императорский орден. Указ о награждении подписал Александр III. Вообще, Храповицкий находился при дворе во времена правления двух императоров, пользуясь расположением обоих».

После раздела наследства унаследовал от отца ценой размолвки с семьёй имение и 21 тысячу десятин земли. Запущенность хозяйства и богатейшие окружающие леса наводят Храповицкого на мысль заняться лесопромышленной разработкой и продажей сырорастущего леса, лесоматериалов и дров. Начинаются поставки строевой древесины для нужд железной дороги и дров в Москву, а также в безлесые районы. Проявив талант предпринимателя, добился уже в первые два года чистого дохода от продажи леса по 90 тыс. рублей. Это позволило начать обустройство усадьбы.
Для обеспечения сохранности леса Храповицкий в 1888 году создаёт специальную охрану из более 30 стражников, два лесничества и две автономные лесные конторы, стремится правильно вести лесохозяйственные работы, внедряя тщательность исполнения, плановость и мероприятия по искусственному лесовозращению.


Муромцево - контора

В 1892 г. приглашает для работы в своё лесное хозяйство К.Ф. Тюрмера, известного лесовода-практика графа Уварова, представителя классического немецкого лесоводства, деятельность которого позволила строить хозяйство на принципах восстановления лесных угодий и постоянства лесопользования, делая его ещё более образцовым и доходным. За короткий срок, до 1900 г., были достигнуты поразительные результаты в деле искусственного лесовосстановления, не сравнимые ни с одним казённым лесничеством, ни частным лесовладением в Центральной России.
Храповицкий строит первую паровую лесопилку, начинает строительство трёх крупных водяных мельниц, кирпичного завода, учреждает акционерное общество «Лесные склады Храповицкого» с капиталом в 300 тыс. рублей, куда вошли лесопильня, смолокурня и скипидарные заводы.
С разрешения Министерства путей сообщений для вывоза леса была построена собственная железнодорожная ветка, соединившая уездную Судогду со станцией «Озеро» Муромской железной дороги длиной 41 км, с постройкой которой и двух на ней станций — Первая и Вторая Храповицкая — поток лесоматериалов стал с каждым годом нарастать. Велось строительство лесных складов, пакгауза. Активно разрастались цеха лесоперерабатывающего завода вблизи от села Ликино, там же на станции Первая Храповицкая вырос посёлок Андреево.


Муромцево. Станция Храповицкая 2

Здание станции со свойственным ему размахом проектировал архитектор Петр Самойлович Бойцов. Не без скандалов я умерял его аппетиты, и станция вопреки проекта была построена в один шатер.
Дорогу обслуживали пятидесятисильные паровозы системы ’’Краус” мюнхенского завода Отто Шпенемана и дрезины американской компании Калимазу.

В 1894 г. уволен со службы в отставку по семейным обстоятельствам с производством в полковники гвардии и правом ношения мундира. Определён на службу в МВД (05.04.1909) (Высочайшие приказ № 8 от 5.02.1909 г.).
В 1896 г. B.C. Храповицкий с женой Елизаветой присутствовал на торжественной церемонии, посвященной коронации Николая II, ради которой он приехал из Петербурга в Москву.
В 1913 г. он, будучи предводителем губернского дворянства, сопровождал императора в его поездках по Владимирской губернии по случаю 300-летия династии Романовых на российском престоле, развлекая императора беседами, отвечая на вопросы, рассказывая о состоянии дел на Владимирщине. Планировалась поездка императора в Муромцево – имение Храповицкого (специально для этого была построена железнодорожная ветка), но в силу сложившихся обстоятельств этого не произошло».

В 1906 г. Храповицкий решает еще достроить главный усадебный дом и приглашает какого-то архитектора, имя которого до сих пор неизвестно и, видимо, так и останется тайной. Он пристраивает к дому еще одно крыло, выполненное также в готическом стиле и представляющее собой массивную башню. Эта башня более мрачна и сильно выделяется в цельном архитектурном комплексе главного дома, построенного Бойцовым. Но нельзя не отметить, что неизвестный автор внес просто неповторимый вклад в это здание, сделав усадьбу уникальным несимметричным замком.

Несмотря на свой казалось бы небольшой возраст, об усадьбе ходят различные легенды. Говорят, что в 1880-х гг. граф Храповицкий, путешествуя по Франции, был в восторге от средневековых замков. У него родилась идея построить себе усадьбу на родине в таком же стиле, но сопровождавшие его французские друзья, разумеется, крайне тоже состоятельные люди, как-то задели графа, сказав, что у него ничего не получится. Оскорбленный Храповицкий заключил с французом пари, что обязательно построит замок. Итак, прошло несколько лет, замок он действительно построил, каков размах был у других построек тоже уже ясно... Одной из самых выдающихся построек усадьбы был скотный двор, выглядевший якобы как уменьшенная копия замка того самого француза, заключившего пари с Храповицким и некогда его обидевшим. Итак, француз прибывает в Муромцево, и Храповицкий подводит его к скотному двору.
- М-да, - сконфуженно сказал француз, - Пожалуй, вам удалось, в общих чертах, скопировать мое родовое гнездо.
- Рад это слышать! - ответил граф Храповицкий, - Но мое родовое гнездо находится чуть дальше, а здесь живут мои свинки!

На имя Храповицкого нередко приходили письма с просьбой о материальной помощи. Особенно часто в фондах архива встречались письма от семьи Литвиновых, с которой Храповицкий находился в дружеских отношениях. Чаще всего деньги просили на лечение и на поступление в учебные заведения.

Для обучения крестьянских детей Храповицким были построены две школы: начальная (четырехклассная) и музыкальная (по-другому, художественная). Обучение в обеих школах было бесплатным. Для школы было построено двухэтажное белокаменное здание. К сожалению, нам не удалось выяснить, каков был учительский состав. Около двух лет назад это здание было продано, и в настоящее время там проживают несколько армянских семей.

В 1890 г. Храповицкий открыл музыкальную школу на Бору, в которой велось обучение деревенских мальчиков игре на народных смычковых и духовых инструментах, а также хоровому пению. На средства Храповицкого были наняты учителя-специалисты, куплены музыкальные инструменты и, редкие по тем временам, ноты. Инструменты Храповицкий покупал только у лучших мастеров. Школа выпускала оркестрантов-профессионалов. Знаменитый оркестр Храповицкого, состоящий из выпускников музыкальной школы, играл не только в имении. Впоследствии музыкантов из имения с удовольствием принимали во Владимире, Москве, Петербурге. Музыкальная школа располагалась в деревянном здании.


Флигель для приезжающих в усадьбе Храпавицкого, Муромцево

Муромцево стало излюбленным местом времяпрепровождения близживущих и столичных родовитых семейств, а Владимир Семенович снискал себе славу хлебосольного и радушного хозяина. И не удивительно.
Для гостей устраивались лодочные прогулки, балы, салюты, иллюминация, различные игры. Приезжие с восхищением осматривали окружающую их миниатюрную копию Версаля: пруды, фонтаны, сады. Популярным развлечением было катание на лодках.
Зимой лодки, яхты и ботики хранились в сарае, а летом их доставали, чистили, красили, приводили в порядок к приезду гостей. На берегу пруда была устроена беседка для оркестра.

Театр


Театр

Театр представлял собой миниатюрную копию Мариинского театра, был выполнен из дерева. Зимой театр репетировал, а летом, с приездом зрителей, открывался очередной сезон. Лавровые деревца выставлялись в аллею, ведущую к театру.
В 1899 г. на сцене шли «Волчьи зубы» Алмазова и водевиль «Ямщики». Эти спектакли пользовались наибольшим успехом у публики. Среди актеров были в основном воспитанники музыкальной школы на Бору.
В антрактах гости слушали виртуозов-балалаечников. Храповицкий пытался спасать и распадающиеся театральные труппы, предоставляя им кров, содержание и место на сцене своего театра.
Не только спектаклями славился муромцевский театр, но и музыкальными вечерами, в программу которых входило исполнение классической музыки. Здесь бывали Нежданова, Собинов, Шаляпин. Храповицкий приглашал их в качестве гостей.

В имении устраивались шумные балы, которые по роскоши и по размаху не уступали столичным празднествам. И, конечно, охота: Храповицкий был страстным охотником, заражал гостей своим увлечением.
Наряду с охотой, Храповицкий занимался разведением собак. И поныне бытует легенда о так называемой «Собачьей горке» – кладбище для его четвероногих любимцев. Они было расположено рядом с дворцом. Люди говорят, что для собак граф заказывал отдельные мемориальные плиты из гранита.
Среди гостей имения числились как столичные аристократы, так и местные промышленники. Таким образом, граф, сохраняя столичный статус, не терял расположения здешних землевладельцев.

Храповицкие очень много времени и средств уделяли благотворительной деятельности, заботясь об улучшениях не только в своем имении, но и в целом по губернии. В 1895 г. В.С. Храповицкий был избран почетным членом Общества Святого Равноапостольного Великого князя Владимира.
Все, кто работал нa Храповицкого, вспоминают его как доброго, отзывчивого, но очень строгого и требовательного человека. За свое хорошее отношение он требовал исполнительности и преданности, но был щедр и отзывчив, чем и прославился в народе. Однако, все это ничуть не помешало тому же самому народу, без малейших угрызений совести, пустить своего благодетеля по миру.

В начале 1913 г. в Ликино открывается больница со стационаром и врач которой еженедельно посещает фельдшерский пункт в Муромцево.
В 1918 г. имение было национализировано. В этом же году вышло «Положение о заведовании и управлении имениями, имеющими общегосударственное значение и принятыми на учет губернскими комиссариатами земледелия».
В 1920 г. из муромцевской усадьбы был вывезен целый вагон ценностей, около 300 пудов, в губернский исторический музей. Часть живописных полотен и графических рисунков их коллекции Храповицкого в течение 1918, 1921, 1924 и вплоть до 1927 г. поступало в фонды Владимиро-Суздальского музея-заповедника, часть обстановки дворца и театра оказалась во Владимире, Гусь-Хрустальном, в различных учреждениях Судогды.

После отъезда Храповицких в эмиграцию во Францию (по косвенным данным — в 1921 г.), усадьба подверглась расхищению и осквернению. В 1921 г. в здании дворца был основан лесной институт, преобразованный вскоре в лесной техникум с агрономическим и лесохозяйственным отделениями. Учащимся показывали растения в дендрарии, парк был наглядным пособием по ведению садово-паркового хозяйства, породистые животные (кони, утки, лебеди, куры, свиньи и прочая живность) пропали без вести. В результате роста поселка площадь парка значительно уменьшилась и стала составлять менее 10 гектар. Последующее расширение посёлка Муромцево привело к сокращению площади парка в 5 раз, с 40 до почти 8 га. В течение 56 лет, пока лeсхозтехникум располагался во дворце, имение продолжало расхищаться и перестраиваться до неузнаваемости.
Конец 1980-х гг. можно считать переломным в жизни усадьбы — переезд техникума в 1977 г. в новое здание фактически предрешил судьбу главного усадебного дома и прилегающих построек, они оказались фактически бесхозными и брошенными на разграбление, стали ветшать и постепенно разрушаться. Два последующих пожара в замке завершили своё опустошительное дело — от внутреннего убранства ничего не осталось.
Сейчас постройки усадьбы Храповицкого находятся в полузаброшенном состоянии и медленно разрушаются. В наши дни "замок" стал довольно популярен, несмотря на свою обветшалость, главный усадебный дом привлекает сюда приезжих, туристов, романтиков и мечтателей. Люди тут не редкость, сюда едут, чтобы посмотреть на это чудо, пройтись по старому парку, посмотреть на заросшие каскады прудов, помечтать. Сейчас уже с трудом можно представить насколько тут было хорошо, но все же попытаться прочувствовать эту атмосферу вполне можно.

22 февраля 2012 г. инициативная группа граждан обратилась к кандидату в президенты Российской Федерации с просьбой изменить статус усадьбы Муромцево и других знаменитых усадеб России, с целью их восстановления.

2013 г. судогодским краеведом Натальей Знахуренко со ссылкой на издание 2010 г. книги Н. А. Дубовицкого (француза русского происхождения, краеведа) «Русский некрополь в Висбадене» найдена могила В.С. Храповицкого. Могила В. С. Храповицкого расположена на территории старинного русского кладбища в Висбадене, земля Гессен в Германии. Могила расположена на участке № 2, это простой деревянный крест, на котором указана и дата смерти 1858—1922 гг.
Жена — Храповицкая (урождённая Чигловокая) Елизавета Ивановна (ок. 1850 -(?)), дочь новгородского помещика, попечительница ночлежного приюта при Первом убежище петербургского общества «Ясли». Детей у супругов не было.
Оказывается, из Франции в Россию Храповицкая писала не единожды. Еще до 28-го г. в 1925-м г. Елизавета Ивановна обращалась за помощью к учёному и революционеру-народнику Николаю Александровичу Морозову. В этом письме она более подробно описала своё бедственное положение. Оказывается все эти годы оно хранилось в архиве Российской академии наук. Прочитать его удалось в виртуальном аналоге архива на сайте академии в фонде Николая Александровича Морозова". Из второго письма владимирские историки впервые узнали, что Елизавета Ивановна — на самом деле урожденая графиня Головина. До этого её называли дочерью Новгородского дворянина Чиглокова.
По последним сведениям Владимиро-Суздальского музея заповедника выяснилось, что Е.И. Храповицкая впоследствии вышла замуж за полковника Най-Пума (друга принца Синая Чакробона), который при крещении получил имя Николай Николаевич Пум, и вместе с ним в июле 1918 г. покинула Россию, уехав во Францию, а впоследствии возможно и в Англию. Данные сведения подтверждает и письмо внучки Чакробона Владимиро-Суздальскому музею заповеднику. Ею же в музей выслано единственное фото Е.И. Храповицкой.
В связи с тем, что жизненные пути Владимира и Елизаветы Храповицких разошлись ещё до их отъезда из страны, место захоронения Е. И. Храповицкой до сих пор неизвестно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: